МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГБПОУ «КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННЫХ ИСКУССТВ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ»
Цыбикова С. Н.
Методические рекомендации
по организации практических работ для студентов
по учебной дисциплине: «Экология»
с. Иволгинск
2017 г.
Данная методическая рекомендация рассмотрена на методическом объединении преподавателей общеобразовательных дисциплин и сельскохозяйственного профиля и утверждена на научно-методическом совете колледжа.
В сборнике представлены рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Химия» студентов по профессии 35.01.23 Повар, кондитер, 35.01.23 Хозяйка (ин) усадьбы, 35.01.23.Механизация сельского хозяйства
Содержание
Пояснительная записка…………………………………...............................................3
Практическая работа № 1 «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности»…………………………………………………. 3
Практическая работа № 2 «Описание жилища человека как искусственной экосистемы»……….. …..................................................................................................4
Практическая работа № 3 «Решение экологических задач на устойчивость и развитие»………...............................................................................................................5
Практическая работа № 4 «Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы »……………………………………………………………..7
Список литературы………………..……………………………………………………9
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обучающийся допускается к выполнению практической работы при наличии тетрадей для практических работ, включающих общие правила по технике безопасности, название и номер практической работы, цель, оборудование, ход работы (инструкцию по выполнению) и практическую часть (таблицу). Обучающийся должен знать правила техники безопасности при работе в кабинете экологии. Перед началом выполнения практической работы обучающийся должен изучить правила по технике безопасности при работе с оборудованием по данной практической работе и в журнале инструктажа по технике безопасности в определённой графе должен поставить свою подпись. Обучающийся подробно изучает инструкцию по выполнению практической работы, затем приступает к её выполнению.
В конце занятия преподаватель оценивает практическую работу определённой суммой баллов (по пятибалльной системе) и ставит итоговую оценку, учитывая при этом следующие характеристики:
Эти данные фиксируются на последнем листе тетради для практических работ по дисциплине «Экология» в итоговой ведомости.
№ ПЗ | Проведение практической работы | Соблюдение правил по ТБ | Оформление работы | Итоговая оценка | Подпись |
| | | | | |
Практическое занятие № 1
«Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности»
Цель: Определить роль и место человека по отношению к экосистемам в биосфере.
Информация: Под нишей в экологии понимают место вида в пространстве. Под статусом понимают отношение к факторам среды. В природном ландшафте, где ещё не отмечено влияние современной культуры, преобладают крупные деления - лесные массивы, степи или водные пространства. Освоение человеком территорий вызывает дробление ландшафта на части. Появляются новые факторы, влияющие на облик ландшафта: включение в него, во-первых, элементов, изменяющих поверхность земли, - сельскохозяйственных площадей, водоемов, автомобильных и железных дорог, отвалов пустой породы, заброшенных карьеров и прочих неудобных земель. Во-вторых, элементов, изменяющих объемно-пространственную структуру ландшафта, - населенных пунктов, промышленных сооружений, сети электропередач и прочих сооружений. Эти факторы сильно изменяют природный ландшафт. Часто, неразумное использование природных богатств, приводит к обезображиванию отдельных элементов ландшафта, а порой и к полному разрушению естественного облика целых районов.
Хозяйственная деятельность человека привела к появлению в природной среде планеты не свойственных ей ландшафтов; характеризуемых как антропогенные ландшафты. К ним относятся:
- городские ландшафты и их компоненты, включающие жилые и индустриальные районы. Особенностью таких ландшафтов является изменение и загрязнение в результате техногенной урбанизации компонентов природных ландшафтов и условий формирования поверхностного стока, общее сокращение площадей, занятых растительностью, наличие производственных сфер, оказывающих на окружающую среду вредное воздействие
- сельскохозяйственные ландшафты, отличающиеся от природных однообразием, вследствие возделывания монокультур, когда почвы обеднены элементами питания, естественные природные сообщества угнетены
- ландшафты, образованные в результате деятельности горнодобывающих предприятий, характеризуемые изменением вертикальной планировки местности и создания карьеров, отвалов, терриконов
- ландшафты, сформированные в ходе нефтедобычи, отличающиеся изменением состава почв и грунтовых вод, а также искажением путей миграции сухопутных животных
Большая часть людей живёт в городах, поэтому находящиеся в равновесии с природой города – это цель деятельности человечества. Одной из задач в достижении этой цели является разумная деятельность в плане проектирования и организации культурных ландшафтов.
