СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации работы детей с нарушением зрения на уроке информатики

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по организации работы детей с нарушением зрения на уроке информатики.

Общие рекомендации.Методические рекомендации по организации работы за компьютером ученика с нарушением зрения. Методические рекомендации по разработке дидактических материалов и их использование в процессе обучения информатике. Коррекционно-компенсаторная направленность уроков информатики 

 

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации работы детей с нарушением зрения на уроке информатики»

Алиева З.С.,

учитель информатики

г. Симферополь



Методические рекомендации по организации работы за компьютером детей с нарушением зрения

Вопрос о введении инклюзивного обучения в России из стадии дискуссии переходит в практическую плоскость. Важный момент – подготовка педагогов массовых школ для работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Современные тенденции в образовании (использование информационно-коммуникационных технологий) и отсутствие у учителей информатики массовых школ представлений об организации работы за компьютером детей с нарушением зрения делают настоящие рекомендации актуальными и значимыми.

Настоящие рекомендации разработаны на основе теоретических сведений по данному вопросу и небольшого практического опыта учителя информатики Учебно-реабилитационного центра для детей с нарушением зрения Симферопольского городского совета АРК и призваны оказать методическую помощь по обучению детей с нарушением зрения основам компьютерной грамотности учителям информатики, работающим в инклюзивном классе.

Общие рекомендации

Принимая ребенка с нарушением зрения в свой класс, учитель должен тщательно обдумать и согласовать с медицинским персоналом, где посадить нового ученика.

Оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих учеников составляет не более 15-20 минут непрерывной работы. Для учеников с глубоким нарушением зрения, в зависимости от индивидуальных особенностей, она не должна превышать 10-15 минут.

В классе должны быть обеспечены повышенная общая освещенность (не менее 1000 люкс) или местное освещение на рабочем месте не менее 400-500 люкс.

Если слабовидящий ребенок работает с опорой на зрение, то при использовании доски записи должны быть насыщенными и контрастными, буквы крупными, изображение четким. Врач-офтальмолог определяет оптимальный кегль шрифта и контрастность изображения для каждого ученика индивидуально.



Методические рекомендации по организации работы за компьютером ученика с нарушением зрения

Тифлоспецифика работы на компьютере, с одной стороны, делает этот инструмент несколько более сложным в освоении и использовании, повышая потребность пользователей с глубокими нарушениями зрения в образовательных услугах, а, с другой - определяет особые требования к содержанию обучения, вследствие чего образовательные ресурсы и услуги общего назначения мало пригодны для инвалидов по зрению. При этом обучение незрячих и слабовидящих пользователей требует специальных обучающих приемов и методик, простое распространение методов работы, применяемых для пользователей с нормальным зрением, здесь невозможно. Кроме того, для качественного обучения инвалидов по зрению использованию компьютерных технологий преподаватель должен обладать не только знаниями по общим вопросам информационных технологий и глубоким пониманием компьютерной тифлоспецифики, но и навыками работы с этой специфичной аудиторией.

Специальные аппаратные и программные средства, обеспечивающие незрячим интерфейс с компьютером, вносят в рабочий процесс существенную специфику. Отсутствие понимания происхождения и содержания этой специфики приводит к тому, что специалисты, занимающиеся техническим обслуживанием, консультированием и обучением в компьютерной сфере, часто не могут оказать качественных услуг незрячим пользователям.

Для голосового вывода используются аппаратные и программные синтезаторы речи, которые осуществляют преобразование текстовой информации в акустические сигналы, распознаваемые слушателем как речевые. Появление и развитие программного синтеза речи позволило людям с нарушенным зрением использовать компьютер без применения дополнительных специализированных аппаратных средств и обеспечило тем самым массовую доступность и распространение компьютерных технологий для незрячих пользователей. Программные синтезаторы речи используют для синтеза имеющиеся ресурсы компьютера, собственно звучание обеспечивается звуковой платой и обычными акустическими системами (колонки, наушники).

Компьютер становится эффективным инструментом для обеспечения информационного обмена незрячего с окружающим обществом.

