СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по использованию игровых технологий на уроках русского языка (обобщение опыта)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации предназначены учителям русского языка и литературы. В работе представлено обобщение опыта по использованию игровых технологий на уроках русского языка. В приложении размещены игры по разным разделам языка.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по использованию игровых технологий на уроках русского языка»















Методические рекомендации

по использованию игровых технологий

при внедрении ФГОС второго поколения

на уроках русского языка



















Подготовила:

Маёрова Татьяна Ивановна,

учитель русского языка и

литературы МБОУ

«Красногвардейская СОШ №1»

Красногвардейского района

Оренбургской области

2012 г.







Содержание

Введение ................................................................................................... 3

  1. Понятие об игре ............................................................................................ 5

  2. Игровые педагогические технологии .......................................................... 7

  3. Виды уроков с использованием игровых технологий ................................ 8

    1. Урок с дидактической игрой ................................................................... 8

    2. Урок - деловая игра ................................................................................. 10

    3. Урок - ролевая игра ................................................................................ 12

4. Технология и методика проведения дидактических игр ............................. 13

4.1 Выбор игры ............................................................................................... 13

4.2 отбор содержания игры .......................................................................... 14

4.3 Распределение ролей в игре ................................................................... 15

4.4 Развитие игровой ситуации .................................................................... 16

4.5 Результативность дидактической игры ................................................ 16

5. Методика использования дидактической игры .......................................... 16

5.1 Рекомендации по подготовке и проведению игры .............................. 16

5.2 Рекомендации по внедрению и использованию игровых технологий

на уроках русского языка ....................................................................... 18

Заключение .......................................................................................................... 19

Использованные ресурсы .................................................................................... 21

Приложение .......................................................................................................... 22













































1. Введение

Актуальность 

В школу пришли федеральные государственные образовательные стандарты. В них четко обозначены требования к результатам образования не только предметным, но и метапредметным, и личностным. Перед образованием стоит задача: достичь обозначенных результатов. Для этого необходимо разрабатывать новые образовательные программы, программы по предметам, применять эффективные образовательные технологии, совершенствовать условия, в которых учатся дети.

Чтобы решить стратегические задачи, поставленные перед обществом и страной современной жизнью, необходимо с детства формировать инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Таким образом, современное состояние обучения школьников диктует необходимость синтеза новых и традиционных путей повышения качества их теоретической подготовки, готовности к самостоятельному творческому труду, а главное - средств и методов, в том числе – средств и методов обучения в рамках уроков русского языка.

К педагогическим технологиям, отвечающим задачам современного образования, можно отнести следующие: развивающее обучение; проблемное обучение; коммуникативное обучение; проектная технология; игровые технологии; диалог культур; информационно-коммуникативные технологии; групповые технологии; компетентностный подход; деятельностный подход;

Каждая из технологий ценна на современном этапе образования.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка. 
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. 
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Именно на это нацелены ФГОС второго поколения.

Тема самообразования, над которой работаю, - «Педагогическая игра как средство активизации и интенсификации деятельности учащихся при внедрении ФГОС второго поколения на уроках русского языка», отвечает требованиям современного образования. Игровые технологии хорошо работают во всех классах, но особенно необходимы в 5 классах. Это связано с тем, что 5 класс – переходный этап в жизни детей к новым предметам, учителям, программам. И здесь на помощь приходят игровые технологии.

Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, является одним из доступных путей к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.

Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стремлению к творческой деятельности. Кроме того, использование игровых форм обучения предупреждает утомление. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца. В групповой работе – развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Это универсальные учебные действия, выдвигаемые стандартами. Игра позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом, преподнести знания в более легкой и «ненавязчивой» форме.

Целью моей работы является изучение дидактических возможностей использования игровых технологий на уроках русского языка в 5-11 классах.

Задачи:

  1. Проанализировать игровые технологии.

  2. Изучить практику использования игровых технологий на современном этапе.

  3. Обобщить опыт использования игровых технологий.

Объект исследования: познавательная деятельность учащихся на уроках русского языка.

Предмет исследования: игровые технологии как одна из форм организации познавательной деятельности на уроке.

