СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания для студентов по выполнению внеаудиторной (самостоятельной) работы по дисциплине ОУД.07 Информатика

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Информатика» на 117 часов, где 39 часов занимает внеаудиторная самостоятельная работа, которая предполагает самостоятельное изучение студентами теоретического материала и выполнение самостоятельной работы.

Выполнение самостоятельной внеаудиторной работа является обязательной для каждого студента. В данных рекомендациях предусмотрены задания по формированию умений и навыков конспектирования текста, работы с учебной и специальной литературой, подготовкой сообщений, докладов и презентаций.

Методические указания для студентов составлены в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине «Информатика» по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» и 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».

Просмотр содержимого документа
«Методические указания для студентов по выполнению внеаудиторной (самостоятельной) работы по дисциплине ОУД.07 Информатика»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

«ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ Г.СЫЗРАНИ»












МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ


по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

по дисциплине ОУД.07 Информатика

для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
























Сызрань, 2018 год

ОДОБРЕНО

Предметной (цикловой) комиссией

естествено- математического цикла

Председатель ________ Касьянова И.Н.

Протокол № ____ от «_____» __________ 201__ г.



Составитель: Арутюнян А.А., преподаватель ГБПОУ «ГК г. Сызрани»


Эксперты:


Внутренняя экспертиза:


Техническая экспертиза: ________Лапшина О.А, методист социально-педагогического профиля ГБПОУ «ГК г. Сызрани»


Содержательная экспертиза: ________ Дугина Е.П. , заведующий отделом по учебной работе социально-педагогического профиля ГБПОУ «ГК г. Сызрани»



Методические указания для студентов составлены в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине «Информатика» по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» и 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».

























Аннотация

Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Информатика» на 117 часов, где 39 часов занимает внеаудиторная самостоятельная работа, которая предполагает самостоятельное изучение студентами теоретического материала и выполнение самостоятельной работы.

Выполнение самостоятельной внеаудиторной работа является обязательной для каждого студента. В данных рекомендациях предусмотрены задания по формированию умений и навыков конспектирования текста, работы с учебной и специальной литературой, подготовкой сообщений, докладов и презентаций.



Оглавление


Пояснительная записка

4

Перечень видов самостоятельной работы

4

Перечень внеаудиторных самостоятельных работ

5

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

5

Самостоятельная работа № 1

6

Самостоятельная работа № 2

6

Самостоятельная работа № 3

7

Самостоятельная работа № 4

8

Самостоятельная работа № 5

9

Приложение 1. Методические рекомендации

10

Приложение 2. Критерии оценки

19

Приложение 3. Карточки с заданиями

25

Список литературы

29




Пояснительная записка

Самостоятельная работа студентов лишь тогда может дать должный эффект, если она осуществляется систематически, в соответствии с определенным планом.

В настоящее время актуальным становятся требования к личным качествам современного студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью.

Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых, предоставления им права выбора путей и способов обучения. Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.

Решение этих задач требует повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.

Цели самостоятельной работы:

  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;

  • углубление и расширение теоретических знаний;

  • формирование умений использовать справочную и учебную литературу;

  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  • развитие исследовательских умений.


Перечень видов самостоятельной работы по дисциплине «Информатика»

Кол–во часов

Вид самостоятельной работы

Форма контроля

2

Конспектирование

Проверка конспектов

7

Подготовка и написание докладов

Защита доклада

3

Решение вариативных задач

Отчет на учебном занятии

15

Индивидуальное практическое задание

Защита практической работы

6

Подготовка и написание сообщения

Защита сообщения

6

Оформление мультимедийных презентаций

Представление мультимедийной презентации


Перечень внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине

«Информатика»

Самостоятельная работа

Название темы

Название темы

Количество часов

Тема 1. Информационная деятельность человека.

Самостоятельная работа № 1.

Подготовка доклада:

«Известные ученые положившие начало развития ЭВМ»

3

5

Подготовка доклада:

«Поколения ЭВМ. Основные этапы развития информационного общества»

2

Тема 2. Информация и информационные процессы

Самостоятельная работа № 2.

Представление информации в различных системах счисления

3

6

Работа со справочными системами. Поиск файлов.

3

Тема 3. Средства информационных и коммуникационных технологий

Самостоятельная работа № 3.

Изучить правонарушения в информационной сфере и меры их предупреждения.

