СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по развитию проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Благодаря внедрению проектной деятельности в процесс обучения учащихся, мы в корне меняем подход к системе обучения, к решению многих общеобразовательных задач, продиктованных временем.

 

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по развитию проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики»

4

Методические рекомендации по развитию проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики


  1. Не следует исправлять ошибки в конечном варианте проекта (или, по крайней мере, не делать этого чернилами). Проект обычно представляет собой работу, в которую вложено много усилий, и, возможно ученики захотят сохранить ее для себя. Не стоит делать исправления красным цветом. Это привлекает внимание к тому, что в проекте неправильно, и отвлекает внимание от положительных моментов. В конечном варианте ошибки лучше исправлять карандашом или записывать замечания на отдельном листе бумаги. Есть мнение, что не стоит беспокоиться об ошибках. Обычно ученики вкладывают много труда в проект и стараются сделать все как можно лучше. Нужно помнить, что любой проект – это только часть общего объема работы, которую учащиеся выполняют в течение всего курса, и оценить грамотность учитель может в других видах деятельности. А проектная работа дает возможность развивать у учащихся творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя.

2. К шуму следует относиться терпимо. Учащимся потребуется иногда встать, чтобы взять ножницы или заглянуть в справочник. Такой вид шума – это естественная составляющая продуктивной работы, но нужно пресекать любой другой шум, не связанный с выполнением задания. Необходимо внимательно наблюдать за тем, что делают учащиеся. Если они не поняли задание, не надо отменять его. Нужно остановиться и выяснить в чем проблемы и разобраться в каждой из них.

3. Необходимо знать, что делает ученик за пределами класса. Но с другой стороны проект – это возможность школьнику выразить свои собственные идеи. Желательно, чтобы не было слишком строгого контроля. Полезны также промежуточные отчеты участников проекта.

4. Приступая к внедрению метода проектов в образовательную практику школы, необходимо учесть и проблемные момен­ты, которые возникают на этом пути.

1) Всегда существует опасность переоценить результат проек­та и недооценить его процесс. Это связано с тем, что оценка дается по результатам презента­ции, а презентуется именно результат проекта. Чтобы оценка была максимально объективной и разносторон­ней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последую­щему анализу портфолио проекта («проектной папке»). Грамотно составленный портфолио характеризует ход проекта, когда сам про­ект уже завершен.

2) Главная опасность при выполнении исследовательского проекта — его превращение в реферат. Конечно, реферативная часть обычно присутствует в любом ис­следовании, и умение писать рефераты необходимо. Но создавать у детей представление о научной деятельности как о компиляции чу­жих мыслей не стоит. Недостаточно изучить какие-либо работы и грамотно изложить их содержание. Проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под кото­рым он будет рассматривать реферируемые источники. Необходимо использование и разнообразных методов научного исследования, помимо анализа литературных источников.

5. Практика работы показала, что лучше использовать метод проектов на уроках наряду с другими методами обучения.

Практика работы по­казывает, что проект, действительно, «не вписывается» в урок продолжительностью 40-45 минут.

Полноценная реализация каждого из этапов проекта требует не­сколько большего времени, хотя бы спаренного урока (в таком случае мы имеем «мини-проект», например, «Разработка рекламного посте­ра», «Составление кроссворда»).

Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4 – 7 уроков, когда в качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока. Последние два урока (спаренные) используются для презентации подготовленных проектов.

Наиболее глубокие и содержательные проекты выполняются, как правило, в ходе внеклассной деятельности.

6. Оформление проектной папки

Проектная папка (портфолио проекта) — один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта.

Задача папки на защите — показать ход работы проектной группы.

Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:

  • четко организовать работу каждого участника проектной группы;

  • стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом;

  • объективно оценить ход работы над завершенным проектом;

  • судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения;

  • сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.

В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

    1. паспорт проекта;

    2. промежуточные отчеты группы;

    3. вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии и распечатки из Интернета;

    4. результаты исследований и анализа;

    5. записи всех идей, гипотез и решений;

    6. отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «моз­говых штурмах» и т. д.;

    7. краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;

    8. эскизы, чертежи, наброски продукта;

    9. материалы к презентации (сценарий);

    10. другие рабочие материалы и черновики группы.

