Методические рекомендации. Как составить рабочую программу по истории и обществознанию.
Автор : Разводова Елена Владимировна учитель истории и обществознания МБОУ « Ключевская ООШ»
26.08.2015г
ПЛАН
- Нормативно-правовое обоснование.
- Технология создания рабочей программы.
- Общая характеристика учебного предмета
Качественное планирование образовательного процесса – залог успешной деятельности учителя .
Часть1.
Нормативно-правовое обеспечение .
Рабочая программа
– нормативно-управленческий документ конкретного образовательного учреждения, который должен обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
– инструмент , с помощью которого учитель определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с результатами, определенными ФГОС .
НЕОБХОДИМОСТЬ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЗАКРЕПЛЕНА ДОКУМЕНТАМИ:
- ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2012 г. N 273-ФЗ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ст. 28, 47, 48)
- ФГОС ООО - СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВКЛЮЧАЕТ ПРОГРАММЫ ОТДЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, КУРСОВ .
29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации: Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации
Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации (п. 3)
- 3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
- 4) право на выбор учебников , учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;
- 5) право на участие в разработке образовательных программ , в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
1. Педагогические работники обязаны:
- осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой
Права, обязанности и ответственность составителя рабочей программы.
Составитель рабочей программы имеет право самостоятельно :
- расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки;
- раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте и Примерной программе;
- конкретизировать и детализировать темы;
- устанавливать последовательность изучения учебного материала;
распределять учебный материал по годам обучения;
Права, обязанности и ответственность составителя рабочей программы Составитель рабочей программы имеет право самостоятельно
- распределять время, отведённое на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов ОУ;
- конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися;
- выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся
Права, обязанности и ответственность составителя рабочей программы
Обязанности:
- Составить рабочую программу в соответствии с Локальным актом ОУ (2 экземпляра).
- Провести согласование и утверждение рабочей программы.
- Заполнять прохождение тем в классном журнале в соответствии с рабочей программой.
Ответственность:
- Учитель несёт ответственность за реализацию в полном объёме рабочей программы, как в часах, так и в темах.
- Администрация ОУ несет ответственность за создание условий для реализации рабочей программы в полном объеме
Рабочая программа учителя в структуре ООП
Аттестация педагогических работников.
Экспертный лист
оценки уровня квалификации педагогического работника.
5. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений.
- Рабочая программа учителя предполагает решение воспитательных задач.
- Рабочая программа учителя составлена с учетом нормативных требований, темпа усвоения материала, преемственности и др. моментов, повышающих ее обоснованность.
Часть 2.
Технология создания
рабочей программы.
Рабочая учебная программа
– это документ, созданный учителем, дающий представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета в данном общеобразовательном учреждении.
(по О.Г. Важновой)
К рабочим программам относятся:
- программы по учебным предметам;
- программы дополнительного образования;
- программы элективных курсов;
- программы факультативных занятий.
Что значит составить рабочую учебную программу по предмету?
Это значит переработать и модифицировать существующие примерные программы, с этой целью:
- сравнить содержание примерных программ и содержание ФГОС;
- сравнить содержание авторских программ с содержанием Примерных программ и содержанием ФГОС;
- выявить расхождения, зафиксировать их;
- добавить на ваше усмотрение собственные разделы или расширить тот или иной раздел, включив в него дополнительные дидактические единицы;
- перераспределить часы на темы и разделы - составить рабочую программу согласно структуре .
СТАНДАРТ
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
Алгоритм разработки рабочей программы
- Сопоставить ФГОС с содержанием примерной программы
- Дополнить рабочую программу темами, вопросами, содержащимися в ФГОС, но не включенными в примерную программу.
- Внести дополнения в соответствии с требованиями регионального и школьного компонента.
- Провести организацию и структурирование отобранного содержания.
- Разработать новый календарно-тематический план
- Определить результаты усвоения программы (УУД).
- Согласовать рабочую программу с наличием учебников, дидактического материала и других компонентов УМК.
- Составить пояснительную записку.
- Оформить рабочую программу соответствующим образом и согласовать в установленном порядке.
- Утвердить рабочую программу .
