Методические рекомендации по изучению темы
« Заповеди блаженств»
в курсе ОРКСЭ
Тема «Заповеди блаженств» является одной из самых сложных для четвероклассников. На уроке школьники знакомятся со смыслом семи заповедей, учатся понимать суть евангельских выражений «блаженны», «нищета духа», «алчущие и жаждущие правды», «плач о Боге», «наследовать землю», «чистые сердцем»и др., здесь не обойтись без объяснения учителем значений этих выражений. Для этих целей можно использовать слайды со схемами и таблицами, в которых будут даны объяснения слов и подобраны синонимы. Учащимся необходимо помочь осознать, что следование заповедям блаженств позволяет христианам чувствовать себя счастливыми в любых жизненных обстоятельствах; осознать, что призыв евангельских заповедей блаженств зачастую несовместим с привычными представлениями человека о счастье. Они должны усвоить, что в христианской культуре существует разница в приобретении земных благ и духовных благ. Организовать обсуждение основных вопросов темы нужно таким образом, чтобы раскрылась гуманная составляющая основ христианского сознания и этики.
Для более глубокого, осознанного восприятия основных идей темы учитель может обратиться к двум рассказам Б. Ганаго «Хочешь быть королём?» и «Мой гриб! Мой!» , к рассказу В. Солоухина «Мститель», к «Легенде о юном князе Михаиле Муромском» и к мультфильмам «Московская легенда о Василии Блаженном» и « Мультфильм о батюшке Серафиме Саровском».
Рассказ «Хочешь быть королём?» иллюстрирует сущность первой заповеди блаженств («Блаженны нищие духом…»). Дети знакомятся с текстом, отвечают на вопросы учителя.
1.Рассказ заканчивается вопросом: «Разве она (Аля) не королева?» Как бы вы ответили на этот вопрос? Почему? (Королева, так как может управлять своими желаниями).
2. Объясните связь между умением управлять своими желаниями и состоянием счастья.
Рассказ В. Солоухина «Мститель» позволяет понять смысл третьей заповеди блаженств («Блаженны кроткие…»). Рассказ предлагается детям в сокращении. После прочтения текста организуется беседа по вопросам.
1.Что произошло с героем рассказа? (Витька ударил комком грязи по спине).
2. Каково состояние рассказчика? Какие мысли у него?
3. За что Витька его ударил? (Ни за что)
4. Что решил рассказчик? (Отомстить. «Позову в лес и набью морду»).
5. Почему такую обиду вызвал поступок Витьки? («Ну, за что он теперь меня ударил? Главное, тайком, подкрался сзади. Ничего плохого я ему не сделал». Герою было больно не от физической, а от душевной боли.)
6. Как меняются мысли героя в лесу? (Желание отомстить постепенно ослабевает, обида утихает, главный герой успокаивается. «Да и злости я уж не слышу в себе. Так хорошо на душе после этой теплинки, после этой речки! Да и Витька…..вечно что-нибудь придумывает. Витька – хороший парень, с ним интересно»).
7. Выберите из высказываний одно, которое могло бы послужить эпиграфом к сегодняшнему уроку. Свой выбор объясните.
- Умей прощать, и мощь твоя умножится.
- Сильнее всех побед — прощение.
- И рад бы заплакать, да смех одолел.
- Месть – это ответное зло.
8. Можно ли сказать, что главный герой одержал победу? Если да, то какую победу? (сумел отказаться от мести, простить друга).
9. В чём проявилась кротость рассказчика? Можно ли утверждать, что проявление кротости сделало героя рассказа более счастливым?
Рассказ Б. Ганаго «Мой гриб! Мой!» школьники слушают в аудиозаписи (1,5 мин.). Обращение к нему поможет уяснить смысл шестой заповеди блаженств («Блаженны чистые сердцем…»). Учитель предлагает ответить на вопросы.
Хотели бы вы похвалить мальчика за то, что он набрал полную корзину грибов? Почему?
Можно ли назвать внука человеком с чистым сердцем? (Нет, он не помог дедушке, лишь использовал его для своих целей, не проявил благодарности).
Как должен был поступить внук, чтобы к нему была применима седьмая заповедь?
«Легенда о юном князе Михаиле Муромском» поможет учащимся понять седьмую заповедь блаженств («Блаженны миротворцы…»). Детям предлагается прочитать легенду и ответить на вопросы.
Как вы оцениваете поступок князя?
Можно сказать, что он поступил как миротворец?
Подвести итог и обобщить полученные знания помогут« Мультфильм о батюшке Серафиме Саровском» и «Московская легенда о Василии Блаженном» . Они покажут разницу в приобретении земных благ и духовных благ. Просмотр этих коротких, но ёмких мультфильмов не оставляет равнодушным ни одного ребёнка.
Учитель ОРКСЭ
Маслова И.П.
