ГБОУ ЛНР «Городской методический кабинет управления образования»
ГБОУ ЛНР «Ясеновская гимназия №2»
Медодические рекомендации для учителей
Укрепление здоровья посредством физического воспитания
Подготовила: директор ГБОУ ЛНР «Ясеновскаягимназия №2»,
руководитель творческой пары учителей начальных классов
по проблеме сохранения здоровья детей
Рыбальченко Светлана Евгеньевна
г. Ровеньки,
2016
Укрепление здоровья посредством физического воспитания
Valetudo bonum optimum!
Здоровье– наивысшее благо!
(Латинская пословица)
Формирование здоровой личности ребенка, сохранение и укрепление его здоровья - всеобщая проблема психолого - педагогичсекой науки и практики. Здоровье - самая главная ценность человека, без которой он не может быть счастливым. Именно здоровье всегда было, есть и будет главным показателем безопасности государства, источником его рассцвета и благополучия.
Проблема сохранения здоровья детей во всем мире становится все более актуальной, а у нас в Луганской Народной республике и подавно. Заболеваемость населения постоянно растет, а абсолютно здоровых детей почти не рождается. За последние годы частота нервно - психических расстройств увеличилось в шесть раз, неврозов - в 65 раз, а такого генетически обусловленного отклонения, как олигофрения, - в 30 раз. Впечатляют темпы распространения среди подростков и молодежи наркомании и СПИДа. Поствоенный синдром на территории нашей республики возрастает с каждым днем.
При обследовании 300 школьников нашей гимназии в 2000 году только 47% оказались условно здоровыми (не имели выраженной патологии), а за год обучения количество хронических заболеваний выросло почти вдвое. Каждый из учителей нашего заведения наблюдал, что большинство детей плохо усваивают информацию, нервные, возбужденные, у них ухудшается память, мышление, а высказать свое мнение - задача высокой сложности. Анализируя эти факты, мы пришли к выводу - гимназия недостаточно уделяет внимания укреплению и сохраненю здоровья детей. И поэтому за основу в дальнейшей работе мы взяли золотое правило: детей надо учить быть здоровыми и душой, и телом; раскрывать им ценность здоровья как самого высшего человеческого достояния. Итогом нашей совместной работы стало создание авторской здоровьясохраняющей технологии «Росток», разработка модели функционирования гимназии как Школы здоровья, методические разработки и рекомендации по решению проблемы сохранения здоровья детей.
Наша цель – сохранение здоровья детей, формирование культуры здоровья.
Задачи здоровьесберегающей деятельности:
1) развитие здоровой личности учащегося, готового к самоопределению,саморазвитию и смосовершенствованию;
2) формирование у учащихся стойких познавательных интересов к собственному здоровью на основе увеличения двигательной активности;
3) воспитание ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих как к наивысшей ценности общества;
4) повышение качества обучения школьников за счет освоения технологий,которые обеспечивают учпешность самостоятельной работы каждого ученика с учетем оценки физического здоровья и освоения программ по его укреплению;
5) создание максимально благоприятных условий для интеллектуального, духовного.морально-этического и физического развития учащихся.
Первостепенное внимание в своей работе мы уделяем физическому воспитанию, так как наряду с психическим,духовным и социальным развитием оно является определяющим для формирования здоровой личности. Методические рекомендации из опыта нашей работы могут пригодиться всем учителям.
Начинать работу по укрепелению здоровья ребенка посредством физического воспитания необходимо с первого дня пребывания ребенка в школе и до его выпуска. Первичная диагностика валеологических знаний педработников и всех работников школы, связанных своей деятельностью с детьми, ведение паспортов здоровья преподавателей и учащихся дает возможность организовать работу координационного совета и валеологического всеобуча.Это позволяет проводить постоянную диагностику состояния здоровья детей, организовывать работу школы сознательного отцовства и формирует осознанную культуру здоровья всех участников УВП. Через уроки, походы, экскурсии, праздники, развлечения, круглые столы, дифференцированные программы закаливания,физминутки, Дни здоровья и туризма и др. формируется здоровый образ жизни кажой семьи воспитанников, что немаловажно для формирования личности каждого ребенка.
Комплексный подход к проблеме формирования культуры здоровья детей позволяет на протяжении всего пребывания учащихся в школе решать проблемы сохранения здоровья детей успешно и целенаправленно.Физическое воспитание
( в том числе и духовное, и нравственное, и эстетическое, и патриотическое) проходит на каждом уроке, перерыве, воспитательном мероприятии. Это инновационные здоровьесберегающие технологии, целительные мудры,сказкотерапия, фитотерапия, цветотерапия,музыкотерапия, релаксации, тренинги,массажи,самомоссажи, имунная гимнастика, коррекционная гимнастика,специальные комплексы упражнений и физминутки, нестандартные уроки, направленные на развитие физической активности,включающие способы снятия умственного и физического напряжения.
Особую роль в развитии физических качеств и приобретении специальных валеологических знаний оказывает совместная проектная деятельность с родителями и учащимися. Проекты «Супер папа- супер сын», «Праздничное папури», «Игры патриотов», «Казацикие забавы», « Мама,папа,я – спортивная семья», «Самое ценное сокровище – здоровье», « В кругу семьи» и другие. закладывают первоосновы долголетия,здорового образа жизни,позитивного оношения к миру.
Спортивно-массовые мероприятия,используемые в практике школы на разных возрастных группах, способствуют развитию сотрудничества между классами, укрепляют дружбу и взаимовыручку, сохраняют единый позитивынй настрой. А дух соревновательности всегда приводит к желанию вести здоровый образ жизни и стремлению укреплять своё здоровье и здоровье окуржающих.
И как результат деятельности всего педагогического коллектива по укреплению здоровья посредством физического воспитания - снижение роста хронических заболеваний, уменьшение количества пропусков занятий, стремление вести активный здоровый способ жизни, сплочение детских коллективов разных возратных групп, единство семьи и школы , а также огромное желание жить,учиться и творить.
Таким образом, здоровье подрастающего человека – это одна из главных проблем современности, и свой посильный вклад в сохранение и укрепление здоровья молодого поколения может внести каждый учитель.