СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации. "Взаимодействия ученика и учителя в процессе интеграции экологического образования и воспитания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическое образование невозможно, если сформированы базовые знания по основным природным явлениям. Учащиеся 5-6 классов находятся в той возрастной группе, когда еще есть активный детский интерес к познанию природы. Начинается изучение отдельных учебных дисциплин, поэтому очень важна реализация межпредметных взаимосвязей и комплексный подход в учебной и внеурочной работе.

В системе экологического образования важнейшая роль принадлежит начальной школе.В курсе биологии особое внимание уделяется над организменным уровням организации: популяция, биоценоз, биосфера, биогеоциноз. Подчеркивается, что только на уровне биосферы происходит глобальный биотический круговорот веществ, который невозможен на уровне экосистем более низкого уровня, чем обуславливается необходимость охраны целостности биосферы и всех её подсистем. В курсе биологии осуществляется целостная ориентация школьников. Демонстрируется значение мира природы в жизни каждого человека и всего общества, формируется осознание целей и  последствий взаимодействия с природой.На уроках географии формируется представление о целостном единстве местности (ландшафта), о комплексном характере хозяйственной деятельности человека в условиях конкретной территории.В курсе химии необходимо уделить внимание экологическим проблемам, возникающим в результате мощного химического воздействия человечества на биосферу. Экологический аспект курса физики заключается в сообщении учащимся технических и технологических основ отрицательного минимального воздействия на экосистему.Взаимосвязь человека мира природы в той или иной форме отражена практически в любом литературном произведении.Роль изобразительного искусства не ограничивается рисунками детей на экологические темы. Мир природы представляется юным художникам поистине неограниченные возможности для его творческого эстетического освоения.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации. "Взаимодействия ученика и учителя в процессе интеграции экологического образования и воспитания"»

10







Методические рекомендации





Взаимодействие ученик и учителя в процессе интеграции экологического образования и воспитания











Автор: Будная Людмила Аркадьевна, учитель экологии МБОУ гимназии № 8 г. Тихорецка МО Тихорецкий район









Содержание


1. Интеграция в обучении экологии


- Экологическое образование

в цикле естественных дисциплин 3


- Экологическое образование

в цикле гуманитарных дисциплин 7


2. Список использованной литературы. 10

































Интеграция в обучении экологии.



Экологическое образование невозможно, если сформированы базовые знания по основным природным явлениям. Учащиеся 5-6 классов находятся в той возрастной группе, когда еще есть активный детский интерес к познанию природы. Начинается изучение отдельных учебных дисциплин, поэтому очень важна реализация межпредметных взаимосвязей и комплексный подход в учебной и внеурочной работе.


Экологическое образование в цикле естественных дисциплин.


Экологическое образование только тогда может быть высоко – эффективным, когда различные аспектные его содержания раскрываются во взаимодействии всех школьных дисциплин, как естественных, так и гуманитарных.

Коллектив школьных педагогов должен принимать активное участие в формировании экологического сознания учащихся. В рамках каждого учебного предмета рассматривается та проблематика, которая вытекает из содержания данного предмета.

В системе экологического образования важнейшая роль принадлежит начальной школе.

Например, в курсе природоведения осваиваются первоначальные представления о конкретных природных объектах и явлениях природы, о взаимосвязях в мире природы, о взаимопонимании мира природы и общества, о правилах поведения в природной среде.

Получаемые знания о жизни растений и животных, о природных явлениях позволяют школьникам оценить их роль в жизни человека и в мире природы, прийти к выводу о целесообразности бережного отношения к природе. В начальных классах детям доступно понимание взаимосвязей между здоровьем человека и условиями окружающей среды, между природными условиями и сельхозтрудом человека.

Наибольшую опасность в плане формирования экологического сознания школьников представляет распространенное в курсе природоведения деление живых существ на полезных и вредных, акцентирование внимания на том, что природа является источником материальных благ, и формирование о ней как всего лишь об окружающей среде.

В курсе биологии особое внимание уделяется над организменным уровням организации: популяция, биоценоз, биосфера, биогеоциноз. Подчеркивается, что только на уровне биосферы происходит глобальный биотический круговорот веществ, который невозможен на уровне экосистем более низкого уровня, чем обуславливается необходимость охраны целостности биосферы и всех её подсистем.








































Рис. 1 Интеграция в обучении экологии





На уроках биологии учащиеся приходят к выводу, что богатство отношений между видами является условием целостности мира природы.

