Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по составлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»
Методические рекомендации по составлению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Составитель - Будаева Н.А.,
методист МОУ ДОД ДЮЦ УКМО
Структура программы
Титульный лист программы
Комплекс основных характеристик программы
Комплекс организационно- педагогических условий
Титульный лист программы
- Первая страница, предваряющая текст программы и служащая источником библиографической информации.
- Включает:
- Наименование образовательной информации;
- Гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа);
- Название программы;
- Адресат программы;
- Срок ее реализации;
- ФИО и должность разработчика(ов);
- Город и год ее разработки.
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты
Пояснительная записка
- Направленность (профиль) программы (техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристко- краеведческая, социально-педагогическая)
- Актуальность программы (соответствие основным направлениям социально-экономического развития страны, современным достижениям в сфере науки, техники, искусства и культуры, соответствие государственному социальному заказу/ запросам родителей и детей, обоснование актуальности должно базироваться на фактах- цитатах нормативных документов, результатах научных исследований, социологических опросов, подтверждающих необходимость и полезность предлагаемой программы)
- Отличительные особенности программы (характерные свойства, отличающие программу от других, остальных, отличительные черты, основные, которые придают программе своеобразие)
- Адресат программы (примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе- возраст, уровень развития, круг интересов, личностные характеристики, потенциальные роли в программе)
- Объем программы (общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы)
- Формы организации образовательного процесса (индивидуальные и групповые и т.д.) и виды занятий (лекции, практические работы, круглые столы, мастер- классы, мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выездные тематические занятия, концерты, выполнение самостоятельной работы, выставки, творческие отчеты, соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ)
- Срок освоения программы (определяется содержанием программы и должен обеспечить достижения планируемых результатов, заявленных в программе, характеризуют продолжительность программы- количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения)
- Режим занятий (периодичность и продолжительность занятий)
Цель и задачи программы
- Цель – это обобщенный планируемый результат, на который направлено обучение по программе, формируется с учетом содержания программы. Должна быть ясна, конкретна, перспективна и реальна.
- Задачи – это конкретные результаты реализации программы. Должны быть технологичны, т.к. конкретизируют процесс достижения результатов обучения, воспитания и развития, заявленных в цели программы:
- научить, привить, развить, сформировать, воспитать
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование раздела, темы
1.
Количество часов
Раздел 1
Всего
1.1.
1.2.
Тема 1.1.
Теория
Формы организации занятий
Тема 1.2.
Практика
И т.д
Формы аттестации (контроля)
2.
Раздел 2
2.1.
Тема 2.1.
2.2.
Тема 2.2.
Итого часов:
Терминология в помощь педагогу
Среди традиционных форм можно отметить:
- Лекции – изложение преподавателем предметной информации;
- Семинары и коллоквиумы – заранее подготовленные сообщения и выступления в группе и их обсуждение;
- Дискуссии – постановка спорных вопросов, отработка умения отстаивать и аргументировать свою точку зрения;
- Конференции – совещания для обсуждения различных тем и выработки решений;
- Экскурсии, научные экспедиции – поездки с ознакомительными и информационными задачами;
- Туристические походы – выработка спортивных и познавательных навыков, а также оздоровление;
- Обучающие игры – моделирование различных жизненных обстоятельств с обучающей целью.
К нетрадиционным формам учебных занятий можно отнести такие:
- Презентация – публичное представление определенной темы или предмета;
- Защита проекта – обоснование и представление проделанной работы;
- Круглый стол – неформальное обсуждение выбранной тематики;
- Мозговая атака – решение нестандартных задач в коллективе;
- Ролевые игры – предложение ребенку стать на место персонажа и действовать от его имени в моделируемой ситуации.
Содержание учебно- тематического плана
- Направлено на достижение целей программы и планируемых результатов ее освоения.
- Реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом
Содержание программы
№
Наименование разделов и тем внутри
1.
Раздел 1
1.1.
Основные узловые моменты
Тема 1.1.
1.2.
Тема 1.2.
2.
2.1.
Реферативное описание темы 1.1.
Раздел 2
Реферативное описание темы 1.1.
Тема 2.1.
2.2.
Тема 2.2.
И т.д.
Реферативное описание темы 2.1.
Реферативное описание темы 2.2.
Планируемые результаты
- Формируются с учетом цели и содержания программы и определяют основные знания, умения и навыки, а также компетенции, личностные , метапредметные и предметные результаты, приобретаемые учащимися в процессе изучения программы.
Терминология в помощь педагогу
Метапредметные результаты – усвоенные учащимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных ситуаций. Могут быть представлены в виде совокупности способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Личностные результаты- готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами: - мотивационно-ценностный (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации); - когнитивный (знания, рефлексия деятельности): - операциональный (умения, навыки); - эмоционально- волевой (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение у достижению, волевые усилия)
Предметные результаты (теоретические знания по программе, практические умения, предусмотренные программой)
Комплекс организационно- педагогических условий
- Условия реализации программы (помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные, методические и иные ресурсы)
- Формы аттестации (зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно- прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые занятия, вернисажи и т.д.) Необходимо указать, как именно эти формы аттестации/контроля) позволяют выявить соответствие результатов образования поставленным целям и задачам.
- Оценочные материалы (пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов)
- Методические материалы (пособия, оборудование, приборы, дидактический материал). Краткое описание общей методики работы в соответствии с направленностью содержания и индивидуальными особенностями учащихся, описание используемых методик и технологий, в том числе информационных)
- Рабочие программы
Список литературы
- Перечень основной и дополнительной литературы (учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов)
- Справочные пособия (словари, справочники);
- Наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы)
- Составляется для разных участников образовательного процесса (педагогов, учащихся)
- Оформляется в соответствии с требованиями к библиографическим ссылкам.