СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по составлению рабочих программ

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рекомендациях даётся алгоритм и содержание рабочей программы педагога (для учителей предметов физкультура, НВП, ОБЖ, Технология учебных учреждений ЛНР)

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по составлению рабочих программ»

Методические рекомендации по составлению рабочих программ в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики  Приложение к приказу Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 28 июля 2017 года №505

Методические рекомендации

по составлению рабочих программ

в общеобразовательных организациях (учреждениях)

Луганской Народной Республики

Приложение к приказу

Министерства образования и науки

Луганской Народной Республики

от 28 июля 2017 года №505

Рабочая программа - это документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения какой-либо учебной дисциплины, в соответствии с которым учитель непосредственно осуществляет учебный процесс в конкретном классе по учебному предмету, элективным и факультативным курсам, предметным кружкам.  В общеобразовательных учреждениях реализуются:   рабочие программы для изучения предмета на базовом уровне (1-11 классы); - рабочие программы для изучения предмета на профильном уровне (10-11 класс); рабочие программы для углубленного изучения предмета (2-11 классы). Рабочая программа  выполняет три основные функции:  нормативная функция  информационно-методическая функция  организационно-планирующая функция

Рабочая программа

- это документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения какой-либо учебной дисциплины, в соответствии с которым учитель непосредственно осуществляет учебный процесс в конкретном классе по учебному предмету, элективным и факультативным курсам, предметным кружкам.

В общеобразовательных учреждениях реализуются:

  • рабочие программы для изучения предмета на базовом уровне

(1-11 классы);

- рабочие программы для изучения предмета на профильном уровне (10-11 класс);

  • рабочие программы для углубленного изучения предмета

(2-11 классы).

Рабочая программа

выполняет три основные функции:

  • нормативная функция
  • информационно-методическая функция
  • организационно-планирующая функция
Основные функции рабочей программы  Нормативная функция - определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме. Информационно-методическая функция - позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения материала, а также путях достижения результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета.  Организационно-планирующая функция  - предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Основные функции рабочей программы

Нормативная функция

- определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме.

Информационно-методическая функция

- позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения материала, а также путях достижения результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция

- предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Функции программы определяют следующие требования к ней:  нормативность документа;   учет основных положений основной образовательной программы образовательного учреждения;   системность и целостность содержания образования;   последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса;   учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана образовательного учреждения;   конкретность и однозначность представления элементов содержания образования

Функции программы

определяют следующие требования к ней:

  • нормативность документа;
  •   учет основных положений основной образовательной программы образовательного учреждения;
  •   системность и целостность содержания образования;
  •   последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса;
  •   учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана образовательного учреждения;
  •   конкретность и однозначность представления элементов содержания образования
Основой для составления рабочих программ являются примерные программы Примерная программа  – это документ, который детально раскрывает обязательные компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету учебного плана.  Примерные программы служат инструментом для реализации компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях.  Разработка примерных учебных программ относится к компетенции органов государственной власти. Примерные программы не могут использоваться в качестве рабочих, поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам.  Примерные программы являются документом-ориентиром при подготовке рабочих программ по предметам, входящим в учебный план.

Основой для составления рабочих программ являются примерные программы

Примерная программа

– это документ, который детально раскрывает обязательные компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету учебного плана.

Примерные программы служат инструментом для реализации компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях.

Разработка примерных учебных программ относится

к компетенции органов государственной власти.

Примерные программы не могут использоваться в качестве рабочих, поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам.

Примерные программы являются

документом-ориентиром при подготовке

рабочих программ по предметам,

входящим в учебный план.

Авторская программа – это документ, созданный на основе государственных требований и примерной программы, имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. К таким программам учитель составляет только календарно-тематическое планирование, отражающее особенности образовательного процесса в конкретном образовательном  учреждении, классе. При необходимости разработки авторских программ необходимо соблюдать алгоритм, утвержденный Порядком проведения экспертизы учебной литературы (приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 18.01.17г. № 14 «Об утверждении порядка проведения экспертизы учебной литературы»).

Авторская программа

– это документ, созданный на основе государственных требований и примерной программы, имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).

Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания.

К таким программам учитель составляет только календарно-тематическое планирование, отражающее особенности образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, классе.

При необходимости разработки авторских программ необходимо соблюдать алгоритм, утвержденный Порядком проведения экспертизы учебной литературы

(приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 18.01.17г. № 14 «Об утверждении порядка проведения экспертизы учебной литературы»).