2

4

Презентация на тему "Периферийные устройства"

2

Тема 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов


Самостоятельная работа № 4. Спроектировать и создать базу данных «Наша группа».

3

14

Составление таблицы успеваемости студентов группы средствами Microsoft Excel(индивидуальное практическое задание)

3

Создайте объявление о «Наборе детей в свой кружок»

4

Создание презентации с гипертекстом.

4

Тема 5. Телекоммуникационные технологии

Самостоятельная работа № 5. Создание Web-сайта на тему "Положительные и отрицательные стороны интернета"

2

10

Формирование запросов для работы в сети Интернет (сообщение)

2

Возможности и перспективы развития компьютерной графики (доклад)

2

Технология и средства защиты информации в глобальных и локальных компьютерных сетях от разрушения, несанкционированного доступа (сообщение)

2

Технология и средства защиты информации в глобальных и локальных компьютерных сетях от разрушения, несанкционированного доступа (сообщение)

2

Итого


39



Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов


Самостоятельная работа № 1

Тема: Информационная деятельность человека.

Цель работы: Научиться самостоятельно искать, отбирать, систематизировать и оформлять информацию по заданной теме; получить опыт публичной защиты выполненной работы. Обобщить и систематизировать знания по истории появления и развития вычислительной техники, основным характерным чертам поколений ЭВМ.

Задание: 

1. Подготовить доклад Известные ученые положившие начало развития ЭВМ».

2. Подготовить доклад «Поколения ЭВМ. Основные этапы развития информационного общества».

Время выполнения работы: 5 часов

Методические рекомендации по подготовке реферата (Приложение 1)

Критерии оценки реферата (Приложение 2)

Рекомендуемые источники:

  • Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю.. Информатика : Учебник. – М.: 2017

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/История_вычислительной_техники (28.03.15)

  • http://sdo.uspi.ru/mathem&inform/lek9/lek_9.htm- история развития ВТ (28.03.15)

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/История_вычислительной_техники- история ВТ (28.03.15)



Самостоятельная работа № 2

Тема: Информация и информационные процессы.

Цель работы: Изучить способы представления текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации, научиться записывать числа в различных системах счисления, закрепить перевод чисел из одной системы счисления в другую. Поиск информации на государственных образовательных порталах. Ознакомить с различными способами получения справочной информации при пользовании системой Windows; научить использовать средства операционной системы для поиска файлов; Закрепить навыки работы учащихся с ОС Windows; Проверить и оценить умение учащихся работать с объектами на рабочем столе и окнами;

Задание: 

1. Выполнить задание по решению вариативных задач по теме «Представление информации в различных системах счисления».

2. Работа со справочными системами. Поиск файлов.

Время выполнения работы: 6 часов.

Методические рекомендации по решению задач (Приложение 1)

Критерии оценки при решении задач (Приложение 2)

Карточки с заданием (Приложение 3)

Рекомендуемые источники:

  • Угринович, Н. Информатика и информационные технологии / Н. Угринович. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2017. - 512 c.

  • Шестакова Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс. / Шестакова, Л.В. и. - М.: Бином, 2017. - 176 c.

  • http://psbatishev.narod.ru/ (28.03.15)

  • http://userdocs.ru/informatika/8793/index.html?page=11 – Лабораторные работы(28.03.15)

  • http://ikt.rtk-ros.ru/ - Лабораторные работы(28.03.15)

  • http://festival.1september.ru/articles/419972/ Урок (28.03.15)


Самостоятельная работа № 3

Тема: Средства информационных и коммуникационных технологий.

Цель работы: Познакомиться с документами, регламентирующими виды нарушений при использовании ПК, интернета, информационно-коммуникационных технологий и ответственность за правонарушения в компьютерной области.

Задание:

1. Подготовить конспект «Законы РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и «Об электронно-цифровой подписи».