Гипотеза: предположим, что использование игровых технологий на уроках русского языка является эффективным способом активизации познавательной деятельности школьников, ведущим к прочному усвоению знаний.

В образовательной практике возникают противоречия между необходимостью и потребностью использования дидактических игр в учебно-воспитательном процессе.

Мною разработаны методические рекомендации, в которых предпринята попытка обобщить теоретические наработки и практические материалы по использованию игр на уроках русского языка. При составлении рекомендаций я использовала собственный опыт применения игровых технологий на уроках.





Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и

любознательности.

В.А.Сухомлинский

  1. Понятие об игре

Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко, А.И.Сорокина, Н.Р.Эйгес и др.) и младших школьников (Ф.КБлехер, А.С.Ибрагимова, Н.М.Конышева, М.Т.Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги нашего времени (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.). Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И.Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др.

В перестроечный период произошел резкий скачок интереса к обучающей игре (В.В.Петрусинский, П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров, С.А.Шмаков, М.В.Кларин, А.С.Прутченков и др.).

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания русского языка, относятся игровые технологии.

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Начало любой игры – это эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка.

В игре он находит пути реализации своих способностей, осваивает новые виды деятельности, вырабатывая при этом оптимальный алгоритм достижения поставленной цели, учится контролировать свою деятельность и самостоятельно строить траекторию своего развития. Игра - своеобразный "доктор", который лечит апатию и низкую мотивацию, обособленность и педагогическую запущенность. Игра позволяет ребенку раскрыть творческий потенциал, активизируя те стороны личности, которые при традиционной системе обучения "дремлют": воображение, символьное мышление, коммуникабельность. Учащиеся в процессе игры уходят от статичности в обучении.

Игровые технологии, используемые в обучении и развитии учащихся, позволяют:

проводить уроки в нетрадиционной форме; раскрывать креативные способности учащихся; дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций учеников; развивать коммуникативные навыки учащихся; обеспечивать свободный обмен мнениями; учитывать возрастные психологические особенности школьников; организовывать процесс обучения в форме состязания; облегчать решение учебной задачи; вовлекать всех учащихся в учебный процесс; ощущать значимость результата для каждого учащегося в отдельности; практически закреплять полученные знания; формировать мотивационную сферу учащихся; расширять кругозор детей; формировать навык совместной деятельности.

Игровая деятельность имеет такие функции: развлекательную, коммуникативную, диагностическую, самореализации, коррекции, социализации.

Большинству игр присущи 4 главные черты (по С.А.Шмакову): свободная деятельность,  творческий подход, эмоциональная приподнятость, наличие правил.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия, как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область действия, условно воспроизводимая в игре.

Широкое применение игра находит в современной школе, делающей ставку на активацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

  • как технология внеклассной работы (КТД и др.)

Все игры можно классифицировать по-разному, но для учебной деятельности наиболее оптимальными являются такие, в рамках которых имитируется та или иная жизненная ситуация на основе тематического материала.


  1. Игровые педагогические технологии

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Педагогическая игра должна обладать существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Педагогическая игра выполняет следующие целевые ориентации:

    • Дидактическую. Расширяет кругозор, активирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению необходимого учебного материала, позволяет быстро проверить результативность.

    • Развивающую. Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умения сопоставлять, находить аналогии, принимать оптимальные решения. Активируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения.

    • Воспитательную. Формируются определенные позиции, подходы, нравственные, этические, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма, и в то же время, ярче выражаются личностные качества. Развиваются навыки коммуникативности. Учащийся приобщается к нормам и ценностям общества, адаптируется к условиям среды, обучается навыкам саморегуляции, стрессового контроля, психотерапии.

Существующие педагогические игры можно классифицировать:

  • по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;

  • по характеру педагогического процесса: обучающие, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, обучающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные;

  • по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации;

  • по предметной области: математические, исторические, экологические, физические, музыкальные, театрализованные, литературные и другие.