В курсе биологии осуществляется целостная ориентация школьников. Демонстрируется значение мира природы в жизни каждого человека и всего общества, формируется осознание целей и последствий взаимодействия с природой.

Особое значение имеет осмысление антропогенных факторов как факторов, обусловивших глобальный экологический кризис. При этом следует уделять внимание не только взаимодействиям человека на природу техногенного характера, но и персонального характера, например, в ситуациях рекреации.

В школьном курсе географии в наибольшей степени у учащихся формируется представление о целостности природы. На уроках географии формируется представление о целостном единстве местности (ландшафта), о комплексном характере хозяйственной деятельности человека в условиях конкретной территории.

Курс физической географии предусматривает изучение физико-химических факторов среды (климатических, почвенно-грунтовых, геоморфологических, гидрологических), а также биотических факторов, как компонентов географической оболочки Земли.

Таким образом, на уроках физической географии учащимся сообщают основные экологические знания о лито-, гидро-, атмосфере – их загрязнении и охране.

В курсе химии необходимо уделить внимание экологическим проблемам, возникающим в результате мощного химического воздействия человечества на биосферу.

Рассматривая химические элементы, их соединения и характеризуя их роль в природе, учащиеся узнают о химических составах воды. Воздуха, почвы как об биотических факторах среды. Формируется понятие о естественном динамическом равновесии между химическими показателями различных элементов экосистемы.

Именно в курсе химии наиболее четко раскрывается проблема загрязнения природы отходами человеческой деятельности, в частности, высокоактивными химическими соединениями, синтезированными человеком, к переработке которых природа оказывается совершенно неготовой. Дается представление об использовании природных, а также синтезированных веществ в качестве удобрений и ядохимикатов. Также углубляются знания о химической сущности круговорота веществ в биосфере, показываются стратегии борьбы с химическим загрязнением в биосфере, дается представление о безотходном экологически чистом производстве.

Современные условия предъявляют к педагогам-химикам требования уделять больше внимания химико-технологическим компонентам процессов очистки производственных выбросов, а также вооружению школьников практическими умениями, позволяющими самим анализировать степень химического загрязнения продуктов питания.

Экологический аспект курса физики заключается в сообщении учащимся технических и технологических основ отрицательного минимального воздействия на экосистему. Большое значение имеет представление об экологически чистых источниках энергии (реки, ветер, солнечное излучение, морские приливы, геотермальные источники).

В курсе физики у школьников можно формировать экологически ориентированные инженерно-конструкторские стратегии на основе энергосберегающих изобретений. Большое внимание необходимо уделять вопросам защитно-аварийных, очистных сооружений.

Чернобыльская авария актуализировала рассмотрение в курсе физики таких проблем, как радиационное загрязнение, радиационный фон и его допустимые параметры, приборы для измерения уровня радиации.

Таким образом, биологические науки формируют, прежде всего, представления об уровнях организации живого и системном характере взаимосвязей в биосфере, география – о целостности мира природы, химия – о загрязнении природной среды, физики – об энергетическом взаимодействии с природой.







Экологическое образование в цикле гуманитарных дисциплин.



Взаимосвязь человека мира природы в той или иной форме отражена практически в любом литературном произведении.

В школьном курсе литературы уделяется очень мало внимания формированию экологической культуры школьников. Картины природы, как правило, рассматриваются в своей композиционной функции, не имеющей самостоятельного значения. Такое упрощенное представление ограничивает возможности литературы в плане экологического образования.

Русская литература традиционно была связана с миром природы. Описание природы в ней имели разнообразное значение. Пейзаж творит духовный мир лирического героя, созвучен его умонастроению, является художественным символом.

Русские писатели демонстрируют, глубокого и тонкого его восприятия. Все творчество И.С.Тургенева, Н.С.Лескова, И.А.Бунина проникнуто поэзией русской природы. Глубокое художественное психологическое открытие духовных связей между человеком и миром природы дано в произведениях С.Т.Аксакова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова. Л.Н.Толстой, в частности, свой педагогический и писательский опыт вложил в серию кратких очерков о законах природы, об их взаимодействии на жизнь человека. Эти очерки были написаны для детей.

