СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ студентами по дисциплине: «Основы экономической теории »

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (далее СРС) – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, при этом носящая сугубо индивидуальный характер. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов находится в тесной взаимосвязи и логически дополняет аудиторную групповую и индивидуальную работу студента с преподавателем.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ студентами по дисциплине: «Основы экономической теории »»


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Талицкий лесотехнический колледж им.Н.И.Кузнецова»












Методические рекомендации

по выполнению самостоятельных работ студентами по дисциплине: «Основы экономической теории »

для специальностей

21.02.05 « Земельно-имущественные отношения»;


38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

повышенный уровень.





















г.Талица

Введение

1. Организация и формы самостоятельной работы студентов 1.1 Понятие о самостоятельной работе студентов

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (далее СРС) – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, при этом носящая сугубо индивидуальный характер. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов находится в тесной взаимосвязи и логически дополняет аудиторную групповую и индивидуальную работу студента с преподавателем.

1.2. Цели, задачи, содержание и методическое обеспечение СРС

Миссия самостоятельной работы студентов: ориентирование студентов на развитие собственных познавательных навыков; формирование умения самостоятельно конструировать свои знания и свободно ориентироваться в информационном пространстве, воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля. Формализация миссии СРС осуществляется путем реализации следующих целей:

  1. систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;

  1. углубление и расширение теоретических знаний;

  1. формирование умения работать со справочной и специализированной литературой;

  2. развитие познавательных способностей студентов;

  3. развитие исследовательских умений;

  4. формирование самостоятельного мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  5. формирование профессиональных компетенций.

Содержание СРС – организация процесса усвоения образовательного контента учебных дисциплин и профессиональных модулей с целью формирования профессиональных компетенций во внеаудиторное время по темам/разделам тем, определенным рабочей программой для самостоятельного изучения. Результатом этого процесса должно стать успешное формирование действенной системы фундаментальных и профессиональных знаний, умений и навыков студентов, которые они могли бы свободно и самостоятельно применять в практической деятельности.

Общий объём времени, отведённого на самостоятельную работу студентов по дисциплинам: «Основы экономической теории »

для специальности: СПО «Земельно-имущественные отношения», составляет 20часов;

для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) повышенный уровень составляет 18 часов.


Методическое обеспечение СРС осуществляется путем формирования «Методических рекомендаций к самостоятельной работе студентов». Основная цель представленных методических рекомендаций по организации самостоятельной работы – оказание помощи студентам в оптимизации процесса изучения учебного материала, закрепления и систематизации знаний. Рекомендации, содержащиеся в данном методическом пособии, позволят студентам научиться рационально планировать, организовывать и методологически правильно строить самостоятельную работу по получению основных профессиональных знаний, умений и навыков, отвечающих современным требованиям, и последующему повышению уровня приобретённых в процессе обучения профессиональных компетенций.

Формы организации СРС и перечень самостоятельных работ

Различают три уровня СРС:

Таблица. Формализованные уровни самостоятельной работы студентов

Формат уровня СРС

Шаблон

выполнения

Форма проявления

познавательной

деятельности

Цель СРС

репродуктивный (тренировочный)

работы выполняются по образцу

узнавание,

осмысление

запоминание

закрепление знаний, формирование умений, навыков

реконструктивный

перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование, реферирование

анализ, синтез,
структурирование

формирование основ

самостоятельного планирования и организации учебного труда

поисковый

(проектно-творческий)

анализ проблемной ситуации на основе логики организации научного исследования

самостоятельный выбор средств и методов решения; проектная рефлексия

формирование основ проектного управления деятельностью, выработка гипотетического аналогового мышления


Основные виды занятий в процессе самостоятельной работы студентов: в зависимости от намеченной цели они могут быть следующими:

  1. для овладения знаниями: чтение текста основной и дополнительной литературы; составление плана текста; конспектирование текса; работа со словарями и справочниками; использование аудио- и видеозаписей; использование компьютерной техники и ресурсов сети Интернет;

  2. для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектами лекций; повторная работа над учебным материалом; составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и т. п.); подготовка сообщений к выступлению на семинарском занятии и конференции; подготовка рефератов, докладов; самотестирование.

