СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации к проведению занятия в учреждении дополнительного образования детей

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как подготовить и провести занятие в учреждении дополнительного образования детей.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к проведению занятия в учреждении дополнительного образования детей»

Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

«Дворец детского (юношеского) творчества»








Белкина Л.Э.

методист







Методические рекомендации

к проведению занятия в учреждении дополнительного образования детей





























г. Ефремов

2015г.


Учебное занятие в системе дополнительного образования представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, к которому предъявляется ряд различных требований. Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия, которая должна содержать:

• тему занятия и план ее изложения;

• цели и задачи занятия;

• задания, карточки, вопросы и т.п.;

• задания для самостоятельной работы, закрепления знаний и умений.

Как известно, изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:

• изучение нового материала;

• применение знаний на практике, формирование практических умений;

• контроль знаний.

В соответствии с этим по главной дидактической цели различаются следующие типы учебных занятии:

• изучение, усвоение нового материала (лекция, объяснение, демонстрация и др.);

• закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение упражнения, решение задач, контрольные, лабораторные работы и др.);

• самостоятельное применение знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.).

Структура различных типов занятий

Тип занятия

Основные элементы структуры занятия

Комбинированное занятие

  • Организационная часть

  • Проверка знаний ранее изученного материала и выполнение домашнего задания.

  • Изложение нового материала.

  • Первичное закрепление новых знаний, применение их на практике

Занятие сообщения и усвоения новых знаний

  • Организационная часть

  • Изложение нового материала и закрепление его.

Занятие повторения и обобщения полученных знаний

  • Организационная часть

  • Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение

  • обучающимися заданий и решения задач.

  • Анализ ответов и оценка результатов работы,

  • исправление ошибок.

  • Подведение итогов.

Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков

  • Организационная часть

  • Определение и разъяснение цели занятия. Воспроизведение обучающимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.

  • Сообщение и содержание задания,  инструктаж его выполнения.

  • Самостоятельная работа обучающихся под руководством педагога.

  • Обобщение и оценка выполненной работы.

Занятие применения знаний, умений и навыков

  • Организационная часть

  • Определение и разъяснение целей занятия. Установление связи с ранее изученным материалом.

  • Инструктаж по выполнению работы. Самостоятельная работа обучающихся, оценка ее результатов.


К каждому типу учебного занятия предъявляются специфические требования, но можно выделить общие критерии анализа современного занятия:

Результативность

• Экономное расходование времени занятия;

•объем, прочность знаний и умений;

•положительный уровень межличностных отношений;

•вклад в формирование личностных качеств воспитанника


Структура занятия

Совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами учебного занятия, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность. Особое внимание поиску оптимальных



Необходимые условия

Соответствие содержания и методов обучения таким, как:

• комплексное планирование дидактических и воспитательных задач;

• выделение в содержании занятия главного;

•определение последовательности и оптимальное распределение времени;

•дифференцированный и индивидуальный подход;

•создание необходимых материально-технических условий

Активизация познавательной деятельности детей

Такая организация познавательной деятельности детей, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных операций и практических действий (проблемные методы обучения, самостоятельные работы и др.)

Самостоятельность и творчество


• Создание условий для самостоятельной работы;

•обучение приемам самостоятельной работы;

•обучение самостоятельному применению знаний и умений


Превратить учебное занятие в живое, заинтересованное решение проблем можно с помощью:

• подачи учебного материала на высоком уровне наряду с организацией работы детей, учитывая их развитие и возможности, и в приемлемом темпе;

• четкого, структурного, поэтапного объяснения учебного материала или обучения практической операции;

• установки не на запоминание учебной информации, а на смысл и практическую значимость полученных знаний;

• обязательной организации обратной связи, которую можно осуществить по ходу объяснения новой темы, после ее изучения и как итоговую проверку;

• создания оптимальных условий для самообразования, развития творческого потенциала ребенка, а также реализации индивидуального подхода на каждом учебном занятии (выяснение целей и возможностей, творческого потенциала каждого воспитанника на основе знания способностей, потребностей и склонностей).

Технологическая схема современного занятия обладает большой вариативностью, но подчинена основной задаче — воспитать веру ребенка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности, научить радоваться общению с педагогом и друзьями. Правильно составленная технологическая схема позволит определить место каждого занятия в учебном курсе и позволит ответить на следующие вопросы:

1. Какие цели (новые знания, умения, навыки) должны быть достигнуты при изучении данной темы?