Структура рабочей программы   является формой представления учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала.   Структура рабочей программы  включает в себя следующие элементы:  титульный лист; пояснительная записка, содержащая планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; основное содержание предмета, курса; календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Структура рабочей программы

  • является формой представления учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала.

Структура рабочей программы включает

в себя следующие элементы:

  • титульный лист;
  • пояснительная записка, содержащая планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
  • основное содержание предмета, курса;
  • календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Титульный лист рабочей программы должен содержать: наименование образовательной организации (учреждения); гриф утверждения программы; название предмета/курса; уровень программы (базовый, профильный уровень, углубленный); указание параллели, класса, в котором изучается предмет/курс; фамилию, имя, отчество учителя – составителя рабочей программы; год составления программы

Титульный лист рабочей программы

должен содержать:

  • наименование образовательной организации (учреждения);
  • гриф утверждения программы;
  • название предмета/курса;
  • уровень программы (базовый, профильный уровень, углубленный);
  • указание параллели, класса, в котором изучается предмет/курс;
  • фамилию, имя, отчество учителя – составителя рабочей программы;
  • год составления программы
__________________________________________________________________________ (полное наименование образовательной организации (учреждения)   УТВЕРЖДАЮ: Директор ____________________ ________________________Ф.И.О.  (подпись) _________________________(дата)  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по __________________________________________ (предмет, курс, модуль) _____________________________________________ (уровень программы) _____________________________________________ (параллель (класс))  Составитель (и) рабочей программы: ________________________________  (Ф.И.О. учителя (ей))  __________________________ (год составления программы)

__________________________________________________________________________

(полное наименование образовательной организации (учреждения)

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ____________________

________________________Ф.И.О.

(подпись)

_________________________(дата)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по __________________________________________

(предмет, курс, модуль)

_____________________________________________

(уровень программы)

_____________________________________________

(параллель (класс))

Составитель (и) рабочей программы:

________________________________

(Ф.И.О. учителя (ей))

__________________________

(год составления программы)

Пояснительная записка  Пояснительная записка включает:   перечень документов, на основе которых составлялась рабочая программа;  роль учебного предмета в достижении результатов освоения основной образовательной программы образовательной организации (учреждения);  цели и задачи изучения учебного предмета (должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми);  планируемые результаты освоения предмета в конкретном классе.

Пояснительная записка

Пояснительная записка включает:

  • перечень документов, на основе которых составлялась рабочая программа;
  • роль учебного предмета в достижении результатов освоения основной образовательной программы образовательной организации (учреждения);
  • цели и задачи изучения учебного предмета (должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми);
  • планируемые результаты освоения предмета в конкретном классе.

Нормативно-правовая база

1. Закон Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-ІІ «Об образовании».

2. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 28 июля 2017 года №505 «Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов и Единых требований к организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики в 2017-2018 учебном году».

3. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 17.07. 2017 года №463 «Об организованном начале 2017-2018 учебного года в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики».

4. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 21.07.2017 №481 «Об утверждении авторских программ для образовательных организаций (учреждений) общего среднего и дополнительного образования Луганской Народной Республики».

5. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 18.01.17г. № 14 «Об утверждении порядка проведения экспертизы учебной литературы».

6. Приказ Министерства образования и науки

Луганской Народной Республики от 09.06.2017 года № 353

«Об утверждении методических рекомендаций по формированию

учебных планов в общеобразовательных организациях

(учреждениях) Луганской Народной Республики

на 2017-2018 учебный год»

Рабочая программа разработана в соответствии с:  1. приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 06.03.2017 №86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики». 2. приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики №483 от 11.04.2016 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным предметам базового, углубленного и профильного уровней преподавания» и на основе: (далее перечисляются учебные  программы)

Рабочая программа разработана в соответствии с:

1. приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 06.03.2017 №86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».

2. приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики №483 от 11.04.2016 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным предметам базового, углубленного и профильного уровней преподавания»

и на основе:

(далее перечисляются учебные программы)

ТЕХНОЛОГИЯ  1 . Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по учебному предмету «Технология» ( V - VIII классы, базовый уровень), утвержденной Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ № 483 от 27.12.2016). 2. Программа элективного курса «Черчение» ( IX класс ). Составитель А.Г. Бут 3. Программа элективного курса «В мире профессий» ( IX класс ). Составитель А.Г. Бут 4. Учебный план ГБОУ ЛНР «_____________»

ТЕХНОЛОГИЯ

1 . Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по учебному предмету «Технология» ( V - VIII классы, базовый уровень), утвержденной Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ № 483 от 27.12.2016).