  3. для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио - и видеотехники.

Конкретные формы внеаудиторной СРС могут быть самыми различными, в зависимости от цели, характера изучаемой дисциплины, объема часов, определенных учебным планом и программой:

Предлагается следующий алгоритм выполнения самостоятельной работы:

Подготовка Рефератов, сообщений, докладов по изученным темам.

1.Реферат — доклад по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников.

Тематика рефератов разрабатывается преподавателем дисциплины и предоставляется студентам заранее.

Реферат выполняется на листах формата А4 в компьютерном варианте. Поля: верхнее, нижнее – 2 см, правое – 3 см,  левое – 1,5 см,  шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14, интервал – 1,5, абзац – 1,25, выравнивание по ширине.  Объем реферата 13-15 листов. Графики, рисунки, таблицы обязательно подписываются  (графики и рисунки снизу, таблицы сверху)  и располагаются в приложениях в конце работы, в основном тексте на них делается ссылка. Например: (см. приложение (порядковый номер).

Нумерация страниц обязательна. Номер страницы ставится в левом нижнем углу страницы. Титульный лист не нумеруется и оформляется в соответствии с Приложением (см. приложение 1).

Готовая работа должна быть скреплена папкой скоросшивателем или с помощью дырокола. Работы в файлах, скрепленные канцелярскими скрепками приниматься не будут.

Рефераты сдаются преподавателю в указанный срок.

Реферат не будет зачтен в следующих случаях:

а) при существенных нарушениях правил оформления (отсутствует содержание или список литературы, нет сносок, номеров страниц и т.д.)

б) из-за серьезных недостатков в содержании работы (несоответствие структуры работы ее теме, неполное раскрытие темы, использование устаревшего фактического материала).

Возвращенный студенту реферат должен быть исправлен в соответствии с рекомендациями преподавателя.

Студент, не получивший зачет по реферату, к экзамену или зачету не допускается.

При написании реферата необходимо следовать следующим правилам:

  • Раскрытие темы реферата предполагает наличие нескольких источников (как минимум 4-5 публикаций, монографий, справочных изданий, учебных пособий) в качестве источника информации.

  • Подготовка к написанию реферата предполагает внимательное изучение каждого из источников информации и отбор информации непосредственно касающейся избранной темы.  На этом этапе работы важно выделить существенную информацию, найти смысловые абзацы и ключевые слова, определить связи между ними.

  • Содержание реферата ограничивается 2 главами, которые  подразделяются на параграфы.

  • Сведение отобранной информации непосредственно в текст реферата, должно быть выстроено в соответствии с определенной логикой. Реферат состоит из трех частей: введения, основной части, заключения;

  • а) во введении логичным будет обосновать выбор темы реферата.
     актуальность (почему выбрана данная тема, каким образом она связана с современностью?);

  • цель (должна соответствовать теме реферата);

  • задачи (способы достижения заданной цели), отображаются в названии параграфов работы;

  • историография (обозначить использованные источники с краткой аннотаций – какой именно источник (монография, публикация и т.п.), основное содержание в целом (1 абз.), что конкретно содержит источник по данной теме (2-3 предложения).

б)  в основной части дается характеристика и анализ темы реферата в целом,  и далее – сжатое изложение выбранной информации в соответствии с поставленными задачами.   В конце каждой главы должен делаться вывод (подвывод), который начинается словами: «Таким образом…», «Итак…», «Значит…», «В заключение главы отметим…», «Все сказанное позволяет сделать вывод…», «Подводя итог…» и т.д. Вывод содержит краткое заключение по параграфам главы (объем 0,5 – 1 лист). В содержании не обозначается.

