СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ПО ФГОС 5-9 КЛАСС»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методических  рекомендациях представлена типология уроков по ФГОС  биология 5-9 класс, типы уроков биологии по ФГОС 5 класс, их структура, таблицы УУД на различных этапах уроков, а также технологическая карта "Субъектный опыт ученика" для оценивания личностных, предметных достижений.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ПО ФГОС 5-9 КЛАСС»»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ПО ФГОС 5-9 КЛАСС» (из опыта работы)


C введением ФГОС образование полностью переходит на компетентностный подход, главной целью которого является формирование метапредметных компетенций, выстраиваемых поверх традиционных знаний, умений и навыков.

Основная стратегическая задача учителя – используя приобретенные способности учащихся учить самих себя, ориентироваться в спектре своих дальнейших, возможно, профессиональных интересов, сосредоточить усилия учащихся на учебно– профессиональной деятельности для дальнейшего продолжения образования в высшем учебном заведении.

Чтобы достичь желаемых результатов, предлагается четыре типологии уроков.


ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ ПО ФГОС 5-9 класс


Первая типология уроков.

Эта типология, связанная с продвижением ребенка в учебном предмете, то есть в основе лежит структура учебной деятельности.

Вторая типология уроков.

Это уроки по обработке средств общения в учебной деятельности. Используется предметный материал, но продвижение в самом предмете практически не происходит.

1 . Сначала происходит обучение общению в парах. Учитель должен подобрать материал для парной работы.

2 . Отрабатывается взаимодействие в малых группах (например, по 4 человека). Обсуждаются формы кооперации, то есть распределение ролей, функций.

3 . Фронтальное взаимодействие. Здесь важно научить детей слушать друг друга.

4 . Межгрупповое взаимодействие.

5. Уроки по само – и взаимооценке, то есть по формированию умения видеть себя как такового и себя в группе.

Третья типология урока.

Она связана с межпредметным взаимодействием. Это специальные уроки, когда создается ситуация, в которой неизвестное в данном предмете оказывается известным в другом.

1 . Неизвестное знание внутри предмета.

2 . Использование известного знания для другого предмета. Например, ребенок сталкивается с темой: «Строение семян двудольных растений», то есть вообще с новым, неизвестным разделом внутри биологии.

Четвертая типология уроков.

В неё можно вывести уроки с «непредсказуемыми результатами». Это происходит, когда в ходе дискуссии возник вопрос, не касающийся данной темы.

Учителю важно понимать, что продолжать обсуждение этого вопроса надо тогда, когда у детей есть для этого средства. В противном случае лучше воспользоваться тетрадью «нераскрытых секретов».

Развитие и совершенствование знаний – важнейшие условия их прочности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.


ТИПЫ УРОКОВ ПО ФГОС И ИХ СТРУКТУРА (5 класс)


1 тип. Структура урока изучения нового материала.

1. Оргмомент;

2. Первичное введение материала с учетом первичного жизненного опыта учащихся;

3. Активация мыслительной деятельности;

4. Работа с опорными материалами, учебником, учебными пособиями, смысловая группировка информации;

5. Первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения,

6. Контроль результатов первичного запоминания учебного материала;

7. Дифференцированные задания по теме урока;

8. Вторичное закрепление изученного материала с перенесением в жизненные ситуации;

9.Задание на дом (подробный инструктаж).

12. Итог урока // рефлексия.


2 тип урока. Структура урока формирования умений и навыков.

1. Оргмомент.

2. Первичная проверка знаний на основе жизненного опыта учащихся;

3. Проведение проверочных упражнений;

4. Введение новых способов применения полученных ранее знаний, умений и опыта учащихся;

5. Упражнения на освоение и закрепление нового опыта;

6. Дифференцированные задания, индивидуальные карточки;

7. Задание на дом.

11. Итог урока // рефлексия.


3 тип урока. Структура урока закрепления.

1. Оргмомент.

2. Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.

3. Дифференцированные задания, задачи, упражнения.

4. Проверка выполнения работ.

5. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

6. Задание на дом.

7. Итог урока // рефлексия.


4 тип урока. Структура урока проверки знаний.

1. Организация начала урока.

