СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации. Как создать рабочую программу по истории и обществознанию.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Методические рекомендации.Как создать рабочую программу по истории и обществознанию" познакомит с требованиями к созданию рабочих программ.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации. Как создать рабочую программу по истории и обществознанию.»

Методические рекомендации.  Как составить рабочую программу по истории и обществознанию. Автор : Разводова Елена Владимировна учитель истории и обществознания МБОУ « Ключевская ООШ» 26.08.2015г

Методические рекомендации. Как составить рабочую программу по истории и обществознанию.

Автор : Разводова Елена Владимировна учитель истории и обществознания МБОУ « Ключевская ООШ»

26.08.2015г

ПЛАН Нормативно-правовое обоснование. Технология создания рабочей программы. Общая характеристика учебного предмета

ПЛАН

  • Нормативно-правовое обоснование.
  • Технология создания рабочей программы.
  • Общая характеристика учебного предмета

Качественное планирование образовательного процесса –  залог успешной деятельности учителя .

Качественное планирование образовательного процесса – залог успешной деятельности учителя .

Часть1. Нормативно-правовое обеспечение .

Часть1.

Нормативно-правовое обеспечение .

Рабочая программа – нормативно-управленческий документ конкретного образовательного учреждения, который должен обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования; – инструмент , с помощью которого учитель определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с результатами, определенными ФГОС .

Рабочая программа

нормативно-управленческий документ конкретного образовательного учреждения, который должен обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;

инструмент , с помощью которого учитель определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с результатами, определенными ФГОС .

НЕОБХОДИМОСТЬ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЗАКРЕПЛЕНА ДОКУМЕНТАМИ:  ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2012 г. N 273-ФЗ

НЕОБХОДИМОСТЬ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЗАКРЕПЛЕНА ДОКУМЕНТАМИ:

  • ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2012 г. N 273-ФЗ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ст. 28, 47, 48)

  • ФГОС ООО - СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВКЛЮЧАЕТ ПРОГРАММЫ ОТДЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, КУРСОВ .
29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации:    Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации 2. Образовательные организации свободны в  определении  содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.  3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:   6)  разработка и утверждение образовательных программ  образовательной организации

29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации: Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации

Статья 47. Правовой статус педагогических работников.  Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации  (п. 3)  3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);  4) право на выбор учебников , учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;  5) право на участие в разработке образовательных программ , в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации (п. 3)

  • 3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

  • 4) право на выбор учебников , учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

  • 5) право на участие в разработке образовательных программ , в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников 1. Педагогические работники обязаны: осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

1. Педагогические работники обязаны:

  • осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой
Права, обязанности и ответственность составителя рабочей программы. Составитель рабочей программы имеет право самостоятельно : расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки; раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте и Примерной программе; конкретизировать и детализировать темы; устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять учебный материал по годам обучения;

Права, обязанности и ответственность составителя рабочей программы.

Составитель рабочей программы имеет право самостоятельно :

  • расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки;
  • раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте и Примерной программе;
  • конкретизировать и детализировать темы;
  • устанавливать последовательность изучения учебного материала;

распределять учебный материал по годам обучения;

Права, обязанности и ответственность составителя рабочей программы  Составитель рабочей программы имеет право самостоятельно распределять время, отведённое на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов ОУ; конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися; выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся

Права, обязанности и ответственность составителя рабочей программы Составитель рабочей программы имеет право самостоятельно

  • распределять время, отведённое на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов ОУ;
  • конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися;
  • выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся
Права, обязанности и ответственность составителя рабочей программы Обязанности: Составить рабочую программу в соответствии с Локальным актом ОУ (2 экземпляра). Провести согласование и утверждение рабочей программы. Заполнять прохождение тем в классном журнале в соответствии с рабочей программой.  Ответственность: Учитель несёт ответственность за реализацию в полном объёме рабочей программы, как в часах, так и в темах. Администрация ОУ несет ответственность за создание условий для реализации рабочей программы в полном объеме

Права, обязанности и ответственность составителя рабочей программы

Обязанности:

  • Составить рабочую программу в соответствии с Локальным актом ОУ (2 экземпляра).
  • Провести согласование и утверждение рабочей программы.
  • Заполнять прохождение тем в классном журнале в соответствии с рабочей программой.

