СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по проведению логопедического обследования детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные методические рекомендации посвящены проблеме обследования ребенка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школе.

        Методическая разработка предназначена для практикующих логопедов, учителей начальных классов, родителей, имеющих ребенка с ОВЗ.

        Основу данной разработки составляет опыт практической работы учителя-логопеда Верхозиной С.И., методические рекомендации пособия Лалаевой Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Просвещение, 1999; рекомендациями Л.О. Бакисовой. Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у школьников с ОВЗ. Волгоград: Учитель, 2014.; Иншаковой О.Б. Альбом для логопеда: материал для логопедического обследования. Владос, 2008.

      Данные методические рекомендации могут быть использованы в деятельности учителя-логопеда, учителя-дефектолога общеобразовательной школы, ДОУ.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по проведению логопедического обследования детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Олонская средняя общеобразовательная школа











Методические рекомендации

по проведению логопедического обследования детей,

имеющих ограниченные возможности здоровья







Составитель: Верхозина С.И.

учитель-логопед,

высшая квалифика-

ционная категория









с. Олонки, 2016г.

Аннотация


Данные методические рекомендации посвящены проблеме обследования ребенка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школе.

Методическая разработка предназначена для практикующих логопедов, учителей начальных классов, родителей, имеющих ребенка с ОВЗ.

Основу данной разработки составляет опыт практической работы учителя-логопеда Верхозиной С.И., методические рекомендации пособия Лалаевой Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Просвещение, 1999; рекомендациями Л.О. Бакисовой. Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у школьников с ОВЗ. Волгоград: Учитель, 2014.; Иншаковой О.Б. Альбом для логопеда: материал для логопедического обследования. Владос, 2008.

Данные методические рекомендации могут быть использованы в деятельности учителя-логопеда, учителя-дефектолога общеобразовательной школы, ДОУ.


















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



В настоящее время в стране при воздействии множества причин

возникает увеличение рождаемости детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Логопедическая работа в классах для детей, обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам, занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка с ОВЗ.

Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи данного контингента детей способствуют развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации обучающихся коррекционной школы.

Нарушения речи у детей с нарушением интеллекта носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Лалаева (1998) отмечает, что преобладающим в структуре речевых нарушений умственно отсталых детей является семантический дефект, и расстройства речи проявляются на фоне нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.

В настоящее время нет единой утвержденной программы для обследования этих детей и работы с ними. В законе об образовании и рекомендациях ПМПК прописана необходимость медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, одним из направлений которого является логопедическое сопровождение.

В 2016 году вступили в силу ФГОСы ОВЗ, в которых прописаны специальные условия обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Для многих детей важнейшим условием является помощь учителя-логопеда.

Цель составления методических рекомендаций: ока­зать методическую помощь педагогам-практикам, составить алгоритм под­готовки и проведения логопедического обследования детей с ОВЗ.

Ожидаемый результат от использования данных методи­ческих рекомендаций: обеспечение информационно-методическими ресурсами педагогов практиков, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Содержание методических рекомендаций соответствуют реализуемой в МБОУ Олонской СОШ адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с интеллектуальными нарушениями и совместно с логопедическими программами относятся к специальным условиям обучения детей с ОВЗ.

Методические рекомендации по проведению логопедического обследования детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, показали свою эффективность в ходе многолетней работы. Подтверждением является сводная таблица по результатам работы с детьми с ОВЗ после данного обследования (данные комплексных программ работы). В основном наблюдается стабильная и положительная динамика. (Приложение 1).

Обследование  речи должно охватывать все компоненты речи: произношение, темп, плавность речи, состояние понимания речи, словарь, грамматический строй, лексический запас, фонематическое восприятие, состояние связной речи, а также письменную речь.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ



Логопедическому обследованию предшествует заявление родителей на психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение. На каждого ребенка заводится речевая карта и карта речевого развития, в которой фиксируются не только различные компоненты речевой и психической деятельности, но и динамика развития ребенка в течение учебного года. (Приложение 2).

Данное обследование не ограничивается обследованием речи.

Вначале логопед изучает социальное развитие. По данным классного руководителя и социального педагога выясняется благоприятная или нет у ребенка социальная среда, как устанавливаются контакты со взрослыми и сверстниками. По опросам и личным наблюдениям выясняется состояние эмоциональной сферы.

