МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КАМЧАТСКОГО КРАЯ
КГПОБУ «КАМЧАТСКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
Методические рекомендации по
составлению и проведению
комплексов ОРУ
Разработал: руководитель физического воспитания Бойразян А.М. |
г. Елизово
2016
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОСНОВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
РАЗНОВИДНОСТИ УПРАЖНЕНИЙ
ПОДБОР УПРАЖНЕНИЙ
ДОЗИРОВКА ОРУ
ЛИТЕРАТУРА
Пояснительная записка
ОРУ (общеразвивающие упражнения) – называются доступные занимающимся, несложные в техническом отношении движения телом и его частями, выполняемые с целью оздоровления, воспитания физических качеств, а также спортивной разминки.
Представители всех видов спорта включают ОРУ в тренировку как средство разминки и развития определённых физических качеств. Большое количество ОРУ объясняется тем что возможные действия телом и отдельными его частями разнообразятся степенью напряжения мышц, изменением скорости, амплитуды и направления движений. Относительная простота и возможность постепенного усложнения делают ОРУ доступными студентам любого возраста и подготовленности.
Ценность ОРУ объясняется тем, что они легко дозируются, позволяют направленно и избирательно воздействовать на определённые группы мышц. Систематическое выполнение правильно подобранных упражнений значительно способствует повышению уровня здоровья студентов, улучшению обмена веществ, работе органов кровообращения, дыхания, пищеварения, укреплению опорно-двигательного аппарата. Нужно особо отметить благотворное влияние ОРУ на формирование правильной осанки студентов. Грамотное применение ОРУ в занятиях предполагает :
владение большим количеством конкретных упражнений (умение показать, терминологических назвать);
знание характера каждого упражнения, его направленности;
умение составлять комплексы упражнений в зависимости от задач;
умение обучать и проводить занятия ОРУ различными способами (по рассказу, по показу, по заданию, игровым способом и др.);
владение методами организации занятий ОРУ;
умение дозировать нагрузку в связи с состоянием студентов, решаемыми задачами.
Согласно ФГОС по дисциплине «Физическая культура» рабочая программа предусматривает 50% часов самостоятельной работы для студентов на базе 9 классов, и 100% часов на базе 11 классов. Как самостоятельный вид деятельности студентов выделяется работа по составлению комплексов упражнений. Соответственно данные методические рекомендации оказывают большую помощь в выполнении домашней работы.
ОСНОВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
ОРУ принято классифицировать по анатомическому признаку, с выделением групп упражнений с преимущественным воздействием на различные части тела. Как свидетельствуют научные данные и практический опыт, при составлении комплекса необходимо руководствоваться следующими положениями:
Первыми даются упражнения для шеи. Выполняются они обычно в медленном темпе.
Упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса. Выполняются они обычно в более быстром темпе.
Далее следуют упражнения для развития мышц ног, чередуя упражнения для мышц ног и мышц спины, брюшного пресса и боковых мышц туловища, - тазового пояса, выполняемых из различных исходных положений.
4. Последними в комплексе используются упражнения, где участвуют основные группы мышц всего тела, выполняемые при большой амплитуде.
В заключение используется так называемые скоростные упражнения (прыжки или бег на месте), после чего следует постепенно снижать нагрузку с замедлением темпа.
Форму ОРУ определяют основные движения в суставах: сгибание, разгибание, приведение, отведение, круговые движения, повороты.
РАЗНОВИДНОСТИ УПРАЖНЕНИЙ
Упражнения для мышц шеи : - повороты головы
- наклоны головой
- круговые вращения головой
Упражнения для мышц плечевого пояса :
- рывки согнутыми и прямыми руками
- махи и круговые движения руками
- отведения и приведения рук
Упражнения для мышц туловища :
- наклоны туловища (вперед, назад, влево, вправо)
- повороты туловища (вправо, влево)
- круговые движения туловищем
Упражнения для мышц ног :
- выпады (вперед, назад)
- махи ногами (вперед, назад, в стороны)
- приседания
- подъемы на носках
- прыжки
ПОДБОР УПРАЖНЕНИЙ
При подборе упражнений следует руководствоваться следующими правилами:
Упражнения должны оказывать разностороннее воздействие на студентов. Чередовать упражнения необходимо по определенной схеме, составляющей одну серию, к примеру, «руки-туловище-ноги». Навсегда установленных правил быть не может, так как очень обширен круг задач, решаемых с применением ОРУ.
Наряду с разносторонним воздействием на организм занимающихся ОРУ должны подбираться с учётом их влияния на развитие отдельных групп мышц или определенных физических качеств..
Правило «прогрессирования», широко используемое в спорте реализуется также при составлении комплекса ОРУ в форме «нарастания» эффекта от применения упражнения за счёт увеличения амплитуды и скорости движений, степени напряжения, количеством повторений. Каждое упражнение может усиливаться за счёт дополнительных действий.
Гимнастический метод проведения ОРУ отличается строгой регламентацией движений, которая достигается с помощью четких указаний на исходное положение, направление и амплитуду движения и характер их выполнения. При подборе упражнений надо соблюдать правило гимнастической регламентации упражнений. К примеру, при наклонах вперед важно уточнить положение ног, так как при положении ног вместе или врозь, носками наружу или при параллельных стопах эффект будет различным. Меняется характер упражнения и от того, медленно или быстро выполняется наклон
ДОЗИРОВКА ОРУ
Регулирование физической нагрузки при занятиях ОРУ осуществляется за счёт изменения:
числа упражнений (в зависимости от форм занятий ОРУ оно может быть разное);
содержания упражнений (движения отдельными частями тела оказывают меньшую нагрузку, чем упражнения с работой многих мышечных групп);
интервалов отдыха между упражнениями (сокращение пауз для отдыха увеличивает нагрузку);
количество повторений укладывающихся в счёт «1-4» или «1-8», как правило, каждое упражнение повторят 4, 8, 12 или 16 раз;
темпа;
исходное положение (одно и то же упражнение с разными исходными положениями оказывают различную нагрузку).
ЛИТЕРАТУРА
Гимнастика – учебник для техникумов физической культуры. Под редакцией П.Т. Брыкина и В.М. Смолевского, М, ф и спорт 2000 г.
Советы тренерам. Сборник упражнений и методики, рекомендаций – Издание 2-ое переработанное М, ф. и спорт 2001 г.
Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе: пособие для учителя/В.П. Богословский, М.Н. Доведенко, В.П. Дробышев и др./ Под редакцией М.Д. Рины, М, Просвещение 2002 г. (Библиотека учителей физической культуры)