СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации на тему: «Развитие у обучающихся навыков письма. Сочинения разных жанров» (часть 2)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В пособии дается поэтапная подготовка к написанию сочинения.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации на тему: «Развитие у обучающихся навыков письма. Сочинения разных жанров» (часть 2)»

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Крым

«Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»




Методические рекомендации

на тему: «Развитие у обучающихся

навыков письма.

Сочинения разных жанров» (часть 2)




Составитель: Бессонова Е.Б.,

учитель русского языка и литературы






2016 – 2017 учебный год

Методические рекомендации к написанию сочинений разных жанров



При написании сочинения-рассуждения:


1. Обязательным и определяющим содержательного уровня сочинения-рассуждения является соответствие сочинения теме предложенного текста. Работа оценивается так или иначе в зависимости от того, какова степень понимания содержания исходного произведения, позиции автора и степень отражения их в сочинении. Если произведение или позиция автора не поняты или поняты частично, то содержательный уровень сочинения проигрывает. Другое условие вытекает из понимания текста произведения — это раскрытие темы, акцентирование внимания в сочинении на наиболее важных моментах, их комментирование, анализ, выражение суждений по сути вопроса.

2. Комментирование и анализ основного содержания и языка исходного произведения и позиции автора не будут полными без аргументирования и подтверждения соответствующими фактами и цитатами из текста.

3. Анализ формы исходного текста, его средств выразительности должен содержать примеры, а также комментирование роли названных средств в обязательной соотнесенности с задачами стиля (речи). Следует иметь в виду, что одни и те же средства выразительности могут быть использованы с разной целью, в разных по стилю текстах. Например, метафора в художественном стиле обычно используется для создания того или иного художественного образа, в публицистическом стиле - для эмоционально-экспрессивного воздействия на читателей.

4 . Одной из отличительных особенностей сочинения-рассуждения является выражение своего мнения путем развернутого обоснования, доказательства, аргументации. Поэтому в сочинении важен самостоятельный глубокий анализ содержательной стороны предложенной темы и связанного с ней текста.

5. Язык сочинения должен соответствовать орфографическим, пунктуационным, грамматическим и речевым нормам современного русского языка. Кроме того, предъявляются требования таких характеристик речи, как точность, богатство, выразительность, чистота, уместность и ясность. Чистота речи — это отсутствие чуждых для литературного языка просторечных, диалектных, жаргонных слов, форм, словосочетаний. Точность и ясность изложения обеспечиваются пониманием исходного текста и соответствующим отбором языковых средств.


Сочинение-интервью.


Интервью (англ. Interview) – 1) жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам; 2) в социологических опросах – беседа исследователя по заранее намеченному плану с лицом или группой лиц, ответы которых служат материалом для обобщений. (Словарь иностранных слов и выражений. – М.: Изд-во АСТ, «ОЛИМП», 1998. – С. 185)

Интервью – это совместное творчество журналиста и человека, с которым велась беседа.

Характерной особенностью интервью является то, что в нем изложение фактов или высказывание о событиях ведется от имени человека, которого интервьюируют, а не от имени журналиста. Следовательно, интервью ценно мнениями, собранными и основанными на глубокой осведомленности лица или лиц, имеющих к поставленному редакцией вопросу большее отношение, чем журналист.

Виды интервью:

1) интервью – монолог;

2) интервью – диалог;

3) интервью коллективное;

4) интервью – зарисовки;

5) анкета;

6) самоинтервью.

Правила, по которым строится беседа:

1) В самом вопросе должен заключаться элемент знания обсуждаемой проблемы. Вряд ли уместно про разговоре начинать беседу с безличного вопроса «Как идут дела?». Такой вопрос повлечет за собой столь же безликий, бессодержательный ответ: «Нормально». Эффективнее начать беседу, например, так: «Мы знаем, что в течение трех последних лет ваша школа занимает призовые места по всем видам спорта. В соседней школе, хотя условия одинаковые, значимых результатов нет. В чем секрет ваших успехов?» Такая постановка вопроса, несомненно, поможет собеседнику активней включаться в разговор.