  1. Виды уроков с использованием игровых технологий

В настоящее время есть несколько пособий, помогающих учителю освоить разнообразные игры на уроках (Н.В.Пташкина, Н.Н.Соловьева, Л.В. Петрановская, П.М.Баев, Г.А. Кулагина и другие). В своей педагогической деятельности я часто использую 3 вида уроков с игровыми технологиями: урок с дидактической игрой, урок – деловая игра, урок - ролевая игра.

    1. Урок с дидактической игрой

Одним из самых распространенных видов педагогических игр является дидактическая игра, организуемая для решения обучающей задачи. Сущность дидактической игры заключается в том, что обучающиеся решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Учащийся воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.
Сенсорное развитие ребёнка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.

Игра - не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучения, но и важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся.

Дидактические игры могут быть использованы как на уроках - при закреплении, обобщении и контроле знаний, так и на дополнительных занятиях во внеурочное время. Кроме этого, не исключена возможность использования дидактических игр и при выполнении домашнего задания.

Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровое действие, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат.

Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придаёт игре познавательный характер, предъявляет к её участникам определённые требования в отношении знаний.

  Правилами определяется порядок действий и поведение учащихся в процессе игр. Они разрабатываются с учётом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением.

  Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательной активности учащихся.

  Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключатся в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы.

  Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО, дидактический раздаточный материал и др.

Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены.

    Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при введении в новую тему, проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.

     Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию  в качестве одного из структурных элементов урока. Существуют определенные требования к организации дидактических игр.

1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
2. Игра построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.

   Требования к подбору игр следующие.

1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

    Выделяют следующие виды дидактических игр:

1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

В своей работе я использую дидактические игры, классификация которых основана на тематическом принципе: игры по разделам лингвистики (фонетические, лексико-фразеологические, по морфемике и словообразованию, морфологии, синтаксису, орфографии и т.д.)

    1. Урок – деловая игра

        В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. Поэтому в данном возрасте детям интересны деловые игры.

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового материала и его закрепления, развитие творческих способностей, формирования учебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо - и социодрама.

Технология деловой игры состоит из следующих этапов:

  1. Этап подготовки.

А. Разработка игры (разработка сценария, план деловой игры, содержание инструктажа, подготовка материального обеспечения).

Б. Ввод в игру (постановка проблемы, целей, условия, инструктаж, регламент, правила, распределение ролей, формирование групп, консультации).

  1. Этап проведения.

А. Групповая работа над заданием (работа с источниками, тренинг, «мозговой штурм», работа с игротехником).

Б. Межгрупповая дискуссия (выступление групп, защита результатов, правила дискуссии, работа экспертов).

  1. Этап анализа и обобщения (вывод из игры, анализ, рефлексия, оценка и самооценка работы, выводы и обобщения, рекомендации).

Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц. Далее идет ввод в игру, ориентация на деятельность участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы, выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры.

Этап проведения - процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться в ее развитие и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников:

  • Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.

  • Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор.

  • Позиции, проявляющиеся по отношению

  • Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.

  • Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.

  • Социально – психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры.

Здесь осуществляется выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия.

    1. Урок – ролевая игра

В отличие от деловой ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов.

   Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы:

  • Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;

  • Ситуационные, связанные с решением какой – либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;

  • Условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д.

   Формы проведения ролевой игры: воображение путешествия; дискуссии на основе распределения ролей, пресс- конференции, уроки – суды и т.д.

   Этапы разработки и проведения ролевых игр:

  •     Подготовительный;

  •     Игровой

  •     Заключительный

  •  Анализ результатов.

   В ролевой игре должны иметь место условность, серьёзность и элементы импровизации, в противном случае она превратится в скучную инсценировку.

Имитационные игры.

На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета, союза наставников, отдела, цеха, участка и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность. Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Операционные игры.

Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведение пропаганды и агитации. В операционных играх моделируются соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

«Деловой театр». 

В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания,  суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Психодрама и социодрама.

Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально - психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

  1. Технология и методика проведения дидактических игр

4.1 Выбор игры в первую очередь зависит от того, какие образовательные, развивающие и воспитательные цели ставит перед собой учитель. Важен состав учащихся, их интеллектуальное развитие, интересы, уровень общения.

4.2 Отбор содержания игры.