Православие о Божием суде
Реализация основной цели урока вызывает необходимость организовать учебное пространство урока таким образом, чтобы подтолкнуть школьников задуматься над христианской идеей ответственности человека перед Богом и людьми как сдерживающим этическим началом; побудить учащихся к внимательному отслеживанию своего поведения и поступков, соотнося их с идеалами добра и справедливости. Необходимо помочь осмыслить учащимся меру ответственности человека за всё, что он совершает в жизни, подвести к пониманию того, что поступки человека не проходят бесследно для него самого. Христианский мотив доброделания напрямую связан с представлениями о бессмертии души человека, качество земных поступков человека определяет качество его загробной жизни: вечная райская жизнь или вечное мучение.
На уроке четвероклассники знакомятся с рассказом Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», относящегося к жанру святочных рассказов. После знакомства с текстом рассказа происходит его обсуждение по вопросам.
1.В какой обстановке живёт мальчик? Как он оказался в этом подвале?
2. Мальчик был голоден. Почему мама его не накормила?
3. Как чувствует себя мальчик в большом городе? Как к нему относятся люди?
4. Виноват ли он в том, что он беден? Сделал ли мальчик что – нибудь плохое?
5. Как складывается дальнейшая судьба мальчика после того, как он спрятался за дровами?
6. Как вы думаете, какая жизнь после смерти, по мнению православных людей, уготована мальчику? Почему?
7. Есть ли в рассказе люди, которых ожидала бы другая участь, а именно: вечное мучение? За что они понесли бы наказание?
8. Придумайте, что могло бы случиться, если бы кто – то из героев рассказа помог мальчику.
9. Чему учит нас рассказ? (поступки человека не проходят бесследно, прежде всего для него самого, поэтому мы должны осознавать меру ответственности за них, задумываться о последствиях совершаемых действий).
Вглядимся в эту жизнь, о которой я хочу вам сказать, о которой многие уже слышали от меня, но о которой всегда стоит задуматься вновь и вновь. Те из вас, кто слышал уже, не закрывайте своего слуха, разума или сердца; не говорите в течении всей этой беседы: все это я уже слышал, это не ново... Вопрос не в том, чтобы это было ново, вопрос в том, чтобы это встало пред лицом совести каждого из нас, и чтобы наша совесть была принуждена ответить да или нет на тот вызов, который бросает нам жизнь подвижника.
Тот, о ком я хочу сказать, это очень юный русский князь конца 12 века, Михаил Муромский. Его отец был христианин; вся семья не только крестилась, но крепко, всерьез уверовала в Евангелие и во Христа. Правил его отец Муромской областью; окружена она была целым морем еще не уверовавших и не крестившихся языческих племен. И вот загорелась война; в течение короткого времени племя, напавшее на Муромскую область, было разбито, его остатки закрылись в городище, чтобы до последнего защищаться.
Воины Муромского князя засели в лесу, окружив городище, никакой надежды не было ни выйти из него, ни получить помощь или пищу; оставалось князю Муромскому ждать, чтобы голод и отчаяние заставили жителей сдаться. Но он уверовал в Христа, уверовал в Евангелие, и для него было ясно, что эти люди, которые считают его непримиримым врагом, для него не враги, потому что у христианина нет врагов, все для него — Богом сотворенные братья; заблудшие или нашедшие свой путь, но все равно братья.
Он не мог допустить, чтобы голодная смерть погубила жителей: и крепких воинов, и женщин, юных подростков и детей; он знал, что каждый из них Богу лично дорог, что ради спасения каждого из них Христос стал человеком, претерпел ужас Гефсиманского сада и крестную смерть, что умер бы Он и за одного человека, как Он умер за человеческий род, что умер Он не за всех коллективно, а за каждого в отдельности. И он решил предложить им мир во имя Христа, мир во имя Того, Кто принес примирение неба и земли.
Он им предложил мир без условий, просто Бога ради. Жители, защищавшие городище, этому не могли поверить; во Христа они не верили, Евангелие для них было не благая весть, а сказка и, вероятно, неизвестная; чтобы кто-нибудь предложил врагу, который уже не может защищаться, свободный выход и жизнь, было им немыслимо. В этом предложении жители города увидели военную хитрость. Но на всякий случай, желая, может быть, даже этим воспользоваться, они предложили Муромскому князю сделку: они примут его предложение при одном, однако, условии: что он отдаст им заложником одного из своих сыновей.
А сыновей у него было двое: мальчики девяти и тринадцати-четырнадцати лет. Они с ним были в походе, жили вместе с ним в лесу, в срубе. Пред князем встал вопрос совести: с одной стороны, предложение, которое он сделал врагам, он сделал во имя Христа, по убеждению; с другой стороны, он знал, что, отдай он одного из своих сыновей, он может никогда его не увидеть; враги могут поругаться над ним, убить его, замучить его на стенах городища перед глазами отца; они могут обмануть его во всем. Жизнеописатель говорит нам, как ночью князь ходит по своему срубу, не в силах решиться: отдать сына — и которого? — или отказаться от своей христианской совести?
