СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания для обучающихся по организации аудиторной самостоятельной работы на итоговом занятии Тема: «Тригонометрические уравнения, их виды и методы решения»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации разработаны на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности, 33.02.01 Фармация, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ «12» мая  2014 г. № 501.

Содержание общеобразовательной учебной дисциплины ОУД 03. «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия»  реализуется в процессе освоения студентами ППССЗ с получением среднего общего образования, разработанной в соответствии с требованиями  ФГОС СПО нового поколения.

Просмотр содержимого документа
«Методические указания для обучающихся по организации аудиторной самостоятельной работы на итоговом занятии Тема: «Тригонометрические уравнения, их виды и методы решения»»

ФИЛИАЛ «САМАРСКИЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

ГБПОУ «САМАРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ им. Н. ЛЯПИНОЙ»









Методические указания для обучающихся по организации аудиторной самостоятельной работы на итоговом занятии

Тема: «Тригонометрические уравнения, их виды и методы решения»



ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 «МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА; ГЕОМЕТРИЯ»

общеобразовательного цикла

программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 33.02.01 Фармация

(базовый уровень подготовки)

















Самара, 2015



ОДОБРЕНО


Цикловой


методической комиссией




Председатель_________И.Н.Солоимова


Протокол №


____ ____________20___


Составитель: Котова Ю.Ю., преподаватель филиала «СМСК»







Методические рекомендации разработаны на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности, 33.02.01 Фармация, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ «12» мая 2014 г. № 501.

Содержание общеобразовательной учебной дисциплины ОУД 03. «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» реализуется в процессе освоения студентами ППССЗ с получением среднего общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО нового поколения.













Структура

1. Наименование темы

2. Цели занятия

3. Оснащение

4. Программированная инструкция к самостоятельной работе

5. Задания для самостоятельной работы студентов

6. Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсы Интернета

Приложение 1. Тестовые задания по теоретическому материалу тем

Приложение 2. Задания для самостоятельной работы студентов





























Занятие № 1

Тема: «Тригонометрические уравнения, их виды и методы решения»

Цели и задачи занятия

Образовательная: актуализировать, расширить и обобщить знания учащихся о способах решения тригонометрических уравнений; ввести понятие однородного тригонометрического уравнения; отработать алгоритм решения однородных тригонометрических уравнений; применять знания, полученные в темах: «Простейшие тригонометрические уравнения» и «Обратные тригонометрические функции» при решении однородных и неоднородных тригонометрических уравнений; активизировать внимание; актуализировать новые знания; закрепить сведения, формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать; добиться прочного усвоения системы знаний по теме «Тригонометрия».

Развивающая: формировать навыки самообразования, развитие речи, мышления, памяти. формировать умение систематизировать, обобщать, выделять главное; развивать вычислительные навыки, устную и письменную математическую речь, развивать логику, умение работать с текстом, делать выводы, анализировать информацию, способствующую формированию социально-гуманитарной и естественнонаучной картины мира; обогатить словарный запас, развивать познавательную активность студентов с помощью проблемных вопросов.

Воспитательная: прививать умения и навыки учебной работы, формировать у студентов целостное миропонимание и современное научное мировоззрение, создать атмосферу доброжелательности, воспитать чувство ответственности, уважения друг к другу, уверенности в себе, формировать умение отстаивать собственную позицию, воспитывать трудолюбие и прилежание, аккуратность, культуру поведения, любовь к труду, упорство в достижении поставленной цели.

Здоровьесберегающие: создать благоприятную атмосферу в образовательном пространстве, четко структурировать занятие с учетом работоспособности студентов, менять виды деятельности, использовать задания различного типа, соблюдать режим проветривания, физкультминутки, проводить занятия с учетом санитарно-гигиенических требований.

Интеграция темы

Межпредметные связи с предметом «Физика» тема «Механические колебания и волны», «Колебания и волны», «Динамика», «Кинематика».

Внутрипредметные связи с темами «Радианное измерение углов. Основные понятия тригонометрии», «Тригонометрические функции числового аргумента», «Основные тригонометрические тождества», «Обратные тригонометрические функции, их свойства и графики», «Простейшие тригонометрические уравнения».

Выход: умение решать тригонометрические уравнения.

После изучения темы студент должен

Уметь: определять тип и вид тригонометрических уравнений.

Знать: методы решения тригонометрических уравнений

Владеть: приемами решения однородных и неоднородных тригонометрических уравнений.

Место проведения: кабинет математики

Оснащение (для студента)

1. Учебники:

  1. Башмаков М.И. Математика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования./ М.И. Башмаков— М.: Наука, -2014.- 383с.

  2. Башмаков М.И. Математика. Задачник: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. / М.И. Башмаков— М.:, Наука, 2014.-356с

2. Дополнительная литература

  1. Занимательная математика на уроках в 8-11 кл.: тематические кроссворды / сост. О.В.Валькова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 96 с.