2. Подготовить презентацию на тему "Периферийные устройства" 

Время выполнения работы: 2 часа

Методические рекомендации по подготовке конспекта (Приложение 1)

Критерии оценки конспекта (Приложение 2)

Методические рекомендации по подготовке презентации (Приложение 1)

Критерии оценки презентации (Приложение 2)

Рекомендуемые источники:

  • Преступления в сфере информационных технологий - http://ru.wikipedia.org/wiki/Преступления_в_сфере_информационных_технологий (28.03.15)

  • Правонарушения в области технической защищённости систем - http://ru.wikipedia.org/wiki/Правонарушения_в_области_технической_защищённости_систем(28.03.15)

  • Ответственность за нарушения и преступления в информационной сфере - http://www.iso27000.ru/zakonodatelstvo/otvetstvennost-za-narusheniya-i-prestupleniya-v-informacionnoi-sfere(28.03.15)

  • Административная и уголовная ответственность за нарушения в области информации, в том числе компьютерной - http://www.referent.ru/48/215998(28.03.15)

  • адвокат по компьютерным преступлениям (киберпреступлениям) - http://www.advodom.ru/services/cybercrime.php(28.03.15)



Самостоятельная работа № 4

Тема: Технологии создания и преобразования информационных объектов.

Цель работы:  Совершенствовать основные навыки работы с программным пакетом MS Office.

Задание: 

  1. Выполнить индивидуальное практическое задание «Многотабличная база данных «Студенты колледжа». (Создать файл базы данных с именем «Колледж_Фамилия» в своей папке. Создать таблицы для базы данных «Колледж». Объекты: Группа, Студенты, Преподаватели, Дисциплина).

  1. Выполнить индивидуальное практическое задание «Составление таблицы успеваемости студентов группы средствами Microsoft Excel. (В табличном процессоре Excel создать таблицу успеваемости из журнала группы. Провести расчеты с использованием логических функций и операций. Найти средний бал успеваемости и отсортировать записи по столбцам «Наименование предмета» и «Оценка». Оформить таблицу).

  2. Создайте объявление о «Наборе детей в свой кружок».

  3. Создание презентации с гипертекстом.

Время выполнения работы: 2 часа

Методические рекомендации по выполнению практического задания (Приложение1)

Критерии оценки выполнения практического задания (Приложение 2)

Рекомендуемые источники:

  • Цветкова, М. С. Информатика и ИКТ: учебник нач. и сред. проф. образования / М. С. Цветкова, Л. С. Великович. - М.: Издательский центр «Академия, 2016

  • Шестакова Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс. / Шестакова, Л.В. и. - М.: Бином, 2017. - 176 c.

  • http://psbatishev.narod.ru/ (28.03.15)

  • http://userdocs.ru/informatika/8793/index.html?page=11 – Лабораторные работы(28.03.15)

  • http://ikt.rtk-ros.ru/ - Лабораторные работы(28.03.15)

  • http://xreferat.ru/33/7705-1-programmy-dlya-obrabotki-zvukovoiy-informacii.html (28.03.15)

  • http://inform-ikt.narod.ru/book10.htm(28.03.15)

  • http://www.polezno.com/material/196(28.03.15)


Самостоятельная работа № 5

Тема: Телекоммуникационные технологии.

Цель работы: Научиться самостоятельно искать, отбирать, систематизировать и оформлять информацию по заданной теме; получить опыт публичной защиты выполненной работы. Научиться работать с файлами и аппаратными ресурсами локальной сети, познакомиться с существующими в интернете поисковыми системами, видами информационных ресурсов Интернета; Совершенствовать знания о средствах защиты информации в глобальных и локальных компьютерных сетях.

Задание: 

  1. Создание Web-сайта на тему "Положительные и отрицательные стороны интернета"

  2. Формирование запросов для работы в сети Интернет (сообщение)

  3. Возможности и перспективы развития компьютерной графики (доклад)

  4. Технология и средства защиты информации в глобальных и локальных компьютерных сетях от разрушения, несанкционированного доступа (сообщение)

  5. Технология и средства защиты информации в глобальных и локальных компьютерных сетях от разрушения, несанкционированного доступа (сообщение)

Время выполнения работы: 2 часа

Методические рекомендации по подготовке сообщения, доклада (Приложение 1)

Критерии оценки сообщения, доклада (Приложение 2)

Рекомендуемые источники:

  1. Цветкова, М. С. Информатика и ИКТ: учебник нач. и сред. проф. образования / М. С. Цветкова, Л. С. Великович. - М.: Издательский центр «Академия, 2016

  2. Шестакова Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс. / Шестакова, Л.В. и. - М.: Бином, 2017. - 176 c.

  3. Основы информатики. Учебник для студентов вузов/Беляев М.А. – Ростов н/Д:Феникс, 2013.

