СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Экология"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка предназначена для студентов, обучающихся по специальности Дошкольное образование.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Экология"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Уважаемый студент!

Данные методические рекомендации по дисциплине «Экология» для студентов специальности гуманитарного профиля 44.02.01 Дошкольное образование помогут Вам организовать свою работу на практических занятиях.

Практические задания выполняются в тетрадях для практических занятий по учебной дисциплине. Все записи в процессе выполнения ведутся аккуратно.

Приступая к выполнению практического задания, Вам необходимо внимательно прочитать цель задания, ознакомиться с краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практического занятия.

Наличие положительной оценки по практическим занятиям необходимо для получения дифференцированного зачета по учебной дисциплине «Экология», который проводится по окончании изучения дисциплины.

Пропуски практических занятий без уважительной причины не допускаются. При отсутствии на практическом занятии практические задания выполняются в сроки, дополнительно согласованные с преподавателем.

Если в процессе подготовки к практическим занятиям или при их выполнении у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, обращайтесь к преподавателю для получения консультации.


Желаем Вам успехов!


Содержание

Стр.

Пояснительная записка

3

Практическое занятие № 1. Прикладная экология

5

Практическое занятие № 2. Сельская среда. Описание жилища человека как искусственной экосистемы

8

Практическое занятие № 3. Экологические проблемы в рамках концепции «Устойчивость и развитие»

10

Список рекомендованных источников

12

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

ТЕМА: ПРИКЛАДНАЯ ЭКОЛОГИЯ


Цель: обобщение и систематизация полученных теоретических знаний по темам «Общая экология. Среда как экологическое понятие»; «Структура и типы экосистем».


Студент должен:

знать:

- экологические факторы среды, закономерности их влияния на живые организмы;

уметь:

- определять пределы выносливости вида, строить графики;

иметь сформированные компетенции:

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.


Обеспеченность занятия

Оборудование и инструменты: простой карандаш, линейка, ластик.

Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению практических заданий.



Краткие теоретические материалы по теме практического занятия

Экологические факторы – отдельные элементы или условия среды, на которые организмы реагируют приспособительными реакциями.

Различают абиотические, биотические и антропогенные факторы.

Экологические факторы чрезвычайно разнообразны, и каждый вид, испытывая их влияние, отвечает на него по-разному. Тем не менее, есть некоторые общие законы, которым подчиняются ответные реакции организмов на любой фактор среды.

Главный из них − закон оптимума, который выражается в том, что любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на живые организмы. На графике он выражается симметричной кривой, показывающей, как изменяется жизнедеятельность вида при постепенном увеличении меры фактора.

Для понимания связи видов со средой не менее важен закон лимитирующего фактора. Он гласит, что наиболее значим тот фактор, который больше всего отклоняется от оптимальных для организма значений. Именно от него и зависит в данный конкретный период выживание особей.


Содержание отчёта по выполнению практического задания

1. Напишите название, тему, цель практического занятия.

2. Определите, какой фактор будет ограничивающим в точке с координатами:

а) влажность – 20 %, температура – 25 °С;

б) влажность – 80 %, температура – 20 °С;

в) влажность – 80 %, температура – 40 °С.

3. Назовите диапазон оптимальной для вида температуры и влажности.

4. Назовите пределы выносливости вида по температуре и по влажности.

5. Используя рисунок, подумайте и запишите, в каком из районов опасность размножения яблоневой плодожорки выше: в районе со средними летними температурами от 20 до 25 °С и относительной влажностью 70 – 90 % или в районе со средними летними температурами от 30 до 35 °С и влажностью 30 − 40 %.


График зависимости смертности куколок яблоневой

плодожорки от влажности и температуры


6. Используя график, постройте два графика зависимости смертности куколок яблоневой плодожорки от действия температуры при относительной влажности 80 и 30 %. Объясните, почему эти графики отличаются друг от друга.


7. Объясните, почему все графики зависимости численности (или смертности) от фактора среды будут иметь вид колоколообразной кривой.


Вопросы для закрепления теоретического материала практического занятия


1. Перечислите экологические факторы среды и их взаимодействие.

2. Дайте определение следующим понятиям: комменсализм, аменсализм, конкуренция, симбиоз, паразитизм, нейтрализм.

3. Дайте определение понятиям: зона оптимума, зоны пессимума, предел выносливости вида (зона экологической валентности, зона толерантности).

4. Сформулируйте закон лимитирующих факторов (правило минимумов Либиха), назовите лимитирующие факторы среды.

5. Чем отличаются биотические факторы от абиотических: по вызывающим их причинам, силе воздействия или избирательности действия на организм?

6. Чем отличается закон толерантности от закона минимума? В чём общность этих законов?

7. Почему леса называют «лёгкими планеты» и «природной аптекой»?