Следующим критерием является двигательное развитие.

По опросу учителя физической культуры и собственным наблюдениям выявляется развитие общей моторики.

Важной составляющей являются функциональные возможности кистей и пальцев рук. В данном разделе определяются ведущая рука, глаз. Выполняется проба Хэда, чтобы выявить функциональные возможности работы полушарий головного мозга. Проводится динамическая организация движения пальцев. Также определяется состояние артикуляционной моторики. Определяются особенности движений нижней челюсти, губ, языка, мягкого неба по следующим параметрам: наличие или отсутствие движений; тонус (вялый, чрезмерно напряженный); активность движений (нормальная активность, заторможенность или расторможенность); объем движений (полный, неполный); точность (точное или неточное выполнение движений); длительность выполнения движений, т.е. способность удерживать органы артикуляционного аппарата в заданном положении в течение определенного времени. Также переключаемость движений (плавный или толчкообразный с лишними движениями переход); темп движений, замены одного - другим, наличие синкинезий, добавочных, лишних содружественных движений.

Необходимо обследовать возможность выполнения изолированных движений и их серий, движений по подражанию и словесной инструкции, спонтанных движений.

Следующим критерием является познавательное развитие. В ходе беседы логопед выясняет запас знаний и представлений об окружающем (различение цветов, простых геометрических форм, временные представления и элементарные социальные представления). Наблюдает за процессами внимания, восприятия, определяет познавательную активность ребенка. Выявляет уровень развития пространственных представлений (различение правой-левой сторон, расположение предметов вверху-внизу, сзади-спереди и др.)

Важнейшим критерием является исследование речевого развития.

Первоначально собирается краткий анамнез речевого развития. Проводится беседа с родителями или анкетирование. На ребенка заводится индивидуальная карточка. (Приложение 3).

Для обследования ребенка с ОВЗ необходимым является исследование понимания обращенной речи. К данному направлению относится: понимание предложно-падежных конструкций (Приложение 4), единственного и множественного числа различных частей речи (Приложение 5), понимание сложных грамматических конструкций (Приложение 6), слов-антонимов (Приложение 7), и др.

Словарный запас обследуется в том же порядке, что и у нормально развивающихся сверстников. Следует отметить соответствие словаря возрастной норме, наличие в словаре различных частей речи, точность употребления слов, наличие слов-обобщений (Приложение 8), подбор синонимов, антонимов (Приложение 7)

При исследовании грамматического строя речи выявляется характер употребляемых предложений; состояние функции словоизменения: преобразование единственного числа существительных во множественное в именительном падеже; образование формы родительного падежа существительных в единственном и множественном числе; согласование с числительными (Приложение 5). Состояние функции словообразования: образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: образование прилагательных (относительных, качественных, притяжательных): образование названий детёнышей животных: образование глаголов с помощью приставок (Приложение 9).

Слоговая структура исследуется путём предъявления слов сложной слоговой структуры. (Приложение 10).

Состояние звукопроизношения выявляется при помощи предметных картинок, содержащих слова на различные звуки, находящиеся в разных позициях слова.

Фонематическое восприятие. Определение способности дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость-глухость, твердость-мягкость, свистящие-шипящие, соноры. Детям предлагаются слоги и слова, содержащие дифференцируемые звуки. (Приложение 11 Б).

Исследование языкового анализа и синтеза осуществляется через анализ состава предложения, слогов, слов. Данное обследование проводится по методике Фотековой Т. А. (Приложение 12). Дополнительное исследование фонематического анализа и синтеза слов проводиться по картинкам. (Приложение 11 А).

В ходе исследование связной речи детям предлагается воспроизвести знакомую сказку, рассказ по серии сюжетных картин. (Приложение 13). Следует отметить логическую последовательность в изложении событий: характер аграмматизма, особенности словаря.

Если ребенок уже обучается в школе, то исследуются процессы чтения и письма.

Определяется характер чтения: слогов простых и со стечением согласных; слов - односложных, двусложных, многосложных; предложений и текстов разной сложности. Определяется понимание прочитанных слов, предложений, текста. Указывается способ чтения. Подбираются тексты разного уровня сложности. При отборе текстов учитывается их воспитательная и познавательная ценность. Тексты также пред­ставляют те типы высказываний, о которых дети получают сведения в школе: повествователь­ные, с элементами описания, с элементами рассуждения.

