МАУ ДО «ДШИ»
Задонского муниципального района
Липецкой области
Методическая разработка Григорьевой ТН.
Задонск, 2015г.
Методические указания к лекциям по предмету «Беседы об изобразительном искусстве» (2 класс)
Тема 7: ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XIX ВЕКА
7.1. Искусство западноевропейских стран конца XVIII - начала XIX века.
Искусство западноевропейских стран конца XVIII - первой трети XIX века развивалось под влиянием французской буржуазно-демократической революции 1789-1894 годов. Подготовка и совершение революции, последовавшие за ней события - провозглашение империи, реставрация Бурбонов и новая революция 1830 года, - не только определяли историческое развитие Франции, но и находили самый непосредственный отклик во всех европейских странах. Буржуазия утверждала свое господство, выступая против феодальных отношений и усиливая в то же время эксплуатацию народных масс, от имени которых она нередко выступала.
Революционные подъемы, активизация народной инициативы неизменно находят прямое или косвенное отражение в искусстве, усиливая в нем прогрессивные тенденции, черты реализма.
Три основных художественных направления, существовавшие в западноевропейском искусстве первой половины XIX столетия, - классицизм, романтизм и реализм - с достаточной отчетливостью прослеживаются в художественной жизни европейских стран уже с конца XVIII века. Нередко они переплетаются между собой и в рамках отдельных национальных школ, и в творчестве одного и того же художника.
Их можно проследить, например, в творчестве Ж. Давида, Гойи и других художников конца XVIII - начала XIX века.
7. 2. Искусство революционного классицизма в Испании.
Сформировать представление о творчестве Ф. Гойи, отразившем героическую борьбу и трагическую судьбу испанского народа.
Рассказать о реакционном характере испанского абсолютизма; познакомить с творчеством Гойи. Цветовая и световая напряженность полотен художника. Реалистическая сущность и фантастическая форма серии офортов «Каприччос».
Одним из ярких представителей западноевропейского искусства конца XVIII - первой половины XIX века был испанец Франсиско Гойя (Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес, 1746-1828). В своих лучших произведениях Гойя отразил силу народного духа, патриотизм и жизнелюбие своих соотечественников, проявленные в борьбе с Наполеоном. Его искусство исполнено романтической приподнятости, философской глубины, критической заостренности - именно эти черты характеризуют творчество лучших живописцев XIX века.
Одна из лучших картин Гойи, где героическое и трагической слились воедино, - «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года». Под покровом ночи французские солдаты расстреливают испанских повстанцев. На полотне справа французы - безликая, слепо исполняющая приказ командира масса. Зато слева, там, где испанцы, запечатлены яркие индивидуальности, бушуют страсти. Впереди - убитые: Гойя не боится показать ужас смерти; зритель видит кровоточащие раны, пропитанный кровью бурый песок. Над убитыми возвышаются фигуры живых. Кто-то сжимает кулаки, кто-то закрывает руками лицо... Особенно впечатляет фигура человека в белой рубахе. Руки его раскинуты в стороны, подобно крыльям птицы, ворот расстегнут, в глазах ненависть и презрение к врагам. Не смерть, а жизнь прославляет Гойя, жизнь, не боящуюся достойной смерти. Контрасты света и тени, темпераментная манера письма выдают взволнованную причастность Гойи ко всему, что он изображает.
Самостоятельная работа: составить рассказ о творчестве художника, перечислить основные произведения.
7.3. Искусство революционного классицизма во Франции.
На примере творчества Давида и Энгра углубить понятие о стиле «классицизм», сформировать понятие о стиле «неоклассицизм».
Показать, что новые требования жизни Франции конца 18 - начала 19 века вызвали потребность в новом искусстве, новом языке, новых выразительных средствах.
Особенность творчества Жака Луи Давида: слияние античных традиций, эстетики классицизма с идеями политической борьбы. Понятие о «революционном классицизме». Римская античность как идеал французского буржуазного общества. «Клятва Горациев» как провозглашение новых эстетических взглядов. Картина «Смерть Марата» - пример превращения бытового жанра в жанр исторический. Давид как придворный художник. Портретная галерея Давида.