  4. http://www.coolreferat.com (28.03.15)

  5. http://otherreferats.allbest.ru/programming/00118535_0.html(28.03.15)

  6. http://referat.mirslovarei.com/d/18949/?page=5#text(28.03.15)




Приложение 1

Методические рекомендации по составлению конспекта:

  1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

  2. Выделите главное, составьте план;

  3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

  4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

  5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Запись лучше всего делать по прочтении не одного – двух абзацев текста, а целого параграфа или главы (если она небольшая). Конспектирование ведется  не с целью иметь определенные записи, а для более полного овладения содержанием  изучаемой книги. В записях отмечается и выделяется все то новое, интересное и нужное, что особенно привлекло внимание. После того, как сделана запись содержания параграфа, главы, следует перечитать ее, затем вновь обратиться к тексту и проверить себя, правильно ли изложено основное его содержание. Техника конспектирования: - конспектируя книгу большого объема, запись лучше всего вести в общей тетради; - на каждой странице слева оставляются поля шириной 25-30 мм для записи коротких подзаголовков, кратких замечаний, вопросов; - для повышения разборчивости (читаемости) записи оставляют интервалы между строками, абзацами. Новую мысль начинают с красной строки; - при записи широко используют различные сокращения и условные знаки, но не в ущерб смыслу записанного. Рекомендуется применять общеупотребительные сокращения, например:
м.б. – может быть б.ч. – большей частью гос. – государственный д.б. – должно быть и т.д. - Не следует сокращать имена и названия, кроме очень часто повторяющихся. - в конспекте не должно быть механического переписывания текста без продумывания его содержания и смыслового анализа. Конспект принесет пользу студенту только тогда, когда он составлен лично им. Методические рекомендации по подготовке доклада:

Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы.

Этапы подготовки доклада:

1. Определение цели доклада.

2. Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада.

3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.

4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного.

5. Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана.

6. Композиционное оформление доклада.

7. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисов выступления.

8. Выступление с докладом.

9. Обсуждение доклада.

10. Оценивание доклада

Композиционное оформление доклада – это его реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов, как правило, элементами композиции доклада являются: вступление, определение предмета выступления, изложение(опровержение), заключение.

Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике.

Вступление должно содержать:

  • название доклада;

  • сообщение основной идеи;

  • современную оценку предмета изложения;

  • краткое перечисление рассматриваемых вопросов;

  • интересную для слушателей форму изложения;

  • акцентирование оригинальности подхода.

Выступление состоит из следующих частей:

Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.

Заключение - это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме.

Методические рекомендации по подготовке сообщения:

Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут.

Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.

Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.

Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).

Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Лучше всего тему сформулировать таким образом, чтобы ее первое слово обозначало наименование полученного в ходе выполнения проекта научного результата (например, «Технология изготовления…», «Модель развития…», «Система управления…», «Методика выявления…» и пр.). Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное", охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.

Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).

Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к основному тезису выступления:

  • фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;

  • суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;

  • мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.

Самая частая ошибка в начале речи – либо извиняться, либо заявлять о своей неопытности. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме.

К аргументации в пользу стержневой идеи проекта можно привлекать фото-, видеофрагметы, аудиозаписи, фактологический материал. Цифровые данные для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как обилие цифр скорее утомляет слушателей, нежели вызывает интерес.

План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.

В научном выступлении принято такое употребление форм слов: чаще используются глаголы настоящего времени во «вневременном» значении, возвратные и безличные глаголы, преобладание форм 3-го лица глагола, форм несовершенного вида, используются неопределенно-личные предложения. Перед тем как использовать в своей презентации корпоративный и специализированный жаргон или термины, вы должны быть уверены, что аудитория поймет, о чем вы говорите.

Если использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, необходимо, то постарайтесь дать краткую характеристику каждому из них, когда употребляете их в процессе презентации впервые.

Самые частые ошибки в основной части доклада - выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов (декларативность, бездоказательность), отсутствие связи между частями выступления, несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения).

В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением. Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения ("закон края"), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, "чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего" (А.Ф. Кони).

