СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся по биологии. Специальность 34.02.01 Сестринское дело. РАЗДЕЛ V.Взаимоотношения организмов и среды.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выполнив задания, предложенные в разделе V,обучающиеся закрепят и расширят знания о составе и функциях биосферы, круговороте основных химических в-в в природе, сообществах, свойствах и смене экосистем, взаимоотношениях организмов. 

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся по биологии. Специальность 34.02.01 Сестринское дело. РАЗДЕЛ V.Взаимоотношения организмов и среды.»

Раздел V. Взаимоотношения организмов и среды.

Тема 5.1 Биосфера, ее структура и функции.

Цели самостоятельной работы:

Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о составе и функциях биосферы, круговороте основных химических элементов в природе.

Алгоритм выполнения самостоятельной работы.

Для овладения знаниями необходимо:

* изучить материал учебника Биология 10 – 11кл. под редакцией Д.К. Беляева,

Г.М Дымшица, , § 75, 76.

* выполнить задание № 1 – заполнить таблицу по составу и функции биосферы.

* выполнить задание № 2 – составить схемы круговорота веществ в природе.

* выполнить задание № 3 – ответить устно на вопросы по теме.

Задание № 1

Биосфера и ее границы.


Геологические оболочки Земли

Протяженность

Границы

Строение и значение

Атмосфера












Литосфера












Гидросфера


















Задание № 2

Составить схемы круговорота веществ в природе.



Круговорот углерода














Круговорот азота














Круговорот фосфора












Задание № 3

Ответьте устно:

  1. Какие организмы играют особенно важную роль в круговороте азота?. Ответ обоснуйте.

  2. Почему хозяйственная деятельность человека может привести к снижению плодородия почвы?



Тема 5.2 Основы экологии.

Цели самостоятельной работы:

Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о сообществе, экосистеме, свойствах и смене экосистем, определите отличительные особенности био и агроценоза, биоценотических взаимоотношениях организмов. Работа по подготовке сообщения будет способствовать у Вас развитию творческих способностей, воспитывать умение организовать свою самостоятельную деятельность, работать с дополнительной литературой, выделять основную информацию по заданной теме.

Алгоритм выполнения самостоятельной работы.

Для овладения знаниями необходимо:

* изучить материал учебника Биология 10 – 11кл. под редакцией Д.К. Беляева,

Г.М Дымшица, гл. 15

* выполнить задание № 1 – приготовить презентацию по одной из предложенных тем.

* выполнить задание № 2 – заполнить таблицу по сравнительной характеристике

биоценоза и агроценоза.

* выполнить задание № 3 – зарисовать и проанализировать предложенный график,

характеризующий действие экологического фактора на живые организмы.

* выполнить задание № 4 – заполнить таблицу по характеристике биоценотических

взаимоотношений между организмами.

* выполнить задание № 5 – подготовить сообщение по предложенной теме.

* выполнить задание № 6 – составить графологическую структуру по классификации

природных ресурсов.

* выполнить задание № 7 – дополнить словарь основными биологическими терминами и

понятиями.

Задание № 1

Подготовить презентацию по одной из предложенных тем:

- Позитивные взаимоотношения популяций.

- Антибиотические взаимоотношения популяций.

- Сообщества. Экосистемы, свойства экосистем.

- Смена экосистем. Сукцессия.

- Поток энергии и цепи питания в экосистеме.

Задание № 2

Сравнительная характеристика биогеоценоза и агроценоза.


Сравниваемая категория


Биогеоценоз

Агроценоз

Направление действия отбора




Использование энергии в пищевых цепях




Круговорот веществ




Видовое разнообразие и устойчивость




Способность к саморегуляции, самоподдержанию и сменяемости




Задание № 3


Зарисовать и проанализировать предложенный график, характеризующий действие экологического фактора на живые организмы.


Задание № 4

Биоценотические взаимоотношения между организмами.