Определяется в каждом виде письменных работ количество и характер ошибок. Данную работу предлагается проводить в три этапа. Первый этап - в начале сентября - имеет целью выявить исходное состояние навыков письма и чтения. Второй этап - декабрь, его цель - проследить динамику. Третий этап проводится в мае с целью: проанализировать результаты обу­чения за год. По письму представлены два основных вида работ: письмо по слуху, списывание. Языковой материал подобран в соответствии с требованиями Адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с нарушением интеллекта. (I вариант) (Приложение 14).

Логопедическое заключение включает в себя основной диагноз ребенка с ОВЗ (имеющего интеллектуальные нарушения) – системное недоразвитие речи, с указанием степени нарушения: легкая, средняя или тяжелая. Далее возможен клинический диагноз недоразвития устной речи (дизартрия, алалия и др.), а также степень и характер нарушения письменной речи (дисграфия и её вид). Логопедическое заключение может быть следующее: системное недоразвитие речи средней степени. Стертая форма псевдобульбарной дизартрии. Сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза).

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. следует помнить, что от правильного речевого обследования и постановки логопедического заключения зависит не только выбор логопедической программы, но и образовательного маршрута в целом.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аксёнова, А. К. Сборник диктантов для вспомогательной школы / А. К. Аксёнова. - М. : Про­свещение, 1968.

  2. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : кн. для логопедов / Л. Н. Ефименкова. - М. : Просвещение, 1991. - 224 с.

  3. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда: материал для логопедического обследования.- Владос, 2008.-378с.

  4. Коррекция личности ребенка с проблемами в развитии на уроках чтения / А. А. Пахомова. С. И. Тихонова, И. А. Ильева. - СПб., 1995. - 107 с.

  5. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах : кн. для логопеда / Р. И. Лалаева. - М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1998. - 224 с.

  6. Лалаева, Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников : учеб. по­собие / Р. И. Лалаева. - СПб. : Ленинздат -.Союз, 2000. - 224 с.

  7. Максимук, Н. Н. Сборник изложений по русскому языку : 2-4 кл. для шк. с рус. яз. обуче­ния : пособие для учителя / Н. Н. Максимук. -Минск : ПКИП «Асар», 1995. - 160 с.

  8. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений / Т. В. Волосовец [и др.] ; под ред. Т. В. Волосовец. - М. : Академия, 2000. -200 с.

  9. Парамонова, Л. Г. Предупреждение и устранение нарушений письма и чтения у детей I Л. Г. Парамонова. - СПб., 1994. - 72 с.

  10. Рамзаева, Т. Г. Уроки русского языка в 1 классе : пособие для учителей / Т. Г. Рамзаева. -2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1981. -128 с.



  1. Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т. А. Фотекова. - М. : Аркти, 2000. - 56 с.

  2. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г. С. Швайко ; под ред. В. В. Гербовой. -М. : Просвещение, 1983. - 64 с.






























Приложения

Приложение 1

Сводная таблица результативности коррекционной логопедической работы (по данным карт комплексной программы работы: динамика на конец учебного года)



учебный год

всего детей с ОВЗ

положительная динамика

стабильная динамика

отрицательная

динамика

2013-

2014

30

20

9

1


2014-

2015

28

21

7

0

2015-

2016

27

23

4

0


Приложение 2


Карта речевого развития на ____________________учебный год


ФИО ребенка _________________________                                                                  

Дата рождения ________________________

Класс_________


НАЧАЛО ГОДА

1 полугодие

2 полугодие

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ



Социальная среда




Контакт со взрослыми и сверстниками




Эмоциональная сфера




ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ



Общая моторика




Функциональные возможности кистей и пальцев рук




Артикуляционная моторика




ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ



Познавательная активность




Внимание




Запас знаний об окружающем




Пространственные представления




РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ



Краткий анамнез речевого развития







НЕ ЗАПОЛНЯЕТСЯ

НЕ ЗАПОЛНЯЕТСЯ

Понимание обращенной речи




Словарный запас








Грамматический строй






Слоговая структура





Звукопроизношение










Фонематическое восприятие





Языковой анализ и синтез


- анализ состава предложения;


- слоговой анализ и синтез;


- фонематический анализ и синтез.




Связная речь




Письмо









Чтение









Заключение ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Динамика по результатам работы за полугодие_________________________________

за год_______________________________________


Дата обследования: __________________ г.     Подпись: ________________Верхозина С.И.