Понятие
Содержание понятия
Учебная программа
Краткое систематическое изложение содержания обучения по определенному предмету, преподаваемому в учебном заведении, круг знаний, умений, и навыков, подлежащих усвоению учащимися.
Примерная программа
К учебным программам относятся: примерная, авторская, рабочая программы)
Документ, который детально раскрывает обязательные компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету учебного плана.
Определяет инвариантную часть учебного курса. Разрабатывается на федеральном уровне
и носит рекомендательный характер
(ст. 2, п. 9,10 Закона об образовании РФ)
Понятие
Содержание понятия
Авторская программа
Документ, созданный на основе ФГОС и примерной программы, имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины. Авторские программы разрабатываются авторами УМК, может быть разработана одним автором или группой; отличает оригинальность концепции и построения содержания
Рабочая программа
Нормативно - управленческий документ образовательного учреждения, обеспечивающий достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы;
является частью содержательного раздела ООП ОУ;
разрабатывается учителем на основе примерной или авторской программ согласно положения ОУ о рабочей программе
Функции рабочей программы
- Определяет структуру и содержание учебного материала учебного курса, предмета, дисциплины.
- Распределяет объём часов, предусмотренных на изучение учебного курса, предмета, дисциплины, по темам и видам занятий.
- Раскрывает последовательность изучения разделов учебного курса, предмета, дисциплины, определяет организационные формы и методы, средства и условия обучения.
- Определяет формы и методы контроля уровня овладения обучающимися образовательного учреждения учебным материалом по учебному курсу, предмету, дисциплине.
Нормативно-методическая база для создания рабочих программ
- Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12 2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт ООО
(приказ Минобрнауки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897);
- Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на текущий учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012г № 1086, http://www.fsu-expert.ru ) ;
- Основная образовательная программа ОУ;
- Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов МБОУ «…» (приказ № …от…).
- Учебный план ОУ «___» на 2015-2016 учебный год (протокол педсовета,
Методическая основа:
Примерные программы основного общего образования по истории и обществознанию;
Авторские программы по предметам
Примерная основная образовательная программа основного общего образования
Структура рабочей программы ООО
- Титульный лист.
- Пояснительная записка.
- Общая характеристика учебного предмета.
- Описание места учебного предмета в учебном плане.
- Содержание учебного предмета.
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.
- Планируемые результаты.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Приказ МОиН РФ №1897 от 17.12.2010г.
«Об утверждении ФГОС ООО»
Элементы рабочей программы
1.Титульный лист:
- полное наименование образовательного учреждения (согласно Уставу);
- гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим объединением школы и директором школы с указанием даты);
- название учебного курса (в соответствии с учебным планом ООП);
- указание параллели, на которой изучается программа;
фамилия, имя и отчество разработчика программы;
5.название города, населённого пункта;
6.год разработки программы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ключевская основная общеобразовательная школа»
Принято Утверждаю
Педагогическим советом школы директор школы
№…………… от………… ……..Е.В. Разводова
Или ШМО педагогов
№ ______ от _______ «____» ________ 20___г
приказ №______
Рабочая программа
предмета «Обществознание»
9 класс
на 2015-2016 учебный год
Разработал(а) : учитель истории и обществознания
1 квалификационной категории
Разводова Е.В.
Ключи-2015г
Элементы рабочей программы
2. Пояснительная записка.
Структура:
2.1.Наименование, Ф.И.О. автора, год издания примерной программы, на основе которой разработана РП.
2.2.Методический комплекс.
2.3.Описание особенностей (новизны) рабочей программы.
2.4.Уровень усвоения программы.
2.5.Основные формы, технологии, методы обучения; типы уроков.
2.6.Основные формы контроля и оценки.
2.7.Цели и задачи предмета.
Раздел пояснительной записки
Пример
2.1. Наименование , автор, год издания примерной программы, на основе которой разработана РП.
Данная рабочая программа составлена на основе программы: Право. 10-11 класс. Автор А.Ф. Никитин». Москва, «Дрофа», 2011.
2.2. Указание базового учебника.
Преподавание ведётся по учебнику : ) учебник А.Ф. Никитин. Право 10 - 11 кл. М., Дрофа, 2011г ., входящему в Федеральный перечень учебников, утверждённых МОиН РФ.
