СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации практического применения ФГОС и вопросы изучения закономерностей развития сознания обучающихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации практического применения ФГОС и вопросы изучения закономерностей развития сознания обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации практического применения ФГОС и вопросы изучения закономерностей развития сознания обучающихся»

Методические рекомендации практического применения ФГОС и вопросы изучения закономерностей развития сознания обучающихся

1.Какие основные направления исследований в рамках деятельностного подхода сегодня существуют? Какие, по Вашему мнению, являются наиболее перспективными и почему? Какие наиболее релевантны (значимы) для Вашей профессиональной деятельности?

Деятельностный подход является основным подходом к изучению закономерностей развития сознания и личности человека в отечественной психологии. Существенный вклад в разработку одной из фундаментальных проблем в психологии, проблемы деятельности внесли многие ученые и исследователи. Традиции в изучении проблемы деятельности заложены в работах С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева.

Условно можно выделить три направления исследований, в которых заложены контуры деятельностного подхода в психологии:

1) знаково-символическое направление в развитии психики (разрабатывалось Л. С. Выготским);

2) личностное направление: личность формируется в деятельности (разрабатывалось С. Л. Рубинштейном);

Выделяя в качестве специфической особенности человеческой деятельности ее сознательный и целенаправленный характер, С. Л. Рубинштейн отмечает, что в ней и через нее человек реализует свои цели, объективирует свои замыслы и идеи. Вместе с тем, объективное содержание предметов, которыми он оперирует, и общественной жизни, в которую он своей деятельностью включен, входит определяющим началом в психику индивида. «Значение деятельности в том прежде всего и заключается, что в ней и через нее устанавливается действенная связь между человеком и миром, благодаря которой бытие выступает как реальное единство и взаимопроникновение субъекта и объекта». Категория деятельности используется С. Л. Рубинштейном для раскрытия неразрывной связи человека с миром и понимания психического как изначально включенного в эту фундаментальную взаимосвязь.

3) деятельность как самостоятельный предмет исследования (разрабатывалось А. Н. Леонтьевым).

А. Н. Леонтьев отмечает: «…действие как процесс, который направлен на осознаваемую в связи с определенным мотивом цель, это есть сторона деятельности, внутренне связанная с той «единицей» сознания, которую мы обозначаем термином личностный смысл… содержание или стороны действия, которые отвечают условиям действия, это операция. С этим содержанием деятельности тоже связана своеобразная «единица» сознания, а именно значение».

Наиболее перспективным, я считаю, направление исследования А. Н. Леонтьева, т. к развитие личности ребёнка в процессе обучения, в результате мотивированной деятельности, может стать условием развития общества в целом, дать новые направления в развитии вообще, направить деятельность к успешному, более прогрессивному, продвинутому пути.

Что касается моей профессиональной деятельности и преподавания предмета биология, более значимо направление исследования С. Л. Рубинштейна, т.к системность для биологической науки особенно актуальна, человек и окружающий его мир взаимосвязаны между собой, взаимозависимы, что создаёт целостность понимания окружающего.



2. Может ли системно-деятельностный подход выступать основной реализации ФГОС? Ответ обоснуйте. Какие преимущества Вы видите в реализации системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании?

1. Деятельность – условие формирования первоначальных элементов мышления:

практических, предметных обобщений, предметных и ситуативных значений, условие осмысления ситуации и переноса значений на другую ситуацию.

2. Деятельность – условие формирования смыслов. В действии и взаимодействии раскрываются для субъекта смыслы и значения предметов (вначале – ситуативные). В ходе дальнейшего развития действия (мыслительного действия) происходит автономизация значений и смыслов от его (действия) предметного содержания и появляются процессы, состоящие в означении смыслов и осмыслении значений.

Иными словами, деятельность – это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие».

Системно – деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа).

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности.

Отличает систему обучения то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют учащемуся вступать в контакт со взрослым и под его руководством на более высоком уровне решать поставленные задачи. Выход на зону ближайшего развития осуществляется через постановку учебных задач. Учитель руководит поиском ответов на поставленный вопрос или учебную задачу: предполагается помощь, а не подсказка. Деятельность школьника в рамках своей зоны ближайшего развития предусматривает использование им дополнительных сведений из вспомогательных источников (словарей, справочников, энциклопедий), с которыми ученик работает самостоятельно. Работа ученика с учетом зоны ближайшего развития способствует актуализации, самоконтроля, саморегуляции и планирования собственной деятельности в условиях контроля и помощи со стороны учителя.

Я думаю, что повышается роль, значимость, активность и ответственность ученика за свою деятельность, которая постепенно становится мотивированной, приложенные усилия в такого рода обучении должны быть обдуманными, целенаправленными, приносить радость от результатов и выстраивать систему не только в обучении, но и дальнейшей профилизации своей деятельности, чего не достаёт в традиционной системе обучения, которая часто не формирует, а порой, не оправданно навязывает многие формы деятельности которые не приводят к должному результату.

3. Какие дидактические принципы и типы учебно-воспитательных мероприятий Вы используете или планируете использовать в своей профессиональной (предметной) области для реализации системно- деятельностного подхода и почему?

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. В результате формирования компетенций учащиеся приобретут навыки:

ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

организовывать планирование, анализ, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;

выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);

иметь опыт восприятия картины мира.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. Так как обучение я осуществляю с 5 по 11 класс мне необходимо соблюдать преемственность, непрерывность обучения и проводить постоянный подбор содержания и методик для разных возрастных категорий обучающихся.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). Предмет биологии один из немногих, предметов учебного плана доказывает и раскрывает целостность природы и человека.

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

В условиях нашего учебного заведения, где 80% детей для которых русский язык является не родным, данный принцип позволяет школе обеспечить учащегося государственным стандартом знаний, т. к родители для таких учащихся не являются помощниками в обучении.

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Данный принцип позволяет мне сохранять здоровье обучающихся, обеспечивает успешность обучения, придаёт уверенности в освоении предмета.