Приложение 3



Индивидуальная карточка ребенка

Ф.И.ребенка________________________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________

Домашний адрес____________________________________________________

Речевая среда дома (есть ли дефекты речи у взрослых членов семьи или старших детей)_____________________________________________________

Раннее физическое развитие: а) когда начал сидеть______________________

б) когда начал ходить________________________________________________

Раннее речевое развитие а) когда сказал первое осознанное слово

__________________________________________________________________

б) когда начал говорить фразами______________________________________

Согласны ли выполнять требования логопеда по исправлению дефектов речи у ребенка______________________

Подпись родителя__________________

Приложение 4



.

Понимание и употребление предлогов и падежей



Приложение 5

Скажи один – много (перо – перья…)

Чего не стало? (перья – нет перьев…)

Чего не стало видно, Сколько нужно каждой голове?

когда закрыли шляпой? (один торт, три торта, пять тортов..)

(вишен, ботинок…)

















Приложение 6

Покажи, где клеёнка накрыта скатертью? Скатерть накрыта клеёнкой?

Юноша обрызган девушкой. Девушка обрызгана юношей.



Приложение 7

Скажи наоборот












Приложение 8

Назови обобщающее слово

Приложение 9

Назови ласково. (ключ – ключик..)

Помоги сестрице Аленушке и братцу Иванушке назвать животных и их детенышей.

Шьет,вышивает,вяжет Чья морда, чей хвост?

Приложение 10

Назови картинки

Приложение 11

А)





1 лист – назови первый гласный звук в словах;

2 лист - назови последний гласный звук в словах;

3 лист - назови первый согласный звук в словах;

4 лист - назови последний согласный звук в словах.

Б).

Назови слова парами (крыша- крыса). Найди…

Приложение 12

Исследование навыков языкового анализа

1. Сколько слов в предложении "Около дома росла береза"?

2. Какое второе слово в этом предложении?

3. Сколько слогов в слове "рак"?

4. Сколько слогов в слове "машина"?

5. Какой третий слог в слове "машина"?

6. Сколько звуков в слове "рак"?

7. Сколько звуков в слове "шапка"?

8. Какой первый звук в слове "шапка"?

9. Какой третий звук в слове "школа"?

10. Какой звук после "ш" в слове "школа"?

Оценка

3 балла - правильный ответ;

2 - самокоррекция;

1 - правильный ответ после стимулирующей помощи;

0 - неправильный ответ после стимулирующей помощи.

Максимальный балл - 30.



Приложение 13

Составьте рассказ по серии сюжетных картин.



Приложение 14

Контрольно-измерительные материалы

ПИСЬМО 1 класс

Декабрь

Списывание

С-Ы Н-У

С-Ы Л - У

Ы С-У


Н-А Н-А Н-

Л-А Л-А Л-

С-А С-А

Диктант

  1. Записать буквы: а, д, о, с, з, у, м, к, ы.

  2. Из ряда слогов записать только те, в которых слышится звук [ы]: ты, ла, су, ны, ка.

  3. Записать слова с заданной буквой: К - стол, стул, кот, сосны, куст, кит.

  4. Записать по слуху: Луша мала. Саша мал. Мы малы.

Май

Списывание

Списывание с печатного текста.

  1. Заменить печатные буквы письменными (* записать в два столбика - гласные, согласные): ж, ш, и, з, д, ы, ч, щ, я, ю, е.

  2. Записать следующие слоги: са, ло, ре, пи, вы, бэ, ну.

  3. Выписать слова: сок, лу, сы, сук, ку, кон, сом, сын, ны.

  4. Списать предложения: Солнце печёт, липа цветёт. Кот сыт. Он тихо спит.

Диктант

  1. Записать буквы под диктовку: ш, к, л, ы, т, г, с, ц, д, ч.

  2. Записать слоги под диктовку: за, су, то, ни, да, во, ку, ч ок, от, оп, ох, уф (*уго, зве, сое, ква, стро, бел, тык).

3. Записать и подчеркнуть буквы, которыми отличаются пары слов:

сын-сыр кот-кит коза-коса

осы - усы рак - мак лук - люк

4. Написать по слуху: Вот норка. Там мышка. У норки кошка.
(*У нас флаги. Мы шли и пели. Мы были рады.)

