Методические рекомендации
по составлению рабочих программ
в общеобразовательных организациях (учреждениях)
Луганской Народной Республики
Приложение к приказу
Министерства образования и науки
Луганской Народной Республики
от 28 июля 2017 года №505
Рабочая программа
- это документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения какой-либо учебной дисциплины, в соответствии с которым учитель непосредственно осуществляет учебный процесс в конкретном классе по учебному предмету, элективным и факультативным курсам, предметным кружкам.
В общеобразовательных учреждениях реализуются:
- рабочие программы для изучения предмета на базовом уровне
(1-11 классы);
- рабочие программы для изучения предмета на профильном уровне (10-11 класс);
- рабочие программы для углубленного изучения предмета
(2-11 классы).
Рабочая программа
выполняет три основные функции:
- нормативная функция
- информационно-методическая функция
- организационно-планирующая функция
Основные функции рабочей программы
Нормативная функция
- определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме.
Информационно-методическая функция
- позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения материала, а также путях достижения результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция
- предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Функции программы
определяют следующие требования к ней:
- учет основных положений основной образовательной программы образовательного учреждения;
- системность и целостность содержания образования;
- последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса;
- учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана образовательного учреждения;
- конкретность и однозначность представления элементов содержания образования
Основой для составления рабочих программ являются примерные программы
Примерная программа
– это документ, который детально раскрывает обязательные компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету учебного плана.
Примерные программы служат инструментом для реализации компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях.
Разработка примерных учебных программ относится
к компетенции органов государственной власти.
Примерные программы не могут использоваться в качестве рабочих, поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам.
Примерные программы являются
документом-ориентиром при подготовке
рабочих программ по предметам,
входящим в учебный план.
Авторская программа
– это документ, созданный на основе государственных требований и примерной программы, имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).
Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания.
К таким программам учитель составляет только календарно-тематическое планирование, отражающее особенности образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, классе.
При необходимости разработки авторских программ необходимо соблюдать алгоритм, утвержденный Порядком проведения экспертизы учебной литературы
(приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 18.01.17г. № 14 «Об утверждении порядка проведения экспертизы учебной литературы»).
Структура рабочей программы
- является формой представления учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала.
Структура рабочей программы включает
в себя следующие элементы:
- пояснительная записка, содержащая планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
- основное содержание предмета, курса;
- календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Титульный лист рабочей программы
должен содержать:
- наименование образовательной организации (учреждения);
- гриф утверждения программы;
- уровень программы (базовый, профильный уровень, углубленный);
- указание параллели, класса, в котором изучается предмет/курс;
- фамилию, имя, отчество учителя – составителя рабочей программы;
- год составления программы
__________________________________________________________________________
(полное наименование образовательной организации (учреждения)
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ____________________
________________________Ф.И.О.
(подпись)
_________________________(дата)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по __________________________________________
(предмет, курс, модуль)
_____________________________________________
(уровень программы)
_____________________________________________
(параллель (класс))
Составитель (и) рабочей программы:
________________________________
(Ф.И.О. учителя (ей))
__________________________
(год составления программы)
Пояснительная записка
Пояснительная записка включает:
- перечень документов, на основе которых составлялась рабочая программа;
- роль учебного предмета в достижении результатов освоения основной образовательной программы образовательной организации (учреждения);
- цели и задачи изучения учебного предмета (должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми);
- планируемые результаты освоения предмета в конкретном классе.
Нормативно-правовая база
1. Закон Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-ІІ «Об образовании».
2. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 28 июля 2017 года №505 «Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов и Единых требований к организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики в 2017-2018 учебном году».
3. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 17.07. 2017 года №463 «Об организованном начале 2017-2018 учебного года в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики».
4. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 21.07.2017 №481 «Об утверждении авторских программ для образовательных организаций (учреждений) общего среднего и дополнительного образования Луганской Народной Республики».
5. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 18.01.17г. № 14 «Об утверждении порядка проведения экспертизы учебной литературы».
6. Приказ Министерства образования и науки
Луганской Народной Республики от 09.06.2017 года № 353
«Об утверждении методических рекомендаций по формированию
учебных планов в общеобразовательных организациях
(учреждениях) Луганской Народной Республики
на 2017-2018 учебный год»
Рабочая программа разработана в соответствии с:
1. приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 06.03.2017 №86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
2. приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики №483 от 11.04.2016 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным предметам базового, углубленного и профильного уровней преподавания»
и на основе:
(далее перечисляются учебные программы)
ТЕХНОЛОГИЯ
1 . Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по учебному предмету «Технология» ( V - VIII классы, базовый уровень), утвержденной Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ № 483 от 27.12.2016).