Ответственность:

  • Учитель несёт ответственность за реализацию в полном объёме рабочей программы, как в часах, так и в темах.
  • Администрация ОУ несет ответственность за создание условий для реализации рабочей программы в полном объеме
Рабочая программа учителя  в структуре ООП

Рабочая программа учителя в структуре ООП

Аттестация педагогических работников. Экспертный лист оценки уровня квалификации педагогического работника. 5. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений. Рабочая программа учителя предполагает решение воспитательных задач. Рабочая программа учителя составлена с учетом нормативных требований, темпа усвоения материала, преемственности и др. моментов, повышающих ее обоснованность.

Аттестация педагогических работников.

Экспертный лист

оценки уровня квалификации педагогического работника.

5. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений.

  • Рабочая программа учителя предполагает решение воспитательных задач.
  • Рабочая программа учителя составлена с учетом нормативных требований, темпа усвоения материала, преемственности и др. моментов, повышающих ее обоснованность.
Часть 2. Технология создания рабочей программы.

Часть 2.

Технология создания

рабочей программы.

Рабочая учебная программа – это документ, созданный учителем, дающий представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета в данном общеобразовательном учреждении. (по О.Г. Важновой)

Рабочая учебная программа

это документ, созданный учителем, дающий представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета в данном общеобразовательном учреждении.

(по О.Г. Важновой)

К рабочим программам относятся:  программы по учебным предметам; программы дополнительного образования; программы элективных курсов; программы факультативных занятий.

К рабочим программам относятся:

  • программы по учебным предметам;
  • программы дополнительного образования;
  • программы элективных курсов;
  • программы факультативных занятий.
Что значит составить рабочую учебную программу по предмету?  Это значит переработать и модифицировать существующие примерные программы, с этой целью: сравнить содержание примерных программ и содержание ФГОС; сравнить содержание авторских программ с содержанием Примерных программ и содержанием ФГОС; выявить расхождения, зафиксировать их; добавить на ваше усмотрение собственные разделы или расширить тот или иной раздел, включив в него дополнительные дидактические единицы; перераспределить часы на темы и разделы - составить рабочую программу согласно структуре .

Что значит составить рабочую учебную программу по предмету?

Это значит переработать и модифицировать существующие примерные программы, с этой целью:

  • сравнить содержание примерных программ и содержание ФГОС;
  • сравнить содержание авторских программ с содержанием Примерных программ и содержанием ФГОС;
  • выявить расхождения, зафиксировать их;
  • добавить на ваше усмотрение собственные разделы или расширить тот или иной раздел, включив в него дополнительные дидактические единицы;
  • перераспределить часы на темы и разделы - составить рабочую программу согласно структуре .
СТАНДАРТ ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

СТАНДАРТ

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

Алгоритм разработки рабочей программы  Сопоставить ФГОС с содержанием примерной программы  Дополнить  рабочую программу темами, вопросами, содержащимися в ФГОС, но не включенными в примерную программу.  Внести дополнения в соответствии с требованиями регионального и школьного компонента.  Провести организацию и структурирование отобранного содержания.  Разработать новый календарно-тематический план  Определить результаты усвоения программы (УУД).  Согласовать рабочую программу с наличием учебников, дидактического материала и других компонентов УМК.  Составить пояснительную записку.  Оформить рабочую программу соответствующим образом и согласовать в установленном порядке.  Утвердить рабочую программу .