в) заключение содержит те подвыводы по главам, которые даны в работе (1-1,5 листа). Однако прямая их переписка нежелательна; выгодно смотрится заключение, основанное на сравнении. Уместно высказать  свою точку зрения на рассматриваемую проблему.

  • Список использованной литературы. В списке указываются только те источники, на которые есть ссылка в основной части реферата. Ссылка в основном тексте  оформляется в квадратных скобках в самом тексте после фразы. [3, с. 52], где первая цифра № книги по списку использованной литературы, вторая цифра - № страницы с которой взята цитата.

  • Библиографическое описание книги в списке использованной литературы оформляется в соответствии с ГОСТ, (фамилия, инициалы автора, название работы, город издания, издательство, год издания, общее количество страниц).

  • При использовании материалов из сети ИНТЕРНЕТ необходимо оформить ссылку на использованный сайт.

Книга одного автора

Рузавин Г. И. Научная теория: Логико-методологический анализ.- М.: Мысль, 2008. - 237 с.

Книга  двух, трех и более авторов

Планирование, организация и управление транспортным строительством/А. М. Коротаев, Т. А.Беляев и др.; под ред. А. М. Коротаева. – М.: Транспорт, 2009. - 276 с.

Сборник одного автора

Методологические проблемы современной науки / Сост. А. Т. Москаленко.-М.: Политиздат, 2006. - 295 с.

Сборник с коллективным автором

Непрерывное образование как педагогическая система: сб. науч.тр./ Научно-исслед. НИИ высшего образования/ Отв.ред. Н. Н. Нечаев.- М.: НИИВО, 2005. - 156 с.

Статья из газеты или журнала

Егорова Е. Портрет делового человека/ Е .Егорова //Деловой мир. – 2013.- №6. - с. 12-13.

2.Учебное сообщение, доклад — это   письменное сообщение с целью познакомить слушателей с определенной темой.

Требования к структуре сообщения

  • Титульный лист;

  • Содержание;

  • Основная часть;

  • Список источников информации.

Требования к оформлению сообщений и докладам

  • Сообщения и доклады оформляют на листах формата А4 (210х297), текст печатается  на одной стороне листа через полтора интервала;

  • параметры шрифта: гарнитура шрифта - Times New Roman, начертание - обычный, кегль шрифта - 14 пунктов, цвет текста – авто (черный);

  • параметры абзаца: выравнивание текста – по ширине страницы, отступ первой строки - 12,5 мм, межстрочный интервал - полуторный;

  • поля страницы для титульного листа: верхнее и нижнее поля – 20 мм; правое и левое поля – 15 мм;

  • поля всех остальных страниц: верхнее и нижнее поля – 20 мм, размер левого поля 30 мм, правого – 15 мм;

  • страницы нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту;

  • нумерация страниц начинается с титульного листа, но на титульном листе и на странице «Содержание» номер страницы не указывается,  нумерация указывается с цифры 3 (с третьей страницы);

  • текст основной части разбивают на разделы, подразделы, пункты и подпункты;

  • каждый новый раздел начинается с новой страницы;

  • разделы, подразделы, пункты, подпункты нумеруют арабскими цифрами;

  • размер основной части сообщения составляет 10 страниц;

  • разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах излагаемого материала и обозначаться арабскими цифрами, в конце номера раздела точку не ставят (например, 1);

  • заголовки каждой структурной части сообщения задания (например, содержание и т.д.) и заголовки разделов основной части следует располагать в середине строки и печатать прописными буквами без подчеркивания и без точки в конце;

  • заголовки подразделов, пунктов и подпунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать строчными буквами, кроме первой. Точка в конце заголовка не ставится

  • все заголовки выделяются жирным шрифтом. Заголовок первого уровня - 16 шрифт. Заголовок второго уровня - 14 шрифт. И заголовок третьего уровня - 14 шрифт, курсив;

