Раздел V. Взаимоотношения организмов и среды.
Тема 5.1 Биосфера, ее структура и функции.
Цели самостоятельной работы:
Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о составе и функциях биосферы, круговороте основных химических элементов в природе.
Алгоритм выполнения самостоятельной работы.
Для овладения знаниями необходимо:
* изучить материал учебника Биология 10 – 11кл. под редакцией Д.К. Беляева,
Г.М Дымшица, , § 75, 76.
* выполнить задание № 1 – заполнить таблицу по составу и функции биосферы.
* выполнить задание № 2 – составить схемы круговорота веществ в природе.
* выполнить задание № 3 – ответить устно на вопросы по теме.
Задание № 1
Биосфера и ее границы.
Геологические оболочки Земли | Протяженность | Границы | Строение и значение |
Атмосфера | | | |
Литосфера | | | |
Гидросфера | | | |
Задание № 2
Составить схемы круговорота веществ в природе.
Задание № 3
Ответьте устно:
Какие организмы играют особенно важную роль в круговороте азота?. Ответ обоснуйте.
Почему хозяйственная деятельность человека может привести к снижению плодородия почвы?
Тема 5.2 Основы экологии.
Цели самостоятельной работы:
Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о сообществе, экосистеме, свойствах и смене экосистем, определите отличительные особенности био и агроценоза, биоценотических взаимоотношениях организмов. Работа по подготовке сообщения будет способствовать у Вас развитию творческих способностей, воспитывать умение организовать свою самостоятельную деятельность, работать с дополнительной литературой, выделять основную информацию по заданной теме.
Алгоритм выполнения самостоятельной работы.
Для овладения знаниями необходимо:
* изучить материал учебника Биология 10 – 11кл. под редакцией Д.К. Беляева,
Г.М Дымшица, гл. 15
* выполнить задание № 1 – приготовить презентацию по одной из предложенных тем.
* выполнить задание № 2 – заполнить таблицу по сравнительной характеристике
биоценоза и агроценоза.
* выполнить задание № 3 – зарисовать и проанализировать предложенный график,
характеризующий действие экологического фактора на живые организмы.
* выполнить задание № 4 – заполнить таблицу по характеристике биоценотических
взаимоотношений между организмами.
* выполнить задание № 5 – подготовить сообщение по предложенной теме.
* выполнить задание № 6 – составить графологическую структуру по классификации
природных ресурсов.
* выполнить задание № 7 – дополнить словарь основными биологическими терминами и
понятиями.
Задание № 1
Подготовить презентацию по одной из предложенных тем:
- Позитивные взаимоотношения популяций.
- Антибиотические взаимоотношения популяций.
- Сообщества. Экосистемы, свойства экосистем.
- Смена экосистем. Сукцессия.
- Поток энергии и цепи питания в экосистеме.
Задание № 2
Сравнительная характеристика биогеоценоза и агроценоза.
Сравниваемая категория | Биогеоценоз | Агроценоз |
Направление действия отбора | | |
Использование энергии в пищевых цепях | | |
Круговорот веществ | | |
Видовое разнообразие и устойчивость | | |
Способность к саморегуляции, самоподдержанию и сменяемости | | |
Задание № 3
Зарисовать и проанализировать предложенный график, характеризующий действие экологического фактора на живые организмы.
Задание № 4
Биоценотические взаимоотношения между организмами.
Название взаимо- отношения | Характеристика | Значение для двух видов, извлекаемое из взаимо отношения | Примеры взаимоотношений |
Мутуализм | | | |
Комменсализм | | | |
Кооперация | | | |
Конкуренция | | | |
Хищничество | | | |
Паразитизм | | | |
Аменсализм | | | |
Нейтрализм | | | |
Задание № 5
Подготовить сообщение по теме: «Охраняемые территории и памятники природы» ( в соответствии с общеучилищными методическими рекомендациями по подготовке доклада (сообщения).
Задание № 6
Составить графологическую структуру по классификации природных ресурсов ( в соответствии с общеучилищными методическими рекомендациями по составлению графологических структур)
Задание № 8
Дополнить словарь основными биологическими терминами и понятиями. ( № 54 – 76)
Тема 5.3 Бионика.
Цели самостоятельной работы:
Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о бионике как науке, изучающей возможности применения в технике, промышленности принципов организации и функций живых организмов. Работа по подготовке сообщения будет способствовать у Вас развитию творческих способностей, воспитывать умение организовать свою самостоятельную деятельность, работать с дополнительной литературой, выделять основную информацию по заданной теме.
Алгоритм выполнения самостоятельной работы.
Для овладения знаниями необходимо:
* ознакомиться с материалом дополнительной литературы, учебник Общая биология,
авт.В.Б Захаров, С.Г Мамонтов, Н. И Сонин.
* выполнить задание № 1 – подготовить сообщение по предложенной теме.
* выполнить задание № 2 – дополнить словарь основными биологическими терминами и
понятиями.
Задание № 1
Подготовить сообщение по теме: «Формы живого в природе и их промышленные аналоги»
Задание № 2
Дополнить словарь основными биологическими терминами и понятиями. (см. словарь № 77)
Словарь основных биологических терминов и понятий.
1. Ген –
2. Гомологичные хромосомы –
3. Гомозигота-
4. Гетерозигота-
5. Аллельные гены –
6. Альтернативные признаки –
7. Доминантный признак –
8. Рецессивный признак –
9. Фенотип –
10.Генотип –
11. Гаметы –
12. Гаплоидный набор хромосом -
13. Диплоидный набор хромосом –
14. Моногибридное скрещивание –
15. Дигибридное скрещивание –
16. Аутосомы-
17.Кариотип –
18. Гомогаметный пол –
19. Гетерогаметный пол –
20. Сцепленное наследование –
21. Конъюгация –
22. Кроссинговер –
23. Наследование сцепленное с полом –
24. Модификационная изменчивость –
25. Комбинативная изменчивость –
26. Норма реакции –
27. Вариационный ряд –
28. Мутации –
29. Мутагены –
30. Генные мутации –
31. Нуклеотид –
32. Хромосомные мутации –
33. Делеция –
34. Транслокация –
35. Инверсия –
36. Дупликация –
37. Геномная мутация –
38. Полиплоидия –
39. Анеуплоидия –
40. Атавизмы –
41. Аналоги –
42. Гомологи –
43. Рудименты –
44. Биологический прогресс –
45. Биологический регресс –
46. Идиоадаптация –
47. Дегенерация –
48. Ароморфоз –
49. Вид –
50. Популяция –
51. Параллелизм –
52. Дивергенция –
53. Конвергенция –
54. Экология –
55. Оптимум –
56. Абиотические факторы –
57. Биотические факторы –
58. Антропогенные факторы –
59. Фотопериодизм –
60. Биоценоз –
61. Биогеоценоз –
62. Биотоп –
63. Экосистема –
64. Продуценты –
65. Консументы –
66. Редуценты –
67. Конкуренция –
68. Хищничество –
69. Симбиоз –
70. Паразитизм –
71. Мутуализм –
72. Комменсализм –
73. Аменсализм –
74. Нейтрализм –
75. Сукцессия –
76. Агроценоз –
77. Бионика -