В ключевых высказываниях следует использовать фразы, программирующие заинтересованность. Вот некоторые обороты, способствующие повышению интереса:

- «Это Вам позволит…»

- «Благодаря этому вы получите…»

- «Это позволит избежать…»

- «Это повышает Ваши…»

- «Это дает Вам дополнительно…»

- «Это делает вас…»

- «За счет этого вы можете…»

После подготовки текста / плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами:

  • Вызывает ли мое выступление интерес?

  • Достаточно ли я знаю по данному вопросу, и имеется ли у меня достаточно данных?

  • Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?

  • Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?

При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста. Отметим, однако, что чтение заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.

Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика у слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление может затронуть аудиторию, если оратор говорит об актуальной проблеме, если аудитория чувствует компетентность выступающего. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.

Кроме того, установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую более тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.

Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания в письменной. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд (!).

Особое место в презентации проекта занимает обращение к аудитории. Известно, что обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобные приемы. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.

Во время выступления важно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.

После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.

Методические рекомендации по подготовке презентации:

Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:

1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

  • объем текста на слайде – не больше 7 строк;

  • маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;

  • отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;

  • значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.

Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.

2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

  • выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;

  • использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться  в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации);

Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Основная ошибка при выборе данной стратегии – «соревнование» со своим иллюстративным материалов (аудитории не предоставляется достаточно времени, чтобы воспринять материал на слайдах). Обычный слайд, без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда. Если какая-то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут же сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее подгоняет. Обратного (позитивного) эффекта можно достигнуть, если докладчик пролистывает множество слайдов со сложными таблицами и диаграммами, говоря при этом «Вот тут приведен разного рода вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать выступление подробностями». Правда, такой прием делать в начале и в концепрезентации – рискованно, оптимальный вариант – в середине выступления.

Если на слайде приводится сложная диаграмма, ее необходимо предварить вводными словами (например, «На этой диаграмме приводится то-то и то-то, зеленым отмечены показатели А, синим – показатели Б»), с тем, чтобы дать время аудитории на ее рассмотрение, а только затем приступать к ее обсуждению. Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.

Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.

Подумайте, не отвлекайте ли вы слушателей своей же презентацией? Яркие краски, сложные цветные построения, излишняя анимация, выпрыгивающий текст или иллюстрация — не самое лучшее дополнение к научному докладу. Также нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).

Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях. Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы). Для акцентирования внимания на какой-то конкретной информации слайда можно воспользоваться лазерной указкой.

Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MSExcel. Для ввода числовых данных используется числовой формат с разделителем групп разрядов. Если данные (подписи данных) являются дробными числами, то число отображаемых десятичных знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей данных). Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы. Структурные диаграммы готовятся при помощи стандартных средств рисования пакета MSOffice. Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов реквизитов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы реальное отображение объектов диаграммы соответствовало значениям, указанным в таблице. В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов — в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом.

Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MSWord или табличного процессора MSExcel. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18 pt. Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне.

Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.



Методические рекомендации по выполнению практических заданий:

Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения ситуативных задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.

  1. Ознакомьтесь с темой практического занятия, его целями и задачами.

  2. Изучите перечень знаний и умений, которыми должен овладеть студент в ходе практического занятия.

  3. Ознакомьтесь со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы и источников и подготовьте их для работы.

  4. Изучите рекомендации к практической работе и получите консультацию преподавателя.

  5. Прочитайте лекционный материал по теме занятия в своем конспекте, стараясь акцентировать внимание на основных понятиях, важных определениях.

  6. Почитайте материал, касающийся темы практического занятия в рекомендованных источниках.

  7. Ответьте на контрольные вопросы в учебнике или на вопросы для самопроверки в методических указаниях к практической работе.

  8. Если по ходу выполнения практической работы потребуется выполнять расчеты, выпишите формулы, найдите недостающие коэффициенты и постоянные в справочных таблицах или другой литературе.

  9. Ознакомьтесь с формой отчета по практической работе и сделайте черновик-заготовку отчета.

  10. Внимательно прочтите правила техники безопасности и охраны труда при выполнении практической работы.

  11. Сформулируйте свои вопросы и проблемы, желательные для обсуждения на занятии.

Практические работы направлены на овладение учащимися умений решения стандартных задач и приобретение навыков практических действий.

Основные требования к содержанию практических работ:

  • соответствие содержания практических заданий изученному теоретическому материалу учебной дисциплины;

  • максимальное приближение содержания практических заданий к реальной действительности;

  • поэтапное формирование умения, т.е. движение от знания к умению, от простого умения к сложному и т.д.;

  • использование типовых документов, инструкций, бланков и т.п.