Название взаимо-

отношения



Характеристика

Значение

для двух видов, извлекаемое из взаимо

отношения



Примеры взаимоотношений

Мутуализм







Комменсализм







Кооперация







Конкуренция







Хищничество







Паразитизм







Аменсализм







Нейтрализм










Задание № 5

Подготовить сообщение по теме: «Охраняемые территории и памятники природы» ( в соответствии с общеучилищными методическими рекомендациями по подготовке доклада (сообщения).



Задание № 6


Составить графологическую структуру по классификации природных ресурсов ( в соответствии с общеучилищными методическими рекомендациями по составлению графологических структур)


Задание № 8

Дополнить словарь основными биологическими терминами и понятиями. ( № 54 – 76)







Тема 5.3 Бионика.

Цели самостоятельной работы:

Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о бионике как науке, изучающей возможности применения в технике, промышленности принципов организации и функций живых организмов. Работа по подготовке сообщения будет способствовать у Вас развитию творческих способностей, воспитывать умение организовать свою самостоятельную деятельность, работать с дополнительной литературой, выделять основную информацию по заданной теме.

Алгоритм выполнения самостоятельной работы.

Для овладения знаниями необходимо:

* ознакомиться с материалом дополнительной литературы, учебник Общая биология,

авт.В.Б Захаров, С.Г Мамонтов, Н. И Сонин.

* выполнить задание № 1 – подготовить сообщение по предложенной теме.

* выполнить задание № 2 – дополнить словарь основными биологическими терминами и

понятиями.

Задание № 1


Подготовить сообщение по теме: «Формы живого в природе и их промышленные аналоги»

Задание № 2


Дополнить словарь основными биологическими терминами и понятиями. (см. словарь № 77)












Словарь основных биологических терминов и понятий.


1. Ген –

2. Гомологичные хромосомы –

3. Гомозигота-

4. Гетерозигота-

5. Аллельные гены –

6. Альтернативные признаки –

7. Доминантный признак –

8. Рецессивный признак –

9. Фенотип –

10.Генотип –

11. Гаметы –

12. Гаплоидный набор хромосом -

13. Диплоидный набор хромосом –

14. Моногибридное скрещивание –

15. Дигибридное скрещивание –

16. Аутосомы-

17.Кариотип –

18. Гомогаметный пол –

19. Гетерогаметный пол –

20. Сцепленное наследование –

21. Конъюгация –

22. Кроссинговер –

23. Наследование сцепленное с полом –

24. Модификационная изменчивость –

25. Комбинативная изменчивость –

26. Норма реакции –

27. Вариационный ряд –

28. Мутации –

29. Мутагены –

30. Генные мутации –

31. Нуклеотид –

32. Хромосомные мутации –

33. Делеция –

34. Транслокация –

35. Инверсия –

36. Дупликация –

37. Геномная мутация –

38. Полиплоидия –

39. Анеуплоидия –

40. Атавизмы –

41. Аналоги –

42. Гомологи –

43. Рудименты –

44. Биологический прогресс –

45. Биологический регресс –

46. Идиоадаптация –

47. Дегенерация –

48. Ароморфоз –

49. Вид –

50. Популяция –

51. Параллелизм –

52. Дивергенция –

53. Конвергенция –

54. Экология –

55. Оптимум –

56. Абиотические факторы –

57. Биотические факторы –

58. Антропогенные факторы –

59. Фотопериодизм –

60. Биоценоз –

61. Биогеоценоз –

62. Биотоп –

63. Экосистема –

64. Продуценты –

65. Консументы –

66. Редуценты –

67. Конкуренция –

68. Хищничество –

69. Симбиоз –

70. Паразитизм –

71. Мутуализм –

72. Комменсализм –

73. Аменсализм –

74. Нейтрализм –

75. Сукцессия –

76. Агроценоз –

77. Бионика -














Скачать

© 2015 313 19

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!