СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по составлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные методические рекомендации преднзнпчены для педагогов дополнительного образования

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по составлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»

Методические рекомендации  по составлению  дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы      Составитель - Будаева Н.А., методист МОУ ДОД ДЮЦ УКМО

Методические рекомендации по составлению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Составитель - Будаева Н.А.,

методист МОУ ДОД ДЮЦ УКМО

Структура программы Титульный лист программы Комплекс основных характеристик программы Комплекс организационно- педагогических условий

Структура программы

Титульный лист программы

Комплекс основных характеристик программы

Комплекс организационно- педагогических условий

Титульный лист программы Первая страница, предваряющая текст программы и служащая источником библиографической информации. Включает: Наименование образовательной информации; Гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа); Название программы; Адресат программы; Срок ее реализации; ФИО и должность разработчика(ов); Город и год ее разработки.

Титульный лист программы

  • Первая страница, предваряющая текст программы и служащая источником библиографической информации.
  • Включает:
  • Наименование образовательной информации;
  • Гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа);
  • Название программы;
  • Адресат программы;
  • Срок ее реализации;
  • ФИО и должность разработчика(ов);
  • Город и год ее разработки.
Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Цель и задачи программы Содержание программы Планируемые результаты

Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

Цель и задачи программы

Содержание программы

Планируемые результаты

Пояснительная записка

  • Направленность (профиль) программы (техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристко- краеведческая, социально-педагогическая)
  • Актуальность программы (соответствие основным направлениям социально-экономического развития страны, современным достижениям в сфере науки, техники, искусства и культуры, соответствие государственному социальному заказу/ запросам родителей и детей, обоснование актуальности должно базироваться на фактах- цитатах нормативных документов, результатах научных исследований, социологических опросов, подтверждающих необходимость и полезность предлагаемой программы)
  • Отличительные особенности программы (характерные свойства, отличающие программу от других, остальных, отличительные черты, основные, которые придают программе своеобразие)
  • Адресат программы (примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе- возраст, уровень развития, круг интересов, личностные характеристики, потенциальные роли в программе)
  • Объем программы (общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы)
  • Формы организации образовательного процесса (индивидуальные и групповые и т.д.) и виды занятий (лекции, практические работы, круглые столы, мастер- классы, мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выездные тематические занятия, концерты, выполнение самостоятельной работы, выставки, творческие отчеты, соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ)
  • Срок освоения программы (определяется содержанием программы и должен обеспечить достижения планируемых результатов, заявленных в программе, характеризуют продолжительность программы- количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения)
  • Режим занятий (периодичность и продолжительность занятий)
Цель и задачи программы Цель – это обобщенный планируемый результат, на который направлено обучение по программе, формируется с учетом содержания программы. Должна быть ясна, конкретна, перспективна и реальна. Задачи – это конкретные результаты реализации программы. Должны быть технологичны, т.к. конкретизируют процесс достижения результатов обучения, воспитания и развития, заявленных в цели программы: научить, привить, развить, сформировать, воспитать

Цель и задачи программы

  • Цель – это обобщенный планируемый результат, на который направлено обучение по программе, формируется с учетом содержания программы. Должна быть ясна, конкретна, перспективна и реальна.
  • Задачи – это конкретные результаты реализации программы. Должны быть технологичны, т.к. конкретизируют процесс достижения результатов обучения, воспитания и развития, заявленных в цели программы:
  • научить, привить, развить, сформировать, воспитать
Учебно-тематический план № п/п Наименование раздела, темы 1. Количество часов Раздел 1 Всего 1.1. 1.2. Тема 1.1. Теория Формы организации занятий Тема 1.2. Практика И т.д Формы аттестации (контроля) 2. Раздел 2 2.1. Тема 2.1. 2.2. Тема 2.2. Итого часов:

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела, темы

1.

Количество часов

Раздел 1

Всего

1.1.

1.2.

Тема 1.1.

Теория

Формы организации занятий

Тема 1.2.

Практика

И т.д

Формы аттестации (контроля)

2.

Раздел 2

2.1.

Тема 2.1.

2.2.

Тема 2.2.

Итого часов:

Терминология в помощь педагогу

Среди традиционных форм можно отметить:

  • Лекции – изложение преподавателем предметной информации;
  • Семинары и коллоквиумы – заранее подготовленные сообщения и выступления в группе и их обсуждение;
  • Дискуссии – постановка спорных вопросов, отработка умения отстаивать и аргументировать свою точку зрения;
  • Конференции – совещания для обсуждения различных тем и выработки решений;
  • Экскурсии, научные экспедиции – поездки с ознакомительными и информационными задачами;
  • Туристические походы – выработка спортивных и познавательных навыков, а также оздоровление;
  • Обучающие игры – моделирование различных жизненных обстоятельств с обучающей целью.