3. Раздаточный материал:

  1. Тесты по теоретическому материалу на тему: «Тригонометрические уравнения, их виды и методы решения»

  2. Самостоятельная работа на тему: «Тригонометрические уравнения, их виды и методы решения» (2 варианта)

4. Рабочие тетради













Программированная инструкция к итоговому занятию

Тема: «Тригонометрические уравнения, их виды и методы решения»

Название этапа

Описание этапа

Цель

Время, мин

Анализ выполнения домашнего задания

Решение обучающих домашних заданий у доски

Тренировка практических умений и навыков. контроль выполнения домашнего задания

10 мин

(одновременно)






Математический диктант по теме: «Тригонометрические уравнения, их виды и методы решения»

Уважаемые студенты! Вовремя написания на доске решенных заданных на дом уравнений вы должны написать на листочках задания и ответы к ним в виде математического диктанта.

Выработка умения целенаправленно выбирать нужную информацию. Показать теоретические знания по данной теме





Ответить на теоретические вопросы тестов



Выполните тестовые задания по теории.

Выработка умения целенаправленно выбирать нужную информацию. Показать теоретические знания по данной теме

10 мин.




Разбор решения типичных уравнений всех изученных типов.

1) Решение уравнений разложением на множители sin2x-cosx=0 2) Решение уравнений с помощью замены переменных аsin2x+bsinx+c=0или  аcos2x+bcosx+c=0 (а+0) 3) Решение однородных уравнений и уравнений, сводящихся к ним

 a0sinx+a1cosx=0

4) Решение уравнений преобразованием произведения тригонометрических функций в сумму.

5) Решение уравнений с помощью формул понижения степени.

Выработать умение анализировать ситуацию. Тренировка практических умений и навыков.

30 мин.




Самостоятельная работа по теме: «Тригонометрические уравнения, их виды и методы решения»

Уважаемые студенты! Вы должны показать практические и теоретическии знания по данной теме, применив их при решении уравнений.

Выработка умения анализировать ситуацию. Тренировка практических умений и навыков.

40 мин.




1) Анализ выполнения домашнего задания:

  1. - уравнение, решаемое заменой переменной;

  2. - уравнение, решаемое как неоднородное, путем замены 2*1=2(sin2х+ cos2х);

  3. 5sin2 x + 3sin x · cos x – 4 = 0 – уравнение, решаемое как неоднородное, путем замены 2*1=2(sin2х+ cos2х);

  4. tg2 x + 3tg x – 4 = 0 –уравнение решаемое заменой переменной;

  5. 2 cos(3x – π/4) = -√2 – уравнение решаемое по формулам общего вида решения тригонометрических уравнени

2) Математический диктант по теме: «Тригонометрические уравнения, их виды и методы решения»

3) Тестовые задания по теоретическому материалу темы:

1 вариант

1) График какой функции изображен на рисунке?

1)

2)

3)

4)



2) График какой функции изображен на рисунке?

1)

2)

3)

4)

3. Укажите множество значений функции .

1)

2)

3)

4)

4. Укажите множество значений функции .

1)

2)

3)

4)

5. Решите уравнение .

1)

3)

2)

4)

6. Решите уравнение .

1)

,

3)

,

2)

,

4)

,

7. Решите уравнение .

1)

3)

2)

4)

8. Решите уравнение .

1)

3)

2)

4)

9. Решите уравнение .

1)

3)

2)

4)

10. Решите уравнение .

1)

3)

2)

4)

2 вариант

1.График какой функции изображен на рисунке?

1)

2)

3)

4)



2.График какой функции изображен на рисунке?

1)

2)

3)

4)


3. Укажите множество значений функции .

1)

2)

3)

4)

4. Укажите множество значений функции .

1)

3)

2)

4)

5. Решите уравнение .

1)

3)

2)

4)

6. Решите уравнение .

1)

,

3)

,

2)

,

4)

,

7. Решите уравнение .

1)

3)

2)

4)

8. Решите уравнение .

1)

3)

2)

4)

9. Решите уравнение .

1)

3)

2)

4)

10. Решите уравнение .

1)

3)

2)

4)

4) Разбор решения основных типов тригонометрических уравнений.

  1. Решение уравнений разложением на множители

sin2x-cosx=0

Решение: применяя формулуsin2x=2sinxcosx, получим cosx(2sinx-1)=0

cosx=0                        или                     2sinx=1

x=π/2+πn, nϵZ                                            sinx = ½;

                  1. x=(-1)k π/6+πk, kϵZ

Ответ: x=π/2+πn, nϵZ; (-1)k π/6+πk, kϵZ

2. Решение уравнений с помощью замены переменных

 

аsin2x+bsinx+c=0    или    аcos2x+bcosx+c=0 (а+0)

сводятся к простейшим тригонометрическим уравнениям с помощью замены   sinx=t        или          cosx=t.