  • иллюстрации (рисунки, схемы, графики) и таблицы, которые размещаются на отдельных страницах, включают в общую нумерацию страниц;

  • иллюстрации необходимо помещать непосредственно после первого упоминания о них в тексте или на следующей странице;

  • графические материалы рекомендуется сохранять в форматах: .bmp, dib, .tif, .gif;

  • таблица располагается непосредственно после текста, в котором она упоминается в первый раз или на следующей странице;

  • таблицы нумеруют арабскими цифрами по порядку в пределах раздела;

  • примечания помещают в тексте при необходимости пояснения содержания текста, таблицы или иллюстрации;

  • пояснения к отдельным данным, приведенным в тексте или таблицах, допускается оформлять сносками;

  • формулы и уравнения располагают непосредственно после их упоминания в тексте, посередине страницы;

  • ссылки на источники следует указывать в квадратных скобках, например: [1 – 3], где 1 - 3 порядковый номер источников, указанных в  списке источников информации;



Титульный лист сообщения и доклада

  • оформление титульного листа сообщения идентично оформлению титульного листа реферата.

Оглавление

  • оглавление размещается сразу после титульного листа;

  • в оглавлении приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются;

  • заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Оформление списка используемой литературы

  • список литературы должен быть свежим, источники 5-7 летней давности, редко можно использовать ранние труды, при условии их уникальности;

  • список используемой в работе литературы располагается в алфавитном порядке:

- источники указываются в следующем порядке:

- законодательная литература, если есть;

- основная и периодическая;

- интернет-источники, если есть.

Выполнение конспекта основных терминов и определений.

Выполнение конспекта основных терминов и определений по теме осуществляется студентов путем занесения их в тетрадь.


Настоящее пособие предназначено для выполнения студентами самостоятельной работы и предназначено для дневного и заочного обучения дисциплины: «Основы экономической теории » по специальности:

21.02.05 « Земельно-имущественные отношения»;

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) повышенный уровень;

При изучении данной дисциплины

Студент должен:

Иметь представление:

- о роли и месте знаний по дисциплине в процессе освоения основной образовательной программы по специальности, содержании дисциплины, ее задачи.


Для выполнения самостоятельной работы студента по данной дисциплине, необходимо :

-завести тетрадь, куда после изучения темы, студент будет заносить основные термины и определения, относящиеся к изученной теме;

- готовить сообщение по теме;

- решать предложенные задачи;

-строить графики кривых;

-выполнять предлагаемы тесты;

-готовить видеоматериалы;

-готовить рефераты и обеспечивать их защиту.





























    1. Содержание учебной дисциплины.


Введение.

Студент должен

иметь представление:

- о роли и месте знаний по дисциплине в процессе освоения профессиональной образовательной программы со специальности.

- предмет, метод, структуру, функции общей экономической теории.


Раздел 1. Общие проблемы экономической теории.

Тема 1.1. Производство и экономика.

Студент должен знать:

- фазы производства;

- фазы воспроизводства;

- сущность потребностей;

Производство – это процесс создания полезного продукта.

Воспроизводство, его фазы: простое и расширенное, Экономическое производство, понятие экономической эффективности. Материальное и нематериальное производство. Элементы процесса труда. Производство – основа жизни человеческого общества.

Ресурсы и факторы производства, их классификация. Противоречия системы «Ресурсы-потребности» и механизм их разрешения.

Потребности как экономическая категория. Виды потребностей. Роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности. Закон возрастания потребностей.

Экономическая система, ее типы, ИХ отличительные черты, достоинства и недостатки.


Тема 1.2. Проблема производственных возможностей и эффективности экономики.

Студент должен знать:

- основные вопросы экономики; понятие экономической эффективности.

уметь:

- строить кривую производственных возможностей и анализировать точки на кривой, внутри и вне ее.