При отборе содержания игры необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В материал уроков следует включать четкие, конкретные образы. В работе с учащимися помимо текста учебного пособия есть богатая возможность использовать тексты художественных произведений. Обратная связь – преподаватель показал, как он собирает информацию, по крупицам, как это позволяет оживить, сделать интересным, эмоционально насыщенным свой урок – учащиеся, в свою очередь, используют те же средства в своей самостоятельной уже работе.

В работе по технологии игровых форм обучения может использоваться разнообразный спектр средств обучения:

а) работа с учебником;

б) использование аппарата учебника;

в) иллюстрации учебного пособия: учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы, художественные альбомы и открытки;

д) тексты художественных произведений;

е) творческие работы самих учащихся.

Игровые формы обучения как никакая другая технология способствует использованию различных способов мотивации:

1. Мотивы общения:

а) Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.

б) В игре, при решении коллективных задач, используются разные возможности учащихся. Дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.

в) Совместные эмоциональные переживания во время игры способствует укреплению межличностных отношений.

  1. Моральные мотивы:

В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.

  1. Познавательные мотивы:

а) Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).

б) В игре команды или отдельные учащиеся изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.

в) Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса.

г) Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).

д) Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.

е) В игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает не поиск ответа.

ж) В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решения познавательных задач.

4.3 Распределение ролей в игре.

Игровым обычно называют коллектив учащихся, созданный для проведения игр. Как известно, существуют игры, не требующие разделения на группы, и игры командные. Разбивка на группы требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Игровая практика накопила немало демократических примеров разделения на микроколлективы играющих, в частности и такие: жеребьевка, считалки и т.п.

Один из ответственных моментов в дидактических играх – распределение ролей. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. Распределение детей на роли в игре – дело трудное. И щепетильное. Распределение не должно зависеть от пола учащегося, физических, интеллектуальных особенностей. Многие игры построены на равноправии ролей. Для некоторых игр требуются капитаны, водящие, т.е. командные роли по сюжету игры. Возможны следующие приемы при распределении ролей:

  1. Назначение на роль непосредственно преподавателем.

  2. Назначение на роль через старшего (капитана, водящего).

  3. Выбор на роль по итогам игровых конкурсов. Добровольное принятие роли, по желанию учащегося.

  4. Очередность выполнения роли в игре и т.д.

При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным – проявить активность, недисциплинированным – стать организованными, детям, чем-то себя скомпрометировавшим – вернуть потерянный авторитет, новичкам, ребятам, сторонящимся ученического коллектива – проявить себя, сдружиться со всеми.

В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялось зазнайство, не появлялось превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие, роль без действия мертва, учащийся выйдет из игры, если ему нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях.



4.4 Развитие игровой ситуации.

Под развитием понимается изменение положения играющих, усложнение правил игры, смена обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий и т.п. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры.

4.5 Результативность дидактических интеллектуальных игр.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления учащегося. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д. Составление программ таких игр – забота каждого преподавателя. «Игровые коллизии вызывают у обучающегося стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. «Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать». ( К.Д.Ушинский)

5. Методика использования дидактических игр

5.1 Рекомендации по подготовке и проведению игры

Проведение дидактических игр включает несколько этапов.

Прежде всего, для успешного ее проведения важно заранее продумать все детали, провести подготовительную работу.

Перед проведением игры необходимо:

  • тщательно изучить индивидуальные характеристики учащихся;

  • изучить интересы и увлечения учащихся;

  • предварительно подготовить участников игры, используя для этого внеурочное время, или часть урочного времени;

  • хорошо подготовить игровую площадку и перед игрой напомнить учащимся, что им необходимо принести с собой.