Алгоритм разработки рабочей программы

  • Сопоставить ФГОС с содержанием примерной программы
  • Дополнить рабочую программу темами, вопросами, содержащимися в ФГОС, но не включенными в примерную программу.
  • Внести дополнения в соответствии с требованиями регионального и школьного компонента.
  • Провести организацию и структурирование отобранного содержания.
  • Разработать новый календарно-тематический план
  • Определить результаты усвоения программы (УУД).
  • Согласовать рабочую программу с наличием учебников, дидактического материала и других компонентов УМК.
  • Составить пояснительную записку.
  • Оформить рабочую программу соответствующим образом и согласовать в установленном порядке.
  • Утвердить рабочую программу .
Понятие Содержание понятия Учебная программа Краткое систематическое изложение содержания обучения по определенному предмету, преподаваемому в учебном заведении, круг знаний, умений, и навыков, подлежащих усвоению учащимися. Примерная программа К учебным программам относятся: примерная, авторская, рабочая программы) Документ, который детально раскрывает обязательные компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету учебного плана. Определяет инвариантную часть учебного курса. Разрабатывается на федеральном уровне и носит рекомендательный характер  (ст. 2, п. 9,10 Закона об образовании РФ)

Понятие

Содержание понятия

Учебная программа

Краткое систематическое изложение содержания обучения по определенному предмету, преподаваемому в учебном заведении, круг знаний, умений, и навыков, подлежащих усвоению учащимися.

Примерная программа

К учебным программам относятся: примерная, авторская, рабочая программы)

Документ, который детально раскрывает обязательные компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету учебного плана.

Определяет инвариантную часть учебного курса. Разрабатывается на федеральном уровне

и носит рекомендательный характер

(ст. 2, п. 9,10 Закона об образовании РФ)

Понятие Содержание понятия Авторская программа Документ, созданный на основе ФГОС и примерной программы, имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины.  Авторские программы разрабатываются авторами УМК, может быть разработана одним автором или группой; отличает оригинальность концепции и построения содержания Рабочая программа Нормативно - управленческий документ образовательного учреждения, обеспечивающий достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы; является частью содержательного раздела ООП ОУ; разрабатывается учителем на основе примерной или авторской программ согласно положения ОУ о рабочей программе

Понятие

Содержание понятия

Авторская программа

Документ, созданный на основе ФГОС и примерной программы, имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины. Авторские программы разрабатываются авторами УМК, может быть разработана одним автором или группой; отличает оригинальность концепции и построения содержания

Рабочая программа

Нормативно - управленческий документ образовательного учреждения, обеспечивающий достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы;

является частью содержательного раздела ООП ОУ;

разрабатывается учителем на основе примерной или авторской программ согласно положения ОУ о рабочей программе

Функции рабочей программы Определяет структуру и содержание учебного материала учебного курса, предмета, дисциплины. Распределяет объём часов, предусмотренных на изучение учебного курса, предмета, дисциплины, по темам и видам занятий. Раскрывает последовательность изучения разделов учебного курса, предмета, дисциплины, определяет организационные формы и методы, средства и условия обучения. Определяет формы и методы контроля уровня овладения обучающимися образовательного учреждения учебным материалом по учебному курсу, предмету, дисциплине.

Функции рабочей программы

  • Определяет структуру и содержание учебного материала учебного курса, предмета, дисциплины.
  • Распределяет объём часов, предусмотренных на изучение учебного курса, предмета, дисциплины, по темам и видам занятий.
  • Раскрывает последовательность изучения разделов учебного курса, предмета, дисциплины, определяет организационные формы и методы, средства и условия обучения.
  • Определяет формы и методы контроля уровня овладения обучающимися образовательного учреждения учебным материалом по учебному курсу, предмету, дисциплине.
Нормативно-методическая база  для создания рабочих программ Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12 2012 г. № 273-ФЗ); Федеральный государственный образовательный стандарт ООО  (приказ Минобрнауки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897); Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на текущий учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012г № 1086,  http://www.fsu-expert.ru ) ; Основная образовательная программа ОУ; Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов МБОУ «…» (приказ № …от…). Учебный план ОУ «___» на 2015-2016 учебный год (протокол педсовета, № приказа в ОУ) Методическая основа: Примерные программы основного общего образования по истории и обществознанию; Авторские программы по предметам Примерная основная образовательная программа основного общего образования

Нормативно-методическая база для создания рабочих программ

  • Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12 2012 г. № 273-ФЗ);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт ООО

(приказ Минобрнауки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897);

  • Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на текущий учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012г № 1086, http://www.fsu-expert.ru ) ;
  • Основная образовательная программа ОУ;
  • Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов МБОУ «…» (приказ № …от…).
  • Учебный план ОУ «___» на 2015-2016 учебный год (протокол педсовета,
  • № приказа в ОУ)

Методическая основа:

Примерные программы основного общего образования по истории и обществознанию;

Авторские программы по предметам

Примерная основная образовательная программа основного общего образования

Структура рабочей программы ООО  Титульный лист. Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета. Описание места учебного предмета в учебном плане. Содержание учебного предмета. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся. Планируемые результаты. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса. Приказ МОиН РФ №1897 от 17.12.2010г. «Об утверждении ФГОС ООО»

Структура рабочей программы ООО

  • Титульный лист.
  • Пояснительная записка.
  • Общая характеристика учебного предмета.
  • Описание места учебного предмета в учебном плане.
  • Содержание учебного предмета.
  • Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.
  • Планируемые результаты.
  • Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
  • Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Приказ МОиН РФ №1897 от 17.12.2010г.

«Об утверждении ФГОС ООО»

Элементы рабочей программы  1.Титульный лист: полное наименование образовательного учреждения (согласно Уставу); гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим объединением школы и директором школы с указанием даты); название учебного курса (в соответствии с учебным планом ООП); указание параллели, на которой изучается программа; фамилия, имя и отчество разработчика программы; 5.название города, населённого пункта; 6.год разработки программы.

Элементы рабочей программы

1.Титульный лист:

  • полное наименование образовательного учреждения (согласно Уставу);
  • гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим объединением школы и директором школы с указанием даты);
  • название учебного курса (в соответствии с учебным планом ООП);
  • указание параллели, на которой изучается программа;

фамилия, имя и отчество разработчика программы;

5.название города, населённого пункта;

6.год разработки программы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ключевская основная общеобразовательная школа» Принято Утверждаю Педагогическим советом школы директор школы №…………… от………… ……..Е.В. Разводова Или ШМО педагогов № ______ от _______ «____» ________ 20___г  приказ №______ Рабочая программа предмета «Обществознание» 9 класс на 2015-2016 учебный год Разработал(а) : учитель истории и обществознания 1 квалификационной категории Разводова Е.В. Ключи-2015г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ключевская основная общеобразовательная школа»

Принято Утверждаю

Педагогическим советом школы директор школы

№…………… от………… ……..Е.В. Разводова

Или ШМО педагогов

№ ______ от _______ «____» ________ 20___г

приказ №______

Рабочая программа

предмета «Обществознание»

9 класс

на 2015-2016 учебный год

Разработал(а) : учитель истории и обществознания

1 квалификационной категории

Разводова Е.В.

Ключи-2015г

Элементы рабочей программы  2. Пояснительная записка. Структура: 2.1.Наименование, Ф.И.О. автора, год издания примерной программы, на основе которой разработана РП. 2.2.Методический комплекс. 2.3.Описание особенностей (новизны) рабочей программы. 2.4.Уровень усвоения программы. 2.5.Основные формы, технологии, методы обучения; типы уроков. 2.6.Основные формы контроля и оценки. 2.7.Цели и задачи предмета.

Элементы рабочей программы

2. Пояснительная записка.

Структура:

2.1.Наименование, Ф.И.О. автора, год издания примерной программы, на основе которой разработана РП.

2.2.Методический комплекс.

2.3.Описание особенностей (новизны) рабочей программы.

2.4.Уровень усвоения программы.

2.5.Основные формы, технологии, методы обучения; типы уроков.

2.6.Основные формы контроля и оценки.

2.7.Цели и задачи предмета.

Раздел пояснительной записки Пример 2.1. Наименование , автор, год издания примерной программы, на основе которой разработана РП. Данная рабочая программа составлена на основе программы: Право. 10-11 класс. Автор А.Ф. Никитин». Москва, «Дрофа», 2011. 2.2. Указание базового учебника. Преподавание ведётся по учебнику : ) учебник А.Ф. Никитин. Право 10 - 11 кл. М., Дрофа, 2011г ., входящему в Федеральный перечень учебников, утверждённых МОиН РФ.

