СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Работа над темой по самообразованию"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как педагогу выбрать тему по самообразованию, источники и пути разработки тем для педагога дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Работа над темой по самообразованию"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА»

Методические рекомендации

« Работа над темой по самообразованию»


Подготовила методист Белкина Людмила Эдуардовна

г. Ефремов

2016 г.




АННОТАЦИЯ

Данные рекомендации способствуют повышению творческого потенциала педагога, работе над темой по самообразованию, обоснованию необходимости постоянного повышения профессиональной компетентности педагога.

Самообразование как инструмент профессионального роста. Формы организации самообразования. Диагностика и планирование процесса самообразования. Отчет о работе над темой.

Методические рекомендации призваны оказать помощь в работе над единой методической темой педагогов дополнительного образования.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

1. Белкина Людмила Эдуардовна – методист, высшая категория































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

За последнее десятилетие в нашей стране произошли серьезные изменения: Россия стала открытой страной, строящей рыночную экономику и правовое государство. В таком обществе первостепенное место занимает человек, обладающий гораздо большей степенью свободы и ответственности как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Основным ресурсом развития страны становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, что, безусловно, требует достижения нового качества массового образования. При этом совершенно ясно, что новое качество образования обеспечивается, в первую очередь процессами обновления, разворачивающимися в образовательных учреждениях, основным фактором развития которых сегодня являются инновационные изменения.

Учреждения дополнительного образования, как и школы, озабочены сегодня поисками иного содержания труда педагога, поиском и апробацией новых средств и способов его работы, обеспечивающих боле яркое самовыражение личности педагога, способствующих развитию профессионального самосознания и определения траектории профессионального роста. Время непреклонно требует от каждого педагога быть адаптированным к изменениям в профессиональной деятельности, обладать сформированной способностью понимания самого себя и окружающей среды, быть готовым к постоянному самообразованию.

Под самообразованием следует понимать специально организованную самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно или общественно-значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации. Самообразование – система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящее их своей целью».

Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога, в самореализации путем непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным усовершенствованием, в том числе и профессиональным.




Принципы самообразования включают в себя: всеобщность,

непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, индивидуализированность, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, компенсаторность, перманентность переходов от низких ступеней к высшим, вариативность.

Цель составления данных методических рекомендаций: развитие личности педагога и повышение на этой основе уровня его квалификации, профессионализма, продуктивности деятельности.

Особенность и новизна: организация образовательного процесса, повышающего компетентность педагогов в области ИКТ, поддержка его в жесткой конкуренции с Интернет, учебными сайтами фирм, реферативных сайтов, превращение педагога в консультанта по личным образовательным траекториям учащегося, создание условий для формирования единого информационного пространства.











































Содержание

«Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться»

А.С. Макаренко

ПЛАН:

1. Обоснование необходимости постоянного повышения профессиональной компетентности педагога.

  1. Самообразование как инструмент профессионального роста.

  2. Формы организации самообразования.

  3. Диагностика и планирование процесса самообразования. Отчет о работе.

4.1. Практикум «Оценка уровня готовности педагога к развитию».

Выбор темы самообразования и этапы работы над ней.

1. Обоснование необходимости постоянного повышения

профессиональной компетентности педагога

Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, - одна из важных задач образования.

Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребѐнка. Педагогу не обойтись без серьѐзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путѐм самообразования и творческих поисков педагог придѐт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога, в том числе и всех педагогов учреждений дополнительного образования детей.

Педагогическая деятельность предполагает не только знание педагогом своего предмета и владение методикой его преподавания, но и способность ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова.

Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития.


2. Самообразование как инструмент профессионального роста

Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства всѐ чаще выступает самообразование.

Под самообразованием традиционно понимают познавательную деятельность человека, которая:

  • осуществляется добровольно;

  • управляется самим человеком;

  • необходима для осознанного совершенствования каких-либо качеств индивида.

Таким образом, самообразование - это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублѐнно заниматься проблемой, решение которой вызывает определѐнные затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Как процесс овладения знаниями, самообразование тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.

Самообразование педагога учреждения дополнительного образования многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов УДО могут быть:

. ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дополнительного воспитания;

. изучение учебной и научно-методической литературы;

. ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

. изучение новых программ и педагогических технологий;

. ознакомление с передовой практикой учреждений дополнительного образования;

. повышение общекультурного уровня.

Способность к самообразованию не формируется у педагога одновременно с получением диплома педагогического вуза, а развивается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли учителя, занять достойное место в обществе через профессию. Например, в классификации Р. Фуллера представлены три стадии профессионального становления педагога, каждая из которых обязательно сопровождается процессом самообразования:

  • «выживание» (первый год работы, который отмечен личными профессиональными затруднениями);

  • «адаптация» (от 2 до 5 лет работы, характеризуется особым вниманием педагога к своей профессиональной деятельности);

  • «зрелость» (от 6 до 8 лет работы, характеризуется стремлением пе-реосмыслить свой опыт и желанием самостоятельного педагогического исследования).