Во время игры педагог, поощряя и стимулируя самостоятельную работу учащихся, должен одновременно контролировать игровую ситуацию. При этом необходимо:

  • доходчиво объяснить правила игры, которые должны быть простыми, а содержание предлагаемого материала доступным;

  • внимательно следить за ходом игры, выполнением ее правил и всегда быть готовым к быстрому разрешению конфликтов среди участников игры;

  • давать игрокам вести активную дискуссию друг с другом во время игры; предоставлять ее участникам максимальную самостоятельность, воздерживаясь от мелочной опеки;

  • следить за тем, чтобы каждый ученик принимал активное участие в игре;

  • следить за игровым временем;

  • стараться проводить игру таким образом, чтобы были заинтересованы не только в самой игре, но и в изучаемом предмете;

  • привлекать к судейству учащихся; добиваться, чтобы их оценка результатов игры была справедливой и соответствовала принятым критериям.


После окончания игры

  • проводить обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации с реальностью;

  • поощрять победителей.


При разработке технологии игры необходимо следовать основам педагогического проектирования:

  • постановка цели;

  • отбор содержания и его структурирование;

  • выбор средств, методов и форм учебной деятельности учащихся;

  • разработка необходимых дидактических материалов, правил игровой деятельности и критериев ее оценки, соответствующих структуре учебной игры.

Эффективность игры зависит от степени отражения в игровой ситуации особенностей профессиональной деятельности, поэтому при разработке заданий следует учитывать, чтобы в них наглядно были представлены пути и возможности переноса теоретических знаний в практическую деятельность, а также зависимость эффективности этой деятельности от качества теоретических знаний.

5.2 Рекомендации по внедрению и использованию игровых технологий на уроках русского языка

1. Игровые формы обучения рекомендуется вводить постепенно – начиная с простых, постепенно усложняя правила игры, формы ее проведения.

2. На начальном этапе внедрения игровых технологий в учебный процесс рекомендуется использование коротких игр – на 10-15 минут. Например, для пробуждения у учащихся интереса к предмету с первых уроков, объяснение материала можно сопровождать сказками, игровыми ситуациями, из которых предложить сделать логический вывод.

3. После освоения простых правил игры можно переходить к сложным игровым формам для закрепления и обобщения материала по теме, разделу.

4. При внедрении Стандартов второго поколения учащиеся сами называют тему и цели урока. Здесь на помощь учителю снова приходит игра. Учащиеся 5-6 классов очень любят уроки-путешествия, ролевые игры, ребята постарше – уроки деловой игры.

5. При подборе игр необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.

6. Пособия, помогающие учителю освоить разнообразные игры на уроках (Н.В.Пташкина, Н.Н.Соловьева, Л.В. Петрановская, П.М.Баев, Г.А. Кулагина и другие).

7. Игровые технологии можно использовать при изучении любого раздела русского языка.

8. Игровые технологии используются на уроках обобщения и систематизации знаний, уроках закрепления знаний; элементы технологии приемлемы и на уроках объяснения нового материала.

9. Данная технология удачно сочетается с технологией критического мышления, блочной методикой, технологией проблемного обучения.



































Заключение

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию системно - деятельностного подхода, т.е. того, что требуют от нас Стандарты второго поколения. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании особенностей психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.

Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть использовано стремление учащегося к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий учащимся эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на уроках. Игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций; таких черт, как коллективизм, активность, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность и т.п.

Русский язык довольно сложный предмет для восприятия его учащимися. Поэтому, если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир языка. Одним из этих подходов является игра, как сильнейший фактор психологической адаптации учащегося в языковом пространстве. Использование игровых методов и приемов обучения на уроках русского языка позволяет учащимся вместо «скучного» заучивания программного материала в игровой, соревновательной форме закреплять полученные теоретические знания, что способствует лучшему усвоению, совершенствованию, углублению знаний.

В процессе игры учащиеся раскрепощаются, становятся более открытыми, что позволяет строить демократические, доверительные отношения, развивать умение общения, ведения диалога.

Уроки в игровой форме проходят более интересно, насыщенно; знания, полученные и закрепленные на таких уроках, более прочные, остаются в памяти учащихся значительно дольше, чем при традиционном изложении программного материала, опросе или тестировании, что способствует повышению качественной успеваемости.