     Пример 1       

                        cos2x+cosx-2=0

Решение: это уравнение является квадратным относительноcosx. Поэтому сделаем заменуt=cosx. Итак, получим уравнение

                             t2+t-2=0,  по теореме Виета

                                    t1=1              t2=-2

Итак, получим

                               cosx=1                  cosx=-2

                              x=2πk, kϵz          (не имеет корней)

 

  Ответ:x=2πk, kϵz

3. Решение однородных уравнений и уравнений, сводящихся к ним

 

a0sinx+a1cosx=0

a0sin2x+a1sinxcosx+a2cos2x=0

a0sinnx+a1sinn-1xcosx+a2sinn-2xcos2x+ …  +an-1sinxcosn-1x+ancosnx=0

называются однородными относительно sinx и cosx. Они обладают тем свойством, что сумма показаний степеней при sinxи cosxу всех членов уравнения одинакова. Делением на cosx, cos2x… cosnxcоответственно уравнения (2) приводятся к алгебраическим уравнениям относительноtgx.

Пример:

6sin2x+sinxcosx-cos2x=2.  Имеем

6sin2x+sinxcosx-cos2x=2(sin2x+cos2x)↔ 4sin2x+sinxcosx-3cos2x=0,

т.е. получили однородное уравнение. Разделив обе части уравнения на cos2x (cosx≠0),  получим:

4tg2x+tgx-3=0, найдём, что

                             tgx=-1                                                   tgx=3/4

                             x=-π/4+πk, kϵZ                                  x=arctg3/4+πn, nϵZ

 

Ответ: -π/4+πk, kϵZ; arctg3/4+πn, nϵZ

4. Решение уравнений преобразованием произведения тригонометрических функций в сумму

 

Пример:        sin2xsin6x=cosxcos3x.

По формуле  cosαcosβ=½(cos(α-β)+cos(α+β))


получим        ½(cos(2x-6x)-cos(2x+6x))= ½(cos(x-3x)+cos(x+3x)),


иначе            cos4x-cos8x=cos2x+cos4x

                       cos8x+cos2x=0


Преобразовывая в произведение сумму косинусов, будем иметь             

                         2cos5xcos3x=0

               cos5x=0                или                cos3x=0

              5x=π/2+πn                                 3x=π/2+πk

              x=π/10 + πn/, nϵZ                               x=π/6 + πk/, kϵZ

 

Ответ: π/10 + πn/, nϵZ;  π/6 + πk/, kϵZ

5. Решение уравнений с помощью формул понижения степени

 

  Пример:        sin22x+cos25x=1.

По формуле       cos2α=½(1+cos2α) ;  получим    cos25x=½(1+cos10x)

По формуле      sin2α=½(1-cos2α); получим     sin22x=½(1-cos4x).

 В результате имеем уравнение

 ½(1+cos10x)+½(1-cos4x)=1,  иначе 

 cos10x-cos4x=0,   тогда по формуле

сosα-cosβ=-2sin½ (α+β)sin½ (α-β),  тогда уравнение преобразуется к виду

          -2sin3xsin7x=0

     sin3x=0       или       sin7x=0

    3x=πk                      7x=πn                               

  x=1/3πk; k ϵZ             x=1/7πn; n ϵZ

 

Ответ:1/3πk, kϵZ; 1/7πn, nϵZ




5) Задания для самостоятельной работы студентов

1 вариант

2 вариант

Уравнение

Уравнение

cos (4х – 2) = -1/2;

cos (4х – 2) = -1/2;

cos2х – 2cos х = 0;

cos2х – 2cos х = 0;

cos2х– sin2х = 1;

cos2х– sin2х = 1;

3sin2х – 5sin х – 2 = 0;

3sin2х – 5sin х – 2 = 0;

2sin х – 3cos х = 0;

2sin х – 3cos х = 0;

(tg х- √3)(2sin + 1) = 0;

(tg х- √3)(2sin + 1) = 0;

sinх=0

sinх=0

3sin²х+sinх cos х= 2cos²х.

3sin²х+sinх cos х= 2cos²х.

3sin²х+sinх cos х - 2cos²х = 4

3sin²х+sinх cos х - 2cos²х = 4



  1. Обобщение материала по теме.

Задайте преподавателю вопросы, которые вызвали затруднение при подготовке к самостоятельной работе. Повторите пройденный материал.

  1. Итоги занятия


Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсы Интернета

Основная литература:

  1. Башмаков М.И. Математика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования./ М.И. Башмаков— М.: Наука, -2014.- 383с.

  2. Башмаков М.И. Математика. Задачник: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. / М.И. Башмаков— М.:, Наука, 2014.-356с.

Дополнительная литература:

  1. Занимательная математика на уроках в 8-11 кл.: тематические кроссворды / сост. О.В. Галичкина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 96 с.









Приложение 1. Тестовые задания по теоретическому материалу темы

Вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

3

1

4

2

1

2

4

1

2

3

2

4

3

2

3

2

4

4

2

4

2

Ключ к тестам:



Приложение 2. Задания для самостоятельной работы студентов

Ответы:

1 вариант: 2 вариант:

1)

1)

2)

2)

3)

3)

4)

4)

5)

5)

6)

6)

7)

7)

8)

8)

9)

9)

10)

10)