2) Создать психологически благоприятные условия для собеседника. Создание таких условий означает не только снятые внешних помех общения. Прежде всего, журналист, должен учитывать состояние души человека, которого он расспрашивает. Психологическая комфортность означает создание условий, при которых собеседник ярче и полнее выявит человеческую сущность, сделает это естественно и непринужденно.

3) Проявить прямо или косвенно выраженный интерес к личности собеседника, интерес не только к его официальному статусу, общественному положению, социальной роли, но и к его индивидуальности, и человеческому характеру.

4) Двусторонность общения. Умение не только говорить, но и слушать. Умение слушать – не прирожденный дар, а следствие высокоразвитого интеллекта, культуры чувства. Диалог – разговор двоих, и нить его должен в руках держать интервьюер.

5) Ориентация разговора на тему, наиболее значимую для собеседника, на позитивные мотивы его деятельности.

6) Умелое использование вопросов разного типа: открытых и закрытых, основных и неосновных, зондирующих и наводящих, нейтральных и подсказывающих. За многообразием вопросов скрывается многообразие отношений, складывающихся во время беседы.

Сочинение-рецензия.


Рецензия – критический анализ и оценка нового художественного или научного произведения (БЭС). Рецензия – это текст, в котором дается аргументированный критический анализ произведения, его оценка (Т. Ладыженская). Рецензия – это сложный речевой жанр, отражающий увлекательный поиск своего видения и понимания авторского текста, понимания того, для чего написана книга, что хотел сказать ее автор. (Т. Ладыженская). Рецензия появляется тогда, когда произведение искусства или научный труд начинают выступать как предмет интерпретации, а ее автор излагает свое понимание и переживание этого предмета. Это текст в тексте. (Л. Майданова). Рецензия – это вторичный текст, появившийся в результате того, что его автор представил читателю свою интерпретацию первичного текста ( Л. Майданова).

Этапы работы над рецензией:

1. Интерпретация авторского замысла «исходного» текста

А) Сбор материала для анализа:

- работа над определением авторских целей, темы, основной мысли и логики ее развития, поставленной проблемы;

- рассмотрение средств речевого воздействия на читателя: композиции, изобразительно- выразительных средств;

- оценка актуальности затронутой проблемы. Видение произведения в контексте эпохи.

Б) Написание аналитического текста: целостное рассмотрение авторского замысла в единстве целей, содержания и формы.

2. Формирование авторского замысла рецензии (текста о тексте).

А) продумывание личностной (авторской) позиции рецензента:

- согласие/ несогласие с основной мыслью первичного текста, трактовкой поставленной проблемы. Понимание актуальности проблемы;

- формирование целостной эмоциональной оценки текста рецензентом( что понравилось, произвело глубокое впечатление, что нового в привычном увидел с помощью прочитанного текста, узнал много нового …)

Б) Определение авторской цели рецензента: передать не только информацию, но и эмоции по поводу прочитанного текста.

В) Составление логической схемы текста будущей рецензии

Г) Выбор композиционного решения рецензии (три части, их размер, смена микротем в каждой из них, темп развития темы).

Д) Выбор изобразительно-выразительных средств для рецензии.

Е) Определение адресности текста. Учитывая, что адресат мог не читать рецензируемого произведения, в рецензии необходима опора на текст, с которым рецензент как бы знакомит читателя. Но рецензию нельзя сводить только к пересказу.

3. Написание рецензии. Проверка ее тематической целостности, связности, выразительности, адресности, убедительности по мысли и авторской позиции, а также исправление речевых и прочих ошибок.


Требования, предъявляемые к рецензии:

1. Понимание содержания рецензируемого текста: понимание его основной мысли, поднимаемой проблемы, логики развития основной мысли, структуры авторской аргументации.

