Передовой педагогический опыт (ППО) – это опыт, отвечающий современным запросам, открывающий возможности постоянного совершенствования, оригинальный по содержанию, логике, методам, и приемам, приносящий лучшие по сравнению с общепринятыми тенденциями педагогические результаты.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации изучения и обобщения передового педагогического опыта»
Методические рекомендации
по организации изучения и обобщения передового педагогического опыта
Передовой педагогический опыт (ППО) – это опыт, отвечающий современным запросам, открывающий возможности постоянного совершенствования, оригинальный по содержанию, логике, методам, и приемам, приносящий лучшие по сравнению с общепринятыми тенденциями педагогические результаты.
Выделяют три основных подхода к трактовке передового педагогического опыта:
образец хорошей работы;
деятельность, в которую воплощены выводы научных исследований или успешное применение другого опыта технологии;
новаторство, свои педагогические находки, открытие нового педагогического знания.
Передовой педагогический опыт обеспечивает:
решение проблем, возникающих перед образованием на современном этапе развития общества;
внедрение достижений психолого-педагогических наук в практику;
выдвижение и апробирование новых идей, содержания, методов, организации педагогического процесса;
корректирование новаций для разнообразных видов и условий образования;
выработку рекомендаций для педагога.
В качестве опыта могут выступать:
технология или элементы технологии, применяемые педагогом;
авторские программы учебного курса, внеурочной деятельности, дополнительные общеразвивающие программы;
система методических приемов;
эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры, информационные средства обучения и т.д.);
эффективная система оценивания планируемых результатов.
Передовой педагогический опыт в зависимости от количества его авторов, может быть коллективным, групповым и индивидуальным.
Опыт может быть комплексным, функциональным, локальным.
Комплексный охватывает разные вопросы образовательного процесса. Функциональный отражает один из видов работы с детьми, отдельные вопросы или аспекты обучения или воспитания. Локальный опыт чаще всего раскрывает определенную проблему.
Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки надо иметь критерий, в котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или иной признак у данного объекта. Без этих компонентов нет надёжного критерия и, значит, невозможна объективная оценка педагогического опыта.
Критерии и показатели передового педагогического опыта
№ п/п | Критерии | Показатели |
1. | Актуальность и перспективность опыта | В какой мере опыт способствует: решению основных задач воспитания и обучения, поставленных перед образовательным учреждением; дальнейшему совершенствованию практики образовательной деятельности |
2. | Эффективность и результативность опыта | Значительные сдвиги в уровне обучения, воспитания и развития детей по сравнению с общепринятыми тенденциями. Повышение показателей качества образования |
3. | Репрезентативность опыта | Возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового |
4. | Научная обоснованность | Соответствие опыта современным достижениям психолого-педагогической науки и методики преподавания |
5. | Оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей | Положительные результаты обучения, воспитания и развития детей достигаются за счет технологии, применяемой педагогом, системы методических приемов, эффективных средств обучения, а не за счет перегрузки детей дополнительными занятиями, большим объемом трудоемких заданий и т.д. |
6. | Наличие элементов новизны | Новое содержание, новые формы, методы обучения и воспитания, установление новых закономерностей, эффективного совершенствования педагогического труда и повышения его результатов |
7. | Соответствие опыта тенденциям общественного развития, социальному заказу. |
Изучение и обобщение передового педагогического опыта предполагает несколько этапов.
Этапы изучения и обобщения ППО
Ознакомительный, организационный этап
Определение объекта для изучения и обобщения опыта согласно критериям и показателям.
Определение идеи (главной цели) опыта.
Определение форм и методов изучения ППО.
Составление плана по изучению и обобщению опыта.
Изучение опыта работы педагога.
Обобщающий этап.
Систематизация материалов, полученных при изучении ППО.
Оформление материалов согласно схеме (Приложение 1).
Рассмотрение и утверждение материалов на заседании научно-методического совета.
Разработка рекомендаций по использованию опыта
Распространение опыта (проведение семинаров-практикумов, конференций, педагогических чтений, организация творческих групп по проблеме опыта, публикация статей в периодических изданиях, которые раскрывают содержание опыта).
Основные методы изучения ППО:
Наблюдение, сравнение |
Беседа |
Анкетирование, диагностика |
Анализ документации |
Хронометрирование |
Изучение продуктов деятельности |
Формами обобщения педагогического опыта являются:
семинары, практикумы, мастер-классы по проблеме изучаемого опыта;
статьи, доклады, публикации в рамках научно-методических и научно-практических конференций, периодических изданиях, СМИ, раскрывающие тему опыта;
тематическая выставка методических материалов из опыта работы (стенды, альбомы, дидактические материалы, наглядные пособия, электронные презентации, информационные средства обучения и т.д.);
видеозаписи и видеофрагменты уроков и мероприятий (с пояснениями и комментариями), методические материалы (конспекты уроков с методическими выводами), учебные пособия и учебно-методические комплексы, методические рекомендации и т.д.
В каждом отдельном случае, исходя из конкретных условий, избирают тот способ распространения ППО, который наиболее подходит.
Организационные формы распространения передового педагогического опыта:
научно-практические конференции;
семинары;
педагогические чтения;
конкурс профессионального мастерства;
размещение опыта на сайтах образовательных учреждений;
распространение опыта через печатные издания;
создание банка адресов передового опыта работы.
Эффективность передового педагогического опыта соизмерима с успешностью его внедрения: насколько заинтересованы педагоги новым опытом, проявляют желание и творческую готовность овладеть им, переработать и органически соединить со своим личным опытом.