2. Постановка задачи урока.

3. Изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика.

4. Подведение итогов урока.

5. Рефлексия.


5 тип урока. Структура обобщающего урока.

1. Оргмомент.

2.Активация мыслительной деятельности на основе имеющихся знаний, умений и опыта учащихся;

3. Дифференцированные, индивидуальные задания обобщающего и систематизирующего характера;

4. Формирование системы умений и опыта учащихся с помощью обобщения и систематизации пройденного.

5. Рефлексия.


Для построения урока в рамках ФГОС с применением новейших развивающих технологий, важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся:

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции учителя ученику.

  2. Систематическое обучение детей осуществлению рефлексивного действия (умение оценивать свою готовность, обнаруживать нехватку знаний, находить причины затруднений и т.д.).

  3. Использование разнообразных форм, методов и приемов обучения, повышающих степень активности обучающихся.

  4. Владение учителем технологией диалога, обучение школьников умению ставить вопросы.

  5. Эффективное сочетание репродуктивной и проблемной форм обучения, использование заданий, побуждающих детей работать творчески.

  6. Четко заданные критерии самоконтроля и самооценки.

  7. Осмысление учебного материала всеми учащимися, использование учителем специальных приемов для достижения этой цели.

  8. Оценивание реального продвижения каждого ученика, поощрение за минимальные успехи.

  9. Планирование коммуникативных задач урока.

  10. Понимание выражаемой учеником позиции, иного мнения, обучение корректным формам его выражения.

  11. Атмосфера сотрудничества, сотворчества и психологического комфорта на уроке.



ТАБЛИЦА «УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ

НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКОВ»


Этапы урока

Перечень УУД

1. Мотивация (самоопределение) учебной деятельности:

Данный этап процесса обучения

предполагает осознанное вхождение

учащегося в пространство учебной

деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика

к учебной деятельности на уроке, а именно:

1. актуализируются требования со стороны учебной деятельности («надо»)

2. создаются условия для возникновения

внутренней потребности включения в

учебную деятельность («хочу»)

3. устанавливаются тематические рамки («могу»)

1. самоопределение — личностные УУД


2. смыслообразование — личностные УУД


3. целеполагание – познавательные


4. планирование учебного сотрудничества –


коммуникативные УУД


2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии:

На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.

1. анализ, синтез, сравнение, обобщение –познавательные УУД

2. извлечение необходимой информации из текста — познавательные УУД

3. использование знаково-символических средств — познавательные УУД

4. выполнение пробного учебного действия — регулятивные УУД фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии – регулятивные УУД

5. волевая саморегуляция в ситуации затруднения – регулятивные УУД

3. Построение проекта выхода из затруднения:

На данном этапе учащиеся обдумывают

проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели,

определяют средства ресурсы и сроки. Этим

процессом руководит учитель с помощью подводящего диалога, затем- побуждающего

диалога, и далее с помощью

исследовательских методов.


1. самоопределение — личностные УУД

2. смыслообразование — личностные УУД

3. анализ, синтез, сравнение, обобщение —

познавательные УУД

4. поиск и выделение необходимой информации

— познавательные УУД

5. планирование, прогнозирование —

познавательные УУД

6. выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью — коммуникативные

7. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — коммуникативные

УУД

4. Реализация построенного проекта:

На данном этапе учащиеся выдвигают

гипотезы и строят модели исходной

проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который

фиксируется в языке вербально и знаков.

Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

1. смыслообразование-личностные УУД

2. анализ, синтез, сравнение, обобщение –познавательные УУД

3.аналогия, классификация — познавательные УУД

4. волевая саморегуляция — регулятивные УУД

5. моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки) — познавательные УУД

6. самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации – познавательные УУД

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи:

На данном этапе учащиеся в форме

коммуникативного взаимодействия (в парах, группах, фронтально) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.