Задание: Построить схему и описать модель естественного природного ландшафта местности с учетом антропогенных изменений.
Форма отчета к практической работе № 1:
1.Номер практической работы
2.Наименование практической работы
3.Цель
4.Изобразить схему, сделать к ней описание
5.Список использованных источников
Контрольные вопросы:
1.Перечислите, чем отличается действие антропогенных факторов от природных на живые организмы, экосистемы, биосферу. Объясните причину этих отличий.
2.Назовите основные элементы среды, окружающей человека.
Практическое занятие № 2
«Описание жилища человека как искусственной экосистемы»
Цель: Выяснить, является ли квартира экосистемой; что ее отличает от природной экосистемы; что входит в понятие «экологически чистое» жилище.
Информация: Квартира — не только укрытие от неблагоприятных условий окружающего мира, но и мощный фактор, воздействующий на человека и в значительной степени определяющий состояние его здоровья. На качество среды в жилище влияют:
- наружный воздух;
- продукты неполного сгорания газа;
- вещества, возникающие в процессе приготовления пиши;
- вещества, выделяемые мебелью, книгами, одеждой и т. п.;
- продукты табакокурения;
- бытовая химия и средства гигиены;
- комнатные растения;
- соблюдение санитарных норм проживания (количество людей и домашних животных);
- электромагнитное загрязнение и др.
Концентрация загрязняющих веществ в квартирах в 2-5 раз выше, чем на улице города. Квартира как экосистема является гетеротрофной системой, похожей на город, но миниатюрный. Она существует за счет поступления энергии и ресурсов, так как главные ее обитатели – люди и животные, гетеротрофы. Автотрофы в квартире – это комнатные растения (цветы в горшках, петрушка в ящиках на подоконнике или на лоджии, водные растения и микроорганизмы в аквариумах и т.п.). Растения в квартире улучшают эстетическую и гигиеническую картину: улучшают настроение, увлажняют атмосферу и выделяют в нее полезные вещества – фитонциды, убивающие микробов. Живут в домах и лекарственные растения – алоэ, каланхоэ, лук и подобные им. Лучший очиститель воздуха в квартире – хлорофитум, а борец с микробами – герань.
Задания:
1. Дайте экологическую характеристику своего места жительства (название населенного пункта, местонахождение, характеристика почвы, наличие вблизи автомобильных дорог, предприятий, зеленой зоны, характеристика двора, тип здания, наличие водоемов, характер водоснабжения.
2.Схематично изобразить квартиру и внести в нее следующие параметры:
а.) виды энергии, поступающие в квартиру извне;
б.) какие продуценты, консументы и редуценты участвуют в образовании экосистемы квартиры, привести примеры и указать роль представителей каждой группы, какие связи между ними существуют;
в.) определить виды отходов в своей квартире.
3. Составить схему «Источники загрязнения среды в жилище», указать на ней загрязняющие вещества, установить, как эти вещества воздействуют на человека, как снизить их влияние в квартире.
Форма отчета для практической работы № 2
1.Номер практической работы
2.Наименование практической работы
3.Цель
4.Характеристика своего места жительства, изобразить схему квартиры, схему источников загрязнения среды в жилище
5.Список использованных источников
Контрольные вопросы:
1.Что такое «канцерогены», и какие канцерогены могут быть в квартире?
2. Какие факторы влияют на здоровье человека и как снизить их негативное воздействие?
3.Какое влияние на организм человека оказываю гепатогенные зоны?
Практическое занятие № 3
« Решение экологических задач на устойчивость и развитие»
Цель работы: Закрепить знания о том, что энергия, заключенная в пище, передается от первоначального источника через ряд организмов, что такой ряд организмов называется цепью питания сообщества, а каждое звено данной цепи – трофическим уровнем.