2. Какие организационные формы обучения соответствуют содержанию учебного материала и уровню подготовки детей?

3. Какую роль играет данная тема в учебном курсе?

4. Какими знаниями, умениями, навыками овладеют дети в результате изучения темы?

5. Какие формы контроля знаний, умений и навыков целесообразны?

Постоянный перевод воспитанника из зоны его настоящего в зону ближайшего развития является основным показателем эффективности учебного занятия.

Основные требования к построению современных учебных занятий:

• создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности воспитанников;

• целесообразное расходование времени занятия;

• применение разнообразных методов и средств обучения;

• высокий уровень межличностных отношений между педагогом и воспитанниками;

• практическая значимость полученных знаний и умений.

С точки зрения принципа саморазвития методы обучения характеризуются постоянным смещением акцентов с репродуктивных на продуктивные.

Разнообразию содержания и методов обучения дополнительного образования отвечает живое разнообразие организационных форм учебного процесса. С точки зрения принципа саморазвития, формы обучения характеризуются постоянным смещением акцентов с фронтальных на индивидуальные и групповые (в том числе разновозрастные).

Широко используются методы и организационные формы, основанные на общении, диалоге педагога и воспитанников, развитии творческих способностей.

Формы проведения:

  • групповые, мелкогрупповые, индивидуальные занятия;

  • сводные занятия нескольких групп;

  • постановочную работу с избранным контингентом воспитан­ников;

  • работу с солистами;

  • концертную деятельность;

  • выездную практику.


Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе


Лекция


Устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность воспитанников.

Семинар


Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога; формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений


Дискуссия


Всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.

Конференция



Собрание, совещание представителей различных организаций ; обсуждения и решения каких-либо вопросов; прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности

Экскурсия


Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие наглядные представления.

Экспедиция


Поездка группы со специальным заданием; решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата вне аудиторных условий.

Туристический поход


Передвижение группы людей с определенной целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития

Учебная игра


Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.


К нетрадиционным формам учебных занятий относятся:

• интегрированные занятия, основанные на связях различных областей знаний;

• занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины и т.п.;

•занятия, основанные на методах общественной практики: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, митинг, бенефис, устный журнал, газета и др.;

• занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация, исповедь и др.;

• занятия-фантазии: сказка, сюрприз, приключение и др.

•занятия, основанные на имитации общественной деятельности: суд, следствие, ученый совет, парламент и др.









Характеристика нетрадиционных форм организации деятельности детей


Презентация предмета, явления, события, факта

Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях


Социодрама

Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев;

ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений


Защита проекта

Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем


Философский стол

Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни — «Свобода и долг», «Человек и природа» и т. п.


Чаепитие

Обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает

«Крепкий орешек»

Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений

День добрых сюрпризов

Упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость

Конверт вопросов

Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке

Выпускной ринг

Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания;

формирование умения взаимодействовать с людьми


Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом возрастных психологических особенностей обучающихся, цели и задач образовательной программы, специфики предмета и других факторов. Наиболее общими в дополнительном образовании могут быть следующие формы:


Дошкольный и младший

школьный возраст

Средний школьный возраст

Старший школьный возраст

Беседа с игровыми элементами

Лекция

Проблемная лекция

Сказка

Учебная игра

Пресс-конференция

Сюжетно-ролевая игра

Творческий проект

Практические занятия

(лабораторная работа)

Игра-путешествие

Конкурс (КВН)

Семинар

Игра-имитация

Заочная экскурсия

Тематическая дискуссия

Соревнования, состязания и др.

Тематические задания по подгруппам

Групповая консультация

Защита творческой работы

Деловая игра: презентация (вида деятельности, выставки т.п.)


В основе многообразных форм учебных занятий имеются общие характеристики:

• каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;

• любое учебное занятие имеет определенную структуру, т. е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;

• построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, зависящей от его цели и типа.


Общие требования к постановке цели и задач занятия

  • Задачи ставятся, исходя из целей и назначения всего процесса образования. Задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного.

  • Задачи должны соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой образовательной деятельности.

  • Задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность проверить (самопроверить) их выполнение.

  • Формулировка задач должна быть максимально краткой, но полной (развернутой во времени и пространстве).

  • Задачи лучше поставить в определенной последовательности (классифицировать).

  • В формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий основные действия педагога и воспитанников (оказать, отработать, освоить, организовать и пр.).

