СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации изучения и обобщения передового педагогического опыта

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Передовой педагогический опыт (ППО) – это опыт, отвечающий современным запросам, открывающий возможности постоянного совершенствования, оригинальный по содержанию, логике, методам, и приемам, приносящий лучшие по сравнению с общепринятыми тенденциями педагогические результаты.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации изучения и обобщения передового педагогического опыта»

Методические рекомендации

по организации изучения и обобщения передового педагогического опыта


Передовой педагогический опыт (ППО) – это опыт, отвечающий современным запросам, открывающий возможности постоянного совершенствования, оригинальный по содержанию, логике, методам, и приемам, приносящий лучшие по сравнению с общепринятыми тенденциями педагогические результаты.

Выделяют три основных подхода к трактовке передового педагогического опыта:

  • образец хорошей работы;

  • деятельность, в которую воплощены выводы научных исследований или успешное применение другого опыта технологии;

  • новаторство, свои педагогические находки, открытие нового педагогического знания.

Передовой педагогический опыт обеспечивает:

  • решение проблем, возникающих перед образованием на современном этапе развития общества;

  • внедрение достижений психолого-педагогических наук в практику;

  • выдвижение и апробирование новых идей, содержания, методов, организации педагогического процесса;

  • корректирование новаций для разнообразных видов и условий образования;

  • выработку рекомендаций для педагога.

В качестве опыта могут выступать:

  • технология или элементы технологии, применяемые педагогом;

  • авторские программы учебного курса, внеурочной деятельности, дополнительные общеразвивающие программы;

  • система методических приемов;

  • эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры, информационные средства обучения и т.д.);

  • эффективная система оценивания планируемых результатов.

Передовой педагогический опыт в зависимости от количества его авторов, может быть коллективным, групповым и индивидуальным.

Опыт может быть комплексным, функциональным, локальным.

Комплексный охватывает разные вопросы образовательного процесса. Функциональный отражает один из видов работы с детьми, отдельные вопросы или аспекты обучения или воспитания. Локальный опыт чаще всего раскрывает определенную проблему.

Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки надо иметь критерий, в котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или иной признак у данного объекта. Без этих компонентов нет надёжного критерия и, значит, невозможна объективная оценка педагогического опыта.


Критерии и показатели передового педагогического опыта

п/п

Критерии

Показатели

1.

Актуальность и перспективность опыта

В какой мере опыт способствует: решению основных задач воспитания и обучения, поставленных перед образовательным учреждением; дальнейшему совершенствованию практики образовательной деятельности

2.

Эффективность и результативность опыта

Значительные сдвиги в уровне обучения, воспитания и развития детей по сравнению с общепринятыми тенденциями. Повышение показателей качества образования

3.

Репрезентативность опыта

Возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового

4.

Научная обоснованность

Соответствие опыта современным достижениям психолого-педагогической науки и методики преподавания

5.

Оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей

Положительные результаты обучения, воспитания и развития детей достигаются за счет технологии, применяемой педагогом, системы методических приемов, эффективных средств обучения, а не за счет перегрузки детей дополнительными занятиями, большим объемом трудоемких заданий и т.д.

6.

Наличие элементов новизны

Новое содержание, новые формы, методы обучения и воспитания, установление новых закономерностей, эффективного совершенствования педагогического труда и повышения его результатов

7.

Соответствие опыта тенденциям общественного развития, социальному заказу.


Изучение и обобщение передового педагогического опыта предполагает несколько этапов.

Этапы изучения и обобщения ППО

  1. Ознакомительный, организационный этап

    1. Определение объекта для изучения и обобщения опыта согласно критериям и показателям.

    2. Определение идеи (главной цели) опыта.

    3. Определение форм и методов изучения ППО.

    4. Составление плана по изучению и обобщению опыта.

  2. Изучение опыта работы педагога.

  3. Обобщающий этап.

    1. Систематизация материалов, полученных при изучении ППО.

    2. Оформление материалов согласно схеме (Приложение 1).

    3. Рассмотрение и утверждение материалов на заседании научно-методического совета.

    4. Разработка рекомендаций по использованию опыта

  4. Распространение опыта (проведение семинаров-практикумов, конференций, педагогических чтений, организация творческих групп по проблеме опыта, публикация статей в периодических изданиях, которые раскрывают содержание опыта).



Основные методы изучения ППО:

Наблюдение, сравнение

Беседа

Анкетирование, диагностика

Анализ документации

Хронометрирование

Изучение продуктов деятельности



Формами обобщения педагогического опыта являются:

  • семинары, практикумы, мастер-классы по проблеме изучаемого опыта;

  • статьи, доклады, публикации в рамках научно-методических и научно-практических конференций, периодических изданиях, СМИ, раскрывающие тему опыта;

  • тематическая выставка методических материалов из опыта работы (стенды, альбомы, дидактические материалы, наглядные пособия, электронные презентации, информационные средства обучения и т.д.);

  • видеозаписи и видеофрагменты уроков и мероприятий (с пояснениями и комментариями), методические материалы (конспекты уроков с методическими выводами), учебные пособия и учебно-методические комплексы, методические рекомендации и т.д.

В каждом отдельном случае, исходя из конкретных условий, избирают тот способ распространения ППО, который наиболее подходит.



Организационные формы распространения передового педагогического опыта:

  • научно-практические конференции;

  • семинары;

  • педагогические чтения;

  • конкурс профессионального мастерства;

  • размещение опыта на сайтах образовательных учреждений;

  • распространение опыта через печатные издания;

  • создание банка адресов передового опыта работы.


Эффективность передового педагогического опыта соизмерима с успешностью его внедрения: насколько заинтересованы педагоги новым опытом, проявляют желание и творческую готовность овладеть им, переработать и органически соединить со своим личным опытом.