2. Понимание особенностей мастерства автора первичного текста в использовании средств реализации авторского замысла и речевого воздействия на адресата: видение красоты композиционного решения, использования средств выразительности.

3. Понимание актуальности рецензируемого текста. Видение произведения в контексте эпохи, в системе координат современной жизни.

4. Наличие личностной позиции рецензента, его оценка, мнение, впечатление.

5. Учет интересов адресата рецензии. Адресат мог не читать произведения, поэтому его как бы знакомят с текстом. Важно убедить в справедливости мнения рецензента

6. Соответствие текста рецензии требованиям, которые предъявляются к хорошим рассуждениям: основная мысль рецензии должна быть выражена ясно, аргументы должны быть убедительными (желательны цитаты из первичного текста), рецензию должна отличать композиционная стройность, правильность, чистота, точность, логичность речи.


Эссе.


Эссе от французского "essai", англ. "essay", "assay" - попытка, проба, очерк; от латинского "exagium" - взвешивание. Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.). Эссе – это прозаическое произведение небольшого объема, написанное в соответствии с заданной структурой и в строгом соответствии с темой. Эссе отражает субъективную точку зрения автора, основанную на анализе теоретических и аналитических материалов.

Структура эссе:

1. Вводная часть (около 1/5 части текста). Автор определяет проблему и показывает умение выявлять причинно-следственные связи, отражая их в методологии решения поставленной проблемы через систему целей, задач и т.д.

2. Основная часть (около половины текста) – рассуждение и аргументация. В этой части необходимо представить релевантные теме концепции, суждения и точки зрения, привести основные аргументы «за» и «против» них, сформулировать свою позицию и аргументировать ее.

3. Заключительная часть (примерно 1/3 часть текста) – формирование выводов, приложение выводов к практической области деятельности.

Разновидности эссе.

С точки зрения содержания, эссе бывают философскими, литературно-критическими, историческими, художественными, художественно-публицистическими, духовно-религиозными и др. По литературной форме эссе предстают в виде рецензии, лирической миниатюры, заметки, странички из дневника, письма, слова и др. Различают также эссе описательные, повествовательные, рефлексивные, критические, аналитические и др. Наконец, предложена классификация эссе на две большие группы: личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности, и эссе объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.

Требования, предъявляемые к эссе:

1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

2. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.

3. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.


4. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

5. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.

6. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.

Текст – это совокупность предложений, связанных по смыслу единой темой и микротемами.

Тема текста – то, о чем говорится в тексте, чему посвящен текст, его основная мысль. Микротема – темы составных смысловых частей текста.

Проблема исходного текста – основной вопрос, поставленный в тексте, требующий изучения, разрешения.

Позиция автора – отношение создателя текста к поднятой теме, проблемам, героям (Это то, что думает обо всем этом автор, как он сам отвечает на поставленные вопросы).

Схема «Как правильно понять исходный текст?»

Текст

1. О чем? ( Ты увидишь тему.)

2. Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы.)

3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную проблему текста.)

4. Зачем автор написал текст? (Ты определишь цель.)

5. Как автору удалось помочь тебе определить цель? (Ты увидишь роль языковых средств.)

6. Почему были использованы именно эти языковые средства?

7. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)? (Это поможет понять авторскую позицию.)


Работа над средствами художественной выразительности. Передача экспрессивной и образной речи. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения.






Список использованной литературы:



1. Антонова Е.С. Методическая система формирования коммуникативной компетенции учащихся // Методика преподавания русского языка: Коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2007.

2 . Введенская Л.А. Риторика и культура речи: учеб. пособие. - Ростов н/Дону: Феникс, 2007. - 537 с.

3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: Просвещение, 2000.

4. Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно- методическое пособие для студентов и учителей-словесников.3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2001

5. Трунцева Т.Н. Как научиться писать сочинение-описание. Как научиться писать сочинение-рассуждение. Как научиться писать сочинение-повествование. Как научиться писать эссе: Серия книг. - М.: «Грамотей», 2007.


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!