2. Программа элективного курса «Черчение» ( IX класс ). Составитель А.Г. Бут

3. Программа элективного курса «В мире профессий» ( IX класс ). Составитель А.Г. Бут

4. Учебный план ГБОУ ЛНР «_____________»

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ  1. Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» ( V - IX классы, базовый уровень), утвержденной Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ № 483 от 27.12.2016). 2. Комплексная учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» для 5–11 классов. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. – М.: «Просвещение», 2010. 3. Учебный план ГБОУ ЛНР «_____________»

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Примерная программа для

образовательных организаций

(учреждений) Луганской Народной

Республики по учебному предмету

«Основы безопасности жизнедеятельности» ( V - IX классы, базовый уровень), утвержденной Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ № 483 от 27.12.2016).

2. Комплексная учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» для 5–11 классов. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. – М.: «Просвещение», 2010.

3. Учебный план ГБОУ ЛНР «_____________»

 НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по учебному предмету « Начальная военная подготовка» ( X -X I классы, базовый уровень)  утвержденной Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ № 483 от 27.12.2016). 2. Комплексная учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» для 5–11 классов. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. – М.: «Просвещение», 2010. 3. Учебный план ГБОУ ЛНР «_____________»

НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ

ПОДГОТОВКА

  • Примерная программа для

образовательных организаций

(учреждений) Луганской Народной

Республики по учебному

предмету « Начальная военная подготовка» ( X -X I классы, базовый уровень) утвержденной Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ № 483 от 27.12.2016).

2. Комплексная учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» для 5–11 классов. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. – М.: «Просвещение», 2010.

3. Учебный план ГБОУ ЛНР «_____________»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА  1 . Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по физической культуре ( I - IV классы, базовый уровень), утвержденной Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ № 483 от 27.12.2016). 2. Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по физической культуре  ( V - IX  классы, базовый уровень), утвержденной Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ № 483 от 27.12.2016). 3. Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по физической культуре ( X - XI классы, базовый уровень), утвержденной Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ № 483 от 27.12.2016). 4. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов. В.И. Лях, А.А. Зданевич. – Издательство: Москва, «Просвещение», 2008. 5. Учебный план ГБОУ ЛНР «__________________»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

1 . Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по физической культуре ( I - IV классы, базовый уровень), утвержденной Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ № 483 от 27.12.2016).

2. Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по физической культуре  ( V - IX  классы, базовый уровень), утвержденной Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ № 483 от 27.12.2016).

3. Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по физической культуре ( X - XI классы, базовый уровень), утвержденной Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ № 483 от 27.12.2016).

4. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов. В.И. Лях, А.А. Зданевич. – Издательство:

Москва, «Просвещение», 2008.

5. Учебный план ГБОУ ЛНР «__________________»

Роль учебного предмета в достижении результатов освоения основной образовательной программы образовательной организации (учреждения)  Согласно учебному плану ГБОУ ЛНР «____________» на изучение предмета _________________ отводится ___ часов ( ___ часов в неделю). Планируемые результаты освоения предмета конкретном классе  Примерные программы дают характеристику планируемых предметных результатов на момент окончания определенной ступени образования без детализации по годам обучения. Достижение результатов, естественное для выпускника 9 класса, едва ли можно требовать у ученика, закончившего 5 класс. Об этом обстоятельстве необходимо помнить при определении планируемых предметных результатов освоения конкретного учебного предмета.

Роль учебного предмета в достижении результатов освоения основной образовательной программы образовательной организации (учреждения)

Согласно учебному плану ГБОУ ЛНР «____________» на изучение предмета _________________ отводится ___ часов ( ___ часов в неделю).

Планируемые результаты освоения предмета конкретном классе

Примерные программы дают характеристику планируемых предметных результатов на момент окончания определенной ступени образования без детализации по годам обучения. Достижение результатов, естественное для выпускника 9 класса,

едва ли можно требовать у ученика, закончившего 5 класс.

Об этом обстоятельстве необходимо помнить при

определении планируемых предметных результатов

освоения конкретного учебного предмета.

Основное содержание программы . В этой части рабочей программы приводится основное (краткое) содержание изучаемого учебного материала в виде перечисления основных разделов, тем курса в рамках каждой темы. По каждому разделу (общей теме) указывается количество учебных часов, выделяемых на ее освоение. Основное содержание программы Предмет, курс, модуль  ________________  Учебно-тематический план  № Содержание программного материала (разделы, темы программы) Количество часов 5 класс всего 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс

Основное содержание программы .