Три основных вопроса экономической теории ЧТО? КАК? ДЛЯ КОГО? Проблема оптимального выбора. Вмененные издержки.

«Кривая производственных возможностей» и методологическое значение.

Эффективность экономики как экономическая категория. Критерий Парето-эффективности.

Производственные возможности в российской экономике.

Практическое занятие.


Тема 1.3. Собственность как основа производственных отношений.

Студент должен знать:

- характеристику производительных сил и производственных отношений, формы и виды собственности в России.

уметь:

- анализировать исторические типы и виды собственности.

Производительные силы общества как материально-вещественная сторона производства. Показатели развития производительных сил. Производительность общественного труда как интегральный показатель прогресса производительных сил общества.

Производственные отношения как общественная форма производства. Показатели развития производственных сил. Производительность общественного труда как интегральный показатель прогресса производительных сил общества.


Раздел 2. Микроэкономика.

Тема 2.1. Сущность рынка. Основные Элементы рынка. Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие.

Студент должен:

Иметь представление:

- об обмене общественного разделения труда- о рынке как развитой системе отношений товарно-денежного обращения;

- о видах рынка, о его признаках, принципах и функциях;

- об основных элементах рынка – товаре, цене, спросе, предложении;

- о товаре, как экономической категории;

- о стоимости и цене товара;

- О полезности товара и теории « предельной полезности»;

- о цене как рыночной форме стоимости и ее денежном выражении;

- о сущности и функциях денег;

- о законе денежного обращения и уравнении И.Фишера;

- о спросе и предложении;

- о рыночном равновесии;

- о равновесной цене и ее значении.

уметь:

- строить кривые спроса и предложения;

- анализировать воздействие неценовых факторов на спрос и предложение товаров.

Практические занятия.


Тема 2.2. Рынок как регулятор производства товаров.

Студент должен

знать :

- закон стоимости и его функции;

- суть конкуренции и ее черты;

- положительные и отрицательные аспекты монополии.

Закон стоимости в механизме рынка. Трансформация стоимости в рыночную цену. Сущность принципа «Невидимой руки» рынка. Конкуренция и монополия модели современного рынка. Антимонопольная политика.


Тема 2.3. Теория поведения потребителя.

Студент должен

иметь представление:

- о потребительском равновесии;

- об «Эффекте замещения»;

- об «Эффекте дохода»;

уметь:

- строить бюджетную линию и кривую безразличия;

- определять точку максимальной полезности.

Рациональность потребителя и свобода выбора. Понятие « потребительского равновесия», «эффекта замещения», «эффекта дохода». Бюджетная линия и кривая безразличия.

Практическое занятие.


Тема 2.4. Рынок производственных ресурсов.

Студент должен

иметь представление:

- об особенностях рынков труда и земли;

знать:

- виды факторов производства и виды доходов, получаемых за использование факторов производства;

- зависимость между ценой земли и ставкой процента.

уметь:

- различать дифференциальную и абсолютную ренту, основной и оборотный капитал.

Особенности рынка труда. Цена труда. Номинальная и реальная заработная плата.

Механизм равновесия на рынке труда.

Рынок капитала. Капитал – одна из ключевых экономических категорий.

Основной и оборотный каптал. Понятие процентного дохода. Субъекты спроса на капитал и предложение капитала. Равновесие на рынке капитала.

Рынок земли. Особенности земли как фактора производства. Землевладение и землепользование. Рента. Дифференциальная и абсолютная рента.

Равновесие на рынке земли. Цена земли.

Предпринимательство как фактор производства. Прибыль предпринимателя как «остаточный доход».

Практическое занятие.


Раздел 3. Механизм макроэкономического регулирования.

Тема 3.1. Содержание, формы и методы регулирования экономики на макроуровне.

Студент должен

иметь представление:

- о рынке и государстве;

- об экономических функциях государства и инструментах государственного регулирования;

- о фискальной и денежной политике;

- о социальной политике и политике регулирования доходов;

- о внешней экономической политике;

- о проблемах регулирования экономике в ходе реформ в России.


