СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации даны рекомендации по организации комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. Описаны задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ, обязательные направления коррекционной работы, представлены рекомендации воспитателям по сопровождению ребенка с отклонениями в развитии.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии»

Методические рекомендации по организации комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии Учитель-дефектолог ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо» Кузеванова Светлана Викторовна

Методические рекомендации по организации комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии

Учитель-дефектолог ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо»

Кузеванова Светлана Викторовна

Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) 467.176 человек 45% детей находятся в специальных образовательных организациях. 24% детей – в коррекционных группах и классах 31% детей – в условиях общеобразовательных школ и ДОУ.

Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)

467.176 человек

  • 45% детей находятся в специальных образовательных организациях.
  • 24% детей – в коррекционных группах и классах
  • 31% детей – в условиях общеобразовательных школ и ДОУ.
Проблема создания адекватных условий для всех категорий детей Основные направления деятельности  - создание образовательной системы, которая бы давала равные возможности в развитии всем детям, без исключения, не только на бумаге, но и в реальной жизни; -раннее выявление сложных нарушений развития и своевременная коррекционная помощь, предполагающая комплексное психолого-медико-педагогическое воздействие на ребенка, имеющего нарушение в развитии.

Проблема создания адекватных условий для всех категорий детей

Основные направления деятельности

- создание образовательной системы, которая бы давала равные возможности в развитии всем детям, без исключения, не только на бумаге, но и в реальной жизни;

-раннее выявление сложных нарушений развития и своевременная коррекционная помощь, предполагающая комплексное психолого-медико-педагогическое воздействие на ребенка, имеющего нарушение в развитии.

Цель  психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе в ДОУ Помощь (содействие) ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации

Цель психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе в ДОУ

  • Помощь (содействие) ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации
Своевременное выявление, коррекция и предупреждение отклонений процесса развития являются важным условием нормального психоречевого становления ребенка с различными психофизическими возможностями.
  • Своевременное выявление, коррекция и предупреждение отклонений процесса развития являются важным условием нормального психоречевого становления ребенка с различными психофизическими возможностями.
Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению -профилактика -диагностика -консультирование -развивающая работа -коррекционная работа

Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению

  • -профилактика
  • -диагностика
  • -консультирование
  • -развивающая работа
  • -коррекционная работа
Уровни сопровождения Сопровождение Уровень  обычной группы ДОУ Уровень  учреждения Уровень специализированного учреждения

Уровни сопровождения

Сопровождение

Уровень

обычной

группы ДОУ

Уровень

учреждения

Уровень

специализированного

учреждения

Алгоритм действий воспитателя  Выявление детей «группы риска» Повторное представление на комиссию  Представление на ПМП(к) Направление На ТОПМПК Осуществление коррекционной работы Обследование На ТОПМПК Выполнение рекомендаций ТОПМПК

Алгоритм действий воспитателя

Выявление

детей

«группы

риска»

Повторное

представление

на комиссию

Представление

на ПМП(к)

Направление

На ТОПМПК

Осуществление

коррекционной

работы

Обследование

На ТОПМПК

Выполнение

рекомендаций

ТОПМПК

Как происходит процесс усвоения знаний в норме.

Как происходит процесс усвоения знаний в норме.

При планировании коррекционной работы  в каждой возрастной группе специалисты и воспитатели учитывают: -принципы специального обучения и воспитания -результаты комплексного изучения ребенка -результаты диагностического обследования группы и отдельного ребенка с целью определения или корректировки планов коррекционно-развивающей и воспитательно-образовательной работы.

При планировании коррекционной работы

в каждой возрастной группе специалисты и воспитатели учитывают:

  • -принципы специального обучения и воспитания
  • -результаты комплексного изучения ребенка
  • -результаты диагностического обследования группы и отдельного ребенка с целью определения или корректировки планов коррекционно-развивающей и воспитательно-образовательной работы.

Задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ

  • 1.Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.
  • 2. Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку воспринимать учебный материал осознанно
  • 3. Формирование социально-нравственного поведения, обеспечивающего детям успешную адаптацию
  • 4 Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умений ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом или словесными указаниями, осуществлять самоконтроль и самооценку
  • 5. Развитие различных видов мышления: наглядно-образного, словесно-логического
  • 6. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операций анализа, сравнения, обобщения, логической классификации, умозаключений)
  • 7. Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждения эмоциональных срывов, создание климата психологического комфорта
  • 8.Комплексный подход и системный разносторонний контроль с помощью специалистов
Обязательные направления коррекционной работы  1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослым, чтобы попросить помощи. 2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.   3. Овладение навыками коммуникации.   4. Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации.   5. Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

Обязательные направления коррекционной работы

  • 1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослым, чтобы попросить помощи.
  • 2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
  •   3. Овладение навыками коммуникации.
  •   4. Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации.
  •   5. Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Глухие и слабослышащие(дети с нарушениями слуха)

Глухие и слабослышащие(дети с нарушениями слуха)

Слепые и слабовидящие (дети с нарушением зрения)

Слепые и слабовидящие (дети с нарушением зрения)

Дети с тяжелыми нарушениями речи

Дети с тяжелыми нарушениями речи

Задачи по развитию речи и коммуникативных навыков, которые может реализовать воспитатель в повседневной деятельности

1этап:

1. Формировать предпосылки активной речи, вызывать и развивать голосовые реакции. Активизировать речевые проявления

2. Развивать способность понимать речь взрослого, вслушиваться в произносимые им слова

3.Развивать и поддерживать стремление детей взаимодействовать в играх, выполнять простую словесную инструкцию

4. Учить узнавать называть (или показывать) знакомые предметы облегченным словом или жестом

5.Учить понимать смысл слов «можно-нельзя», «плохо»-хорошо»

2этап

1. Формировать речевое внимание

2. Формировать активную реакцию на словесное обращение к нему

3.Продолжать развивать активную речь. Учите подражать новым словам, пользоваться облегченными, обозначающие названия знакомых предметов и действий и первыми полными словами(мама, папа, баба, дядя ит.п.)

3.Учите понимать слова, обозначающие части тела человека, бытовые и игровые действия.

3 этап

1. Заменять звукоподражания на обычные слова (вместо мяу-кошка, вместо ква- лягушка)

2.Продолжать расширять и обогащать словарь глаголами (чтобы появилась фраза), прилагательными, наречиями., расширять запас понимаемых слов.

4 этап

1.Формировать у детей умение высказывать свои потребности во фразовой речи(«не понимайте», если сказал одним словом)

2.Учите использовать речевые формы общения со взрослыми и сверстниками

3Форируйте умения слушать стихи, сказки, отвечать на простые вопросы.

4. Обучайте правильному использованию некоторых грамматических форм в собственной речи ребенка.

Дети с аутизмом Главные средства развития аутичного ребенка –это стимуляция его познавательного интереса и поэтапная фокусировка внимания ребенка: вычленение конкретного предмета или явления из общей массы и опредмечивание (называние слова) Для занятий с таким ребенком лучше всего подходят - ежедневные ритуальные процедуры режимных моментов - общение с ребенком как бы между делом( время концентрации внимания должно быть равно времени отдыха) Короткие эмоциональные привлечения внимания дают больший результат, чем статическое занятие. Внимание привлекается спонтанно ( что позволяет не просто слушать, но и слышать взрослого), на эмоциях( способствует концентрации внимания), сопровождается практическими примерами ( то. что можно потрогать , понюхать, увидеть, услышать -все способствует запоминанию)

Дети с аутизмом

  • Главные средства развития аутичного ребенка –это стимуляция его познавательного интереса и поэтапная фокусировка внимания ребенка: вычленение конкретного предмета или явления из общей массы и опредмечивание (называние слова)
  • Для занятий с таким ребенком лучше всего подходят
  • - ежедневные ритуальные процедуры режимных моментов
  • - общение с ребенком как бы между делом( время концентрации внимания должно быть равно времени отдыха)
  • Короткие эмоциональные привлечения внимания дают больший результат, чем статическое занятие. Внимание привлекается спонтанно ( что позволяет не просто слушать, но и слышать взрослого), на эмоциях( способствует концентрации внимания), сопровождается практическими примерами ( то. что можно потрогать , понюхать, увидеть, услышать -все способствует запоминанию)
Ребенок с ДЦП (детским церебральным параличом)

Ребенок с ДЦП (детским церебральным параличом)

Ребенок с ЗПР (задержкой психического развития)