К нетрадиционным формам учебных занятий можно отнести такие:

  • Презентация – публичное представление определенной темы или предмета;
  • Защита проекта – обоснование и представление проделанной работы;
  • Круглый стол – неформальное обсуждение выбранной тематики;
  • Мозговая атака – решение нестандартных задач в коллективе;
  • Ролевые игры – предложение ребенку стать на место персонажа и действовать от его имени в моделируемой ситуации.
Содержание  учебно- тематического плана Направлено на достижение целей программы и планируемых результатов ее освоения. Реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом

Содержание учебно- тематического плана

  • Направлено на достижение целей программы и планируемых результатов ее освоения.
  • Реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом
Содержание программы № Наименование разделов и тем внутри 1. Раздел 1 1.1. Основные узловые моменты Тема 1.1. 1.2. Тема 1.2. 2. 2.1. Реферативное описание темы 1.1. Раздел 2 Реферативное описание темы 1.1. Тема 2.1. 2.2. Тема 2.2. И т.д. Реферативное описание темы 2.1. Реферативное описание темы 2.2.

Содержание программы

Наименование разделов и тем внутри

1.

Раздел 1

1.1.

Основные узловые моменты

Тема 1.1.

1.2.

Тема 1.2.

2.

2.1.

Реферативное описание темы 1.1.

Раздел 2

Реферативное описание темы 1.1.

Тема 2.1.

2.2.

Тема 2.2.

И т.д.

Реферативное описание темы 2.1.

Реферативное описание темы 2.2.

Планируемые результаты Формируются с учетом цели и содержания программы и определяют основные знания, умения и навыки, а также компетенции, личностные , метапредметные и предметные результаты, приобретаемые учащимися в процессе изучения программы.

Планируемые результаты

  • Формируются с учетом цели и содержания программы и определяют основные знания, умения и навыки, а также компетенции, личностные , метапредметные и предметные результаты, приобретаемые учащимися в процессе изучения программы.
Терминология в помощь педагогу  Метапредметные результаты – усвоенные учащимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных ситуаций. Могут быть представлены в виде совокупности способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Личностные результаты- готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами: - мотивационно-ценностный (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации); - когнитивный (знания, рефлексия деятельности): - операциональный (умения, навыки); - эмоционально- волевой (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение у достижению, волевые усилия) Предметные результаты (теоретические знания по программе, практические умения, предусмотренные программой)

Терминология в помощь педагогу

Метапредметные результаты – усвоенные учащимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных ситуаций. Могут быть представлены в виде совокупности способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Личностные результаты- готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами: - мотивационно-ценностный (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации); - когнитивный (знания, рефлексия деятельности): - операциональный (умения, навыки); - эмоционально- волевой (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение у достижению, волевые усилия)

Предметные результаты (теоретические знания по программе, практические умения, предусмотренные программой)

Комплекс организационно- педагогических условий Условия реализации программы (помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные, методические и иные ресурсы) Формы аттестации (зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно- прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые занятия, вернисажи и т.д.) Необходимо указать, как именно эти формы аттестации/контроля) позволяют выявить соответствие результатов образования поставленным целям и задачам. Оценочные материалы (пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов) Методические материалы (пособия, оборудование, приборы, дидактический материал). Краткое описание общей методики работы в соответствии с направленностью содержания и индивидуальными особенностями учащихся, описание используемых методик и технологий, в том числе информационных) Рабочие программы

Комплекс организационно- педагогических условий

  • Условия реализации программы (помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные, методические и иные ресурсы)
  • Формы аттестации (зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно- прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые занятия, вернисажи и т.д.) Необходимо указать, как именно эти формы аттестации/контроля) позволяют выявить соответствие результатов образования поставленным целям и задачам.
  • Оценочные материалы (пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов)
  • Методические материалы (пособия, оборудование, приборы, дидактический материал). Краткое описание общей методики работы в соответствии с направленностью содержания и индивидуальными особенностями учащихся, описание используемых методик и технологий, в том числе информационных)
  • Рабочие программы
Список литературы Перечень основной и дополнительной литературы (учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов) Справочные пособия (словари, справочники); Наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы) Составляется для разных участников образовательного процесса (педагогов, учащихся) Оформляется в соответствии с требованиями к библиографическим ссылкам.

Список литературы

  • Перечень основной и дополнительной литературы (учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов)
  • Справочные пособия (словари, справочники);
  • Наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы)
  • Составляется для разных участников образовательного процесса (педагогов, учащихся)
  • Оформляется в соответствии с требованиями к библиографическим ссылкам.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!