Тема 3.2. Денежный (финансовый) рынок как регулятор экономики.

Студент должен

иметь представление:

- о влиянии изменения спроса и предложения на денежном рынке на величину валового национального продукта;

- о сущности денежной системы и законе денежного обращения.

Денежная система. Денежное обращение и его проблемы. Закон денежного обращения. Денежная масса и ее показатели.

Механизм функционирования денежного рынка. Влияние изменения спроса и предложения на денежном рынке на величину ВВП. Кейсианская и монетаристическая оценки роли государства в регулировании денежного рынка.


Тема 3.3. Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства.

Студент должен

знать:

- понятие кредитной системы и принципы кредита.

- функции Центрального банка России в кредитной системе.

- понятие финансов и государственного бюджета;

- функции налогов и принципы налогообложения;

- кривую Лаффера.

- макроэкономическое регулирование экономики посредством бюджетно-налоговой политики государства.


Тема 3.4. Инфляция и антиинфляционная политика.

Студент должен

знать:

- сущность инфляции, ее причины и типы.

уметь:

- определять типы и уровень инфляции;

Инфляция: причины и формы проявления. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Инфляция и безработица. Кривая Филлипса. Главная причина инфляции. Уровень и темпы инфляции. Особенности антиинфляционной политики в России.

Практическое занятие.


Тема 3.5. Доходы, проблемы социальной политики государства в рыночной экономике.

Студент должен

иметь представление:

- об основных направлениях социальной политики государства в современных условиях;

- о доходах и денежном содержании;

- о заработной плате и ее связи с ценами;

- о прибыли и основных направлениях ее распределении и перераспределении;

- о « кривой Лоренца» и «коэффициенте Джини»;

- о государственном регулировании доходов и понятии «потребительская корзина».

- о главных источниках денежных доходов – заработная плата, доходы от собственности, социальные выплаты.

Практическое занятие.


Тема 3.6. Безработица. Государственная политика занятости и регулирования безработицы.

Студент должен

иметь представление:

- о мерах государства по регулированию занятости и оказанию помощи безработным.

знать:

- сущность, виды, измерение и издержки безработицы.

Безработица: сущность. Формы, последствия. Измерение безработицы. Закон Оукена.

Государственная политика занятости граждан в условиях рынка. Компенсационные выплаты. Индексация доходов.


Тема 3.7. Основные направления экономической реформы в России.

Студент должен

знать:

- основные направления экономической реформы в России.

уметь:

- анализировать основные направления экономической реформы в России4

- сущность переходного периода в России;

- развитие предпринимательства, приватизация, демонополизация, формирование рыночной инфраструктуры. Развитие отношений собственности;

_ распределение доходов и социальная политика;

- возможности преодоления системного и структурного кризиса в России.


Тема 3.8. Актуальные проблемы интеграции российской экономики в мировую.

Студент должен

иметь представление:

- о необходимости международной интеграции;

- об основных формах мировых экономических отношений и международной торговле;

- О государственном регулировании валютного курса;

- о месте и роли России в мировом хозяйстве.



    1. Виды учебной самостоятельной работы.


Введение.

Аудиторная работа: Активное слушание лекций.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

1. Подбор учебной литературы –

  1. Учебник «Основы экономической теории» Куликов Л,М,2012г.

  2. Учебник «Экономическая теория» Слагода В.Г.2013 год.

  3. Электронный учебник- краткий курс лекций по основам экономической теории.

2.Конспектирование основных терминов и определений.


Раздел 1. Общие проблемы экономической теории.

Тема 1.1. Производство и экономика.

Аудиторная работа:

    1. Активное слушание лекций и комментирование основных положений.

    2. Заполнить в тетрадь сведения в форме таблицы об основных экономических системах и их сравнительных характеристиках.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

      1. Конспектирование в тетрадь из учебников основных терминов и определений по теме.