3. Формы организации самообразования

Рассмотрим наиболее часто используемые формы организации самообразования педагогов УДО, отметив их преимущества и недостатки.

1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.

Главное достоинство такой формы самообразования - возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а так же возможность обмена опытом между коллегами. Недостатки:

  • эпизодичность прохождения курсов;

  • недостаточность курсов по разным направленностям дополнительного образования;


  • время проведения - в учебный период, что влечет проблемы с выполнением образовательной программы;

  • качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов дополнительного образования и дифференциации с учетом потенциала слушателей.

2. Получение педагогического образования; получение высшего образования либо второго высшего или второй специальности.

Главные достоинства такой формы самообразования:

• возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;

  • система «ученый-педагог», при которой обучение ведут ученые-специалисты. Недостатки:

  • нехватка у педагогов свободного времени;

  • занятость педагогов-совместителей по основному месту работы;

  • дороговизна обучения.

3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.

Главные достоинства такой формы самообразования:

  • возможность пройти их в удобное для педагогов время;

  • возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам. Недостатки:

  • дистанционные курсы проводятся на платной основе;

  • документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации;

• не все педагоги владеют в достаточной степени ИКТ и интернет - технологиями.

4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:

  • научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;

  • посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;

  • участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;


  • посещение занятий коллег, обмен мнениями по вопросам организация занятий, содержания обучения, методов преподавания;

  • теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, воспитательных мероприятий и учебных материалов.

Однако, как бы ни был высок уровень способностей педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги, - отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.

5. Сетевые педагогические сообщества - новая форма организации самообразования педагогов.

Сетевое педагогическое сообщество - это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

  • использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;

  • самостоятельное создание сетевого учебного содержания;

  • освоение информационных концепций, знаний и навыков;


  • наблюдение за деятельностью участников сообщества. Главные преимущества этой формы самообразования:

  • обмен опытом осуществляется между педагогами-практиками;

  • методическая помощь является персональной и адресной;

• попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

В настоящее время успешно действуют различные виртуальные объединения и сетевые сообщества педагогов:

Интернет-государство учителей (intergu.ru) своими основными задачами считает оказание поддержки учителю в его профессиональной деятельности, предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность, создание и поддержку новых образовательных инициатив. Педагоги имеют возможность размещения материалов, оценки уже опубликованных ресурсов, участия в форуме.

  • Педсовет.оrg (pedsovet.org) целями своей работы указывает: популяризацию в сети деятельности работников образования, активизацию и формирование профессиональной педагогической аудитории. Педагоги могут размещать на сайте свои материалы, участвовать в форумах и конкурсах, вести блог.

  • Завуч.Инфо (zavuch.info) организует практические акции и конкурсы, инициирует обращения к Президенту, учителям и школам, публикует разработки уроков и внеклассных занятий.

  • Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru) основными своими задачами считает содействие повышению доступности и качества российского образования, обеспечение информацией обо всех видах образовательной продукции и услуг дошкольного, школьного и педагогического образования, проведение консультаций специалистов.

  • Открытый класс (www.openclass.ru) целью своей деятельности называет поддержку процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов, широкого распространения электронных образовательных ресурсов, массового внедрения методик их использования, модернизации системы методической поддержки информатизации образования.

Сеть творческих учителей (it-n.ru). Портал создан при поддержке корпорации Microsoft для того, чтобы дать возможность педагогам внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. На портале активно проводятся дистанционные конкурсы и обучающие мастер-классы, собрана одна из круп- нейших в Интернете библиотек авторских методических разработок (свыше 25 тыс.).

4. Диагностика и планирование процесса самообразования

Несмотря на такой широкий спектр форм организации процесса самообразования, ведущую в нем роль играют администрация и методическая служба УДО. Именно они способствуют формированию устойчивой потребности в самообразовании, побуждают к изучению новой информации и передового опыта, приучают к самооценке и самоанализу. Организация наставничества, работа с молодыми специалистами, обсуждение актуальных тем, привлечение педагогов к участию в тематических педсоветах, методических семинарах, проведение консультаций для педагогов, оказание помощи в обобщении своего опыта, пополнение библиотечного и медиатечного фонда - это лишь неполный перечень форм работы методического аппарата центра детского творчества.

Каждый педагог, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы, предъявляемые современным обществом, влияние морально-психологического климата, сложившегося в коллективе, и требования администрации образовательного учреждения, должен определить свою траекторию самосовершенствования и саморазвития.