2. Пояснительная записка. 2.3. Описание особенностей РП .
№ п/п
Возможные изменения
1
Пути внесения изменений
Нет изменений в количестве часов.
2
- полное соответствие с Примерной базовой программой;
- изменена логика освоения содержания материала…
Увеличение количества часов по сравнению с Примерной программой.
3
- внесение дополнительных тем:……;
- расширение темы (тем), включены вопросы…
Уменьшение количества часов по сравнению с Примерной программой.
- уменьшение количества тем (каких);
- уменьшение количества работ (каких);
- уменьшение количества часов по темам.
2. Пояснительная записка. 2.4. Уровень усвоения программы.
- Уровень знакомства, представления (деятельность учащихся) по узнаванию
- Алгоритмический уровень: воспроизводящая деятельность учащихся
- Творческий уровень: поисковая деятельность, «открытие» новых знаний, способов
2. Пояснительная записка. 2.4. Уровень усвоения программы
Уровни усвоения
Учебная цель обобщённая
Уровень знакомства, представления по узнаванию; репродуктив-ная деятель-ность.
Конкретизированные цели, выраженные в действиях учащихся
Учащиеся получают представление о чём-либо
Методы обучения
Учащиеся опознают, различают, классифицируют (при внешней опоре), запоминают, понимают.
Объяснительно – иллюстративные: рассказ, лекция, демонстрация, иллюстрация, работа с книгой, пробное выполнение практических действий при внешней опоре.
2. Пояснительная записка. 2.5. Уровень усвоения программы
Уровни усвоения
Учебная цель (обобщённая)
Алгоритми-ческий уровень
Конкретизированные цели, выраженные в действиях учащихся
Учащиеся усваивают факты, понятия, законы, умеют применять их в типовых ситуациях
Методы обучения
Учащиеся описывают, определяют, находят, составляют, выделяют, объясняют, вычисляют, демонстрируют, формулируют, воспроизводят (по памяти, без внешней опоры).
Репродуктивные: решение типовых задач, выполнение тренировочных упражнений, проверочная, беседа, практические работы, наблюдения.
2. Пояснительная записка. 2.4. Уровень усвоения программы
Уровни усвоения
Учебная цель (обобщённая)
Творческий уровень
Применяют знания, умения и навыки в нестандартных (нетиповых) ситуациях.
Конкретизированные цели, выраженные в действиях учащихся
Методы обучения
Учащиеся видоизменяют, реорганизовывают, обобщают, систематизируют, упрощают, усложняют, находят причинно-следственные связи, выбирают, оценивают значимость данных, формируют новые цели, находят в объекте его составляющие.
Проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский, эвристическая беседа.
2. Пояснительная записка. 2.5. Основные формы, технологии, методы обучения, типы уроков
Основная форма организации образовательного процесса ..
Виды
предусматривает применение следующих технологий обучения…
- традиционная классно-урочная;
- игровые технологии;
- элементы проблемного обучения;
- технологии уровневой дифференциации;
- здоровьесберегающие технологии;
- ИКТ;
- технология критического мышления;
- проектная деятельность.
Среди методов обучения преобладают
- репродуктивно-продуктивные;
- объяснительно-иллюстративные.
Занятия представляют собой преимущественно
- комбинированный тип урока.
2. Пояснительная записка. 2.6. Виды и формы контроля
Виды и формы контроля
- промежуточный;
- предупредительный;
- контрольные работы;
- тестирование;
- защита проектов.
Оценивание достижений обучающихся происходит при помощи
- отметок (5-ти балльная шкала);
- Портфолио достижений.
2. Пояснительная записка. 2.7. Цели обучения:( по курсу права, 10 класс, профильный уровень)
- - развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
- - воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
- - освоение знаний об основных принципах, Нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
- - овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности, содействия поддержанию правопорядка в обществе, решения практических задач в социально-правовой сфере и учебных задач в образовательном процессе;
- - формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом .
Часть3.