В этой части рабочей программы приводится основное (краткое) содержание изучаемого учебного материала в виде перечисления основных разделов, тем курса в рамках каждой темы. По каждому разделу (общей теме) указывается количество учебных часов, выделяемых на ее освоение.

Основное содержание программы

Предмет, курс, модуль ________________

Учебно-тематический план

Содержание программного материала

(разделы, темы программы)

Количество часов

5

класс

всего

6

класс

7

класс

8

класс

9

класс

Составитель рабочей программы может самостоятельно:   расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки, раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в примерной программе;  конкретизировать и детализировать темы;  устанавливать последовательность изучения учебного материала;  распределять учебный материал по годам обучения; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов образовательной организации (учреждения);  конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися;  выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и  технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся. Изменения, произведенные в содержании рабочей программы по сравнению с примерной или авторской программой по предмету, должны быть обоснованными, логически вытекать из заявленных в пояснительной записке планируемых предметных результатов.

Составитель рабочей программы

может самостоятельно:

  • расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки, раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в примерной программе;
  • конкретизировать и детализировать темы;
  • устанавливать последовательность изучения учебного материала;
  • распределять учебный материал по годам обучения; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов образовательной организации (учреждения);
  • конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися;
  • выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.

Изменения, произведенные в содержании рабочей программы по сравнению с примерной или авторской программой по предмету, должны быть обоснованными, логически вытекать из заявленных

в пояснительной записке планируемых предметных результатов.

Календарно-тематическое планирование  - является одним из самых важных компонентов рабочей программы, т.к. позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы образовательной организации (учреждения).  Календарно-тематическое планирование разрабатывается на учебный год, что позволяет спланировать, обеспечить и проконтролировать прохождение обучающимися рабочей программы в полном объеме. Календарно-тематический план должен содержать: информацию о разделах и темах программы, с указанием объема отводимых на их реализацию учебных часов; темы уроков в рамках прохождения тем и разделов программы, темы практикумов и лабораторных уроков; темы уроков контроля результатов усвоения обучающимися программного материала. Поурочное распределение учебного материала осуществляется последовательно. Примерные сроки прохождения учебных тем указываются по календарю текущего года.

Календарно-тематическое планирование

- является одним из самых важных компонентов рабочей программы, т.к. позволяет распределить весь учебный материал в соответствии

с учебным планом и годовым графиком работы образовательной организации (учреждения).

Календарно-тематическое планирование разрабатывается

на учебный год, что позволяет спланировать, обеспечить

и проконтролировать прохождение обучающимися рабочей программы в полном объеме.

Календарно-тематический план должен содержать:

  • информацию о разделах и темах программы, с указанием объема отводимых на их реализацию учебных часов;
  • темы уроков в рамках прохождения тем и разделов программы, темы практикумов и лабораторных уроков;
  • темы уроков контроля результатов усвоения обучающимися программного материала.

Поурочное распределение учебного материала

осуществляется последовательно.

Примерные сроки прохождения учебных тем

указываются по календарю текущего года.

Календарно-тематическое планирование № п/п № урока в теме Тема 1: __________________________________ - ____ часов Тема урока 1. Дата проведения по плану 1 2. Примечание по факту 2 3. 3 4. 4 Тема 2: __________________________________ - ____ часов 5. 6.

Календарно-тематическое планирование

п/п

урока

в теме

Тема 1: __________________________________ - ____ часов

Тема урока

1.

Дата проведения

по плану

1

2.

Примечание

по факту

2

3.

3

4.

4

Тема 2: __________________________________ - ____ часов

5.

6.

Рабочая программа подлежит экспертизе.

1. Рассмотрение на заседании методического объединения учителей на предмет ее соответствия государственным и программным требованиям, а также миссии, целям, задачам, зафиксированным в основной образовательной программе образовательной организации (учреждения). Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания, а на последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования: РАССМОТРЕНО. Протокол заседания методического объединения учителей от 00.00.0000 №00.

2. Рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе на предмет соответствия программы учебному плану образовательной организации (учреждения), наличие программного обеспечения, учебной литературы, которые допущены к использованию в образовательном процессе. На последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР (подпись) Расшифровка подписи. Дата.

3. После согласования рабочую программу утверждает директор общеобразовательного учреждения, ставит гриф утверждения на титульном листе (вверху справа): УТВЕРЖДАЮ Директор (подпись)

Расшифровка подписи. Дата.