СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации педагогам и обучающимся по формам и приемам работы "Работа с бумагой в детском объединении"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бумага самый простой и доступный материал для развития креативности у детей младшего школьного возраста. Предлагаю коллегам методические рекомендации по работе с этим уникальным материалом.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации педагогам и обучающимся по формам и приемам работы "Работа с бумагой в детском объединении"»

муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

«Топчихинский Детско – юношеский центр»












Методические рекомендации педагогу и обучающимся

по формам и приемам работы



Работа с бумагой в детском объединении «Умелые ручки»

Топчихинского Детско-юношеского центра





Автор:

Кочергина Светлана Анатольевна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории


Топчиха -2016






Работа с бумагой в детском объединении «Умелые ручки»

Топчихинского Детско-юношеского центра


Источники в списке литературы: Н.И. Иванова [1], Т.Г.Казакова [2], Н.В. Комарова [3], Л.И. Савенков [4], Н.В. Собко [5] и др.

Большинство занятий в детском объединении «Умелые ручки»

Топчихинского Детско-юношеского центра посвящены работе с бумагой.

Бумага сама по себе - кладовые фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.

Изготовление игрушек, поделок из бумаги - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, постепенно рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими, это очень важно.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Труд с бумагой оказывает большое внимание на умственное развитие учащихся, на развитие их мышления, внимания. Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения.

Труд по изготовлению поделок из бумаги способствует развитию личности учащихся, воспитанию их характера. Изготовление игрушки требует определенных волевых усилий. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Бумага - самый простой, наиболее доступный и легко обрабатываемый материал. Из нее можно сделать много различных поделок, которые всегда найдут практическое применение.

Формирование у учащихся практических умений по обработке данного материала осуществляется в процессе изготовления изделий. С дошкольного периода детям известны приемы резания бумаги ножницами, соединения деталей клеем. В начальной школе учащиеся расширяют знания и осваивают умений по разметке деталей из бумаги сгибанием по шаблону, с помощью измерительных инструментов, различные способы оформления изделий аппликацией, окрашиванием, с использованием других видов материалов.

Конструктивные возможности бумаги очень велики, что позволяет сделать из нее практически неограниченное количество работ. Изготовление конкретной поделки не должно являться самоцелью, а должно служить средством развития творческих способностей учащихся.

В процессе обработки бумаги учащиеся знакомятся с элементами графической грамоты, учатся аккуратно и тщательно производить разметку и измерение, так как от этого зависит качество работы, пользуются технологической документацией (чертежом, эскизом, техническим рисунком, технологической картой), выполняют изделие по готовому образцу.

Процесс работы с бумагой состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребенка достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности.

Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок хорошо владеет приемами вырезания, наклеивания, складывания, внимание его направляется на создание новых по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе. Это возможно только тогда, когда учитель умело регулирует и применяет на занятиях наиболее эффективные методы обучения, когда задания даются не только в готовом виде, но чаще требуют от детей активного, созидательного, а не репродуктивного применения усвоенных знаний и умений.

Пополнение и систематизация знаний учащихся о бумаге, ее отличительных свойствах способствует специально организуемые учителем наблюдения, беседы, простейшие опыты и лабораторные работы. Подобная, пусть еще очень элементарная, исследовательская деятельность учащихся по изучению свойств обрабатываемых материалов помогает детям более сознательно подходить к процессу конструирования и изготовления изделий, выбор материалов для практических работ, правильному использованию этих материалов при изготовлении деталей изделий.

Цель изучения этой темы - научить детей анализировать геометрическую форму плоской детали, выполнять графические построения на глаз и от руки, повторить и закрепить простейшие правила нанесения размеров на чертежи, этапы построения эскизов.

Обучение учащихся приемам анализа геометрической формы плоских деталей базируется на знаниях детей о форме плоских геометрических фигур, полученных в дошкольных учреждениях.

В работе с бумагой предусмотрено учитывание соблюдения правил безопасности труда с учениками техники работы с доской, простым карандашом, линейкой, ножницами, иголкой, кисточкой. Организация рабочего места и выполнение требований личной гигиены.

Перечень основных трудовых умений, знаний и навыков при работе с бумагой:

- должны уметь читать технические рисунки изделий и эскизы разверток. Размечать, разрезать ножницами, сгибать, склеивать, сшивать нитками. Отделывать изделия красками, аппликациями.

- должны знать виды бумаги, ее применение в различных отраслях хозяйства, основные свойства (толщина, прочность, цвет, отношение к влаге). Технические рисунки и эскизы разверток, работа по шаблону. Инструменты и приспособления для работы с бумагой (линейка, угольник, ножницы). Правила техники безопасности и пользования ими.