Раздел пояснительной записки

Пример

2.1. Наименование , автор, год издания примерной программы, на основе которой разработана РП.

Данная рабочая программа составлена на основе программы: Право. 10-11 класс. Автор А.Ф. Никитин». Москва, «Дрофа», 2011.

2.2. Указание базового учебника.

Преподавание ведётся по учебнику : ) учебник А.Ф. Никитин. Право 10 - 11 кл. М., Дрофа, 2011г ., входящему в Федеральный перечень учебников, утверждённых МОиН РФ.

2. Пояснительная записка.  2.3. Описание особенностей РП .   № п/п Возможные изменения 1 Пути внесения изменений Нет изменений в количестве часов. 2  полное соответствие с Примерной базовой программой;  изменена логика освоения содержания материала… Увеличение количества часов по сравнению с Примерной программой. 3  внесение дополнительных тем:……;  расширение темы (тем), включены вопросы… Уменьшение количества часов по сравнению с Примерной программой.  уменьшение количества тем (каких);  уменьшение количества работ (каких);  уменьшение количества часов по темам.

2. Пояснительная записка. 2.3. Описание особенностей РП .

п/п

Возможные изменения

1

Пути внесения изменений

Нет изменений в количестве часов.

2

  • полное соответствие с Примерной базовой программой;
  • изменена логика освоения содержания материала…

Увеличение количества часов по сравнению с Примерной программой.

3

  • внесение дополнительных тем:……;
  • расширение темы (тем), включены вопросы…

Уменьшение количества часов по сравнению с Примерной программой.

  • уменьшение количества тем (каких);
  • уменьшение количества работ (каких);
  • уменьшение количества часов по темам.
2.  Пояснительная записка.  2.4. Уровень усвоения программы.   Уровень знакомства, представления (деятельность учащихся) по узнаванию Алгоритмический уровень: воспроизводящая деятельность учащихся Творческий уровень: поисковая деятельность, «открытие» новых знаний, способов

2. Пояснительная записка. 2.4. Уровень усвоения программы.

  • Уровень знакомства, представления (деятельность учащихся) по узнаванию
  • Алгоритмический уровень: воспроизводящая деятельность учащихся
  • Творческий уровень: поисковая деятельность, «открытие» новых знаний, способов
2. Пояснительная записка.  2.4. Уровень усвоения программы Уровни усвоения Учебная цель обобщённая Уровень знакомства, представления по узнаванию; репродуктив-ная деятель-ность. Конкретизированные цели, выраженные в действиях учащихся Учащиеся получают представление о чём-либо Методы обучения Учащиеся опознают, различают, классифицируют (при внешней опоре), запоминают, понимают. Объяснительно – иллюстративные: рассказ, лекция, демонстрация, иллюстрация, работа с книгой, пробное выполнение практических действий при внешней опоре.

2. Пояснительная записка. 2.4. Уровень усвоения программы

Уровни усвоения

Учебная цель обобщённая

Уровень знакомства, представления по узнаванию; репродуктив-ная деятель-ность.

Конкретизированные цели, выраженные в действиях учащихся

Учащиеся получают представление о чём-либо

Методы обучения

Учащиеся опознают, различают, классифицируют (при внешней опоре), запоминают, понимают.

Объяснительно – иллюстративные: рассказ, лекция, демонстрация, иллюстрация, работа с книгой, пробное выполнение практических действий при внешней опоре.

2. Пояснительная записка.  2.5. Уровень усвоения программы Уровни усвоения Учебная цель (обобщённая) Алгоритми-ческий уровень Конкретизированные цели, выраженные в действиях учащихся Учащиеся усваивают факты, понятия, законы, умеют применять их в типовых ситуациях Методы обучения Учащиеся описывают, определяют, находят, составляют, выделяют, объясняют, вычисляют, демонстрируют, формулируют, воспроизводят (по памяти, без внешней опоры). Репродуктивные: решение типовых задач, выполнение тренировочных упражнений, проверочная, беседа, практические работы, наблюдения.