Тема 1.2. Проблема производственных возможностей и эффективности экономики.

Аудиторная работа: Активное слушание лекции.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

    1. Проработка материалов темы по учебникам.

    2. Подготовка к практической работе «Построение кривой производственных возможностей и анализ на кривой, внутри и вне ее.


Тема 1.3. Собственность как основа производственных отношений.

Аудиторная работа:

  1. Активное слушание лекции, развитие теоретического и профессионального мышления, умения обобщать материал на научном и профессиональном языке.

  2. Сформулировать выводы о формах собственности.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  1. Выполнить конспект в тетрадь основных терминов и определений по теме.

  2. Подготовить сообщение «Многообразие форм собственности – основа переходной экономики к рынку».


Раздел 2. Микроэкономика.

Тема 2.1. Сущность рынка. Основные элементы рынка. Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие.

Аудиторная работа:

  1. Активное слушание лекции.

  2. Формулировка выводов и обобщений.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  1. Выполнить конспект основных терминов и определений по теме.

  2. Подготовиться к выполнению практических занятий:

  1. Собственность как основа производственных отношений;

  2. Построение кривых спроса и предложения;

  3. Построение кривых спроса и предложения и определение равновесной цены и равновесного количества товаров;

  4. Построение кривых спроса и предложения и анализ смещения кривых спроса и предложения под воздействием неценовых факторов; определение зон избытка и дефицита товара.

  5. Определение коэффициента эластичности спроса и предложения.

Аудиторная самостоятельная работа:

Закрепление теоретического материала путем выполнение практических работ:

  1. Собственность как основа производственных отношений;

  2. Построение кривых спроса и предложения;

  3. Построение кривых спроса и предложения и определение равновесной цены и равновесного количества товаров;

  4. Построение кривых спроса и предложения и анализ смещения кривых спроса и предложения под воздействием неценовых факторов; определение зон избытка и дефицита товара.

  5. Определение коэффициента эластичности спроса и предложения.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  1. Подготовка отчетов по выполнению практических работ.


Тема 2.2. Рынок как регулятор производства товаров.

Аудиторная работа:

1.Активное слушание лекции.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  1. Изучение пройденной темы по учебникам;

  2. Подготовка устного сообщения по теме.


Тема 2.3. Теория поведения потребителя.

Аудиторная работа: Активное слушание лекции.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  1. Решение задач по теме.

  2. Подготовка к практическому занятию «Построение бюджетной линии потребления и кривой безразличия. Определение максимальной точки полезности»

Аудиторная работа:

Закрепление теоретического материала путем выполнения практического занятия «Построение бюджетной линии потребления и кривой безразличия. Определение максимальной точки полезности».

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  1. Подготовка отчета по выполнению практического занятия.


Тема 2.4. Рынок производственных ресурсов.

Аудиторная работа: Активное слушание лекции

Внеаудиторная работа:

  1. Конспектирование основных терминов и определений.

  2. Подготовиться к практическому занятию «Определение стоимости основного и оборотного капитала; величины земельной ренты и цены земли».

Аудиторная работа:

  1. Закрепление теоретических знаний путем выполнения практической работы «Определение стоимости основного и оборотного капитала; величины земельной ренты и цены земли».

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  1. Подготовка отчета по выполнению практической работы.

Раздел 3. Механизм макроэкономического регулирования.

Тема 3.1. Содержание, формы и методы регулирования экономики на макроуровне.

Аудиторная самостоятельная работа:

  1. Работа с учебником;

  2. Составление кроссворда по теме.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  1. Конспектирование основных терминов и определений.


Тема 3.2. Денежный (финансовый) рынок как регулятор экономики.

Аудиторная работа:

  1. Активное слушание лекции.

  2. Составление кроссворда по теме при помощи учебников и интернет ресурса.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  1. Конспектирование основных терминов и определений.

