Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к практической работе по теме "Прямые и плоскости в пространстве"»
комитет образования и науки Волгоградской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Волжский политехнический техникум»
Методические рекомендации
по подготовке и проведению
практического занятия
по теме:
Решение задач по теме «Прямые и плоскости в пространстве»
для специальности:
13.02.11
11.02.05
курс: 1
2016
Практическое занятие
Тема: Решение задач по теме: «Прямые и плоскости в пространстве».
Цели:
Образовательная: формирование у студентов умений применять полученные знания при выполнении задач стереометрии
Воспитательная: воспитание самостоятельности, творческого подхода к решению практических задач.
Развивающая: развитие логического мышления, навыков сравнительного анализа, пространственного мышления.
Оборудование:
Доска, компьютер, проектор, экран, индивидуальные карточки с заданиями, записи на доске.
Использование элементов педагогических технологий:
личностно – ориентированных;
информационно – коммуникативных;
развивающих;
проблемный диалог;
дифференцированный подход.
Результативность:
Формирование компетенций: ценностно- смысловой, учебно- познавательный, коммуникативный, личного самосовершенствования.
План занятия.
Подготовительный этап
Повторение теоретических знаний по теме «Прямые и плоскости в пространстве»
Изображение прямой, наклонной и их перпендикуляров на плоскость
Виды расположения прямой и плоскости
Изобразить треугольник (прямоугольник, параллелограмм, ромб и т.д) на плоскости
Повторение формул (т.Пифагора, площадей)
Теоретический этап
Студентам предлагается решить типовые задачи. (Приложение 1)
Практический этап
Раздаются карточки с заданиями( 10 вариантов)
Список литературы:
Г.Н. Яковлев. Алгебра и начала анализа, часть 1.-М.,Наука,1981.
Н.В. Богомолов. Практические занятия по математике.-М.,ВШ,1990.
Н.В. Богомолов, П.И. Самойленко. Математика.-М., Дрофа,2006.
И.А. Соловейчик, В.Т. Лисичкин. Математика.-М., ВШ, 1991.
Вариант 1.
Провести перпендикуляр к вершине прямого угла прямоугольного треугольника, лежащего в плоскости α.
Изобразить плоскость α. По оду сторону плоскости находятся точки А и В (на разном расстоянии от плоскости). Провести перпендикуляры из этих точек на плоскость α. Показать проекцию прямой АВ.
Стороны треугольника АВС равны 13см, 14см, 15см. Из вершины А, восстановлен к его плоскости перпендикуляр АD, равный 15 см. Найти площадь треугольника ВDС.
А и В – точки, расположенные по одну сторону плоскости α; АС и ВD- перпендикуляры на эту плоскость; АС = 19см, ВD=10см, СD=12 см. Вычислить расстояние между точками А и В.
____________________________________________________________
Вариант 2.
Из точки В не лежащей в плоскости опустить перпендикуляр в точку пересечения диагоналей ромба, лежащего в плоскости α.
Изобразить плоскость α. Прямая АВ пересекает эту плоскость. Провести перпендикуляры из точек на плоскость, указать проекцию прямой АВ.
Из вершины прямого угла, восстановлен перпендикуляр к его плоскости длиной 35 см. Найдите расстояние от кона перпендикуляра до гипотенузы, если катеты равны 15см и 20см.
А и В – точки, расположенные по одну сторону плоскости. АС и ВD- перпендикуляры на эту плоскость. АВ=20см, АС=27см. Вычислить расстояние между точками С и D.
_____________________________________________________________
Вариант 3.
В плоскости α лежит параллелограмм. Из точки не лежащей в этой плоскости провести перпендикуляр в точку пересечения диагоналей параллелограмма.
Изобразить плоскость α. Прямая АВ находится над плоскостью. Опустить перпендикуляры из точек А и В. Провести проекцию прямой АВ.
Стороны прямоугольника равны 9см и 8см. Из одной вершины прямоугольника восстановлен к его плоскости перпендикуляр, равный 12см. Найдите расстояние от конца перпендикуляра до остальных вершин прямоугольника.
Отрезок длиной 10см пересекает плоскость; концы его находятся на расстоянии 3см и 2 см от плоскости. Найти угол между данным отрезком и плоскостью.
_____________________________________________________________
Вариант 4.
В плоскости α лежит прямоугольный треугольник. Из точки, не лежащей в плоскости α, восстановить перпендикуляр к середине гипотенузы.
