СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации родителям будущих пятиклассников

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации родителям будущих пятиклассников.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации родителям будущих пятиклассников»

Рекомендации родителям детей, переходящих в 5 класс.

Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жиз­ни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: класс­ный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисцип­лины в разных кабинетах.

В такой период дети нередко ме­няются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у ребят сни­жается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизо­ванными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит

Родители должны научиться регулировать степень психологической нагрузки на ребёнка.

 Как помочь ребёнку хорошо учиться?

Обучение в школе - одно из наиболее сложных и ответственных мо­ментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физиологи­ческом плане. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, шко­ле, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максималь­ной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:

  • организация режима дня;

  • контроль за выполнением домашних заданий;

  • приучение детей к самостоятельности.

 1. Организация режима дня.

Организация режима дня позволяет ребенку:

  • легче справиться с учебной нагрузкой;

  • защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье. Ведь плохое здоровье школьников - причина неуспе­ваемости.

Поэтому приучайте детей к соблюдению режима дня; рациональному питанию; добивайтесь, чтобы по утрам ребенок выполнял утреннюю гимна­стику; занимался спортом; бывал на свежем воздухе не менее 3,5 часа.

Точный распорядок занятий - это основа любого труда.

Необ­ходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанно­стей (покупка хлеба, мытье посуды, вынос мусора и т.д.). Их может быть немного, но нужно, чтобы дети выполняли свои обязанности постоянно. Приученному к таким обязанностям ребенку не придется напоминать, чтобы он убрал свои вещи, вымыл посуду и т.д.

 Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и то же время.

Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач.

Хорошо, если вы будете просить пересказать, что прочитал ребенок (рассказ, сказку). При этом взрослые смогут поправить речевые ошибки, не­правильно произнесенные слова. Таким образом, дети будут учиться выра­жать свои мысли.

 Важный вопрос в организации режима дня - это организация досуга.

Важно не оставлять ребенка без присмотра, а дать возможность за­ниматься любимым делом в свободное от учебы время.

Ложиться спать необходимо в 21 час. Хороший, спокойный сон - это основа здоровья.

Позаботьтесь, чтобы после ужина ребенок не перевозбуждался, не смотрел «страшные фильмы», не играл в шумные игры. Все это отразится на сне, на самочувствии ребенка. Хорошо прогуляться перед сном 30-40 мин.

Если ребенок спит, следите, чтобы громко не звучал телевизор, радио. Погасите свет, говорите тише. Часто родители идут на поводу у детей, ми­рятся с капризами ребенка: дети участвуют в застольях, ложатся поздно спать. Это недопустимо. Здесь нужно проявить твердость.

Иногда родители делают за детей уроки. В этом случае страдает нравственность. Дети привыкают ко лжи и лицемерию.

2. Направление помощи - контроль за выполнением домаш­них заданий.

Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами:

-   какие отметки?

-   выполнил ли уроки?

После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей. Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это не­хваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не пони­мает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится не интересно на уроке, он не пытается умственно работать, а не желание напрягаться мыс­ленно перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассив­ность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. То есть контроль должен быть постоянным, каждодневным. Как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения. Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным.

Очень важно контролировать не конечный продукт их труда, а сам процесс. То есть важно не просто проконтролировать результат работы, а проконтролировать как ребенок выполнял эту работу, помочь преодолеть трудности в работе.

Хорошо если бы вы интересовались: что изучал ребенок сегодня в школе; как он понял материал; как он может объяснить, доказать те действия, что выполнял. При работе с детьми важно не натаскивать их в отдельных умениях и навыках, а учить их размышлять самостоятельно, анализировать, доказы­вать, обращаясь к вам за советом и помощью.

Контроль - это организация помощи для ликвидации каких-то пробе­лов, трудностей.

Для младших школьников характерно, что они сначала что-то делают, а потом думают. Поэтому необходимо приучать детей к планированию пред­стоящей работы.

Например, решая задачу:

  1. прочитать задачу, представить, о чем говорится;

  2. кратко записать условие, схему;

  3. пояснить, что обозначает каждое число, повторить вопрос задачи;

  4. подумать, можно ли ответить на вопрос задачи; если нет, то почему;

  5. составить план решения задачи;

  6. проверить решение;

  7. записать решение в тетрадь.

Выполняя упражнение по русскому языку:

  1. повторить правила;

  2. прочитать задания к упражнению, повторить, что нужно сделать;

  3. прочитать упражнение и выполнить все задания устно;

  4. выполнить задание письменно;

  5. проверить работу.

Очень важным моментом является выработка привычки к не­укоснительному выполнению домашних заданий:

  • какая бы погода ни была;

  • какие бы ни шли телепередачи;

  • чей бы день рождения ни отмечался.