2. Программа элективного курса «Черчение» ( IX класс ). Составитель А.Г. Бут
3. Программа элективного курса «В мире профессий» ( IX класс ). Составитель А.Г. Бут
4. Учебный план ГБОУ ЛНР «_____________»
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Примерная программа для
образовательных организаций
(учреждений) Луганской Народной
Республики по учебному предмету
«Основы безопасности жизнедеятельности» ( V - IX классы, базовый уровень), утвержденной Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ № 483 от 27.12.2016).
2. Комплексная учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» для 5–11 классов. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. – М.: «Просвещение», 2010.
3. Учебный план ГБОУ ЛНР «_____________»
НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ
ПОДГОТОВКА
образовательных организаций
(учреждений) Луганской Народной
Республики по учебному
предмету « Начальная военная подготовка» ( X -X I классы, базовый уровень) утвержденной Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ № 483 от 27.12.2016).
2. Комплексная учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» для 5–11 классов. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. – М.: «Просвещение», 2010.
3. Учебный план ГБОУ ЛНР «_____________»
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
1 . Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по физической культуре ( I - IV классы, базовый уровень), утвержденной Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ № 483 от 27.12.2016).
2. Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по физической культуре ( V - IX классы, базовый уровень), утвержденной Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ № 483 от 27.12.2016).
3. Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по физической культуре ( X - XI классы, базовый уровень), утвержденной Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ № 483 от 27.12.2016).
4. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов. В.И. Лях, А.А. Зданевич. – Издательство:
Москва, «Просвещение», 2008.
5. Учебный план ГБОУ ЛНР «__________________»
Роль учебного предмета в достижении результатов освоения основной образовательной программы образовательной организации (учреждения)
Согласно учебному плану ГБОУ ЛНР «____________» на изучение предмета _________________ отводится ___ часов ( ___ часов в неделю).
Планируемые результаты освоения предмета конкретном классе
Примерные программы дают характеристику планируемых предметных результатов на момент окончания определенной ступени образования без детализации по годам обучения. Достижение результатов, естественное для выпускника 9 класса,
едва ли можно требовать у ученика, закончившего 5 класс.
Об этом обстоятельстве необходимо помнить при
определении планируемых предметных результатов
освоения конкретного учебного предмета.
Основное содержание программы .
В этой части рабочей программы приводится основное (краткое) содержание изучаемого учебного материала в виде перечисления основных разделов, тем курса в рамках каждой темы. По каждому разделу (общей теме) указывается количество учебных часов, выделяемых на ее освоение.
Основное содержание программы
Предмет, курс, модуль ________________
Учебно-тематический план
№
Содержание программного материала
(разделы, темы программы)
Количество часов
5
класс
всего
6
класс
7
класс
8
класс
9
класс
Составитель рабочей программы
может самостоятельно:
- расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки, раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в примерной программе;
- конкретизировать и детализировать темы;
- устанавливать последовательность изучения учебного материала;
- распределять учебный материал по годам обучения; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов образовательной организации (учреждения);
- конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися;
- выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.
Изменения, произведенные в содержании рабочей программы по сравнению с примерной или авторской программой по предмету, должны быть обоснованными, логически вытекать из заявленных
в пояснительной записке планируемых предметных результатов.
Календарно-тематическое планирование
- является одним из самых важных компонентов рабочей программы, т.к. позволяет распределить весь учебный материал в соответствии
с учебным планом и годовым графиком работы образовательной организации (учреждения).
Календарно-тематическое планирование разрабатывается
на учебный год, что позволяет спланировать, обеспечить
и проконтролировать прохождение обучающимися рабочей программы в полном объеме.
Календарно-тематический план должен содержать:
- информацию о разделах и темах программы, с указанием объема отводимых на их реализацию учебных часов;
- темы уроков в рамках прохождения тем и разделов программы, темы практикумов и лабораторных уроков;
- темы уроков контроля результатов усвоения обучающимися программного материала.
Поурочное распределение учебного материала
осуществляется последовательно.
Примерные сроки прохождения учебных тем
указываются по календарю текущего года.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
№ урока
в теме
Тема 1: __________________________________ - ____ часов
Тема урока
1.
Дата проведения
по плану
1
2.
Примечание
по факту
2
3.
3
4.
4
Тема 2: __________________________________ - ____ часов
5.
6.
Рабочая программа подлежит экспертизе.
1. Рассмотрение на заседании методического объединения учителей на предмет ее соответствия государственным и программным требованиям, а также миссии, целям, задачам, зафиксированным в основной образовательной программе образовательной организации (учреждения). Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания, а на последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования: РАССМОТРЕНО. Протокол заседания методического объединения учителей от 00.00.0000 №00.
2. Рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе на предмет соответствия программы учебному плану образовательной организации (учреждения), наличие программного обеспечения, учебной литературы, которые допущены к использованию в образовательном процессе. На последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР (подпись) Расшифровка подписи. Дата.
3. После согласования рабочую программу утверждает директор общеобразовательного учреждения, ставит гриф утверждения на титульном листе (вверху справа): УТВЕРЖДАЮ Директор (подпись)
Расшифровка подписи. Дата.