Программы и методические пособия в Детско - юношеском центре с. Топчиха учитывают разнообразные условия, в которых работают учителя, они предполагают на выбор варианты изделий и работ, которые выполнимы в обычных классах. Однако это в определенной мере ограничивает развитие трудового обучения, которое полностью соответствовало бы возрастным возможностям учащихся и современным требованиям научно-технического прогресса.

Бумага - самый доступный материал. Сортов бумаги очень много. Они отличаются друг от друга прочностью и плотностью, толщиной, гладкой или шероховатой поверхностью, цветом и другими качествами. Наибольшее применение найдут следующие сорта бумаги:

Газетная бумага - наиболее дешевая и распространенная. Газета рассчитана на кратковременное использование. Она имеет слегка шероховатую поверхность, быстро изнашивается и трется на изгибах, сильно впитывает клей и всякую влагу. Но для многих работ газетная бумага имеет то преимущество, что она прочно склеивается в несколько слоев. Поэтому, например, бумажные трубки лучше всего делать из газетной бумаги, эта же бумага наиболее пригодна и для изделий из папье-маше.

Бумага для печатания книг и журналов, обложек подразделяются на типографскую, нотную, литографную и так далее. Такая бумага в магазине не продается, но для оригами можно использовать старые журналы, иллюстрированные красочными рисунками. Для этой же цели применяют и особую синтетическую бумагу, на которой напечатаны географические карты. Эта бумага гладкая и прочная. Она не деформируется, если ее намочить, а затем высушить, поэтому из нее можно складывать игрушки, которые вступают в соприкосновение с водой: лодочки, парусники.

Писчая, почтовая бумага, бумага для ксерокса в изделиях применяется чаще всего. Она проклеена, поэтому прочнее газетной, хорошо окрашивается, меньше боится влаги, имеет гладкую (глазированную) поверхность. Из писчей бумаги можно делать различные модели, ею хорошо оклеивать картон. Нужна она и для переплетных работ.

Бумага чертежно-рисовальная, эстампная - самая прочная и плотная. Поверхность ее шероховатая, клеить ее труднее, чем писчую бумагу, зато лучше и легче раскрашивать. Такую бумагу можно также использовать в объемной пластике, для вырезания и плетения.

Калька - это прозрачная или полупрозрачная бумага, пропитанная воском или маслом. Ее можно использовать для изготовления крыльев бабочек, стрекоз, жуков. Кроме того, из кальки прекрасно получаются игрушечные фонарики. Она хорошо сочетается с фольгой и другими типами бумаг.

Упаковочная и оберточная бумага бывает с тисненым рисунком, текстом, фирменным знаком. Она различается по плотности, текстуре и составу. Это разнообразие позволяет использовать ее для изготовления самых разных поделок и в оригами, и в объемной пластике, и в плетении, и в аппликации.

Цветная альбомная бумага. Ею почти всегда можно заменить писчую. Альбомная бумага бывает гладкая и шероховатая, разной плотности и цветов. Этим сортом бумаги часто оклеивают самодельные переплеты книг и другие картонные изделия. Однако для оклейки лучше все же применять специальную переплетную бумагу, которая окрашена только с одной стороны и имеет глянцевую поверхность.

Цветная глянцевая бумага более пригодна для оклейки коробок, а для оклейки книжных переплетов - мраморная, с пестрым узорчатым или полосатым рисунком.

Бархатная бумага представляет собой плотную (типа очень тонкого картона) серую бумагу, покрытую с лицевой стороны мелкими ворсинками, придающими ей сходство с бархатом. Бывает самых разных цветов, но без полутонов. Для оригами она годится весьма ограниченно, так как плохо держат сгиб. Кроме того, раз сделанный сгиб резко выделяется на листе, поэтому исправлять или переделывать игрушки из этого типа бумаги нельзя. Зато она прекрасно подходит для вырезания, аппликации и бумагопластики. Часто используется в качестве фона декоративных композиций.

Бумага самоклеющаяся может иметь как глянцевую, так и матовую лицевую поверхность. С другой стороны на эту бумагу нанесен особый клеящий состав, защищенный специальной бумагой. Для приклеивания к любой поверхности - бумаге, пластику, дереву, стеклу или металлу - необходимо аккуратно отсоединить закрывающий клеевую поверхность слой бумаги и прижать к основе. Выпускается всех цветов и полутонов.

Картон применяется в основном для художественного конструирования. Обычно выбирают тонкий разноцветный картон. При его сгибании надо быть особенно внимательным, так как согнуть картон можно только один раз. На картон можно наклеивать цветную бумагу, создавая различные композиции и плоскостные панно. Служит он и как основа, подставка для различных поделок.