1. анализ, синтез, сравнение обобщение, аналогия познавательные УУД

2. извлечение из текстов необходимой информации — познавательные УУД

3. моделирование и преобразование моделей разных типов – познавательные УУД

4. выполнение действий по алгоритму

5. построение логической цепи рассуждений, доказательство – познавательные УУД

6. учёт мнений разных мнений,

координирование разных позиций в

сотрудничестве – коммуникативные

7. осознание ответственности за общее дело –коммуникативные, личностные.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:

При проведении данного этапа урока

используется индивидуальная форма

работы: учащиеся самостоятельно

выполняют задания нового типа,

осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки,


определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода

реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа

состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную

деятельность.

1. анализ, синтез, сравнение, обобщение, извлечение из текстов необходимой информации, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму,

доказательство — познавательные УУД.

2. контроль, коррекция, оценка. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения – регулятивные УУД


3. выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью — коммуникативные УУД

4. использование критериев для обоснования своего суждения - коммуникативные УУД.


7. Включение в систему знаний и повторение: На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения последующем новых способов, действий. Таким образом, происходит с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой

стороны — подготовка к введению в

будущем новых норм.


1. нравственно-этическое оценивание

усваиваемого содержания — личностные УУД

2. понимание текстов, извлечение необходимой информации, моделирование, преобразование

модели, использование знаково-символических средств, выведение следствия, самостоятельное

создание алгоритмов деятельности -

познавательные УУД

3. контроль, коррекция, оценка — регулятивные УУД

4.учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, достижение договорённостей и согласование общего решения, постановка вопросов. Управление поведением партнёра - коммуникативные УУД

5. осознание ответственности за общее дело– личностные УУД

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке: На данном этапе урока фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цели учебной деятельности и её результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.


1. рефлексия способов и условий действий, контроль, оценка процесса и результатов деятельности — регулятивные УУД

2. самооценка на основе критерия успешности— личностные УУД


3. адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности — личностные УУД

4. выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование учебного сотрудничества — коммуникативные УУД

5. следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям — личностные УУД


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ И ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 5 класс

  • найди отличия»

  • «на что похоже?»

  • поиск лишнего

  • «лабиринты»

  • «логические цепочки»

  • хитроумные решения

  • составление схем-опор

  • схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта

  • работа с таблицами, графиками, моделями

  • преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и др.)


ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ

С ФОРМИРОВАНИЕМ УУД


-внимательно прочитали название работы и ее цель;

-познакомились с теоретической частью работы, а при необходимости обратились к тексту соответствующего параграфа учебника;

-проверили наличие оборудования для проведения данной работы;

-изучили этапы выполнения работы и их последовательность;

-начинаем выполнение работы только тогда, когда нет вопросов в теоретической и практической части;

-при формулировании вывода еще раз прочитали название работы и ее цель.

-при наличии соответствующего оборудования лабораторные работы могут проводиться индивидуально каждым учащимся или парами.


ДЛЯ УЧИТЕЛЯ, РАБОТАЮЩЕГО В 5 КЛАССЕ ПО ФГОС НА УРОКАХ БИОЛОГИИ


Задача учителя, работающего в 5 классе – продолжить формировать навык работы с учебником, который помогал бы в обучении и был практически использован учеником в системе биологических знаний начальной школы и среднего общего образования. В 5 классе по традиционной системе обучения биологии нет. В настоящее время, учитель имеет возможность найти такой учебник и эффективные приёмы работы с ним, которые обеспечат формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся.

Составление плана к тексту параграфа развивает мыслительную деятельность, умение выражать точно последовательно свои мысли, развивает монологическую речь, умение слушать и др. Данный вид деятельности повышает уровень понимания текста, что способствует овладению прочными знаниями.

Систематическая работа с текстом создает условия для формирования у школьников информационных компетентностей: умение работать с текстом и иллюстрациями учебника, умение находить и анализировать информацию, умение использовать необходимую информацию при изучении биологии.


ПРИЕМЫ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ


1. Нахождение в тексте учебника ответов на вопросы;

2. Составление схем и таблиц по тексту учебника;

3. Работа с иллюстрациями, рисунками;

4. Составление плана, рассказа по плану;

5. Работа по технологической карте совместно с учебником;

6. Найди место в книге, где что-то описывается;

7. Уточни текст и упрости его так, чтобы не потерялся смысл сказанного;

8. Поставь вопросы к рисунку и таблицам так, чтобы окружающие поняли, о чем речь;

9. Расскажи текст, по опорным словам, схемам;

10.Вырази свое мнение по тексту учебника;

11. Поставь вопросы к параграфу учебника, чтобы спросить потом своих одноклассников;

12. Поставь вопросы к абзацу параграфа.