ЧТЕНИЕ Декабрь

М, а, р, х, с, ш, с, о, а, к, у, л.

Ам, му, ко, ус, ха, ку, ра, лы, ма, ун, он.

Са-ша, ра-ла, ус-уш, ор-ол.

Май

Па-па дал Ва-не де-нег. Он ве-лел Ва-не ку-пить конь-ки. Конь-ки бы-ли о-чень хо-ро-ши-е. Ва-ня на-дел их и по-шёл на ка-ток. Ве-се-ло бы-ло Ва-не. (23 слова.)

ПИСЬМО 2 класс

Сентябрь

Списывание

Клён. У дома рос клён. На ветки клёна сели птицы. Это галки. Серёжа дал им крошки хлеба и зёрна.

Диктант

Прошли дожди - грибов жди. Прошумят дожди по железным крышам - и вновь тишина. На вершинах гор кружилась жуткая метель. (18 слов.)

Декабрь

Списывание

Кот. У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика был пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзьями.

Диктант Как красив лес в снегу. Изредка поют птицы. В округе кружит метель. Все звери спрятались в свои норы. (18 слов.)

Май

Списывание

Идёт весна.

Солнце светит ярче. Снег потемнел. Кругом большие лужи. На лужайках появилась трава Идёт весна.

. Диктант

Поплыли по небу белые пушистые барашки облаков. В полях показались первые проталины. Набухли на вербах почки. (16 слов.)



ЧТЕНИЕ

Сентябрь

Ма-ма и дети уш-ли. Кош-ка Мур-ка до-ма. Кош-ка ис-ка-ла'е-ду. На пол-ке бы-ла ры-ба. Мур-ка взя-ла ры-бу и е-ла на по-лу. Кош-ка Мурка сы-та, а нам ры-бы нет. (28 слов.)

Вопросы:

  • Где были мама и дети?

  • Кто остался дома?

  • Что делал Мурка?

Декабрь

Москва.

Мос-ква - о-чень боль-шой го-род. Мно-го в Мос-кве раз-ных у-лиц. Есть у-ли-ца Ки-£о-ва, у-ли-ца Ар-бат. Я жи-ву на у-ли-це Че-хо-ва. О-ко-ло нас Крас-на-я пло-щадь. О-на о-чень кра-си-ва-я. (26 слов.)

Вопросы:

  • О каком городе ты прочитал?

  • Какие улицы есть в Москве?

  • Каким городом можно назвать Москву?

Май

Утка и утята.

Было лето. Юра и Яша шли по берегу озера. Вдруг из-за куста вы-ле-те-ла утка. Юра и Леша по-до-шли к кусту. Из-под куста вы-бе-жа-ли утята и по-бе-жа-ли к матери. Они еще не умели летать. Утка спус-ти-лась в воду и поплыла. Она крякала и звала утят. Они поплыли за уткой. (48 слов.)

Вопросы:

  • Где гуляли Юра и Яша?

  • Кто вылетел из-за куста?

  • Как называются детки утки?

  • Как утка звала утят?

Письмо

3 класс

Сентябрь

Списывание

Птицы. Наступила осень. Птицы улетели в тёплые края. Стало холодать. С деревьев опадают листья. Скоро зима.

Диктант Долго тянется тоскливая осень. Ветры, дожди, холода. Всё в тумане. Вся природа ждёт, когда же придёт матушка-зима. (18 слов.)

Декабрь

Списывание

Птицы. Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замёрзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеб и зёрна.

Диктант Куст шуршит - серый зайка дрожит. В морозном воздухе закружилась живая сетка из пуши­стых снежинок. (14 слов.)



Май

Списывание

Весна. Наступила весна. Распускаются почки на деревьях. Травка начинает зеленеть. Скоро насту­пит лето. Птицы вернутся и будут петь песни.

Диктант

Закачались зелёные цветочки. Они были похожи на связку золотых ключей. На лиственницах показались шишечки. Деревья стали зеленеть. (17 слов.)

ЧТЕНИЕ

Сентябрь

Кошка и белка. У кошки пропали котята. Весь день искала она котят. Кошка очень грустила и перестала есть. Хозяину было жалко кошку. Он принес из леса маленькую белочку и положил кошке. Кошка об­нюхала белку, полизала ее и стала кормить. Дружно жили кошка и белка. (41 слово.)