  • 1.Начинайте работу с ребенком с той ступени, с того уровня, который он «тянет», не торопите события. Первые слова-определения, которые он должен усвоить – это те речевые штампы, которыми он должен оперировать регулярно, обслуживая свои потребности ( «сок», «мыло» «вода»» туфли»)
  • 2. Присоединяйте к жестам ребенка слова определения,то есть говорите за него то, что он не может произнести («Можно пойти домой?» « Идем гулять».Старайтесь озвучивать каждый жест ребенка, каждую эмоцию, которую можно проговорить (больно, смешно и т.п.)
  • 3. Говорите кратко, четко, эмоционально. Если вы вывели детей на прогулку и мимо пролетает вертолет, нужно тут же, указывая пальцем, крикнуть «вертолет», еще лучше, если вы будете показывать пальцем ребенка с нарушением в развитии.
  • 4. Активно используйте руки ребенка, чтобы задействовать его внимание. Следите, чтобы они работали всякий раз, когда вы работаете с речью ребенка. (Поглаживайте руки ребенка, чтобы расслабить тонус мышц, тем самым удлиняя время концентрации внимания.)
  • 5. Следите, чтобы ребенок с ЗПР имел возможность видеть ваши губы, когда вы общаетесь с ним или проведите его рукой по своим губам в целях привлечения внимания к ним. Ловите взгляд ребенка, старайтесь, чтобы он концентрировался на вашем лице и руках
  • 6.Используйте кукольный театр, пантомиму. Разыгрывайте различные ситуации с куклами
  • 7. Если ребенок начал использовать небольшой словарный запас по назначению, начинайте присоединять к этим словам глаголы(Например, раньше вы просили сказать «сок» и хлопать по столу, если хотел пить, то теперь просите сказать «дай сок или «пить сок», также как «кошка бежит»).
  • 8.Важно все комментировать, что происходит с ребенком и вокруг него. Следите за тем, что ребенку интересно и переводите на язык слов его ощущения, но коротко, не забывая про движения руки. Помните, что ваша речь должна быть понятна ребенку
  • 9. Проявляйте терпение, сохраняйте с ребенком эмоциональный контакт, чтобы он не начал демонстрировать свой характер и упрямство, т.к. они являются большим препятствием в обучении.

Рекомендациях воспитателям по сопровождению ребенка с отклонениями в развитии

  • 1.Начать с себя. Создать психологический настрой: « Это не вина ребенка, а его беда» Постараться позитивно настроить к этому ребенку других детей группы и постоянно поддерживать этот настрой.
  • 2. Изучить медицинские документы ребенка, рекомендации ПМПК, если позволят родители ребенка, постараться их убедить в необходимости этого.

Если не позволят - провести свою педагогическую диагностику (пронаблюдать) с целью определения сохранных сторон ребенка, на которые можно будет опираться.

  • 3.Составить совместно с методистом и специалистами ДОУ индивидуальную адаптированную программу для ребенка с нарушениями психофизического развития.
  • 4. Продумать создание комплексных условий для развития ребенка и наибольшей эффективности работы с ним.
  • (На 1 месте - Лечение! Узнайте у родителей действие препаратов, назначенных ребенку, внимательно следите за изменениями в состоянии ребенка под воздействием лекарств.
  • Контролируйте родителей, чтобы у ребенка постоянно были в рабочем состоянии все приспособления: очки, слух. аппарат, специальные ботинки и т.п.
  • Мотивируйте родителей на поиск специалистов, которые рекомендованы ТОПМПК, если их нет в вашем ДОУ)
  • 5. Разрабатывать конструкт с учетом особенностей деятельности всей группы и ребенка с особенностями развития
  • (продумать деятельность всей группы и чем занят в это время ребенок с ОВЗ: дозировку нагрузки, меры помощи при выполнении заданий, смену видов деятельности, учет утомляемости, способы переключения)

Рекомендациях воспитателям по сопровождению ребенка с отклонениями в развитии

  • 6. Разработать систему организационной помощи ребенку.

Для этого нужно в процессе организации его деятельности максимально исключить все отвлекающие факторы, назначить помощника из числа позитивно настроенных детей нормы, давать больше времени на выполнение задания, не торопить, разбивать работу «пошагово», оказывать помощь и контролировать. Степень помощи уменьшается по мере сформированности отрабатываемого навыка.