13. Придумай задания по параграфу учебника для своих одноклассников.


Любой школьный класс является неоднородным, поскольку обучающиеся в нем школьники различаются по параметрам: по уровню воспитания, обученности, социальному опыту, мотивации, способности. Обучение выстраивается в зависимости от возможностей каждого обучающегося. Согласно тому, как меняется субъектный опыт ученика, повышается его мотивация, личностная ориентация, появление самоконтроля в своей деятельности, можно сделать вывод о положительных результатах обучения.

Предметные результаты образовательной деятельности – конкретные элементы социального опыта – знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета по достижению базового или опорного уровня.

Для оценивания уровня знаний, умений и опыта учащихся составлена технологическая карта «Субъектный опыт ученика», позволяющий оценить возможности каждого. Такой подход к оцениванию знаний и опыта ученика дает возможность оценить обучающимся свои возможности, перспективы в обучении, свой индивидуальный уровень обученности.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА «СУБЪЕКТНЫЙ ОПЫТ УЧЕНИКА»



Коммуникативный репродуктивный уровень обученности

Познавательный продуктивный уровень обученности

Созидательный

Творческий уровень обученности

Учебная деятельность

Воспринимается неадекватно, отмечается не готовность к общению на уроке, чаще пассивен, нестандартная форма общения

Воспринимается адекватно, готовность к новой деятельности

Воспринимается адекватно, готовность к поиску новых средств и способов работы

Мотивация

Направлена на общение вне школы

Направлена на получение ООД, ЗУН

Направлена на творчество, созидание нового

Личностная ориентация

Направлена на высокую потребность общения и сотрудничества с целью похвалы и одобрения учителя и сверстников

Направлена на учебную деятельность, на общение с целью приобретения опыта.

Направлена на реализацию самого себя.

Планирование деятельности

Неустойчивость в планировании, внешний разброс действий, отмечаются трудности в выполнении работы на уроке

Последовательность, конструктивность, планирование своей деятельности на уроке

Конструктивизм на уроке со знакомым материалом и в привычной обстановке

Самоконтроль

Постоянное соотношение с кем-то другим, соответствия с учебной деятельностью нет.

На достаточном уровне, самостоятельность, соответствие собственной учебной деятельности с целями усвоения ЗУН, ООД

Соответствие опыта только в ситуации требующей творчества, от самоконтроля могут и отказаться, соответствие собственной учебной деятельности с целями усвоения ЗУН, ООД.


ИННОВАЦИОННЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА И ФОРМЫ


  • Портфолио знаний, умений и опыта;

  • мониторинг качества опыта, умений и навыков;

  • кейсы;

  • контекстные задачи;

  • междисциплинарные экзамены;

  • компетентностно-ориентированные тесты;

  • ситуационные задания;

  • модульная и рейтинговая системы оценки качества знаний;


  • При формировании познавательных, личностных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал;

  • При отборе и структурировании содержания образования, выборе конкретных методов и форм обучения должны учитываться цели формирования познавательных УУД;

  • Успешность развития познавательных УУД главном образом зависит от ориентации на сущностные знания окружающего мира;

  • Формирование познавательных УУД реализуется, а рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, а не только в рамках предмета «Биология».

  • Для успешного формирования познавательных УУД следует учитывать общее развитие учащихся, их подготовленность по предмету, а также критерии формирования познавательных УУД у школьников.

  • Для успешного формирования познавательных УУД следует учитывать общее развитие учащихся, их подготовленность по предмету, а также критерии формирования познавательных УУД у школьников.

При оценивании предметных результатов необходимо учитывать, что предметом оценки, в соответствии с требованиями ФГОС, являются не только знания, но и специфические для данного предмета учебные и практические умения, базирующиеся обычно на определенных видах универсальных учебных действий. Стандарты прямо указывают, что важнейшим предметом оценивания в данном случае выступает «способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач».














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей