Рецензенты :
Григоренко Т.Г. – заместитель директора по учебной работе Луганского высшего профессионального училища № 47
Методические рекомендации по организации работы педагога по самообразованию.
Составитель : Г.Г.Шкроб – Луганск : Луганский колледж автосервиса.2016
В данном методическом пособии собраны материалы, необходимые для организации работы педагога по самообразованию. Пособие также содержит алгоритм действий педагога, начиная от выбора темы самообразования и заканчивая оформлением методических материалов.
Зачем нужно самообразование?
Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны - реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.
Основными принципами самообразования являются :
непрерывность,
целенаправленность,
интегративность,
единство общей и профессиональной культуры,
взаимосвязь и преемственность,
доступность,
опережающий характер,
перманентность перехода от низшей ступени к высшей,
вариативность и .
В работе по самообразованию педагогом используются самые разнообразные формы:
1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);
2) повышение квалификации ;
3) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
- средств массовой информации,
- вычислительной и оргтехники,
- библиотек,
- музеев, выставок, театров, клубов,
- экскурсий,
- научных, технических, художественных, спортивных обществ,
- исследований, экспериментов, творческих дел и заданий,
- общения с учеными, интересными людьми,
- осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности и т.д.
Цели самообразования
Самоцельное самообразование – это определенный вид деятельность, который провоцирует и создает мотивы у человека для устойчивого интереса и освоения знаний: ПК, астрономии, психологии и др.
Попутное самообразование: Занимаясь целенаправленной деятельностью, человек узнаёт что-то новое, позволяющее ему использовать эти знания и умения дальше.
Целенаправленное самообразование, связано с тем, что человек сам ставит себе цель в определённой области. Эта цель определяет дальнейшие шаги, поиск средств для реализации цели, самостоятельность в постановке задач, в их решении и в анализе результатов.
Функции самообразования:
экстенсивная - накопление, приобретение новых знаний;
ориентировочная : определение себя в культуре и своего места
в обществе;
ликвидация «белых пятен» в своем образовании;
сознания, памяти, мышления, творческих качеств;
методологическая : преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира;
коммуникативная : установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами;
сотворческая : сопутствие, содействие творческой работе, ее
непременное дополнение;
предупреждение застоя в общественной позиции (чтобы жить
полноценно и развиваться,нужно время от времени отказываться от положения «учащего» и переходить на положение учащегося);
психологическая (и даже психотерапевтическая) - сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества;
геронтологическая - поддержание связей с миром и через них - жизнеспособности организма.
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
1 этап – установочный. Этап предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.
2 этап – обучающий. Этап, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме.
3 этап – практический. Этап, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
4 этап – теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях ЦК, на городских МО; посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы.
5 этап – итогово-контрольный. Этап, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.
Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование;
подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации;
овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта;
постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности.
План самообразования учителя должен включать:
перечень литературы, которую планируется изучить;
формы самообразования;
срок завершения работы;
предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на заседании МО, поурочное планирование, описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета и т.д.)
Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: необходимо делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.
Определите свой уровень профессионального роста
Сегодня разработаны уровни профессионального роста учителя (И. Щербо), уровни его саморазвития:
Нулевой уровень – слабая методическая подготовка.
1-й уровень - стабильные результаты при использовании традиционных программ и учебников.
2-й уровень – применение новых технологий обучения.
3-й уровень – разработка новых форм учебных занятий.
4-й уровень – разработка новых методик при частичном изменении содержания
5-й уровень – изменение содержания курса без изменения идеологии предмета.
6-й уровень – создание авторского курса с изменением целевой и содержательной части.
7-й уровень – создание авторского курса, не имеющего аналога, но востребованного социальным заказом и образовательным учреждением.
![]()
Программа самосовершенствования
В условиях реформирования образования, в процессе массового перехода учебных заведений на использование современных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса, корректируется работа по совершенствованию и самосовершенствованию профессионального мастерства учителя.
Учитель должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования.
Основным этапом в деятельности педагога является разработка программы собственного роста и совершенствования.
Принципы построения программы:
- научность;
- прогностичность;
- актуальность;
- оптимальность;
- реалистичность;
- целостность;
- контролируемость.
Основные этапы работы над программой по самообразованию:
• самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности, своих возможностей для рационального перехода на преподавание по новым технологиям;
• формирование общей концепции «Я в перспективе. Мои достижения»;
• выбор стратегии саморазвития, переход на новое состояние основных направлений работы над собой;
• определение задач и этапов деятельности;
• конкретизация ближайших целей (ожидаемый результат);
• составление плана действий по самосовершенствованию;
• самооценка роста;
• передача опыта коллегам.
Познай себя!
Выберите одну из предложенных фигур (квадрат, треугольник, круг, зигзаг! Теперь прочитайте, что характеризует выбранную вами фигуру!
Квадрат. Квадрат - это, прежде всего, неутомимый
труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить
начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться
завершения работы, - вот чем знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Квадраты- коллекционеры всевозможных данных. Все сведения систематизированы, разложены по полочкам. Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области.
Мыслительный анализ - сильная сторона Квадрата. Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, к подробностям. Они любят раз и навсегда заведенный порядок. Аккуратность, любовь к порядку и соблюдению всех правил и приличий могут развиться до крайности. И когда приходит время принимать решение, особенно связанное с риском Квадраты вольно или невольно затягивают его принятие. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадраты неэффективно действуют в неопределенной ситуации.
Треугольник. Эта форма символизирует лидерство, и
многие Треугольники ощущают в этом свое
предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника – способность концентрироваться на главной цели. Треугольники - энергичные, неудержимые, сильные люди, которые ставят конкретные цели и, как правило, достигают их.
Треугольник - очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Доминирующая установка в любом деле - это установка на победу, выигрыш, успех. Он часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии решения. Треугольники очень не любят оказаться неправыми и с большой неохотой признают свои ошибки.
Треугольники честолюбивы. Если делом чести для Квадрата является достижение максимально высокого качества выполняемой работы, то Треугольник стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря - сделать карьеру.
Главное отрицательное качество Треугольника - сильный эгоцентризм, направленность на себя. Треугольники на пути к вершинам власти не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм и могут идти к своей цели по головам других. Особенно это характерно для «зарвавшихся» Треугольников, которых никто вовремя не остановил. Треугольники заставляют все и вся вращаться вокруг себя, без них жизнь теряет свою остроту.
Круг. Это мифологический символ гармонии. То уверенно выбирает его, искренне заинтересован, прежде всего, в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга - люди, их благополучие. Круг чаще всего служит тем «клеем», который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, и школьный класс, т.е. стабилизирует группу.![](https://fhd.multiurok.ru/4/6/7/467dfbf982fc231ce1a212b57aa904fb4b66d337/mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-orghanizatsii-raboty-piedaghogha-po-samoobrazovaniiu_5.png)
Круги обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Естественно, что люди тянутся к ним. Круги великолепно «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика, лжеца.
Они пытаются сохранить мир и ради этого иногда избегают занимать твердую позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжелого, чем межличностный конфликт. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает с кем- то конфликт, наиболее вероятно, что именно он уступит первым.
Круги не отличаются решительностью, слабы в «политических играх» и часто не могут подать себя должным образом. Все это ведет к тому, что над Кругами часто берут верх. Главные черты их стиля мышления- ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т.д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения. Можно сказать, что Круг - прирожденный психолог.
Зигзаг. Эта фигура символизирует креативность и творчество,
уже хотя бы потому, что она самая уникальная из всех фигур и единственная разомкнутая фигура.
Доминирующим стилем мышления Зигзага чаще всего является синтетический стиль. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего- то нового, оригинального- вот что нравится Зигзагам. В отличие от Кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а наоборот- заострением конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, «снимается».
Зигзаги органически не могут продуктивно трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. Им необходимо иметь большое разнообразие и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Они хотят быть независимыми от других в своей работе. Зигзаги устремлены в будущее и больше интересуются возможностью, чем действительностью. Мир идей для них также реален, как мир вещей для остальных.
Зигзаги - неутомимые проповедники своих идей и способны мотивировать всех вокруг себя. Однако им не хватает политичности: они несдержанны, очень экспрессивны. К тому же они не сильны в проработке конкретных деталей (без чего материализация идеи невозможна) и не слишком настойчивы в доведении дела до конца, так как с утратой новизны этого дела, Зигзаг теряет интерес к самой идее.
ТЕСТ
Любите ли вы учиться?
“Век живи, век учись” В справедливости этой поговорки нельзя усомниться. Многие люди с удовольствием готовы подучиться чему-нибудь. Этот тест поможет вам узнать, готовы ли вы с радостью и интересом продолжить обучение.
Внимательно прочитайте каждый вопрос, выберите один из вариантов ответа, который считаете правильным, и зафиксируйте на листе номер вопроса и ваш вариант ответа.
1.Вы прогуливаетесь по парку. Что больше привлечет ваше внимание:
а) новое кафе;
б) неизвестные вам цветы;
в) ничего, главное - подышать свежим воздухом.
2.Знаете ли вы сегодня больше, чем 5 лет назад:
а) нет, у меня не было времени заняться своим образованием;
б) многое пришло с жизненным опытом;
в) конечно, ведь необходимо быть в курсе происходящих событий.
3.Можете ли вы назвать имя актера, изображенного на фото:
а) конечно, это Шон Коннери;
б) не имею представления;
в) может быть, это Роджер Мур.
4.Насколько легко вы привыкаете к новому окружению и новым людям:
а) без труда и нахожу это крайне интересным;
б) должно пройти какое-то время;
в) у меня с этим большие проблемы.
5.Хотели бы вы увидеть Великую Китайскую стену:
а) очень, но у меня нет денег на путешествие в Китай;
б) нет, меня Китай не интересует;
в) возможно, когда-нибудь.