Жан Огюст Доменик Энгр - один из выдающихся мастеров классицизма в живописи.
В те годы, когда в Испании жил и творил Гойя, во Франции работал его великий современник, Жан Луи Давид (1748-1825). Этот живописец тоже был связан с передовыми идеями и революционной борьбой масс, но созданные им образы мало чем напоминают творения Гойи. Поклонник античного искусства, с которым он познакомился во время поездки в Италию, Давид на всю жизнь сохранил пристрастие к чеканному рисунку, строгой, спокойной композиции.
Шедевр Давида - картина «Смерть Марата». На нейтральном сером фоне отчетливо выступает обнаженное до пояса тело Марата, только что подло убитого Шарлоттой Корде, пробравшейся к нему в дом под видом просительницы. Его голова запрокинута, на груди рана, в руках - не успевшие выпасть перо и письмо лжепросительницы. Давид сохранил все характерные приметы места действия и в то же время, введя в картину обыденные детали, лишил их всяческого отпечатка повседневности. Предметы - ванна, которую принимал больной Марат, когда к нему пришла убийца, покрывало, деревянная тумба с бумагой и чернильницей - написаны так же строго и лаконично, как сделанная внизу надпись: «Марату - Давид». Склонность живописца к передаче пластики обнаженного тела, к уравновешенности и организованности композиции, локальному цвету нашла в этом полотне свое последовательное развитие.
Творчество Давида принято связывать с классицизмом. Действительно, его искусство отвечало характерным признакам этого стиля с его культом античности рационализмом. В то же время искусство Давида не укладывалось в рамки одного стиля.
Особое место среди учеников Давида принадлежит Жану Огюсту Доминику Энгру (1780-1867), художнику, который вошел в историю искусства как представитель академического классицизма. Особенно яркого выражения система Энгра достигает в ряде изображений обнаженных женских фигур, наиболее известным из которых является «Источник». Характерно, что эта картина была закончена Энгром после долголетнего перерыва работы над ней, причем завершение не потребовало от художника сколько-нибудь значительной переработки сделанного ранее. «Источник» - одна из лучших картин Энгра как по красоте и точности рисунка, так и по живописи. В картинах Энгра обнаженное тело всегда написано цельным локальным «тельным» тоном - одним, более светлым, для женщин, другим, более темным и коричневатым, для мужских фигур. Плосковатые цветовые пятна резко граничат по линиям контуров, не связываясь между собой взаимным воздействием, не порождая изменений тона от соприкосновения с другими близлежащими тонами.
Самостоятельная работа: подготовить сообщения о творчестве Энгра.
Искусство революционного романтизма во Франции.
Сформировать понятие о романтизме как мощном художественном течении во французском изобразительном искусстве.
Показать, как основные черты романтизма воплотились в художественных произведениях Жерико, Делакруа. Возникновение романтического искусства как оппозиция классицистической школе Давида, оппозиция официальной идеологии эпохи реакции. Борьба «Школы» с романтиками, отрицание их художественного языка.
Теодор Жерико - мастер героических монументальных форм, соединивший в творчестве классицистические черты, черты романтизма и мощное реалистическое начало. «Учителя» Жерико - Караваджо, Тициан, Рембрандт, Веласкес. Анализ одной из картин художника. Эмоциональное напряжение, динамика, реалистическое обобщение в произведениях Т. Жерико «Офицер конных егерей», «Плот Медузы».
Эжен Делакруа как истинный вождь романтизма. Интерес к произведениям Данте, «Ладья Данте». Анализ картины «Хиосская резня», полной истинного драматизма. Отражение влияния Байрона в полотне «Смерть Сарданапала». Анализ картины «Свобода на баррикадах». Г орельеф Ф. Рюда «Марсельеза» («Выступление добровольцев в 1192 году») на Триумфальной арке в Париже.
Историческими вехами, определяющими развитие западноевропейского искусства середины XIX столетия, были европейские революции 1848-1849 годов и Парижская коммуна 1871 года. В наиболее крупных капиталистических странах происходит бурный рост рабочего движения.
С революциями 1830 и 1848-1849 годов связаны наивысшие достижения искусства, основными направлениями которого в этот период были революционный романтизм и демократический реализм.