2. Пояснительная записка. 2.5. Уровень усвоения программы

Уровни усвоения

Учебная цель (обобщённая)

Алгоритми-ческий уровень

Конкретизированные цели, выраженные в действиях учащихся

Учащиеся усваивают факты, понятия, законы, умеют применять их в типовых ситуациях

Методы обучения

Учащиеся описывают, определяют, находят, составляют, выделяют, объясняют, вычисляют, демонстрируют, формулируют, воспроизводят (по памяти, без внешней опоры).

Репродуктивные: решение типовых задач, выполнение тренировочных упражнений, проверочная, беседа, практические работы, наблюдения.

2. Пояснительная записка.  2.4. Уровень усвоения программы Уровни усвоения Учебная цель (обобщённая) Творческий уровень Применяют знания, умения и навыки в нестандартных (нетиповых) ситуациях. Конкретизированные цели, выраженные в действиях учащихся Методы обучения Учащиеся видоизменяют, реорганизовывают, обобщают, систематизируют, упрощают, усложняют, находят причинно-следственные связи, выбирают, оценивают значимость данных, формируют новые цели, находят в объекте его составляющие. Проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский, эвристическая беседа.

2. Пояснительная записка. 2.4. Уровень усвоения программы

Уровни усвоения

Учебная цель (обобщённая)

Творческий уровень

Применяют знания, умения и навыки в нестандартных (нетиповых) ситуациях.

Конкретизированные цели, выраженные в действиях учащихся

Методы обучения

Учащиеся видоизменяют, реорганизовывают, обобщают, систематизируют, упрощают, усложняют, находят причинно-следственные связи, выбирают, оценивают значимость данных, формируют новые цели, находят в объекте его составляющие.

Проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский, эвристическая беседа.

2. Пояснительная записка.  2.5. Основные формы, технологии, методы обучения, типы уроков   Основная форма организации образовательного процесса .. Виды предусматривает применение следующих технологий обучения…  традиционная классно-урочная;  игровые технологии;  элементы проблемного обучения;  технологии уровневой дифференциации;  здоровьесберегающие технологии;  ИКТ;  технология критического мышления;  проектная деятельность. Среди методов обучения преобладают  репродуктивно-продуктивные;  объяснительно-иллюстративные. Занятия представляют собой преимущественно  комбинированный тип урока.

2. Пояснительная записка. 2.5. Основные формы, технологии, методы обучения, типы уроков

Основная форма организации образовательного процесса ..

Виды

предусматривает применение следующих технологий обучения…

  • традиционная классно-урочная;
  • игровые технологии;
  • элементы проблемного обучения;
  • технологии уровневой дифференциации;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • ИКТ;
  • технология критического мышления;
  • проектная деятельность.

Среди методов обучения преобладают

  • репродуктивно-продуктивные;
  • объяснительно-иллюстративные.

Занятия представляют собой преимущественно

  • комбинированный тип урока.
2. Пояснительная записка.  2.6. Виды и формы контроля Виды и формы контроля промежуточный; предупредительный; контрольные работы; тестирование; защита проектов. Оценивание достижений обучающихся происходит при помощи отметок (5-ти балльная шкала); Портфолио достижений.

2. Пояснительная записка. 2.6. Виды и формы контроля

Виды и формы контроля

  • промежуточный;
  • предупредительный;
  • контрольные работы;
  • тестирование;
  • защита проектов.

Оценивание достижений обучающихся происходит при помощи

  • отметок (5-ти балльная шкала);
  • Портфолио достижений.

2. Пояснительная записка. 2.7. Цели обучения:( по курсу права, 10 класс, профильный уровень)

  • - развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, со­циально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
  • - воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплиниро­ванности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
  • - освоение знаний об основных принципах, Нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обя­занностей, правомерной реализации гражданской позиции;
  • - овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятель­ности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности, содействия поддержанию правопорядка в обществе, решения практических задач в социально-правовой сфере и учебных за­дач в образовательном процессе;
  • - формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом .
Часть3. Общая характеристика учебного предмета

Часть3.