Общая характеристика учебного предмета
Форма КТП.( в соответствии с Положением о рабочей программе ОУ)
№
п/п
Наимено-вание разделов
Всего часов
1
В том числе:
2
уроки
В нижней части таблицы часы суммируются
практические работы
Итого:
контрольные
работы
Количество часов в учебном плане в неделю, в год .
Согласно учебному плану на изучение права отводится 136 часов из расчета 2 часа в неделю в 10 классе и 2 часа в 11 классе
Ценностные ориентиры содержания предмета:
- Познавательные ценности , которые проявляются:
- в признании ценности научного знания;
- в осознании ценности методов исследования живой и неживой природы.
- Коммуникативные ценности, основу которых составляют:
- грамотная речь;
- правильное использование терминологии и символики;
- способность открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения;
- потребность вести диалог, выслушивать мнение оппонента.
- Ценность потребности в здоровом образе жизни :
- потребность в безусловном выполнении правил безопасного использования различных технических устройств в повседневной жизни.
5.Содержание учебного предмета и характеристика основных видов деятельности.
Основное содержание
по темам
Характеристика основных видов деятельности ученика
Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит.
Показывать на карте древние города и государства Восточного Средиземноморья.
Объяснять предпосылки и следствия создания финикийского алфавита…
7. Планируемые результаты изучения предмета
- описание целей-результатов обучения , выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных) включает в себя специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности.
- основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает ФГОС и учебная программа
- требования должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном государственном стандарте общего образования и учебной программе, принятой за основу
8. Личностные, предметные и метапредметные результаты
Личностные результаты изучения истории Древнего мира
- представление о видах идентичности , актуальных для жизни в современном поликультурном мире и эффективного взаимодействия в нем;
- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса;
- освоение гуманистических традиций и ценностей , становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения и охраны.
Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира
- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, спецификой источников, видами учебной и домашней работы, в том числе в группах с одноклассниками
- готовность формулировать и высказывать публично собственное мнение по «открытым» проблемам прошлого и современности ,
слушать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов,
понимать причины многообразия субъективных позиций,
вести конструктивный диалог;
Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира
- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете, библиотеках и музеях и т.д.,
обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательным заданием,
представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (устные сообщения, письменные работы: таблицы, сочинения, планы, схемы, др., - презентации с использованием ИКТ, проекты);
- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания;
выделять новые для себя направления в изучении истории и культуры Древнего мира, ее связи с настоящим и будущим человечества, с собственным профессиональным и личностным самоопределением.
Предметные результаты изучения истории Древнего мира
- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как важном этапе Всеобщей истории, в котором вызревали современные народы, языки, религии, государства, формы их взаимодействия и противостояния
- яркие образы и картины , связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры в главных ареалах Древнего мира, а также с историей важных научных открытий;
- способность применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников по истории Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов далекого прошлого
9.Описание материально-технического обеспечения
- Основная и дополнительная литература для обучающихся и педагогов.
- В список основной литературы включаются учебники, учебные пособия, обеспечивающие усвоение учебного материала. Дополнительная литература - литература, содержащая дополнительный материал к основным разделам программы, необходимый для постановки научных исследований и углублённого изучения дисциплины, в том числе методические рекомендации (не более 10 наименований).
- В список основной литературы включаются учебники, учебные пособия, обеспечивающие усвоение учебного материала.
- Дополнительная литература - литература, содержащая дополнительный материал к основным разделам программы, необходимый для постановки научных исследований и углублённого изучения дисциплины, в том числе методические рекомендации (не более 10 наименований).
- Список литературы содержит библиографическое описание используемых изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора издания, названия книги, места и года издания.
Наиболее типичные недочёты в рабочих программах:
- не учитываются цели и задачи образовательной программы школы;
- недостаточно обосновывается необходимость изменений при разработке программы;
- отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, требования к результатам обучения; обоснование целей, задач курса и другие;
- не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом;
- не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области;
- рабочие программы не оформляются единообразно
Источники информации :
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приложение к Приказу Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"(с изменениями от 26 ноября 2010 г.)
3. http://www.rg.ru/2010/12/19/obrstandart-site-dok.html Приказ МОиН РФ №1897 от 17.12.2010г. «Об утверждении ФГОС ООО» п.18.2.2.