СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Психолого-педагогические условия развития креативности у младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа развития креативности во внеурочной деятельности в Детско-юношеском центре с.Топчиха с применением работы с картоном, бумагой, природными и другими материалами".

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Психолого-педагогические условия развития креативности у младших школьников"»

муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

«Топчихинский Детско – юношеский центр»
















Методические рекомендации


«Психолого-педагогические условия развития креативности

у школьников младших классов»






Автор:

Кочергина Светлана Анатольевна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории


Топчиха -2016





Психолого-педагогические условия развития креативности

у школьников младших классов

(Программа развития креативности во внеучебной деятельтности

в Детско - юношеском центре с. Топчиха с применением работы с картоном, бумагой, природными и другими материалами)


«Истоки творческих способностей

и дарований детей на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие

ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства

в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.


Пояснительная записка


Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонней развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью [11].

В настоящее время перед школой в качестве приоритетной задачи стоит воспитание и развитие творческих способностей и навыков, расширение диапазона чувств, воображения, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры, формирование навыков и практического решения задач [1].

Главная задача педагогов - выявить таких учащихся, привлечь их к активной исследовательской и экспериментальной работе, вооружить их знаниями и навыками для дальнейшей творческой работы в различных сферах общественной жизни [2].

В педагогической энциклопедии и педагогических словарях творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество [6].

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить [9].

Таким образом, творчество мы согласны с учеными психологами, что творчество это создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат [10].

Технологическое творчество педагога это явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических технологий применяется много. Знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня. И это понятно: ведь любая технология, прежде всего, отвечает на вопрос: как добиться запланированного результата. Деятельность учреждений дополнительного образования направлена на поиск таких педагогических технологий, которые способствуют развитию творческих способностей обучающихся. Целенаправленное развитие способностей детей, формирование у них профессионально важных качеств личности предполагает использование в практике дополнительного образования детей самых современных педагогических технологий [8].

Мы живем в мире результатов человеческого творчества: открытий, изобретений, художественных произведений и литературных текстов, технических средств и информационных систем и много другого. Способность к творчеству, преобразованию природы, созданию новой, не существовавшей до сих пор реальности, может быть, главная особенность, отличающая человека от животных. Творчески мыслящие люди способны переделывать, пересоздавать среду с тем, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям [2,5].

Важную роль в развитии творчества у детей играет начальная школа.

  1. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С нашей точки зрения, способностью, позволяющей эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность.

  2. Во-вторых, мы живем в век информации; в обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них, но часто бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развивать в себе творчество.

  3. В третьих трудовое обучение это важное средство творческого и эстетического развития.

  4. В четвертых, возможность работать с различными материалами формирует умственные, творческие способности младших школьников, также нравственные представления, трудовые имения, художественный вкус.

  5. В пятых, учащиеся приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративно-прикладного искусства.

  6. В шестых, дети учатся видеть красоту и передавать ее в соразмерных формах, рациональном симметричном и ассиметричном чередовании, вариативной трактовке.

  7. В седьмых, у детей формируется культура труда, совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка, пробуждения интереса к творчеству [3, 4, 8].

Особенности внеучебной деятельности по формированию психолого – педагогических условий развития креативности


Внеучебная деятельность по своей сути это детский досуг, который является своеобразным потенциалом общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.

Работа младших школьников в Детско - юношеском центре с. Топчиха развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Активная работа в Детско - юношеском центре с. Топчиха способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.

Занимаясь в Детско - юношеском центре с. Топчиха, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.

При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Руководитель и организатор работы творческих кружков и объединений в Детско - юношеском центре с. Топчиха может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания.

Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях в Детско - юношеском центре с. Топчиха придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.

На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий (аппликация, мозаика, оригами и т. д.). Овладение этими терминами, ровно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.

Особое внимание на занятиях уделяется лекциям, беседам, диспутам, семинарам и др. На таких занятиях дети должны найти ответы на следующие вопросы: историческое развитие декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях.

Такие виды занятий, включенные в тематический план, не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.

Каждое группа занятий, в нашем случае, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.

Теоретические сведения это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления.

Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе.

Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.

Подведение итогов осуществляется в виде составления книжек – раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, участие в различных конкурсах.

Занятия в Детско - юношеском центре с. Топчиха заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом.

Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. И что особенно важно постигают основы коллективного творчества.

А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.

В программу в Детско - юношеском центре с. Топчиха входит ряд разделов: «Работа с бумагой и картоном», «Работа с тканью», «Рукоделие из ниток», «Работа с природным материалом», «Работа с бросовым материалом».

Тематическое планирование программы развития креативности во внеучебной деятельтности в Детско - юношеском центре с. Топчиха с применением работы с картоном, бумагой, природными и другими материалами проводится на различные временные периоды, как правило на учебный год. Однако Детско - юношеский центр с. Топчиха работает круглогодично без выходных, праздников и каникул, поэтому имеются неограниченные возможности индивидуального и группового тематического планирования.


Рекомендуемая форма для тематического планирования


п/п

Тема занятия

Психолого – педогические условия, формы, методы, средства

Техника

Время проведения

(часов)

1

2

3

4

5







.