6.Вы покупаете или берете регулярно почитать книги на определенную тему:
а) да, если меня что-нибудь особенно заинтересовало;
б) нет, у меня практически не остается времени для чтения;
в) да, книги для меня - уход от серых будней;
7.Вам кто-то о чем-то рассказывает. Умеете ли вы читать по глазам:
а) если постараюсь;
б) да;
в) нет, мне это ни к чему.
Номер вопроса | Вариант ответа | | |
| А | Б | В |
1 | 1 | 2 | 3 |
2 | 3 | 1 | 2 |
3 | 2 | 3 | 1 |
4 | 2 | 1 | 3 |
5 | 2 | 3 | 1 |
6 | 1 | 3 | 2 |
7 | 1 | 2 | 3 |
Оценка результатов
7-11 баллов. Вы очень способный и стремитесь учиться дальше, если бы этому не препятствовали, нехватка свободного времени, дети, хозяйство, партнерство. Попробуйте иначе организовать свое время и подключите к этому других.
12-16 баллов. Вы идете по жизни с открытыми глазами, и каждый день познаете нечто новое. Из всего вы извлекаете для себя нечто полезное. Продолжайте и дальше в том же духе!
17-21 балл. Скорее всего, вы предпочтете уютный вечер у телевизора любому образовательному курсу. Но подумайте, сколько существует прекрасных вещей, которые проходят мимо вас. А ведь узнать о них, может быть, полезным делом.
Программа по самообразованию может быть стратегической и тактической.
Программа саморазвития педагога предполагает отражение следующих моментов:
1. Учитель должен знать
- историю возникновения технологии;
- теоретическое обоснование новых результатов;
- проблемы, которые могут быть решены с помощью данной технологии;
- результаты, которые могут быть получены после ее применения на практике;
- методы и приемы, использующиеся в данной технологии;
- методы и приемы работы учащихся;
- этапы освоения технологии учителем и учащимися.
2.Учитель должен уметь разработать:
- модифицированный вариант учебной программы;
- календарно – тематическое планирование;
- планы различных типов уроков, предусмотренных новой технологией, учебные модули и раздаточный материал к ним;
- содержание учебных проектов;
- задания для учеников к учебным проектам;
- новые тексты разноуровневых заданий для рубежного и итогового контроля, тестовые контрольные задания и др.
3. Учитель должен уметь применять на практике:
- методы и приемы новой технологии;
- проводить учебные занятия различных типов;
- анализировать занятия и вскрывать недостатки;
- обучать учащихся новым приемам учебной деятельности;
- проводить самоанализ;
- оценивать результативность использования новой технологии, применяя методы пед.диагностики;
- осуществлять контроль за самостоятельной работой учащихся и др.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА
Методическая тема - это внешнее оформление той проблемы, которую решает педагог. Методическая тема направлена на совершенствование системы обучения.
Выбор формы, способа разработки методической темы.
Форма, способ изучения | Вид оформления работы | Место защиты, п предъявления |
Изучение источников Анализ собственной деятельности. Апробация новых подходов. Изучение теории и практики применения. Разработка моделей уроков. Разработка собственных средств наглядности. Разработка в творческой группе, паре. Поиск ключевой идеи. Постановка проблемы. Разработка гипотезы. Определение условий реализации разработки. | Реферат. Доклад. Стендовый доклад Научная статья. Аннотация. Видеоматериал. Модифицированная (авторская) программа. Спецкурс. Цикл лекций по методике преподавания. Цикл открытых уроков. Методические рекомендации. Программа стажировки педагогов. Руководство работой педагогических мастерских. | Открытые уроки Методическое объединение. Научно-методический совет. Педсовет. Научно-практическая конференция). Практический семинар. Банк передового педагогического опыта Публикации. Конкурс творческих работ |
![]()
АЛГОРИТМ
работы педагога над индивидуальной научно-методической темой (проблемой)
1.Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно-методической работы:
- ознакомление с литературой;
- ознакомление с нормативно-правовыми документами;
- изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования.
2.Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников:
- составление картотеки литературных источников;
- выписки из литературных источников.
3.Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы:
- обоснование выбора темы;
- актуальность и новизна;
- выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;
- формулирование цели и задач работы;
- разработка календарного плана индивидуальной работы.
4.Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности.
5.Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.
6.Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.
7.Литературное оформление работы, отчет о полученных результатах перед коллегами.
![]()
Формы предъявления и обобщения результатов работы по самообразованию
Показ опыта в режиме реального времени в форме серии открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер - классов;
Ознакомление педагогов с документальным обеспечением реализуемых нововведений;
Изучение возможных перспектив внедрения и прогнозирования последствий перехода на новые способы работы;
Составление краткого описания предъявленного опыта;
Организация глубокого анализа до, в процессе и после внедрения новых форм, методов и технологий работы;
Осуществление углубленного диагностирования по выявлению положительного эффекта от внедрения инноваций;
Проведение семинаров, конференций, практикумов, собеседований, имитационных игр, организация консультаций, выставок.
Защита портфолио
Рекомендуемая литература :
1. Битянова Н.Р.Психология личностного роста .-М.1994
2. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. – М.Просвещение,1986
3.Елканов С.Б.Самообразование учителя. – М.1996
4.Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учебное пособие для преподавателей. – М.2000