Практическое занятие № 2

ТЕМА: СЕЛЬСКАЯ СРЕДА. ОПИСАНИЕ ЖИЛИЩА ЧЕЛОВЕКА КАК ИСКУССТВЕННОЙ ЭКОСИСТЕМЫ


Цель: исследовать жильё человека на соответствие экологическим нормам.


Студент должен:

уметь: составлять характеристику сельской местности, исследовать жилье на соответствие экологическим нормам;

знать: положительные и отрицательные стороны сельской жизни, экологические нормы жилища человека;

иметь сформированные компетенции: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.


Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению практических заданий.


Краткие теоретические материалы по теме практического занятия

Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности

Село представляет собой небольшой населенный пункт, жители которого в преимущественном большинстве заняты в сельскохозяйственном производстве.

Самым большим преимуществом жизни в селе является экологическая безопасность. Отсутствие промышленных центров и соседство с природой благоприятно влияет на окружающую среду.

Главным недостатком является то, что в некоторых селах недостаточно развиты коммуникации: нет газопроводов, канализации, водопроводов, что существенно усложняет быт жителей села. Хороший уровень жизни селян напрямую связан с уровнем развития сельского хозяйства.

Упадок сельскохозяйственного производства порождает безработицу, что в свою очередь ведет к таким проблемам как пьянство и повышение уровня преступности.

Сельское хозяйство и его экологические проблемы

Сельское хозяйство, как никакая другая отрасль, оказывает непосредственное воздействие на экологическую среду. Во многом это обусловлено тем, что достаточно внушительные территории уходят под занятие данным видом деятельности. Вследствие этого проходят изменения в ландшафте планеты. Именно поэтом находящиеся рядом территории со временем теряют свои отличительные природные характеристики.

Сельскохозяйственные территории достаточно неустойчивы, это приводит к экологическим катастрофам мирового и локального масштаба. 

Пункты, соответствующие Вашему жилью.

1. Обои: бумажные (4 б.) побелка (5б.) виниловые (2б.) моющиеся (2б.)

2. Пол: деревянный (5) ламинат (4) линолеум (2) теплый пол (1)

3. Ковры, шторы: нет (5) немного (3) много (2)

4. Окна: деревянные (5) пластиковые (3)

5. Вентиляция: кухня (5) ванная (5) туалет (5) форточки (5)

6. Проветривание: часто (5) редко (3) никогда (2)

7. Потолок: побелка (5) обои (4) натяжной (3) плитка (2)

8. Цветы: много (5) среднее кол-во (3) нет (2)

9. Влажная уборка: 1р. в неделю (3) 2р.в неделю (4) 3р.в неделю (5)

10. Естественное освещение: отличное (5) хорошее (4) плохое (2)

Большие открытые Открытые окна окна закрыты

окна, солнечная сторона не солнечная шторами всегда

11. Мебель: натуральное дерево (5) из ДСП и ДВП (3) мебели мало (4)

12. Вода: колодец, скважина (5) водопровод без фильтра (2) водопровод с фильтром (4)

13. Домашние животные: много (2) один (3) нет (5).


Содержание отчёта по выполнению практического задания

1. Напишите название, тему, цель практического занятия.

2. Прочитайте краткий теоретический материал по теме практического задания, напишите положительные и отрицательные стороны сельской жизни.

3. Опишите собственное жильё, выбрав и оценив пункты, соответствующие Вашему жилью, проанализируйте свои результаты.

Если среди оценок преобладает «5», то экологическое состояние жилья соответствует нормам.

Если преобладают «4» и «3», то жильё не совсем соответствует нормам и необходимо принять посильные меры: чаще делать влажную уборку, проветривать, пылесосить, завести цветы.

Если большинство оценок «2», то жильё не соответствует нормам и необходимо принять меры по кардинальному изменению условий жилья.

4. Сделайте и запишите вывод.


Вопросы для закрепления теоретического материала практического занятия


  1. Что является самым большим преимуществом сельской жизни?

  2. Каким образом на экологию влияет земледелие?

  3. Какие нарушения, вызванные сельскохозяйственной деятельностью Вы знаете?

  4. Какое влияние на жилище человека оказывают комнатные растения? Ответ обоснуйте.

  5. Какие меры необходимо принять для того чтобы жилье соответствовало нормам?


Практическое занятие № 3

ТЕМА: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ «УСТОЙЧИВОСТЬ И РАЗВИТИЕ»


Цель: углубление и систематизация знаний о концепции «Устойчивость и развитие».


Студент должен:

знать:

- суть, историю проблемы экологии и устойчивого развития; тенденции экологических проблем; последствия загрязнения окружающей среды;

уметь:

- осуществлять систематизацию полученных теоретических знаний;

иметь сформированные компетенции:

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.


Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению практических заданий.