Самым ярким представителем революционного романтизма в искусстве середины XIX века был Фердинанд Виктор Эжен Делакруа (1798-1863). Его революционно-романтическое полотно «Свобода на баррикадах» связано с июльской революцией 1830 года в Париже. Художник конкретизирует место действия - справа вырисовываются остров Сите и вид башен Собора Парижской Богоматери. Вполне конкретны образы людей, социальную принадлежность которых можно определить и по характеру лиц, и по костюмам. Зритель видит восставших рабочих, студентов, парижских мальчишек и интеллигента. Образ последнего - автопортрет Делакруа. Введение его в композицию лишний раз говорит о том, что художник чувствует себя участником происходящего. Рядом с восставшими шагает через баррикаду женщина. Она полуобнажена: на ее голове фригийский колпак, в одной руке ружье, в другой знамя. Это аллегория Свободы, ведущей за собой народ (отсюда второе название картины - «Свобода, ведущая народ»). В нарастающем из глубины движении, ритме поднятых вверх рук, ружей, сабель, в клубах порохового дыма, в мажорно звучащих аккордах красно-бело-синего знамени - самом ярком пятне картины - ощущается стремительная поступь революции.
Представление об основных художественных направлениях в искусстве XIX века гораздо легче составить на примере живописи, чем скульптуры. Скульптура отставала от живописи и в гораздо большей степени зависела от официальных вкусов и требований.
В последней трети XIX века европейская пластика выдвинула двух мастеров, без характеристики творчества которых представление о развитии искусства тех лет будет неполным. Это француз Роден и бельгиец Менье.
Творчество Рене Франсуа Отюста Родена (1840-1917) исполнено глубокого философского значения и большой жизненной правды. В центре его внимания - человек.
Роден полон уверенности в безграничной выразительности пластики человеческого тела, с помощью которой можно передать все - от глубокого интимного чувства любви до нравственного, гражданского подвига. Роден понимал, что восприятие скульптуры очень во многом зависит от окружающего ее света. Эскизность и динамичность обработки формы, по которой скользит свет, помогают воспринимать его произведения в неразрывном единстве с окружающей средой.
Одной из известнейших работ О. Родена является памятник «Граждане Кале», в которой он запечатлел подвиг жителей города Кале во время Столетней войны между Францией и Англией. Чтобы спасти город, шесть его граждан должны были явиться к неприятелю и отдаться в его руки. Тема подвига раскрывается Роденом как психологическая драма. Каждый из персонажей наделен своим характером - среди них есть и сомневающийся, и отчаявшийся, но над всеми доминирует образ исполненного мужества человека. Именно он вбирает в орбиту своего эмоционального воздействия всех участников шествия. Роден видел свою скульптуру стоящей без постамента, прямо на земле, чтобы подходящий к ней человек мог сравнить себя с бронзовыми героями, спросить себя: «Способен ли я на такое?».
Самостоятельная работа: доказать, что в творчестве художника одновременно могут сосуществовать черты разных стилей и направлений.
Романтизм в Англии. Прерафаэлиты
Сформировать понятие о национальных особенностях английского романтизма.
Показать связь английского искусства XVIII - XIX веков с событиями общественно-политической и экономической жизни Англии данного периода. Доказать, что английское искусство вливается в мировое искусство со своим национальным лицом, со своим восприятием действительности, со своим мировоззрением и своей формальной системой.
Познакомить учащихся с особенностями творчества прерафаэлитов. Особенности творчества Джона Констебла, его этюды, их самоценность. Работа на пленэре. Мастерство в передаче мгновенного состояния природы. Творчество Уильяма Тёрнера как непревзойденного мастера акварели, техники, ставшей наиболее любимой английскими художниками - романтиками. Тёрнер и Констебл как предшественники импрессионистов. Братство прерафаэлитов, их преклонение перед искусством мастеров раннего итальянского Возрождения. Неприятие ими современной цивилизации. Близость к романтикам.
Самостоятельная работа: индивидуальные задания по анализу произведений Тёрнера, Констебла, сбор информации о достижениях художников-прерафаэлитов в декоративном искусстве, в искусстве оформления книги.