Общая характеристика учебного предмета

Форма КТП.( в соответствии с Положением о рабочей программе ОУ) № п/п Наимено-вание разделов Всего часов 1 В том числе: 2 уроки В нижней части таблицы часы суммируются практические работы Итого: контрольные работы

Форма КТП.( в соответствии с Положением о рабочей программе ОУ)

п/п

Наимено-вание разделов

Всего часов

1

В том числе:

2

уроки

В нижней части таблицы часы суммируются

практические работы

Итого:

контрольные

работы

Количество часов в учебном плане в неделю, в год . Согласно учебному плану на изучение права отводится 136 часов из расчета 2 часа в неделю в 10 классе и 2 часа в 11 классе

Количество часов в учебном плане в неделю, в год .

Согласно учебному плану на изучение права отводится 136 часов из расчета 2 часа в неделю в 10 классе и 2 часа в 11 классе

Ценностные ориентиры содержания предмета: Познавательные ценности , которые проявляются: в признании ценности научного знания; в осознании ценности методов исследования живой и неживой природы. Коммуникативные ценности, основу которых составляют: грамотная речь; правильное использование терминологии и символики; способность открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения; потребность вести диалог, выслушивать мнение оппонента. Ценность потребности в здоровом образе жизни : потребность в безусловном выполнении правил безопасного использования различных технических устройств в повседневной жизни.

Ценностные ориентиры содержания предмета:

  • Познавательные ценности , которые проявляются:
  • в признании ценности научного знания;
  • в осознании ценности методов исследования живой и неживой природы.
  • Коммуникативные ценности, основу которых составляют:
  • грамотная речь;
  • правильное использование терминологии и символики;
  • способность открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения;
  • потребность вести диалог, выслушивать мнение оппонента.
  • Ценность потребности в здоровом образе жизни :
  • потребность в безусловном выполнении правил безопасного использования различных технических устройств в повседневной жизни.
5.Содержание учебного предмета и характеристика основных видов деятельности. Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Показывать на карте древние города и государства Восточного Средиземноморья. Объяснять предпосылки и следствия создания финикийского алфавита…

5.Содержание учебного предмета и характеристика основных видов деятельности.

Основное содержание

по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика

Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит.

Показывать на карте древние города и государства Восточного Средиземноморья.

Объяснять предпосылки и следствия создания финикийского алфавита…

7. Планируемые результаты изучения предмета    описание целей-результатов  обучения , выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных) включает в себя специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности.  основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает ФГОС и учебная программа требования должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном государственном стандарте общего образования и учебной программе, принятой за основу

7. Планируемые результаты изучения предмета

  • описание целей-результатов обучения , выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных) включает в себя специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности.
  • основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает ФГОС и учебная программа
  • требования должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном государственном стандарте общего образования и учебной программе, принятой за основу
8. Личностные, предметные и метапредметные результаты   Личностные результаты изучения истории Древнего мира  представление о видах идентичности , актуальных для жизни в современном поликультурном мире и эффективного взаимодействия в нем; приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса; освоение гуманистических традиций и ценностей , становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов; опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения и охраны.

8. Личностные, предметные и метапредметные результаты

Личностные результаты изучения истории Древнего мира

  • представление о видах идентичности , актуальных для жизни в современном поликультурном мире и эффективного взаимодействия в нем;
  • приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей , становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
  • опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения и охраны.
Метапредметные результаты изучения  истории Древнего мира   способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, спецификой источников, видами учебной и домашней работы, в том числе в группах с одноклассниками готовность формулировать и высказывать публично собственное мнение по «открытым» проблемам прошлого и современности ,  слушать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов,  понимать причины многообразия субъективных позиций,  вести конструктивный диалог;

Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира

  • способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, спецификой источников, видами учебной и домашней работы, в том числе в группах с одноклассниками
  • готовность формулировать и высказывать публично собственное мнение по «открытым» проблемам прошлого и современности ,

слушать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов,

понимать причины многообразия субъективных позиций,

вести конструктивный диалог;

Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете, библиотеках и музеях и т.д.,  обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательным заданием,  представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (устные сообщения, письменные работы: таблицы, сочинения, планы, схемы, др., - презентации с использованием ИКТ, проекты); способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания;  выделять новые для себя направления в изучении истории и культуры Древнего мира, ее связи с настоящим и будущим человечества, с собственным профессиональным и личностным самоопределением.

Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира

  • умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете, библиотеках и музеях и т.д.,

обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательным заданием,

представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (устные сообщения, письменные работы: таблицы, сочинения, планы, схемы, др., - презентации с использованием ИКТ, проекты);

  • способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания;

выделять новые для себя направления в изучении истории и культуры Древнего мира, ее связи с настоящим и будущим человечества, с собственным профессиональным и личностным самоопределением.

Предметные результаты изучения истории  Древнего мира    целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как важном этапе Всеобщей истории, в котором вызревали современные народы, языки, религии, государства, формы их взаимодействия и противостояния яркие образы и картины , связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры в главных ареалах Древнего мира, а также с историей важных научных открытий; способность применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников по истории Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов далекого прошлого

Предметные результаты изучения истории Древнего мира

  • целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как важном этапе Всеобщей истории, в котором вызревали современные народы, языки, религии, государства, формы их взаимодействия и противостояния
  • яркие образы и картины , связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры в главных ареалах Древнего мира, а также с историей важных научных открытий;
  • способность применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников по истории Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов далекого прошлого
9.Описание материально-технического обеспечения   Основная и дополнительная литература для обучающихся и педагогов. В список основной литературы включаются учебники, учебные пособия, обеспечивающие усвоение учебного материала. Дополнительная литература - литература, содержащая дополнительный материал к основным разделам программы, необходимый для постановки научных исследований и углублённого изучения дисциплины, в том числе методические рекомендации (не более 10 наименований). В список основной литературы включаются учебники, учебные пособия, обеспечивающие усвоение учебного материала. Дополнительная литература - литература, содержащая дополнительный материал к основным разделам программы, необходимый для постановки научных исследований и углублённого изучения дисциплины, в том числе методические рекомендации (не более 10 наименований). Список литературы содержит библиографическое описание используемых изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора издания, названия книги, места и года издания.

9.Описание материально-технического обеспечения

  • Основная и дополнительная литература для обучающихся и педагогов.
  • В список основной литературы включаются учебники, учебные пособия, обеспечивающие усвоение учебного материала. Дополнительная литература - литература, содержащая дополнительный материал к основным разделам программы, необходимый для постановки научных исследований и углублённого изучения дисциплины, в том числе методические рекомендации (не более 10 наименований).
  • В список основной литературы включаются учебники, учебные пособия, обеспечивающие усвоение учебного материала.
  • Дополнительная литература - литература, содержащая дополнительный материал к основным разделам программы, необходимый для постановки научных исследований и углублённого изучения дисциплины, в том числе методические рекомендации (не более 10 наименований).
  • Список литературы содержит библиографическое описание используемых изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора издания, названия книги, места и года издания.
Наиболее типичные недочёты в рабочих программах: не учитываются цели и задачи образовательной программы школы; недостаточно обосновывается необходимость изменений при разработке программы; отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, требования к результатам обучения; обоснование целей, задач курса и другие; не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом; не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области; рабочие программы не оформляются единообразно

Наиболее типичные недочёты в рабочих программах:

  • не учитываются цели и задачи образовательной программы школы;
  • недостаточно обосновывается необходимость изменений при разработке программы;
  • отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, требования к результатам обучения; обоснование целей, задач курса и другие;
  • не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом;
  • не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области;
  • рабочие программы не оформляются единообразно
Источники информации :   1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приложение к Приказу Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373

Источники информации :

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приложение к Приказу Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"(с изменениями от 26 ноября 2010 г.)

3. http://www.rg.ru/2010/12/19/obrstandart-site-dok.html Приказ МОиН РФ №1897 от 17.12.2010г. «Об утверждении ФГОС ООО» п.18.2.2.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!