Уроки должны быть выполнены, и выполнены хорошо. Оправ­дания невыполненным урокам нет и быть не может. Для выработки этой привычки, нужно, чтобы родители с уважением относились к учебе - как важному и серьезному делу.

Очень важно, чтобы ребенок садился за уроки в один и тот же час. Специальные исследования показали, что фиксированное время занятий вызывает состояние предрасположенности к умственной работе, т.е. выра­батывается установка.

При таком настрое ребенку не нужно преодолевать себя, т.е. сводится до нуля мучительный период втягивания в работу. Если нет постоянного времени занятий, то эта установка может не выработаться и будет форми­роваться представление, что приготовление уроков дело не обязательное, второстепенное.

Важным является и место выполнения работы. Оно должно быть по­стоянным. Никто не должен мешать ученику. Очень важно заниматься соб­ранно, в хорошем темпе, не отвлекаясь на посторонние дела.

 У детей бывают два повода отвлечения:

Первый повод - игра: ребенок втягивается в игру незаметно для себя. Поводом может служить оставленная игрушка;

Второй повод - деловой: ищет карандаш, ручку, учебник.

Чем больше отвлечений, тем больше затрачивается времени на выполнение до­машнего задания. Поэтому необходимо установить четкий порядок: линейка, карандаш, ручка - слева; учебник тетради дневник - справа.

У младших школьников есть привычка выполнять работу вполсилы. Вроде бы не отвлекается, но мысли текут лениво, постоянно прерываясь, возвращаясь обратно.

Очень важен темп работы. Работают хорошо те, кто работают быстро. Поэтому ребенка нужно ограничивать во времени (ставить часы).

Если на первых порах вы сидите рядом с ребенком, вы должны при­ободрить его: «Не торопись, детка. Смотри, какая хорошая буква получи­лась. Ну-ка еще одну постарайся, чтобы еще лучше вышло». Это, конечно, поможет ему в нелегкой работе, даже просто сделает ее веселее. Если вы будете раздражаться, если каждая помарка будет выводить вас из себя, ре­бенок возненавидит эти совместные занятия. Поэтому наберитесь терпения и не нервничайте. Но если уж очень плохо ребенок выполнил задание, то надо, чтобы он переделал его на листочке и вложил в тетрадь, не для оцен­ки, а для того, чтобы учительница видела, что ребенок старался, и с уваже­нием отнеслась к его труду. Одна из главных задач «сидения» рядом с сы­ном или дочерью - следить за тем, чтобы они ни в коем случае не отвлека­лись во время работы. И этого можно добиться даже от самого несобранно­го ребенка, если сидящие рядом мама или папа вежливо и спокойно будут возвращать его к работе. Труднее всего даются нашим детям навыки письма. Здесь вас можно успокоить, что в наш век каллиграфическое письмо не самое главное и что если ваш ребенок владеет речью, то, в конце концов, пусть пишет не так уж красиво, и не надо его за это терзать. Важно приучить его писать чисто, со­блюдая поля, обязательно без помарок.

Опять-таки из воспитательных соображений: человек должен делать все красиво, решительно все. Помогите же своему ребенку в этом добрым словом и своим присутствием. И вы не пожалеете о потраченном времени: оно принесет свои плоды.

Возникает вопрос, а когда же оставлять ребенка наедине с уроками? Делать это нужно как можно раньше, но не резко, а постепенно. Затянуть процесс этого «сидения» тоже вредно. Такие дети, которые делают уроки только с кем-нибудь из взрослых, никогда не смогут выполнить порученное им дело.

При разумной помощи и системе контроля дети приучаются выполнять уроки в одно и то же время, постепенно научатся распределять время само­стоятельно.

 3. Направление помощи - приучение к самостоятельности.

При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в рабо­те; дети отучаются думать и ждут подсказки.

Учите детей выделять учебную задачу, т.е. ребенок должен ясно пред­ставлять, какими навыками и знаниями должен овладеть, чтобы суметь вы­полнить то или иное задание. Выделяя каждый раз учебную задачу на приме­ре только что усвоенного материала, мы способствуем тому, чтобы ребенок научился сам видеть ее и в новом материале, и в том, который еще только подлежит усвоению. Поэтому, оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное все-таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как вообще надо преодолевать трудности в уче­нии и приучать ребят ко все большей и большей самостоятельности.

Позвольте в заключении, уважаемые родители, дать вам несколько советов.

  • Не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Напротив, между вами установятся доверительные отношения.

  • Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.

  • Если ребенок уже пытался вас обмануть, мол, в школе все хорошо, но на поверку выходило иначе, почаще получайте информацию "из первых рук". Учитель скажет вам правду.

  • Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не выносите поспешных приговоров. Лучше отправиться в школу и самостоятельно разобраться с проблемной ситуацией. Помните, моральные нормы в ребенке закладывает не столько школа, сколько семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) – плохая черта. От неё лучше избавиться уже в детстве.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!