  • использование последних версий программного обеспечения.

Методические рекомендации по решению вариативных задач:

При самостоятельном решении поставленных задач нужно обосновывать каждый этап действий, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала решения поставленных задач составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками, инструкциями по выполнению.

1. Прочитай внимательно задачу и подумай, что означает каждое число в задаче. Постарайся представить то, о чем говорится в задаче.

2. Если задача сложная, запиши кратко ее условие, начерти к ней схему или сделай рисунок.

3. Прочитай вторично задачу и перескажи про себя.

4. Подумай, что надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи.

5. Подумай, что можно узнать из данных и условия задачи и нужно ли это знать для ответа на вопрос задачи.

6. Обдумай план решения задачи.

7. Реши задачу.

8. Проверь ответ.

Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный результат следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи.

Приложение 2

Критерии оценки презентации:

Критерии оценки

Содержание оценки

1. Содержательный критерий

правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет

2. Логический критерий

стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность

3. Речевой критерий

использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр.

4. Психологический критерий

взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания

5. Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации

соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации
























Плохо (2)

Удовлетворительно (3)

Хорошо (4)

Отлично (5)

I. Дизайн и мультимедиа-эффекты

  • Цвет фона не соответствует цвету текста

  • Использовано более 5 цветов шрифта

  • Каждая страница имеет свой стиль оформления

  • Гиперссылки не выделены

  • Анимация отсутствует (или же презентация перегружена анимацией)

  • Звуковой фон не соответствует единой концепции, носит отвлекающий характер

  • Слишком мелкий шрифт (соответственно, объём информации слишком велик — кадр перегружен)

  • Не работают отдельные ссылки

  • Цвет фона плохо соответствует цвету текста

  • Использовано более 4 цветов шрифта

  • Некоторые страницы имеют свой стиль оформления

  • Гиперссылки выделены

  • Анимация дозирована

  • Звуковой фон не соответствует единой концепции, но не носит отвлекающий характер

  • Размер шрифта средний (соответственно, объём информации слишком большой — кадр несколько перегружен) информацией

  • Ссылки работают

  • Цвет фона хорошо соответствует цвету текста, всё можно прочесть

  • Использовано 3 цвета шрифта

  • 1-2 страницы имеют свой стиль оформления, отличный от общего

  • Гиперссылки выделены и имеют разное оформление до и после посещения кадра

  • Анимация присутствует только в тех местах, где она уместна

  • Звуковой фон соответствует единой концепции и привлекает внимание зрителей в нужных местах именно к информации

  • Размер шрифта оптимальный

  • Все ссылки работают

  • Цвет фона гармонирует с цветом текста, всё отлично читается

  • Использовано 3 цвета шрифта

  • Все страницы выдержаны в едином стиле

  • Гиперссылки выделены и имеют разное оформление до и после посещения кадра

  • Анимация присутствует только в тех местах, где она уместна и усиливает эффект восприятия текстовой части информации

  • Звуковой фон соответствует единой концепции и усиливает эффект восприятия текстовой части информации

  • Размер шрифта оптимальный

  • Все ссылки работают

II. Содержание






















  • Содержание не является научным

  • Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) не соответствуют тексту

  • Много орфографических, пунктуационных, стилистических ошибок

  • Наборы числовых данных не проиллюстрированы графиками и диаграммами

  • Информация не представляется актуальной и современной

  • Ключевые слова в тексте не выделены

  • Содержание включает в себя элементы научности

  • Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) в определенных случаях соответствуют тексту

  • Есть орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки

  • Наборы числовых данных чаще всего проиллюстрированы графиками и диаграммами

  • Информация является актуальной и современной

  • Ключевые слова в тексте чаще всего выделены

  • Содержание в целом является научным

  • Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) соответствуют тексту

  • Орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки практически отсутствуют

  • Наборы числовых данных проиллюстрированы графиками и диаграммами

  • Информация является актуальной и современной

  • Ключевые слова в тексте выделены

  • Содержание является строго научным

  • Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) усиливают эффект восприятия текстовой части информации

  • Орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки отсутствуют

  • Наборы числовых данных проиллюстрированы графиками и диаграммами, причем в наиболее адекватной форме

  • Информация является актуальной и современной

  • Ключевые слова в тексте выделены



Примечание. По каждому пункту I и II разделов презентация оценивается отдельно. Таким образом, минимальный балл — 28, максимальный — 70.