Подготовка и внедрение игровых методик в учебный процесс требует от педагога больших усилий. В процессе подготовки игры он сталкивается с проблемами не всегда и не столь зависящими от его личных качеств как педагога, сколько от внешних ограничений, одна из которых недостаток урочного времени на проведение игр. Часто среди преподавателей бытует мнение: «Если мы с детьми будем играть во время уроков, когда же учить с ними правила?» Думаю, эти проблемы по большей части происходят от недопонимания значимости игры как средства обучения, отношения к игре как к методу разгрузки, а не стимулирования сознания учащихся.

Следует отметить, что игрой нельзя полностью заменить традиционные уроки, контрольные работы, практические занятия. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Поэтому в практике преподавателя игровые формы организации учебной деятельности должны быть лишь частью общего учебного процесса, способной активизировать, разнообразить деятельность учащихся, развивать у них самостоятельность мышления, творческий подход к решению задач, стимулировать познавательную деятельность.

Анализ литературы и практики преподавания подвел меня к мысли о необходимости разработки комплекса игр, направленных на активизацию познавательной деятельности школьников при изучении русского языка.

В данных методических рекомендациях я попыталась обобщить опыт использования игровых форм обучения, раскрыть возможности и ресурсы использования различных видов обучающих игр на уроках русского языка. Предлагаю два разных по форме урока с использованием метода игровых технологий и игры, понравившиеся моим ребятам.

Опыт представлялся мной на разных уровнях:

- доклад об использовании игровых технологий на уроках русского языка при внедрении ФГОС на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы;

- в рамках методической недели в школе выступление по использованию современных образовательных технологий (педагогическая игра);

-- на вооружение данную технологию берут молодые преподаватели района, посещавшие мастер-класс «Использование игровых технологий на уроках при внедрении ФГОС;

http://www.uchportal.ru/load/34-1-0-34657,

-конспекты уроков с использованием данной технологии, размещенные на сайтах в Интернете, (http://nsportal.ru/user/158890,

http://pedsovet.su/load/28-1-033017 http://www.proshkolu.ru/user/tat250965/folder/665269/)

используются педагогами страны;

- своим опытом я обмениваюсь с преподавателями других дисциплин, используя такую форму обмена опытом, как взаимопосещение уроков, оформление выставок методических разработок, создание и пополнение папки «Педагогическая копилка».





Использованные ресурсы:

    1. Абрамова, Г.С. Деловые игры. Теория и организация [Текст] / Г.С. Абрамова, В.А. Степанович. – Екатеринбург, 1999.

    2. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игры со словами, разработки уроков / авт.-сост. В.Н.Пташкина и др. – Волгоград, 2009.

    3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

    4. Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/ А.В.Финогенов, В.Э. Филиппов. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2001.

    5. Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе: [Пед. вузы]/ А.Б.Плешакова // Современные проблемы философского знания. Пенза, 2002.



Интернет-ресурсы:



1.http://www.bibliofond.ru/view.aspx

2.http://www.vevivi.ru/best/Igrovye-tekhnologii-v-nachalnoi-shkole-ref156396.html

3.metod._rekomndacii_po_igrovym_tehnologiyam

4.http://festival.1september.ru











Приложение

Игровые задания, направленные на отработку орфографических, фонетических, морфологических норм:

1.ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ЛОТО

Карточки для каждого игрока 15х9 см., разделённые на 9 клеток. В средней клетке написано правило: «Безударная гласная в корне слова» (или «Безударные личные окончания глаголов», проверяемая согласная в корне слова), т.е. на любую орфограмму. В остальных 8 клетках записаны слова с пропущенными безударными гласными в корне. Для закрывания клеток у каждого ученика должны быть фишки из плотной бумаги. Водящий достаёт из мешочка по одной карточке, читает написанное на ней проверочное слово, а игроки закрывают фишками клеточки с родственными словами. Игра продолжается, пока 2-3 человека не закроют свои карточки. Они выходят к доске, читают свои слова, объясняют, какие гласные в них пропущены, и доказывают проверочным словом.

2.СЛОВЕСНЫЙ ФУТБОЛ

Учитель бросает мяч любому ученику, называя слово. Ученик ловит мяч, называет букву (в соответствии с темой повторения или закрепления) или спряжение, или склонение и т.д.

3.ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ

Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, или наоборот слово, соответствующее правилу.

