СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по составлению и проведению комплексов ОРУ

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по составлению и проведению  комплексов ОРУ

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по составлению и проведению комплексов ОРУ»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КАМЧАТСКОГО КРАЯ

КГПОБУ «КАМЧАТСКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»














Методические рекомендации по

составлению и проведению

комплексов ОРУ













Разработал: руководитель

физического воспитания

Бойразян А.М.






г. Елизово

2016






ОГЛАВЛЕНИЕ:



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОСНОВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

РАЗНОВИДНОСТИ УПРАЖНЕНИЙ

ПОДБОР УПРАЖНЕНИЙ

ДОЗИРОВКА ОРУ

ЛИТЕРАТУРА











































Пояснительная записка



ОРУ (общеразвивающие упражнения) – называются доступные занимающимся, несложные в техническом отношении движения телом и его частями, выполняемые с целью оздоровления, воспитания физических качеств, а также спортивной разминки.

Представители всех видов спорта включают ОРУ в тренировку как средство разминки и развития определённых физических качеств. Большое количество ОРУ объясняется тем что возможные действия телом и отдельными его частями разнообразятся степенью напряжения мышц, изменением скорости, амплитуды и направления движений. Относительная простота и возможность постепенного усложнения делают ОРУ доступными студентам любого возраста и подготовленности.

Ценность ОРУ объясняется тем, что они легко дозируются, позволяют направленно и избирательно воздействовать на определённые группы мышц. Систематическое выполнение правильно подобранных упражнений значительно способствует повышению уровня здоровья студентов, улучшению обмена веществ, работе органов кровообращения, дыхания, пищеварения, укреплению опорно-двигательного аппарата. Нужно особо отметить благотворное влияние ОРУ на формирование правильной осанки студентов. Грамотное применение ОРУ в занятиях предполагает :

  • владение большим количеством конкретных упражнений (умение показать, терминологических назвать);

  • знание характера каждого упражнения, его направленности;

  • умение составлять комплексы упражнений в зависимости от задач;

  • умение обучать и проводить занятия ОРУ различными способами (по рассказу, по показу, по заданию, игровым способом и др.);








  • владение методами организации занятий ОРУ;

  • умение дозировать нагрузку в связи с состоянием студентов, решаемыми задачами.

Согласно ФГОС по дисциплине «Физическая культура» рабочая программа предусматривает 50% часов самостоятельной работы для студентов на базе 9 классов, и 100% часов на базе 11 классов. Как самостоятельный вид деятельности студентов выделяется работа по составлению комплексов упражнений. Соответственно данные методические рекомендации оказывают большую помощь в выполнении домашней работы.



































ОСНОВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ



ОРУ принято классифицировать по анатомическому признаку, с выделением групп упражнений с преимущественным воздействием на различные части тела. Как свидетельствуют научные данные и практический опыт, при составлении комплекса необходимо руководствоваться следующими положениями:

  1. Первыми даются упражнения для шеи. Выполняются они обычно в медленном темпе.

  2. Упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса. Выполняются они обычно в более быстром темпе.

  3. Далее следуют упражнения для развития мышц ног, чередуя упражнения для мышц ног и мышц спины, брюшного пресса и боковых мышц туловища, - тазового пояса, выполняемых из различных исходных положений.

4. Последними в комплексе используются упражнения, где участвуют основные группы мышц всего тела, выполняемые при большой амплитуде.

В заключение используется так называемые скоростные упражнения (прыжки или бег на месте), после чего следует постепенно снижать нагрузку с замедлением темпа.

Форму ОРУ определяют основные движения в суставах: сгибание, разгибание, приведение, отведение, круговые движения, повороты.











РАЗНОВИДНОСТИ УПРАЖНЕНИЙ



Упражнения для мышц шеи : - повороты головы

- наклоны головой

- круговые вращения головой


Упражнения для мышц плечевого пояса :


- рывки согнутыми и прямыми руками

- махи и круговые движения руками

- отведения и приведения рук


Упражнения для мышц туловища :


- наклоны туловища (вперед, назад, влево, вправо)

- повороты туловища (вправо, влево)

- круговые движения туловищем


Упражнения для мышц ног :


- выпады (вперед, назад)

- махи ногами (вперед, назад, в стороны)

- приседания

- подъемы на носках

- прыжки



























ПОДБОР УПРАЖНЕНИЙ



При подборе упражнений следует руководствоваться следующими правилами:

  1. Упражнения должны оказывать разностороннее воздействие на студентов. Чередовать упражнения необходимо по определенной схеме, составляющей одну серию, к примеру, «руки-туловище-ноги». Навсегда установленных правил быть не может, так как очень обширен круг задач, решаемых с применением ОРУ.

  2. Наряду с разносторонним воздействием на организм занимающихся ОРУ должны подбираться с учётом их влияния на развитие отдельных групп мышц или определенных физических качеств..

  3. Правило «прогрессирования», широко используемое в спорте реализуется также при составлении комплекса ОРУ в форме «нарастания» эффекта от применения упражнения за счёт увеличения амплитуды и скорости движений, степени напряжения, количеством повторений. Каждое упражнение может усиливаться за счёт дополнительных действий.

  4. Гимнастический метод проведения ОРУ отличается строгой регламентацией движений, которая достигается с помощью четких указаний на исходное положение, направление и амплитуду движения и характер их выполнения. При подборе упражнений надо соблюдать правило гимнастической регламентации упражнений. К примеру, при наклонах вперед важно уточнить положение ног, так как при положении ног вместе или врозь, носками наружу или при параллельных стопах эффект будет различным. Меняется характер упражнения и от того, медленно или быстро выполняется наклон





 



ДОЗИРОВКА ОРУ



Регулирование физической нагрузки при занятиях ОРУ осуществляется за счёт изменения:

  • числа упражнений (в зависимости от форм занятий ОРУ оно может быть разное);

  • содержания упражнений (движения отдельными частями тела оказывают меньшую нагрузку, чем упражнения с работой многих мышечных групп);

  • интервалов отдыха между упражнениями (сокращение пауз для отдыха увеличивает нагрузку);

  • количество повторений укладывающихся в счёт «1-4» или «1-8», как правило, каждое упражнение повторят 4, 8, 12 или 16 раз;

  • темпа;

  • исходное положение (одно и то же упражнение с разными исходными положениями оказывают различную нагрузку). 



ЛИТЕРАТУРА

  1. Гимнастика – учебник для техникумов физической культуры. Под редакцией П.Т. Брыкина и В.М. Смолевского, М, ф и спорт 2000 г.

  2. Советы тренерам. Сборник упражнений и методики, рекомендаций – Издание 2-ое переработанное М, ф. и спорт 2001 г.

  3. Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе: пособие для учителя/В.П. Богословский, М.Н. Доведенко, В.П. Дробышев и др./ Под редакцией М.Д. Рины, М, Просвещение 2002 г. (Библиотека учителей физической культуры)