Критерии оценки реферата (доклада):

Оценка 5 ставится, если выполнены все требования к написанию и защите работы: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.

Оценка 4 – основные требования к работе и её защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.

Оценка 3 – имеются существенные отступления от требований к работе. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.

Оценка 2 – тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.

Критерии оценки сообщения:

Для сообщений определяются следующие критерии оценок:

- оценка «5» выставляется, если студент:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;

- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов преподавателя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые студент легко исправил по замечанию преподавателя.

- оценка «4» выставляется, если:

ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию преподавателя.

- оценка «3» выставляется, если:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов преподавателя;

- студент не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

- оценка «2» выставляется, если:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание студентом большей или наиболее важной части учебного материала,

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя.

Критерии оценки при решении задач:

При оценке письменных заданий в первую очередь учитываются показанные обучающимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных обучающимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что студент не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного студентом задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.

Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.

- оценка «5» ставится, если:

- работа выполнена полностью;

- в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок.

- оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.

- оценка «3» ставится, если:

- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

- оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

Критерии оценки практической работы:

Предметная составляющая

  1. Понимание темы, цели практической работы

  2. Уровень усвоения понятий, терминов

  3. Знание правил работы с компьютером, свобода оперирования с компьютером, осмысленность действий

  4. Демонстрация интеллектуальных умений: логического мышления, построения выводов, обобщений

Деятельностно-коммуникативная составляющая

  1. Владение приемами работы с информацией (умение структурировать информацию, организовывать ее поиск, выделять главное и т.д.)

  2. Владение приемами работы с компьютером

  3. Интенсивность и качество самостоятельной работы

  4. Умение проводить анализ полученных результатов

  5. Коммуникативность, умение обратиться за помощью

Ценностно-ориентационная составляющая

  1. Готовность к поиску рациональных, творческих выводов, решений

  2. Развитость самооценки

Оценкой за самостоятельную подготовку к практической работе является оценка за выполненную практическую работу на аудиторном практическом занятии, с учетом вышеперечисленных критериев.

Приложение 3

Карточка № 1

С помощью поисковых возможностей ОС Windows найдите:

· файлы, созданные за последний месяц и имеют размер менее чем 20 Кбайт;

· файлы, которые имеют в своем тексте слово «Украина»;

· файл CALC.EXE;— все файлы, которые имеют расширение .doc

Карточка № 2

Сравните структуру приведенных ниже окон и заполните таблицу





 Название окна

Общие черты в структуре окон

Отличительные черты

 

 

 

 

 

 

Карточка № 3

 На рабочем столе создайте папку под своей фамилией;

· найдите файл Поиск.doc и скопируйте его в созданную папку;

· найдите все файлы, имя которых начинается с буквы В, которые содержат пять символов, имеют расширение .txt;

· скопируйте найденные файлы в созданную папку;

· найти файлы, созданные за последнюю неделю

Задачи по системам счисления:

Карточка 1.

Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и то же целое число должно быть записано в различных системах счисления.

Двоичная

Восьмеричная

Десятичная

Шестнадцатеричная

101010

 

 

 

 

127

 

 

 

 

269

 

 

 

 

9B

Карточка 2.

Переведите числа в другие системы счисления. Результаты вычислений запишите в таблицу.

Вариант 1

Вариант 2

1)1000012 =?8=?10;

5348=?2=?10;

25410=?2=?8;

2)1001112 =?8=?10=?16;

6248=?2=?10=?16;

23110=?2=?8=?16;

1АС16=?2=?10=?8

1) 1011012 =?8=?10;

6278=?2=?10;

37810=?2=?8;

2) 1100112 =?8=?10=?16;

4258=?2=?10=?16;

19910=?2=?8=?16;

2DB16=?2=?10=?8

Карточка 3.

Решите задачи.

1) Книга, набранная с помощью компьютера, содержит 150 страниц, на каждой странице – 40 строк, в каждой строке – 60 символов. Каков объем информации в книге?

Ответ: _________________________________________________


2) Сколько килобайт составляет сообщение, содержащее, 12288 бит?