Вопросы:

  • Кого потеряла кошка?

  • Какая была кошка?

  • Кого принес хозяин?

Декабрь

К зиме. Выбрал еж себе на зиму норку под елкой. Хороша норка, только постельки нет. Побежал ежик за постелью. Лег он на кучу листьев. Пристали листья к колючим иголкам. Потащил еж свою ношу в норку. Вот ежу и постелька. (37 слов.)

Вопросы:

  • Что выбрал еж себе на зиму?

  • Что принес еж?

  • Для чего он это принес?

Май

Весной.

Сияет яркое весеннее солнышко. По реке плывут последние льдины. С юга вереницей тянут­ся вестники весны. Первыми прилетели грачи и стали вить гнезда. На деревьях распускаются почки. На припеке показалась молоденькая зелененькая травка. На ее зелени блестит яркий л ч солнца. Весенняя ночь коротка. (42 слова.)

Вопросы:

  • Что плывет по реке?

  • Кто прилетел первыми?

  • Что распускается на деревьях?

ПИСЬМО

4 класс

Сентябрь

Списывание

Ночью в лесу.

Ночь. Жители леса спешат на добычу. Волк вышел из чащи. Из норы вылезла лисица. Кругом тишина. Только легкий ветер качает вершины сосен.



Диктант

Летом. ,

Летом братья были у бабушки и дедушки в деревне. Недалеко бежала быстрая речка Бобров-ка. Дети там ловили рыбу. А вечером ребята работали в огороде. (24 слова.)

Декабрь

Списывание

Каток.

На улице был мороз и светило солнце. Дети в саду делали каток. Мальчики расчищали садо­вую дорожку. Девочки поливали дорожку водой. Вода замёрзла. Дорожка покрылась льдом. В саду стал каток. Ребятам радостно. Они катаются на своём катке.

Диктант

Зима.

Наступила зима. Дети надели шубы и шапки. Они пошли в сад. Тропинки в снегу. На ветках елей лежат комья снега. Берёзки, дубки покрыты снежком. У дома намело сугробы. Снег лежит всюду. Птиц нет. Только вороны сидят на ветках сухой осины. (40 слов.)

Май

Списывание

Весной в лесу.

Пригрело солнце, просушило землю. Покрылся лес зелёными листочками. Душистыми бе­лыми гроздьями зацвела черёмуха. Закуковали в рощах кукушки. Над рекой в кустарниках запел соловей. Ранним утром прыгают на полянке зайцы. Хорошо зверям и птицам весной.

Диктант

Весна.

Над полями ярче и ярче светит весеннее солнце. Потемнела, просохла дорога. Посинел на ре­ке лёд. Прилетели грачи. Они исправляют свои гнёзда. Зазвенели в лесу ручьи. Надулись на де­ревьях душистые липкие почки. Прилетели скворцы. Побежали по кочкам хлопотливые муравьи. (38 слов.)

ЧТЕНИЕ

Сентябрь

За грибами.

Дети ходили по лесу и собирали грибы. Набрали полные корзинки. Вышли на полянку, сели и стали считать грибы. Но вдруг в кустах что-то зашумело. Дети испугались. Бросили грибы и убежали. Они думали, что это волк. А это был серый заяц. (40 слов.)

Вопросы:

  • Как называется рассказ, который ты прочитал?

  • Почему дети испугались?

  • Кто оказался в кустах?

Декабрь

Вьюга. Утром первоклассник Толя пошел в школу. На дворе была вьюга. Испугался мальчик.

Тут он увидел Сашу, стоявшего под липой. Саша тоже собирался в школу и тоже испугался. Мальчики увидели друг друга. Им стало радостно. Они вместе пошли в школу. Им уже не было страшно. (44 слова.)



Вопросы:

  • В каком классе учились мальчики?

  • Почему мальчики испугались?

  • Отчего мальчикам стало радостно?

Май

Ежик.

Пришли дети в лес. В лесу тишина. Только легкий ветерок шелестит листьями деревьев. Дети сели отдохнуть у ручья. Потом мальчики пошли искать сучья для костра. В кустах они нашли ежика. Он зарылся в сухие листья. Ребята положили ежика в шапку и унесли к себе домой. (45 слов.)

Вопросы:

  • Куда пришли дети?

  • Что дети делали в лесу?

  • Кого они нашли в листьях?






















22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!