В наполнении проектной папки принимают участие все участни­ки группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и аннотаций.

В день презентации проектов оформленная папка сдается в жюри.

7. На уроках помимо изучения предметного материала можно использовать следующие упражнения для формирования учебно-познавательных действий старшеклассников.

Упражнение 1. «Самое главное»

Цель: Учить школьников выделять главное и кратко его формулиро­вать. Используется в индивидуальном и групповом варианте. Учитель про­сит учащихся прочитать справочный или учебный материал, а затем охарак­теризовать данный текст своими словами, используя две-три фразы, и позд­нее найти только одно слово, без которого данный текст был бы лишен смыс­ла. В конце урока подводятся итоги, где совместно с ребятами учитель отмечает лучшие варианты выполнения задания.

Упражнение 2. «Викторина»

Цель: Учить школьников определять главную идею текста (отрывка, абзаца) и формулировать ее в виде проблемы (вопроса). Класс делится на две команды. Учитель дает задание: «Перед вами - текст. Прочитайте его, пожа­луйста, и обозначьте абзацы цифрами. Придумайте вопрос-загадку к каждо­му абзацу текста». Затем команды друг другу задают вопросы-загадки по содержанию любого из абзацев и отгадывают, к какому именно абзацу был задан вопрос. В конце урока выделяются наиболее оригинальные вопросы и ответы.

Упражнение 3. «Опорные сигналы»

Цель: Учить ребят различным способам передачи информации, кодированию и раскодированию информации. Проводится в индивидуальной или групповой форме. Учитель просит подготовить бумагу и карандаши, далее дает ребятам инструкцию: «Перед вами текст. Прочитайте, стараясь как мож­но лучше понять его. Затем законспектируйте текст, но особым образом. В ваших конспектах не должно быть слов и предложений, а только либо ри­сунки, либо схемы, либо какие-то символы. Изображать текст можно по час­тям, например, по абзацам».

Упражнение 4. «Найди ошибку»

Цель: Обучать сотрудничеству, учебному взаимодействию, развивать на­вык критического осмысления предлагаемой информации. Учитель предла­гает ребятам план, составленный по учебному тексту, содержаний ошибки. Учащиеся, сопоставляя план с текстом, должны найти ошибки и обосновать свой ответ. Затем учитель просит составить сложный план по новому учеб­ному материалу для соседа по парте. По окончании этой работы учащиеся пересказывают текст, пользуясь планом одноклассника, и исправляют ошиб­ки, вносят изменения и дополнения.

Упражнение 5. «Фехтование»

Цель: Обучать критическому осмыслению информации; развивать умение видеть различные стороны, аспекты проблемы и аргументировать свои позиции. Класс делится на пары. Ведущий просит познакомиться с учебным текстом и задает проблему (или тему). Один из участников пары должен по заданному учебному материалу предложить решение этой проблемы, а дру­гой ученик - выдвинуть контраргументы.

8. Внедрение проектного метода обучения, в основе которого лежат исследовательская и творческая деятельность, показывает, что появляется возможность на уроках информатики, факультативах, дополнительных занятиях углублять и закреплять знания, полученные по другим предметам, выполнять социальные заказы общества. Проектная работа формирует у учащихся качества, необходимые в жизни и в их будущей профессиональной деятельности.

Работа над проектом:

  • прививает общую информационную культуру школьника;

  • развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в команде;

  • реализует индивидуальный подход в обучении учащихся;

  • является платформой для реализации межпредметных связей.

Анализ результатов диагностики учащихся показывает, что

- организация инициативного центра, объединяющего единомышленников в лице учителей, администрации, родителей, спонсоров;

- осуществление контроля и корректировки работы учащихся учителем;

- наличие хорошей технической оснащенности проекта;

- наличие перспективы публикации результатов исследований в рамках школы, города и т.д.

- выполнение основных требований к использованию метода проектов приводят к тому, что осуществляется личностный рост учащихся, формируется функциональная информационная грамотность, кроме того практико-ориентированная направленность обучения позволяет сделать сознательный выбор профессии.

Благодаря внедрению проектной деятельности в процесс обучения учащихся, мы в корне меняем подход к системе обучения, к решению многих общеобразовательных задач, продиктованных временем.



Иванова Валентина Ивановна, учитель информатики Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Гая Оренбургской области