  2. Подготовка реферата по теме «Денежный рынок как регулятор экономики».

  3. Подготовка сообщения по реферату на 5-7 минут.


Тема 3.3. Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства.

Аудиторная работа: Активное слушание лекции.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  1. Подготовка реферата по теме «Бюджетно-налоговая политика государства».

  2. Подготовить сообщение по реферату на 5-7 минут.


Тема 3.4. Инфляция и антиинфляционная политика.

Аудиторная работа: Активное слушание лекции.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  1. Подготовка реферата на тему «Инфляция- причины и формы ее проявления».

  2. Подготовка сообщения по реферату на 5-7 минут.


Тема 3.5. Доходы, проблемы социальной политики государства в рыночной экономике.

Аудиторная работа: Активное слушание лекции.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  1. Подготовить реферат по одной из следующих тем:

- Основные направления социальной политики государства в современных условиях;

- Экономическая природа прибыли;

- Государственное регулирование доходов;

- Главные источники денежных доходов.

2. Подготовить сообщение по реферату на 5-7 минут.

3. Подготовиться к практическому занятию « Расчет индексов реальных доходов в связи с инфляцией».

Аудиторная работа: Закрепление теоретических знаний путем выполнения практической работы « Расчет индексов реальных доходов в связи с инфляцией».

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  1. Подготовка отчета о выполнении практической работы.


Тема 3.6. Безработица. Государственная политика занятости и регулирования безработицы.

Аудиторная работа: Активное слушание лекции.

Внеаудиторная самостоятельная работа:
1. Выполнение конспекта основных терминов и определений по теме.

  1. Подготовка реферата по одной из следующих тем:

- Сущность, формы и последствия безработицы;

- Государственная политика занятости граждан в условиях рынка.

- Компенсационные выплаты и индексация доходов при безработице.

3. Подготовить сообщение по реферату на 5-7 минут.


Тема 3.7. Основные направления экономической реформы в России.

Аудиторная работа: Активное слушание лекции.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  1. Подготовить доклад по теме и сообщение по докладу на 10 минут.


Тема 3.8. Актуальные проблемы интеграции российской экономики в мировую.

Аудиторная работа: Проработка материала темы по учебнику.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  1. Подготовка доклада на тему «Международная торговля».

  2. Подготовка устного сообщения по докладу на 10 минут.


  1. Перечень практических занятий.

  1. Тема 1.2.

- Построение кривой производственных возможностей и анализ на кривой, внутри и вне ее.

2. Тема 2.1.

  1. - Собственность как основа производственных отношений;

  2. Построение кривых спроса и предложения;

  3. Построение кривых спроса и предложения и определение равновесной цены и равновесного количества товаров;

  4. Построение кривых спроса и предложения и анализ смещения кривых спроса и предложения под воздействием неценовых факторов; определение зон избытка и дефицита товара.

  5. Определение коэффициента эластичности спроса и предложения.


3. Тема 2.3.

- Построение бюджетной линии и кривой безразличия. Определение точки максимальной полезности.

4. Тема 2.4.

- Определение стоимости основного и оборотного капитала; величины земельной ренты и цены земли.

5. Тема 3.4.

- Определение уровня и темпов инфляции.

6. Тема 3.5.

- Расчет индексов реальных доходов в связи с инфляцией. Построение кривой Филлипса. Определение прибыли и нормы прибыли.


Список литературы:

  1. Лившиц А.Я. Ведение в рыночную экономику. Курс лекций. М.: Высшая школа, 2012 г.

  2. Борисов Е.Ф., Волков Ф.Н. Основы экономической теории.-М.: Высшая школа,2012 год.

  3. Учебник «Основы экономической теории» Куликов Л.М., 2012г.

  4. Учебник «Экономическая теория» Слагода В.Г. 2013 год.

  5. Электронный учебник- краткий курс лекций по основам экономической теории.

22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!