  • Важным принципом постановки задач является учет возрастных особенностей развития воспитанников.


Комплексное планирование задач учебного занятия (по М. Поташнику)

Каждое занятие включает в себя решение обучающих, развивающих и воспитательных задач.

Обучающие задачи.

К числу обучающих задач относят формирование теоретических знаний, характерных для данного вида деятельности:

- обеспечить в ходе занятия усвоение (повторение, закрепление) следующих основных понятий, законов, теорий, терминов и т.д.

или

- обеспечить в ходе выполнения заданий усвоение (закрепление) следующих движений, (операций, технологий, способов изготовления)

или

- сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения...

Развивающие задачи.

Задачи чаще всего связаны с психологическим развитием ребенка.

- способствовать развитию познавательных способностей: внимание, память, мышление

или

- создать условия для развития...

или

- способствовать (содействовать) развитию эмоций, чувств ребенка (радости, сопереживания), развитию мимики ребенка

или

- способствовать развитию волевых качеств (настойчивость, целеустремленность, решительность),

или

- способствовать развитию творческих способностей (фантазии, воображения).

Воспитательные задачи.

Задачи направлены на развитие личностных качеств ребенка, нравственности.

- содействовать решению задач трудового воспитания (гигиена труда, культура труда и т.д.), патриотизма, гигиенических качеств, формированию ЗОЖ и др.


Примеры конструирования задач занятия с учетом возраста детей (авторы: Е.В. Авдеева, Е.Г. Метелева, Н.Б. Новоселова)

Обучающие задачи направлены на освоение воспитанниками системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков.

Примеры обучающих действий педагога: познакомить, научить, учить, изучить, повторить, закрепить, дать основы, научить сравнивать, анализировать, высказывать, применять, создавать, систематизировать, свободно оперировать понятиями и т.д.

Воспитательные задачи направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности.


Возраст

Действие

Качества

младший школьный

возраст

воспитывать

Любовь к малой родине:

● к родному дому, школе, семье, двору, микрорайону, городу

Доброжелательное отношение к окружающим:

●соблюдение правил этикета,

●доброжелательность, дружелюбие,

●готовность сотрудничать,

●вежливость

Умение заботиться:

●доброту,

●искренность,

●чуткость,

●общительность,

●стремление помочь, отзывчивость

формировать

Положительную самооценку

Потребность в самоорганизации:

●аккуратность,

●бережливость,

●трудолюбие,

●сдержанность,

●основы самоконтроля,

●скромность,

●самостоятельность,

●умение доводить начатое дело до конца,

●настойчивость, выдержку

Потребность в здоровом образе жизни:

●умение видеть прекрасное,

●гигиенические знания и умения,

●оптимизм,

●доброжелательное отношение к труду,

●культура труда.

Подростки

воспитывать

Гражданские качества личности:

●интерес к общественной жизни,

● стремление помогать ,

● патриотизм,

● активную жизненную позицию,

● критичность,

● оптимизм,

● общественную активность,

● чувство долга,

● предприимчивость

формировать

Положительную «Я-концепцию»:

● умение аргументировать свою позицию,

● положительную самооценку,

● самокритичность,

● оптимизм,

● уверенность в себе,

● лидерские качества,

● умение сопереживать

Потребность в саморегуляции:

● ответственность,

● самоконтроль,

●рассудительность,

● тактичность,

● терпимость,

●самостоятельность,

● умение адаптироваться к новым условиям,

● умение прогнозировать собственную деятельность,

● умение организовать свою деятельность и анализировать её

Потребность в здоровом образе жизни:

● разнообразие интересов,

● осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе

старшеклассники

формировать

Положительную мотивацию на культуру жизнедеятельности:

● уважительное отношение к людям,

● общественную активность,

● интерес к культуре и истории России,

● стремление принести пользу обществу,

● понимание личного и общественного значения труда,

● осознание личной и общественной значимости образования (знаний),

● потребность к самопознанию,

● умение ставить цели и реализовывать их,

● осознание значимости результата

Потребность в общении в контексте культуры:

●умение идти на компромисс,

● тактичность, терпимость, толерантность,

●умение доказать свою точку зрения,

●умение выходить из конфликтных ситуаций,

● знание этики семейных отношений,

● умение организовать культурный досуг

способствовать

Личностному и профессиональному самоопределению:

● формированию потребности в достижении цели (личностной и общественнозначимой),

● самовоспитанию,

● формированию умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии,

● формированию профессионально важных качеств личности,

● оценке и коррекции профессиональных планов воспитанников

Развивающие задачи направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков

ребенка.