Основным инструментом незрячего пользователя для управления компьютером является обычная клавиатура. В среде Windows, параллельно с визуально ориентированными средствами управления с помощью мыши, предусмотрены также возможности управления с помощью клавиатурных команд. Использование этих средств распространено значительно менее, но при работе без визуального контроля именно клавиатура становится наиболее удобным инструментом.

Освоение и использование клавиатуры при наличии средств речевого вывода облегчается тем, что озвучивание нажимаемых клавиш создаёт возможность слухового контроля в процессе работы.

Использование различных педагогических программных средств учебного назначения возможно, однако, следует тщательно отбирать такие программы, акцентируя внимание на возможности настройки размеров шрифта, качестве изображений (картинки, таблицы, диаграммы и прочее).

Использование интерактивных систем на разных этапах урока является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, однако следует не забывать о том, что изображение, проецируемое проектором на поверхность может быть недоступно некоторым ученикам, имеющим глубокие нарушения зрения. В таком случае, рекомендуется организовать работу учащегося с учебным материалом за компьютером.

Методические рекомендации по разработке дидактических материалов и их использование в процессе обучения информатике

Практика показывает, что использование информационного буклета в качестве опорного конспекта и раздаточного материала позволяет решить ряд организационных моментов.

Во-первых, рамки буклета (лист формата А4) позволяют не перегружать урок лишней печатной информацией. Объем изучаемого должен соответствовать возрастным особенностям школьников, требованиям программы и времени урока. В 10-12 классах объём 1 лист (две страницы), набранный шрифтом без засечек 14 кеглем через 1,2 интервал. Для учеников, имеющих глубокие нарушения зрения, кегль шрифта и междустрочный интервал определяет врач-офтальмолог. Таким образом, зрительные нагрузки находятся под контролем.

Во-вторых, видна структура изучаемого материала. Титульный лист содержит информацию об изучаемой теме, теме урока, картинку или схему, характеризующую тему урока. Внутренняя часть буклета – разноуровневые задания и инструкции по выполнению практической части. Последняя страница содержит краткие теоретические сведения.

В-третьих, ученики видят в буклете задания и критерии оценивания этих заданий, вследствие чего вопрос комментирования оценки отпадает, так как ученик четко знает, что оценка зависит от набранных баллов при выполнении практической части. Так как ученики, начинающие изучать информатику имеют разную степень подготовки (компьютерные курсы или самообразование) и различные индивидуальные особенности, то без разноуровневых заданий и критериев оценивания этих заданий организовать процесс обучения на уроке довольно сложно.

Ниже представлены некоторые разработанные мной буклеты

Буклет 1.

Внешняя часть буклета



Внутренняя часть буклета



Буклет 2.

Внешняя часть буклета



Внутренняя часть буклета



Однако не всем учащимся подходит такая форма организации опорного конспекта. Учащиеся с глубокими нарушениями зрения нуждаются в линейном подходе, максимально простые таблицы и схемы.

Коррекционно-компенсаторная направленность уроков информатики

Для лиц с глубокими нарушениями зрения (слепых и слабовидящих) использование компьютерных технологий имеет дополнительное компенсаторное значение, позволяя самостоятельно выполнять многое из того, в чем раньше приходилось прибегать к посторонней помощи (например, используя сканирование, читать обычный текст; готовить печатные документы и т.д.).

Основные коррекционные цели урока:

  1. Сформировать алгоритмическое и структурно-логическое мышление учеников, имеющих нарушение зрения

  2. Научить рациональным способам обработки информации, используя сочетания клавиш, которые позволяют выполнять операции без использования мыши и существенно сокращают время работы за компьютером.

  3. Научить учащихся, имеющих глубокие нарушения зрения, работе с программами экранного доступа, позволяющими озвучивать интерфейс с помощью синтезаторов речи

Компьютер существенно облегчает процесс информационного обмена детей, имеющих нарушения зрения с окружающим обществом — доступ к нужной информации и представление результатов собственной информационной деятельности в общепринятой форме — и расширяет реальные возможности участия в различных сферах социокультурной жизни, включая образование и профессиональную деятельность.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!