Через переживания автора или героя раскрывается и собственное величие природы, как это происходит в творчестве М.Ю.Лермонтова, воспевшего природу Кавказа. Мир природы у М.Ю.Лермонтова освобождает душу от всех побочных, суетных настроений, возвращая внутренний мир героя к глубинным истокам, к младенческой чистоте. У Ф.И.Тютчева мы находим субъективное восприятие природы: «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык», - представление о ней как о самоценности, достойной уважения и восхищения.

Картины русской природы, освященные высоким и светлым чувством любви к своему отечеству, написаны Н.А.Некрасовым, А.Блоком, Н.Рубцовым, С.Есениным.

В творчестве М.М.Пришвина гармонически сочетается и любовь к родной природе, и знания о ней, и понимание её тонкой красоты. Кредо писателя заключается в убежденности в нравственном воздействии природы на человека.

Принцип бескорыстного воздействия к миру природы провозглашается К.Г.Паустовским. Ценность природы не в её хозяйственном потенциале, а в эстетической и этической значимости.

Размышления Л.Леонова, Ч.Айтматова, В.Распутина и других писателей об отношении современного общества к миру природы полны философского драматизма. В своих произведениях они пытаются встряхнуть читателя, заставить его думать о судьбе мира природы и судьбе отечества, остановить безумное уничтожение всего живого и самого себя.

Литература позволяет школьникам делать сопоставление образного и научного описания мира природы, преодолевать существующий в мировоззрении разрыв между образным и логическим его восприятием.

На уроках истории практически не уделяется внимания проблемам экологического образования.

С одной стороны, характеризуя культуру различных исторических эпох и государств, но следует оставлять без анализа философское осмысление природы и взаимодействия с ней в данной культуре, можно показать учащимся этапы и направления развития общественного экологического сознания.

С другой стороны, важно подчеркнуть взаимосвязь общественного развития народов и природных условий тех территорий, на которых они проживали.

Учащимся можно предложить оценить экологические последствия тех или иных технических изобретений (лук, огнестрельное оружие, транспортные средства и т.д.)

На историческом материале может быть раскрыто, как совершались величайшие экологические преступления: уничтожение тарпана (дикой европейской лошади), дронта (большой нелетающей птицы) и т.д.

Роль изобразительного искусства не ограничивается рисунками детей на экологические темы. Мир природы представляется юным художникам поистине неограниченные возможности для его творческого эстетического освоения. Дети всегда с удовольствием рисуют мир природы. На уроках изобразительного искусства целесообразно учить рисовать школьников не только пейзажи различных ландшафтов по сезонам года, но и обучать технике натуралистических зарисовок. Особую радость доставит задание нарисовать своих домашних животных.

Важное значение имеет ознакомление школьников с различными направлениями изобразительного искусства великих русских художников: А.Г.Веницианов, А.К.Саврасов, И.И.Левитан, Ф.А.Васильев, И.И.Шишкин, В.М.Васнецов, М.А.Врубель и др. А также ознакомление с французскими художниками, такими как К.Моне, П.Сезан, К.Писсаро, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рубенс, Рембрант.

Специального рассмотрения заслуживает творчество художников-анималистов. Анималистика - древнейший вид искусства, которое, собственно, и началось с изображения животных.

В творчестве композиторов тема природы также всегда занимала большое место. Целесообразно включить в содержание занятий анализ цикла «Времена года» П.И.Чайковского, «Полет шмеля» Римского-Корсакова, композиция «Эль Бимбо» (музыка к телепередаче «В мире животных»). Старшеклассникам – «Отлет птиц», «Концерт Земле» Пола Уинтера. Творчество этого американского композитора получило название «экологический джаз» и популяризуется сотрудниками программы по охране окружающей среды ООН (ПООСОН). Названия его композиций говорят сами за себя: «Колыбельная матушки китихи маленьким тюленятам», «Гимн русской земле», «Волчьи глаза» и т.д.





















Список использованной литературы




    1. Алексеев С.В. Экология: наука и область образования. Методические рекомендации. Санкт-Петербург, 2006

    2. Андреянов А.П. Формирование экологической культуры с помощью поэтических образов. Журнал «География в школе» № 3, 2011

    3. Карпова Г.Н. К созданию методики экологического образования школьников. Журнал «Вопросы психологии» № 1, 2010

    4. Рыжев И.Н. Игры на уроках географии и экологии. Журнал «География в школе» № 3, 2012

    5. Баканина Ф.Н. Современные проблемы экологии. «Просвещение», М., 2010












































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!