Основной инструмент - это ножницы: обыкновенные швейные или изогнутые. Так же понадобится линейка - металлическая, в крайнем случае - из пластмассы. Деревянная линейка пригодна для разметки, но неудобна при резке бумаги или картона. Разметка простейших графических изображений на уроках технологии в 1-4 классах производится с помощью карандашей, линейки, угольника, чертежного циркуля.


Методы работы с бумагой, используемые в детском объединении «Умелые ручки» Топчихинского Детско-юношеского центра

Дети рано начинают воспринимать окружающий мир, но, чтобы они могли оценить увиденное, отличить действительно красивое от пестроты и пошлости, этому необходимо учить - и чем раньше, тем лучше. Работа по развитию художественного вкуса ребенка начинается в семье и в дошкольных учреждениях.

Бумага располагает большими обучающими и воспитательными возможностями. В процессе художественно-трудовой деятельности ребенок осваивает целый ряд графических навыков (действовать карандашом, линейкой, угольником, циркулем), учится анализировать явления и предметы окружающего мира, складывать бумагу по образцу, пользоваться ножницами, правильно наносить клей кисточкой и т.п. У него развивается воображение, произвольное внимание, зрительная память, глазомер, чувство формы, ритма, восприятия пространственных представлений, цвета и его преобразования; воспитывается любовь к прекрасному, к точности, аккуратности; формируется терпение, усидчивость, стремление довести до конца начатое дело.

На занятиях младшие школьники овладевают целым рядом трудовых умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание), применение инструментов (ножницы, клей, кисточка и т.д.). Дети должны научиться работать аккуратно, планомерно, преодолевая трудности и прилагая волевые усилия. У них формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания, после занятия убирают материалы и инструменты). У ребят совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Это становится возможным при систематическом, плановом проведении занятий, организации самостоятельной художественной деятельности, последовательном выполнении программных требований, постепенное усложнение заданий по мере приобретения опыта.

Выбирая для изготовления на занятии те или иные изделия, необходимо точно определить, в каких конкретных элементах знаний и умений дети продвинутся вперед, что научатся делать нового, в чем просто потренируются, как используют уже имеющиеся представления и умения при изготовлении нового изделия.

Сгибание и складывание бумаги - простейшие способы работы с бумагой, при помощи которых можно сделать много интересных игрушек.

Несмотря на то, что сам процесс сгибания и складывания требует лишь незначительных навыков, само же изготовление поделок этим способом представляет определенную трудность. Поэтому в работе нужна не только аккуратность, но и внимательность, точность выполнения отдельных операций.

Сгибают и складывают бумагу в различных направлениях: к себе, от себя, влево, вправо. Чаще всего без помощи инструментов, иногда используя линейку или гладилку.

Положительной стороной приема являются: трехмерность получаемого изделия; образование по линиям сгиба ребер жесткости - важнейшего конструктивного элемента, значительно повышающего прочность изготавливаемого изделия, частично компенсирующего потерю прочности, появляющуюся после обработки линий сгиба; способность изделия сохранять равновесие в различных положениях, то есть устойчивость.

Известно много игрушек, которые изготовляют способом складывания. Они могут быть как чисто игрового характера (лебедь, пингвин, лягушка, самолетик и т.п.), так и практического характера (пилотка, буденовка, коробочка, стаканчик и т.п.). К игрушкам, изготавливаемым способам складывания, относят простое оригами, модульное оригами, складывание по развертке, кусудамы, мокрое складывание.

Оригами - древнейшее искусство складывания бумаги. Слово «оригами» японского происхождения и состоит из двух слов: «ори» - сложенный и «ками» - бумага. Это способ создания из бумажного квадрата разнообразных поделок и игрушек.

Оригами - идеальный конструктор, состоящий из одной детали - листа бумаги, который позволяет складывать тысячи и тысячи разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания, представленные в виде серии рисунков - чертежей, и безграничная фантазия способны сотворить из кусочка бумаги целый мир. Помимо фигурок животных и птиц методом оригами можно сложить маски и цветы, кораблики и самолетики, геометрические фигуры и знаки Зодиака, орнаменты всевозможных форм и размеров и многое другое.

Вырезание из бумаги - один из интересных видов работы. Простота и четкость исполнения, симметрия отельных деталей и всего изделия доставляют подлинное эстетическое удовольствие младшим школьникам, которые занимаются этим видом деятельности.

Процесс изготовления подобных поделок прост, не требует особых инструментов, материалов, специальной подготовки. Поэтому вырезание широко распространено в народном творчестве. Наиболее известные виды вырезания - снежинки, салфетки, отдельные предметы, композиции.

Для вырезания используют тонкую белую и цветную бумагу. Основной инструмент - ножницы. Они должны быть хорошо отточены: тупые ножницы приводят к быстрой утомляемости рук, так как приходится резать бумагу в несколько сложений. Винт, скрепляющий ножницы, надо хорошо отрегулировать. Если он слишком туго закручен, работать трудно, если слабо - края бумаги получаются неровными, отчего теряются четкость рисунка и его качество.

Общие принципы вырезания основаны на складывании и удалении в местах сгиба части бумаги. Складывание - важный этап работы. Линии сгиба тщательно проглаживают, стороны, где это необходимо, должны строго совпадать. Чтобы во время работы края бумаги не смещались, их придерживают рукой.

Создание узора в вырезках - главный элемент работы, поэтому рисунку уделяется особое внимание. Он зависит, прежде всего, от назначения поделки. Обычно вырезки создаются экспромтом, без предварительного эскизирования. Опытный мастер как бы видит узор. Но на первых порах, когда еще нет опыта работы, целесообразно сделать эскиз.

Бесконечный орнамент, гирлянды. Эти вырезки делают в том случае, когда надо получить многократное повторение изображения предметов, орнамента. Вырезки используют для украшения елки, зала, костюмов, помещений, альбомов.

Полоску белой или цветной бумаги складывают несколько раз пополам, пока не получат заготовку нужного размера. С одной стороны наносят половинное изображение предмета, растения, элемента орнамента и вырезают по контурным линиям. Противоположную сторону не отрезают, она служит перемычкой для соединения вырезанных частей. Изображение наносят как на одну сторону сгиба, так и на обе.

Салфетки, снежинки. Красивые салфетки и снежинки можно сделать из самой разнообразной бумаги - белой и цветной, тонкой или плотной, а так же из фольги или папиросной бумаги разных цветов.

Транспарантное вырезание. Это совершенно уникальный способ вырезания. Первая особенность этого способа заключается в том, что, хотя рисунки, которые получаются в результате вырезания, симметричны, складывать бумагу не обязательно. Вторая особенность состоит в том, что в таких вырезках используется метод симметричного отгибания половины рисунка. Это позволяет создать объемность и двухцветность произведени (если используется бумага, окрашенная с двух сторон разными цветами, либо только с одной стороны).


Художественное вырезание из бумаги. В таком виде работы простых форм практически не бывает. Вырезание строится по принципам симметрии и без нее, по своим линиям.

Вырезки делаются из однотонной, чаще всего черной бумаги. Основные темы - цветы, деревья, птицы, животные, бытовые сценки. Во многих вырезках присутствует природа - она вырезается с особой тщательностью. Такое исполнение, конечно, очень трудоемко. Эту работу справедливо можно назвать ювелирной.

Аппликация (от латинского «applicatio») - прикладывание, создание художественных изображений наклеиванием на основу разноцветных кусочков бумаги, выполняя определенный узор или композицию. Аппликация - это наиболее древний и доступный вид творчества.

Подготовленные для аппликации детали раскладывают на основе и затем приклеивают в определенной последовательности: те детали, которые наиболее удалены в перспективе, наклеивают первыми, потом остальные с постепенным приближением к переднему плану. В многоцветном рисунке не производят тщательную подгонку деталей - их наклеивают внакладку, то есть одну часть на другую, этим достигается качество работы.

Аппликации бывают самыми различными и неожиданными. Простейший вид аппликации - орнаменты из геометрических фигур, а так же создание панно с изображением плодов, цветов, грибов, птиц и животных.

Сюжетная аппликация более сложная в работе, состоит из нескольких предметов. Рисунку уделяется большое внимание. Вначале выполняют эскиз, потом каждую часть переносят на цветную бумагу с изнаночной стороны. Вырезанные части накладывают на основу, приклеивают после того, когда будет найден наиболее удачный композиционный вариант. Одна из особенностей данного вида аппликации - большая степень обобщенности.

Аппликация из силуэтов - один из интереснейших видов аппликативной техники и привлекателен оригинальностью исполнения. Выразительные средства в этом виде предельно лаконичны: эффект контрастности. В работе используют обычно черную бумагу, приклеенную на белый фон, иногда наоборот.

Аппликация из геометрических фигур - не только интересный, но и увлекательный вид работы. Из различных геометрических фигур: треугольников, прямоугольников, кружочков - делают аппликации птиц, зверей, строений, технических конструкций и другие поделки.











Список использованных источников


1

Иванова Н. И. Воображение и творчество детей. // Дошкольное воспитание. – 2005. - №10.

2

Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2003.-192с., ил.

3

Комарова Н. В. Роль педагога в развитии креативности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности [Текст] / Н. В. Комарова // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 107-110

4

Савенков Л. И. Детская одаренность в познавательной сфере.//Дошк. восп. - 1998. - №5-6.

5

Собко Н.В. Педагогические условия развития творческого воображения младших школьников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2002 316 c. РГБ ОД, 61:02-13/1230-9






















10