Например:

  • Осенний, каменный, соломенный (лишнее - соломенный)

  • Бор..щийся, кле..щий, пада..щий (лишнее – кле..щий)


4.ИГРА «СПРАВОЧНОЕ БЮРО»

Игра способствует воспитанию навыков работы со словарем. Орфографический словарь становится настольной книгой учащихся. Игра оживляет работу, разнообразит ее. Можно использовать при знакомстве с новыми словарными словами или отрабатывая тестовое задание ЕГЭ (праздный – праздничный).


5.СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Диктант проводится в виде соревнования: кто быстрее найдет «адрес» слова в орфографическом словаре и объяснит, как его писать.


6.ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ФУТБОЛ

Ученик приглашается к доске - «встает на ворота», класс задает ему вопросы по изученной теме. Сколько голов отбил, такую оценку и получил (о количестве вопросов договариваются заранее).


7.ЗАГАДКИ – ШУТКИ

Можно использовать при изучении числительного на первом уроке. Запишем на доске слова и определим самого наблюдательного. Одинокий, утрировать, стонет, потрите и т.д.


8.ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Его можно проводить по любому разделу курса русского языка. Учитель или подготовленный ученик читает определение, а класс записывает термин.


9.УЗНАЙ ГЕРОЯ или ЧЕЙ ПОРТРЕТ?

По разделу фонетика, морфология, синтаксис и др.: ведущий задает вопросы, а задумавший дает ответ «да» или «нет».

10.НАЗВАТЬ ПАРОЛЬ

Расставить ударения в записанных на доске словах.

11.БАСПОРЯДОК В АЛФАВИТЕ

Вывешивается лист с разбросанным алфавитом. Найти, показать букву, правильно ее назвать. Кто быстрее?

Найти только звонкие согласные звуки или глухие и др. подобные задания.

12.ПЕРЕПУТАНИЦА

Соотнесите существительные из левой колонки с глаголами из правой, вставьте букву, объяснив.

Собака хрюка..т

Свинья гогоч..т

Курица ла..т

Гусь кудахч..т

Потом можно попросит образовать прилагательные с Н или НН, причастия и т.д.

13.ИГРА «ПОМОГИ ПЕТЕ ОШИБКИНУ»

Здесь можно использовать примеры нарушения морфологических, синтаксических норм языка.

14. СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ

Разрезаем пословицу на отдельные слова, просим собрать, далее работаем с ней по теме урока.

15.КТО БОЛЬШЕ

В этой игре выигрывает тот, кто больше и быстрее назовет фразеологические обороты со словом ГОЛОВА, НОГИ, НОС, ВОДА и др.

Кто больше назовет фразеологизмов с именами числительными; фразеологизмы, в которых встречаются названия насекомых, животных, птиц.

Кроссворды, чайнворды, ребусы

Этот вид заданий достаточно часто используется на уроках русского языка.

Кроссворд может быть предложен в начале урока с целью активизации знаний или постановки проблемы урока.

Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке.

Незаменимы кроссворды, когда нужно переключить внимание детей, поддержать умственную активность.

Кроссворды могут быть формой контроля по теме.

1.Б-П =В-?

2.Используя шифр, как можно быстрее найдите слова, которые скрываются за этими цифрами:

ШИФР: А-1, Ч-2, У-3, Г-4, Щ-5, П-6, Т-7, Ж-8, Л-9

6 915 8432 732 38

Плащ жгуч туч уж

На какое правило данные слова? Почему так написаны? И далее по теме.

3.Составляем кроссворды, чайнворд по каждой теме, каждому разделу.

4.Магический квадрат

Л

Е

Т

Е

Т

Ь

С

С

Й

К

Ц

Ф

Ъ

М

Й

П

У

Н

Ч

Д

Е

О

Е

Р

П

Р

А

Я

С

Щ

Х

О

Л

О

В

И

Т

Ь

Э

С

Ы

Ж

Э

Ю

Ь

И

Ф

И

Т

И

З

Х

К

Ш

Р

Т

Ь

В

Е

Р

Т

Е

Т

Ь

В квадрате спрятались глаголы. Выпишите их. Далее по теме: укажите спряжение, исключения и т.д.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!