Один из детей проснулся, младший, Михаил. Посмотрел, последил за отцом и, позвав его, стал допытываться, что его так волнует, когда победа уже у него в руках? И добился наконец ответа, отец все ему объяснил. Мальчик тогда поднялся и ему говорит: Отец, то, что ты мне говоришь, это ведь то же самое, что ты мне рассказывал о нашем спасении! Если ты меня пошлешь к своим врагам, ты поступишь так, как Отец наш Небесный поступил по отношению к человеческому роду, а я поступлю, как Христос поступил: приду примирителем!.. В конечном итоге, на следующее утро было решено выслать мальчика к врагам.
Я хочу сразу обратить ваше внимание на то, с какой простотой и цельностью и отец, и сын восприняли евангельскую повесть, — не как иносказание, не как такой идеал, которому подражать нельзя, а как реальнейший образ мыслей, чувств и поступков. Вероятно, отец так рассказывал о Спасителе своему мальчику, что тот не мог не видеть дела Божия в чертах человеческой жизни. И перед нами сразу ставится вопрос: как мы обо всем этом друг другу говорим? Как мы рассказываем себе эту повесть? Как передаем мы ее нашим детям, внукам, окружающим людям? Как отдаленный рассказ или как что-то животрепещущее? Как богословскую выкладку или как рассказ плоти и крови, души и духа? Почему не доходит этот рассказ до тех, к кому он обращен нами? Почему он так бледнеет на наших устах? Почему он теряет свою полноводность? Почему он так обескровлен?..
Когда пришло время мальчику быть отдану жителям городища, он вышел из темного леса и пошел широкой поляной к нему; была тишина и на стенах городища, и в лесу; с затаенным дыханием люди ждали и созерцали то, что совершалось: мальчик девяти лет, один, шел примирять два народа; шел он потому, что уверовал во Христа, и потому, что его отец так серьезно уверовал в евангельскую повесть, что в конечном итоге, после мучительного борения, он все же отдал своего сына. Вдруг пронеслась стрела, пущенная со стен городища, и мальчик упал. И в этот момент случилось самое неожиданное: люди ринулись к мальчику и со стен городища, и из лесу, забыв, что они враги, забыв, что им грозит смерть друг от друга, потрясенные ужасом, что эта красота вдруг превратилась в такое страшное уродство. И когда, обнаружив, что мальчик умер, они друг на друга посмотрели, их ряды были смешаны и им ясно стало, что они уже не враги.
Единый, единодушный порыв, который их заставил смешаться вокруг тела убитого мальчика, этот порыв восхищения, ужаса, любви их примирил.
Часто ставится вопрос, каким образом смерть Христа, то есть новое и еще более страшное человеческое преступление могло примирить Бога с человеком.
На примере Михаила Муромского мы видим, как это может случиться. Примиряется не всякий; примиряется тот, кто сумел отозваться душой; и тот, кто отзовется, может найти мир, и очищение, и новую жизнь. Нам не дано совершать таких подвигов крови, смерти; но нам даются подвиги малые. Когда мы говорим об умирании, мы не обязательно должны думать о том умирании окончательной смертью, которое это слово напоминает нам.
Умирание бывает разное; умирание начинается в тот момент, когда человек перестает все внимание обращать на себя, отворачивает взор от себя самого, вглядывается в другого человека, или в жизнь, или в людей, постепенно чувствует, что между жизнью и им стоит тонкая преграда — он сам, и эту преграду хочет устранить; и каждый раз, когда мысль о себе самом возвращается к нему, может сказать этому привидению себя самого: отойди от меня!
Долой с моего пути — ты закрываешь мне мир, людей, жизнь; ты суживаешь все, ты лишаешь меня возможности и способности любить!.. Умирание начинается в момент, когда человек, по слову Спасителя, отрекается от себя; а это мы можем делать на разном уровне изо дня в день, все время, просто, а порой — героически.
Иногда просто, потому что бывает радостью забыть про себя для любимого человека или ради чего-то, что нам кажется таким великим, таким святым, светлым; а иногда это требует суровой, волевой решимости. Иногда это я, которое стоит между правдой и мной, еле заметно, а иногда это я стоит, как стена; иногда можно рукой его отстранить, а иногда приходится пробиваться, как через стену. Но так или сяк, умирание начинается с этого; и умирание этого сосредоточенного на себе я, в каком-то смысле, завершается в любви, когда человек, Бог, люди, благородная идея, идеал становятся для нас важнее нашего благополучия, нашего счастья, нашей жизни.