В начале спланированного тематическим планом в Детско - юношеском центре с. Топчиха временного отрезка проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к изготовлению поделок из различных материалов. В конце после выполнения всего тематического плана в Детско - юношеском центре с. Топчиха проводится выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.


Цель программы:


Определяя главную цели, заложенные в психологические и педагогические условия развития креативности мы исходим из того, что каждое занятие в Детско - юношеском центре с. Топчиха, каждое воспитательное мероприятие должно обеспечивать интеллектуальное и социальное развитие школьников. В настоящее время педагоги учреждений дополнительного образования детей, к которым относится Детско - юношеский центр с. Топчиха все более осознанно начинают использовать в новые образовательные технологии, рассчитанные на самообразование детей и их максимальную самореализацию каждого ребенка.

Поэтому основные цели нашей программы это:

  1. Формирование художественно-творческих способностей школьников путём создания условий для их самореализации в различных творческих занятиях.

  2. Развитие самостоятельности анализа и мышления в индивидуальном и коллективном творчестве.

  3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Девизом внеурочной деятельности в Детско - юношеском центре с. Топчиха является: Я слышу и не забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю, я научаюсь исполняя.


Задачи программы:


Работа в Детско - юношеском центре с. Топчиха будет эффективной и правильной с точки зрения психолого – педагогических условий развития креативности, если применения выбранного метода на каждом занятии, при решении каждой задачи будет базироваться на знании особенностей в работе с конкретным контингентом детей.

Педагог должен уметь самостоятельно проанализировать свою работу, выявить недостатки, определить их причины и выработать пути исправления, то есть основными профессиональными умениями для этой работы педагога являются аналитические.

Только в этом случае можно решить следующие задачи:

1. Обучить конкретным трудовым навыкам в реализации творческих работ;

2. Обучить детей безопасным приёмам работы с различными материалами, инструментами, приспособлениями, техниками;

3.Познакомить детей с терминологией и научить техникам работы по ручному труду;

4. Формировать интерес к декоративно- прикладному искусству;

5. Развивать чувство самоконтроля, взаимопомощи;

6. Обеспечивать сформированность эстетического, художественного вкуса;

7. Направить развитие на образное мышление, творческие способности; творческую активность, воображение,

8. Поддерживать проявления фантазии и самостоятельности детей при изготовлении поделок;

9. Прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

10. Социализировать нравственные качества детей;

11. Воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества.


Основные особенности применения психолого – педагогических условий:


Во внеурочной деятельности в Детско - юношеском центре с. Топчиха, успешно применяет психолого – педагогические условия развития креативности школьников потому, что дети сами добывают и обрабатывают предметные знания и умения в творческой деятельности.

Эти условия таковы:

1. Индукция: На этой фазе воспитанники формулируют, ставят проблему. Предлагаемый для постановки проблемы материал (слово или слова, предметы, рисунки, какие-то физические явления, внутренние психические образы и т.д.) должен быть в зоне понимания воспитанников.

2. Работа с материалом. Идет анализ материала. Воспитанники выдвигают безумные идеи. На этом этапе детям можно подсказать какие-то приемы творчества (Например, что было бы, если бы…). На этом этапе каждый работает самостоятельно работает. Мешать друг другу нельзя.

3. Обсуждение в малой группе. Это представление всем какого-то промежуточного своего результата.

4. Социализация. После обсуждения в малой группе, дополнения своих работ воспитанники вывешивают их на стенах. Можно знакомиться с другими работами, рассказывать о своей. Идет свободное общение. Дети ходят по кабинету, смотрят, задают вопросы, высказывают свое мнение.

5. Рефлексия. Воспитанники рассказывают о своих чувствах, которые у них возникали в процессе работы в мастерской. На этой фазе ребята могут также сообщить о том, чему они сегодня научились.

Выполнение целей и задач не только содействует, но и имеет доминирующее значение при формировании всесторонне развитой личности



Список использованных источников


1

Гомырина, Т.А. Развитие творческих способностей первоклассников на уроках труда/Т.А. Гомырина. - М.: ВЧГК "Русский Центр", 2003.-81с.

2

Государственная программа Российской Федерации на 2012-2020 годы «Развитие образования».- М. 2012

3

Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2003.-192с., ил.

4

Коршунова Н. А. Метод проектов на уроках технологии как средство развития креативности у младших школьников. Методическое пособие/ Н.А. Коршунова Н.А./Барнаул: АГПА, 2013 – 213с.

5

Люблинская А. Очерки психологического развития ребенка. 3-е изд.- - М.: Просвещение, 1971.- С. 234-235.

6

Педагогический словарь в 2-х томах. - М.,2006.

7

Пищулина Л. В. Развитие креативной личности младшего школьника в условиях инновационного образования Дис. ... канд. псих. наук : 19.00.07 : Москва, 2012 - 211с. c

8

Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Из-во Центр «Академия», 2001.

9

Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1998.

10

Пономарев Я.А. Психолого – педагогические аспекты развития творчества и рефлексии./Новосибирск:НГУ.- 2008 – 260с

11

Художественное творчество и ребенок./Под. ред. Н. А. Ветлугиной.-М.,1992.





8