Из точки О к данной плоскости провести две прямые, которые пересекают эту плоскость. Опустить перпендикуляр из токи О к плоскости.
В равнобедренном прямоугольном треугольнике гипотенуза равна 12см. Перпендикуляр, проведенный из вершины прямого угла к плоскости треугольника, равен 12 см. Найдите расстояние от конца перпендикуляра к гипотенузе.
Из точки, отстоящей от плоскости на 10 см, проведены две наклонные, составляющие с плоскостью углы 30° и 45°; угол между их проекциями на эту плоскость равен 30°. Найти расстояние между основаниями наклонных.
_______________________________________________________________
Вариант 5.
В плоскости α лежит равнобедренный треугольник. Восстановить перпендикуляр из точки не лежащей в этой плоскости к любой вершине треугольника.
Из точки, не лежащей в плоскости α, провести наклонную к этой плоскости. Опустить перпендикуляр и указать проекцию наклонной.
Катеты прямоугольного треугольника равны 6см, 8см. Из середины гипотенузы восстановлен перпендикуляр, равный 12см. Найти расстояние от конца перпендикуляра до вершин треугольника.
Из точки к данной плоскости проведены две наклонные длиной 8см каждая; эти наклонные образуют с плоскостью углы 30°. Вычислить расстояние между концами наклонных, если угол между проекциями наклонных на эту плоскость равен 120°.
_______________________________________________________________
Вариант 6.
Из точки, не лежащей в плоскости α провести перпендикуляр в точку пересечения диагоналей квадрата, лежащего в этой плоскости.
Из концов отрезка, не лежащего в плоскости α, опустить перпендикуляры и указать проекцию отрезка на эту плоскость.
Из точки пересечения диагоналей прямоугольника восстановлен к его плоскости перпендикуляр, равный 21см. Найдите расстояние от конца перпендикуляра до вершин прямоугольника, если стороны прямоугольника равны 12см и 16см.
Из концов отрезка АВ равного 26см, находящегося вне плоскости α, опущены на эту плоскость перпендикуляры АС и ВD. Найдите длину проекции отрезка АВ на плоскость α, если АС=32см, ВD=22см.
____________________________________________________________
Вариант 7.
Провести перпендикуляр из точки, не лежащей в плоскости α к вершине квадрата, лежащего в плоскости α.
Отрезок пересекает плоскость α в точке А. Опустите перпендикуляры из концов отрезка на плоскость и укажите проекцию этого отрезка.
Высота прямоугольного треугольника ABC, опущенная на гипотенузу, равна 9,6. Из вершины C прямого угла восставлен к плоскости треугольника ABC перпендикуляр CM, причем CM = 28. Найдите расстояние от точки M до гипотенузы AB.
Из точки, отстоящей от плоскости на расстоянии 8см, проведены две наклонные под углом 45° к плоскости, а из проекции составляют между собой угол в 120°. Вычислите расстояние между концами наклонных.
______________________________________________________________
Вариант 8.
Отрезок параллелен плоскости α. Опустить перпендикуляры из концов отрезка на эту плоскость и провести проекцию.
Из вершины прямого угла прямоугольного треугольника восстановить перпендикуляр к плоскости этого треугольника.
Катеты прямоугольного треугольника АВС равны 15см и 20 см. Из вершины прямого угла С проведен отрезок СК перпендикулярный плоскости этого треугольника, СК=16см. Найти расстояние от точки К до гипотенузы АВ.
Из точки М, лежащей вне плоскости, проведены к этой плоскости перпендикуляр длиной 15см и наклонная длиной 25см. найдите проекцию наклонной на эту плоскость.
______________________________________________________________
Вариант 9.
Провести перпендикуляр из точки, не лежащей в данной плоскости к вершине параллелограмма лежащего в этой плоскости.
Отрезок АС пересекает плоскость α в точке О. Провести перпендикуляры из концов отрезка к плоскости и указать проекцию прямой.
Из концов отреза АВ=20см, находящегося вне плоскости α, опущены на эту плоскость перпендикуляры АD и ВС. Найдите длину проекции отрезка АВ на плоскость α, если ВС=29см, АD=17см.
Катеты прямоугольного треугольника равны 30см и 40см. Из вершины прямого угла С к плоскости треугольника восстановлен перпендикуляр КС=24см. Найти расстояние от точки К до гипотенузы.