Ход работы:
Задача 1. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, что бы в море вырос один дельфин массой 300 кг, если цепь питания имеет вид: планктон, нехищные рыбы, хищные рыбы, дельфин.
Решение: Дельфин, питаясь хищными рыбами, накопил в своем теле только 10% от общей массы пищи, зная, что он весит 300 кг, составим пропорцию.
300кг – 10%,
Х – 100%.
Найдем чему равен Х. Х=3000 кг. (хищные рыбы) Этот вес составляет только 10% от массы нехищных рыб, которой они питались. Снова составим пропорцию
3000кг – 10%
Х – 100%
Х=30 000 кг(масса нехищных рыб)
Сколько же им пришлось съесть планктона, для того чтобы иметь такой вес? Составим пропорцию
30 000кг.- 10%
Х =100%
Х = 300 000кг
Ответ: Для того что бы вырос дельфин массой 300 кг. необходимо 300 000кг планктона
Задачи для самостоятельного решения
1. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 3.5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков - мышь - полевка - хорек - филин.
2.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки - кузнечики- лягушки- змеи- орел.
3.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки - кузнечики- насекомоядные птицы- орел.
4. Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам: бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк, лиственница, рысь? Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев.
Форма отчета к практической работе № 3
1.Номер практической работы
2.Наименование практической работы
3.Цель
4.Решить задачи.
Практическое занятие № 4
« Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы»
Цель работы: Закрепление знаний о строении, свойствах и устойчивости природных и антропогенных экосистем.
Оборудование: фотографии и видеоматериалы ( продолжительность 2-3 мин.) природных и искусственных экосистем.
Информация: Биогеоценоз (синоним – экосистема) - однородный участок земли, в котором :
1.все его живые организмы (биоценоз) и
2. косное вещество (абиотические факторы)
объединены обменом веществ и энергии в единый устойчивый природный комплекс.
Примеры биогеоценоза: пруд, дубрава, луг, моховая кочка, трухлявый пень и др.
В биогеоценозе (экосистеме) три функциональные группы организмов по типу питания:
1. Продуценты
– Производители - зеленые растения, производящие живое вещество из неживого. Они аккумулируют солнечную энергию в процессе фотосинтеза и создают органические вещества, побочно выделяя кислород.
Тип питания – автотрофный.
2. Консументы
– Потребители - организмы, использующие органические вещества продуцентов. К ним относятся животные:
- Травоядные животные – Потребители 1-го порядка едят растительную пищу
- Плотоядные хищники - Потребители 2-го порядка – животную пищу.
Тип питания - гетеротрофный.
3.Редуценты
– грибы и бактерии, черви превращающие органическое вещество в минеральное, разлагая остатки мертвых растений, животных микроорганизмов. Гумус (перегной) вновь используются продуцентами.
Тип питания - гетеротрофный.
Но есть деление по типу возникновения. Искусственная экосистема, созданная человеком – агроэкосистема.
Задание: Сравните данные экосистемы и заполните таблицу.
Сравниваемая категория | Естественная экосистема (биогеоценоз) | Искусственная экосистема (агроценоз) |
1.Направление действия отбора | | |
2.Круговорот основных питательных элементов | | |
3.Видовое разнообразие и устойчивость | | |
4.Способность к саморегуляции, самоподдержанию и сменяемости | | |
5.Продуктивность (количество биомассы, создаваемой на единицу площади) | | |
Форма отчета к практической работе № 4
1.Номер практической работы
2.Наименование практической работы
3.Цель
4.Заполнить таблицу
5.Список использованных источников
Контрольные вопросы
1. Перечислите черты сходства агроценоза и природного биогеоценоза.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Гальперин М.В. Общая экология: Учебник. Гриф МО РФ. Инфра-М, Форум, 2015.
2.Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология (базовый уровень). 10— 11 классы. — М., 2014.
www.ecoculture.ru (Сайт экологического просвещения).
www.ecocommunity.ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России).