Ответ: _________________________________________________


3) Можно ли уместить на одну дискету книгу, имеющую 432 страницы, причем на каждой странице этой книги 46 строк, а в каждой строке 62 символа?

Ответ: _________________________________________________


4) На странице обычного учебника помещается примерно 50 строк, в каждой строке по 60 знаков (байт). Сколько печатных листов такого учебника может поместиться на обычную 3-х дюймовую дискету?

Ответ: _________________________________________________


5) Лазерный диск может содержать 650 Мбайт информации. Определите, сколько дискет объемом 1,38 Мбайт потребуется, чтобы разместить информацию с одного лазерного диска?

Ответ: _________________________________________________

Карточка 4.

Заполните пропуски числами, выполнив соответствующие вычисления:

а) 5 Кбайт = ____________ байт = ____________________ бит,

б) __________ Кбайт = ___________ байт = 12288 бит;

в) __________ Кбайт = ___________ байт = 213 бит;

г) __________Гбайт =1536 Мбайт = ________________ Кбайт;

д) 512 Кбайт = ______________ байт = ________________ бит.




Список литературы

Рекомендуемая литература (основная):

  1. Цветкова, М. С. Информатика и ИКТ: учебник нач. и сред. проф. образования / М. С. Цветкова, Л. С. Великович. - М.: Издательский центр «Академия, 2016

  2. Шестакова Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс. / Шестакова, Л.В. и. - М.: Бином, 2017. - 176 c.

  3. Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ. Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей: учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования – М., 2014.

  4. Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей / под ред. М.С. Цветковой. — М., 2014.



Дополнительные источники:

  1. Угринович, Н. Информатика и информационные технологии / Н. Угринович. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2017. - 512 c.

  2. Асташкин В.В., Новоселов М.А. Информатика. Теоретический курс: учебное пособие. Асташкин В.В., Новоселов М.А. – М.: «С-Принт». – 2012. – 185с.

  3. Акулов О. А. Информатика. Базовый курс : учеб. для студентов вузов, бакалавров, магистров, обучающихся по специальности Информатика и вычислительная техника, а также студентов, изучающих естественные науки / О. А. Акулов, Н. В. Медведев. 5-е изд., стер. М. : Омега-Л, 2012. 574 с. (Гриф МО РФ).

  4. Могилев А. В. Информатика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А. В. Могилев, Е. К. Хеннер, Н. И. Пак. 5-е изд., стер. М. : Академия, 2012. 848 с. (Серия Высшее профессиональное образование).

  5. Острейковский В. А. Информатика : учеб. для студентов техн. и экон. специальностей вузов / В. А. Острейковский. 5-е изд, стер. М. : Высшая школа, 2012. 511 с. (Гриф МО РФ).

Дополнительные источники в электронном виде

  1. http://psbatishev.narod.ru/ (28.08.15)

  2. http://userdocs.ru/informatika/8793/index.html?page=11 – Лабораторные

работы(28.08.15)

  1. http://ikt.rtk-ros.ru/ - Лабораторные работы

  2. преступления в сфере информационных технологий - http://ru.wikipedia.org/wiki/Преступления_в_сфере_информационных_технологий (28.08.15)

  3. правонарушения в области технической защищённости систем - http://ru.wikipedia.org/wiki/Правонарушения_в_области_технической_защищённости_систем (28.08.15)

  4. ответственность за нарушения и преступления в информационной сфере - http://www.iso27000.ru/zakonodatelstvo/otvetstvennost-za-narusheniya-i-prestupleniya-v-informacionnoi-sfere(28.08.15)

  5. административная и уголовная ответственность за нарушения в области информации, в том числе компьютерной - http://www.referent.ru/48/215998(28.08.15)

  6. адвокат по компьютерным преступлениям (киберпреступлениям) - http://www.advodom.ru/services/cybercrime.php(28.08.15)

  7. http://wordexpert.ru/page/retsenzirovanie-dokumentov-v-word (28.08.15)

  8. http://www.cbs-sykt.ru/kollegam/shkola_informatsionnogo_komforta/malenkie_sekrety_po_rabote_word/redaktirovanie_retsenzirovanie/(28.08.15)

  9. http://old.computerra.ru/gid/rtfm/office/219898/(28.08.15)

  10. http://www.oszone.net/11589/Word2010_Reviewing(28.08.15)