Возраст

воспитанников

Примеры формулировки развивающих задач

Младший школьный

возраст

● развивать психические процессы (внимания, памяти, речи, восприятия, мышления, воображения), познавательный интерес,

● развивать эмоциональную сферу,

● развивать творческие способности – формировать рефлексивные умения (умение разумно и объективно посмотреть на себя со стороны, проанализировать свои суждения и поступки: почему он это сделал?),

● развивать любознательность, чувство удовлетворения при успехах и неудовлетворения при неудачах,

● развивать гибкость, логичность мышления, доказательность суждений,

● развивать эстетические чувства

Подростки

● развивать самосознание,

● развивать интерес к познавательной деятельности,

● развивать умения самовыражаться, самоутверждаться,

● развивать творческие способности,

● формировать способы социального взаимодействия,

● развивать коммуникативные способности, умение жить в коллективе

Старшеклассники

● развивать познавательные и профессиональные интересы,

● развивать способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы,

● формировать рефлексивный тип мышления (умение провести адекватный самоанализ своих умений, качеств, поступков),

● развивать самосознание,

● развивать творческие способности



При проведении занятия каждый педагог должен иметь план занятия: опытный - краткий (сжатый), начинающий – более развернутый. Наличие подробных планов-конспектов необходимо в случаях, если педагогом проводится открытое занятие.

Количество этапов учебного занятия зависит от его типа и места в образовательном процессе, а так же, выбранной педагогом, формы проведения. В современной педагогике выделяют более 10 возможных этапов учебного занятия:

  • организационный этап,

  • проверочный этап,

  • подготовительный этап,

  • этап актуализации имеющихся у детей знаний,

  • этап работы по новому материалу,

  • этап первичного закрепления полученных знаний, умений и навыков,

  • этап повторения изученного материала,

  • этап обобщения пройденного материала,

  • этап закрепления новых знаний, умений и навыков,

  • физкультминутка или этап релаксации,

  • контрольный этап,

  • итоговый этап,

  • этап рефлексии,

  • информационный этап.



Образец оформления конспекта занятия в УДОД


ФИО педагога__________________________

Объединение ___________________________

Тема занятия ____________________________

Место занятия в учебном курсе________________

Общие сведения о занятии: тип, форма проведения____________________________-

Цель: (одна, в границах темы занятия - это заранее запрограммированный результат, который должен быть достигнут педагогом и обучающимися в конце занятия)

Задачи:

-образовательная (согласно теме по программе дополнительного образования)

-развивающая

-воспитывающая

Предварительная работа: (если была проведена)

Приоритетные образовательные области: (перечисление образовательных областей, на которых построена образовательная деятельность, согласно ФГТ или ФГОС )

Интеграция образовательных областей: (перечисление образовательных областей, на которых построена образовательная деятельность согласно ФГТ или ФГОС)

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, продуктивная и т.д. (перечислить виды деятельности)

Метапредметные  результаты (по А.Г.Асмолову) включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. (Приложение 1)
Оборудование: (атрибуты, инвентарь, материалы и т.д.)

Методы обучения (делятся на три группы: словесные, наглядные, практические) (Приложение 2)


Структура учебного занятия (например):


Этап занятия.


Время


1.


Вводная часть.


5 минут.


2.


Основная часть.


35 минут.


3.


Подведение итогов.


5 минут.


Ход занятия (содержание занятия):

Пример таблицы:


Этап занятия.

Задачи этапа

Содержание

этапа занятия.

Результат

1.

Вводная часть













Организация начала

занятия.


Подготовка детей к работе на занятии:


Организация начала занятия,

Создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания

Восприятие

Сообщение темы и плана занятия

(постановка задач).






2.

Основная часть








Проверка имеющихся знаний, умений и навыков. Определение готовности к изучению новой темы.

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция


Здесь приводятся вопросы, задания или другие

проверочные работы. (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия

Самооценка, оценочная деятельность педагога







Коррекция результатов проверки знаний и умений.




Упражнения на коррекцию

результатов проверки (по необходимости, но обязательно предусмотреть)



Подготовительный (подготовка к новому содержанию)

Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности

Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям)

Осмысление возможного начала работы


Знакомство с новым

материалом

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения

Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей

Представляется краткий конспект данной части занятия

Освоение новых знаний


Закрепление новых знаний, способов действий и их применение



Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения

Описание всех выполняемых заданий с указанием времени

выполнения каждого или

количества раз.

Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми


Осознанное усвоение нового материала

3.

Подведение итогов





Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостного представления знаний по теме

Использование бесед и практических заданий

Осмысление выполненной работы


Первичная проверка понимания изученного

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция

Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием

Осознанное усвоение нового учебного материала


Контрольный

Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий

Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского)

Рефлексия, сравнение результатов собственной деятельности с другими, осмысление результатов


Итоговый

Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы

Педагог совместно с детьми подводит итог занятия

Самоутверждение детей в успешности


Рефлексивный

Мобилизация детей на самооценку

Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы

Проектирование детьми собственной деятельности на последующих занятиях


Информационный

Обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия

Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий

Определение перспектив деятельности


К конспекту прилагается список используемой литературы, интернет-ресурсов


При проведении открытого занятия прилагается самоанализ проведенного занятия (Приложение 3)











Приложение 1


Метапредметные  результаты (по А. Г. Асмолову) включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Личностные универсальные учебные действия  - действия, с помощью которых обучающиеся определяют ценности и смыслы учения:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

  • смыслообразование;

  • нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся организуют учебную деятельность:

  • целеполагание;

  • планирование;

  • прогнозирование;

  • контроль;

  • коррекция;

  • оценка;

  • саморегуляция.

Познавательные  универсальные учебные действия -    действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют процесс познания:

  • общеучебные универсальные действия (самостоятельное формулирование познавательной

цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и др.);

  • логические (анализ; синтез;  доказательство; выбор оснований и критериев для сравнения

  • постановка и решение проблемы.

Коммуникативные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • постановка вопросов;

  • разрешение конфликтов;

  • управление поведением партнера;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и


условиями коммуникации.

Приложение 2

Методы организации занятия в детском творческом объединении в ОУДОД:


  • репродуктивный;

  • словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог,

консультация.

  • методы практической работы;

  • метод наблюдения: запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, сигналов,

фото-, видеосъемка, проведение замеров;

  • исследовательские методы: проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты,

опытническая работа на участке.

  • методы проблемного обучения: эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов;

объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций:

постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение

проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;

  • проектно-конструкторские методы: создание произведений декоративно-прикладного

искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;

  • метод игры: игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные,

компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-

путешествие, ролевая игра, деловая игра;

  • наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы,

чертежи, графики; демонстрационные материалы;




































Приложение 3

Схема самоанализа занятий

Каждый педагог дополнительного образования, организуя учебное занятие, должен уметь провести его самоанализ. Примерная схема самоанализа занятия выглядит следующим образом:


  1. Общие сведения о занятии:

  • краткая характеристика группы (детского коллектива): состав, возраст, год обучения, способности и возможности, ожидаемые результаты;

  • оснащенность занятия: средства обучения, наглядные пособия, технические средства и др.

  1. Тема занятия:

  • место в учебном курсе;

  • степень сложности в целом и для данной группы в частности.

  1. Цель занятия:

  • образовательный, воспитательный и развивающий аспекты.

  1. Содержание занятия:

  • соответствуют ли цели занятия;

  • проведена ли его дидактическая обработка;

  • развивает ли творческие способности обучающихся;

  • способствовало ли развитию интереса к обучению;

  • формированию каких знаний и умений способствует.

  1. Тип занятия:

  • какой тип занятия избран;

  • как осуществляется связь с предыдущими занятиями.

  1. Структура занятия:

  • этапы занятия;

  • их последовательность;

  • как обеспечивалась целостность занятия.

  1. Методы обучения:

  • соответствуют ли цели занятия;

  • в какой мере обеспечивали развитие познавательной активности обучающихся;

  • какова их эффективность.

  1. Система работы педагога:

  • умение организовать работу обучающихся;

  • управление группой;

  • определение объема учебного материала;

  • поведение педагога на занятии (эмоциональность, характер общения и др.);

  • роль педагога в создании микроклимата на занятии.

  1. Система работы обучающихся:

  • организованность, активность;

  • отношение к педагогу, к предмету, уровень усвоения знаний и умений;

  • умение творчески применять знания и умения.

  1. Общие результаты занятия:

  • выполнение запланированного объема;

  • степень реализации цели занятия;

  • общая оценка результатов и эффективности занятия;

  • саморекомендации по улучшению качества учебного занятия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!