_________________________________________________________________
Вариант 10.
Из точки, не лежащей в плоскости, проведены две наклонные. Опустить из этой точки перпендикуляр к данной плоскости и указать проекции этих наклонных.
Из точки, не лежащей в плоскости α, опустить перпендикуляр к вершине многоугольника, лежащего в этой плоскости.
Концы данного отрезка длиной 50см отстоят от плоскости на 30см и 44см. Найдите проекцию этого отрезка на плоскость.
Из вершины прямого угла прямоугольного треугольника с катетами 6см и 8см провести перпендикуляр длиной 16см к плоскости треугольника. Найдите расстояние от концов перпендикуляра до гипотенузы.
________________________________________________________________
Вариант 11.
Провести перпендикуляр к вершине прямого угла прямоугольного треугольника, лежащего в плоскости α.
Изобразить плоскость α. По оду сторону плоскости находятся точки А и В (на разном расстоянии от плоскости). Провести перпендикуляры из этих точек на плоскость α. Показать проекцию прямой АВ.
Стороны треугольника АВС равны 13см, 14см, 15см. Из вершины А, восстановлен к его плоскости перпендикуляр АD, равный 15 см. Найти площадь треугольника ВDС.
А и В – точки, расположенные по одну сторону плоскости α; АС и ВD- перпендикуляры на эту плоскость; АС = 19см, ВD=10см, СD=12 см. Вычислить расстояние между точками А и В.
Вариант 12.
Из точки В не лежащей в плоскости опустить перпендикуляр в точку пересечения диагоналей ромба, лежащего в плоскости α.
Изобразить плоскость α. Прямая АВ пересекает эту плоскость. Провести перпендикуляры из точек на плоскость, указать проекцию прямой АВ.
Из вершины прямого угла, восстановлен перпендикуляр к его плоскости длиной 35 см. Найдите расстояние от кона перпендикуляра до гипотенузы, если катеты равны 15см и 20см.
А и В – точки, расположенные по одну сторону плоскости. АС и ВD- перпендикуляры на эту плоскость. АВ=20см, АС=27см. Вычислить расстояние между точками С и D.
______________________________________________________________
Вариант 13.
В плоскости α лежит параллелограмм. Из точки не лежащей в этой плоскости провести перпендикуляр в точку пересечения диагоналей параллелограмма.
Изобразить плоскость α. Прямая АВ находится над плоскостью. Опустить перпендикуляры из точек А и В. Провести проекцию прямой АВ.
Стороны прямоугольника равны 9см и 8см. Из одной вершины прямоугольника восстановлен к его плоскости перпендикуляр, равный 12см. Найдите расстояние от конца перпендикуляра до остальных вершин прямоугольника.
Отрезок длиной 10см пересекает плоскость; концы его находятся на расстоянии 3см и 2 см от плоскости. Найти угол между данным отрезком и плоскостью.
_____________________________________________________________
Вариант 14.
В плоскости α лежит прямоугольный треугольник. Из точки, не лежащей в плоскости α, восстановить перпендикуляр к середине гипотенузы.
Из точки Х к данной плоскости провести две прямые, которые пересекают эту плоскость. Опустить перпендикуляр из токи Х к плоскости.
В равнобедренном прямоугольном треугольнике гипотенуза равна 12см. Перпендикуляр, проведенный из вершины прямого угла к плоскости треугольника, равен 12 см. Найдите расстояние от конца перпендикуляра к гипотенузе.
Из точки, отстоящей от плоскости на 10 см, проведены две наклонные, составляющие с плоскостью углы 30° и 45°; угол между их проекциями на эту плоскость равен 30°. Найти расстояние между основаниями наклонных.
______________________________________________________________
Вариант 15.
В плоскости α лежит равнобедренный треугольник. Восстановить перпендикуляр из точки не лежащей в этой плоскости к любой вершине треугольника.
Из точки, не лежащей в плоскости α, провести наклонную к этой плоскости. Опустить перпендикуляр и указать проекцию наклонной.
Катеты прямоугольного треугольника равны 6см, 8см. Из середины гипотенузы восстановлен перпендикуляр, равный 12см. Найти расстояние от конца перпендикуляра до вершин треугольника.
Из точки к данной плоскости проведены две наклонные длиной 8см каждая; эти наклонные образуют с плоскостью углы 30°. Вычислить расстояние между концами наклонных, если угол между проекциями наклонных на эту плоскость равен 120°.