  • 7. Включать такого ребенка в парную и групповую работу, в проектную деятельность, когда ребенок выполняет в группе или посильное задание, или отдельную часть задания, ведущую к достижению общего результата.
  • 8. Создавать для ребенка «ситуацию успеха», в которой ребенок сможет проявить свои сильные стороны. Избегать предъявления как завышенных, так и заниженных требований к ребенку.
  •       9.    Для того, чтобы помочь ребенку с ОВЗ показать себя с лучшей стороны, следует предлагать ребенку короткие задания, стараясь сделать их более разнообразными, чередовать разнообразные виды деятельности; начинать и заканчивать каждую серию заданий ситуацией успеха; сочетать новые более трудные задания с уже известными заданиями, более легкими; включать в программу обучения развитие нескольких навыков, которые способствовали бы дальнейшему развитию какой-нибудь одной из относительно сохранных функций.
  •         10.  В процессе пребывания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении воспитателю всегда следует помнить, что его действия, направленные на создание психологического комфорта  должны быть обдуманы и тактичны.  Излишняя опека и чрезмерная забота могут лишний раз подчеркнуть нестандартность ребенка и развить у него эгоистические установки, а у окружающих детей - снисходительное отношение.
  •          11. Для создания и укрепления своего социального статуса в коллективе ребенку с ограниченными возможностями  надо помочь, предоставив возможность побыть лидером, например, капитаном в спортивных соревнованиях, ответственным за уборку территории и т.д.
Процесс обучения любому навыку детей с ОВЗ   -Вначале ребенку объясняют, что он должен сделать.   -Затем при необходимости оказывают ту или иную помощь.   - Создают ситуацию успеха и поощряют за выполненное задание

Процесс обучения любому навыку детей с ОВЗ

  •   -Вначале ребенку объясняют, что он должен сделать.
  •   -Затем при необходимости оказывают ту или иную помощь.
  •   - Создают ситуацию успеха и поощряют за выполненное задание
Система работы по формированию социально-бытовых навыков  1. Развитие мотивации в овладении двигательными навыками. 2. Создание условий, облегчающих выполнение движений и действий. 3. Постепенное преодоление трудностей. 4. Совершенствование новых способностей.

Система работы по формированию социально-бытовых навыков

  • 1. Развитие мотивации в овладении двигательными навыками.
  • 2. Создание условий, облегчающих выполнение движений и действий.
  • 3. Постепенное преодоление трудностей.
  • 4. Совершенствование новых способностей.
В коррекционно -развивающей деятельности используются  5 видов игр  1. Игры на развитие слуховых ориентировочных реакций 2. Игры на развитие понимания речи 3. Сенсорные игры 4. Игры на развитие моторики, действий с предметами, конструктивной деятельности 5. Игры с водой, песком

В коррекционно -развивающей деятельности используются 5 видов игр

  • 1. Игры на развитие слуховых ориентировочных реакций
  • 2. Игры на развитие понимания речи
  • 3. Сенсорные игры
  • 4. Игры на развитие моторики, действий с предметами, конструктивной деятельности
  • 5. Игры с водой, песком
Игры на развитие слуховых ориентировочных реакций

Игры на развитие слуховых ориентировочных реакций

Сенсорные игры  Игры на развитие моторики

Сенсорные игры Игры на развитие моторики

Игры с водой и песком

Игры с водой и песком

Сюжетно-ролевая игра

Сюжетно-ролевая игра

Пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр

Пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр

Лепка и тестопластика

Лепка и тестопластика

Работа с семьей

Работа с семьей

В результате психолого-педагогического сопровождения   - у детей наблюдается динамика речевого, психофизического и интеллектуального развития; создаются позитивные основы для социальной адаптации; - родители получают квалифицированную психолого - педагогическую помощь в воспитании и развитии ребёнка; овладевают элементарными знаниями детской психологии, педагогики, логопедии; включаются в педагогический процесс ДОУ.

В результате психолого-педагогического сопровождения

  • - у детей наблюдается динамика речевого, психофизического и интеллектуального развития; создаются позитивные основы для социальной адаптации;
  • - родители получают квалифицированную психолого - педагогическую помощь в воспитании и развитии ребёнка; овладевают элементарными знаниями детской психологии, педагогики, логопедии; включаются в педагогический процесс ДОУ.