Краткие теоретические материалы по теме практического занятия

Во второй половине XX в. хозяйственное воздействие на природу достигло размеров, при которых она стала утрачивать способность к самовосстановлению.

Проблема экологии и устойчивого развития - это проблема прекращения вредного воздействия деятельности человека на окружающую среду.

Еще в середине прошлого века экология была внутренним делом каждой страны, потому что загрязнение в результате промышленной деятельности проявлялось лишь в районах с повышенной концентрацией экологически вредных производств. В 1980-е гг. экологическая проблема стала региональной: вредные выбросы достигают близлежащих стран, приходят вместе с ветром и облаками от соседей (кислотные дожди, порожденные выбросами в атмосферу отходов промышленных производств Великобритании и ФРГ, выпадали в Швеции и Норвегии, а в Великих озерах на границе США и Канады живые организмы погибали от ядовитых стоков американских предприятий).

В 1990-х гг. экологическая проблема вышла на глобальный уровень, что проявляется в следующих негативных тенденциях:

- ресурсы, которые принято считать возобновляемыми (тропические леса, рыбные ресурсы и др.) в мире просто не успевают самовосстанавливаться;

- происходит разрушение мировой экосистемы, исчезает все больше представителей флоры и фауны, нарушая экологический батане в природе;

- все большие территории планеты становятся зоной экологического бедствия. Так, бурное экономическое развитие Китая, сопровождающееся извлечением гигантских объемов природных ресурсов (например, в 2006 г. было добыто 2,4 млрд т угля) и столь же огромным размером экологически грязного производства (выплавка стали достигла 420 млн т), превратило эту страну в сплошную зону экологического бедствия;

- самой сложной и потенциально наиболее опасной проблемой становится возможное изменение климата, которое выражается в росте средней температуры, что, в свою очередь, ведет к росту частоты и интенсивности экстремальных природно-климатических явлений: засух, наводнений, смерчей, резких оттепелей и заморозков, которые наносят значительный экономический ущерб природе, человеку и экономике стран.

Климатические изменения принято связывать с усилением «парникового эффекта» — роста концентрации парниковых газов в атмосфере, которые попадают туда от сжигания топлива, попутного газа в местах добычи, с одной стороны, и сведения лесов и деградации земель — с другой. Хотя существует и другая точка зрения: потепление климата связано не с увеличением концентрации СО, в атмосфере, а с вековыми ритмами солнечной активности и вытекающими из этого климатическими циклами на Земле.

Основные последствия загрязнения окружающей среды сводятся к следующему:

- наносится вред здоровью человека и сельскохозяйственных животных;

- загрязненные территории становятся малопригодными или вообще непригодными для проживания людей и их хозяйственной деятельности

- загрязнение может привести к нарушению способности биосферы к самоочищению, ее полному разрушению.


Содержание отчёта по выполнению практического задания

1. Напишите название, тему, цель практического занятия.

2. Прочитайте краткий теоретический материал по теме практического задания, опишите поэтапно историю развития экологических проблем.

3. Выпишите негативные тенденции экологических проблем, как Вы понимаете каждую из тенденций? Ответ напишите напротив названия тенденции.

4. Сделайте и запишите вывод.


Вопросы для закрепления теоретического материала практического занятия


  1. Дайте определение проблемы экологии и устойчивого развития.

  2. Опишите экологическую ситуацию в мире в 1980х гг. 20 века.

  3. Перечислите негативные тенденции экологических проблем в 1990-х гг.

  4. Назовите последствия загрязнения окружающей среды. На сколько опасна каждая из них?

  5. Что такое движение «зеленых»?



СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Основные источники:

  1. Гальперин, М.В. Экологические основы природопользования [Текст]: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / М. В. Гальперин. - 2-е изд., испр. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2013. - 256 с. - (Профессиональное образование).

  2. Гальперин, М.В. Экологические основы природопользования [Электронный ресурс]: учебник для ссузов / М.В. Гальперин. – 2-e изд., испр. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 256 с. – (Профессиональное образование). – Режим доступа: http://znanium.com/ Доп. Мин-вом образования и науки РФ.

Дополнительные источники:

  1. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников [Текст]: учеб. пособие / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. – М.: ВАКО, 2005.

  2. Николаева, С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой [Текст]: учеб. пособие / С.Н.Николаева. – М.: Пед. общ. России, 2005.

  3. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе [Текст]: метод. пособие / авт.-сост. С.В. Машкова [и др.]. – 2-е изд., испр. – Волгоград: Учитель, 2012.

Интернет-ресурсы:

  1. Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ecocommunity.ru.

  2. Каталог экологических сайтов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ecologysite.ru.

  3. Сайт экологического просвещения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ecoculture.ru.


Версия: 1.0

Без подписи документ действителен 8 часов после распечатки.

Дата и время распечатки: 28.08.2015, 16:53

Стр. 4из 12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!