Лабораторная работа № 11
Графики, диаграммы
Задание 1. Выполните построение графиков функций, используя следующие возможности:
построить таблицу значений аргумента с некоторым шагом и соответствующих этим аргументам значений функции;
выделить эту таблицу; выполнить команду Вставка-Диаграмма или нажать кнопку «Мастер диаграмм» на панели инструментов «Стандартная»;

в первом диалоговом окне выбрать «Тип» - «Точечная» и «Вид» - со сглаженными линиями
;
во втором диалоговом окне следует указать как выбираются данные с рабочего листа – из столбцов или строк;
в третьем окне можно ввести текст заголовков осей и графика, установить положение легенды, подписи данных, линии сетки;
в четвертом окне необходимо указать, где будет располагаться график: на отдельном или имеющемся листе.
Текст задания.
Постройте графики функций:
Для t[0; 2] постройте эпициклоиду (шаг
):

![]()
В одной системе координат на промежутке [-4;4]:

![]()
Постройте графики функций:
а)
для x [-1; 6].
б)
для x [-4; 4].
Задание 2. Выполните построение диаграмм, используя следующие возможности:
выделить данные таблицы, необходимые для построения диаграммы;
выполнить команду Вставка-Диаграмма или нажать кнопку «Мастер диаграмм» на панели инструментов «Стандартная»;

в первом диалоговом окне выбрать тип и вид будущей диаграммы;
во втором диалоговом окне следует указать как выбираются данные с рабочего листа – из столбцов или строк, а также на вкладке «Ряд» можно указать данные для подписей оси Х;
в третьем окне можно ввести текст заголовков осей идиаграммы, установить положение легенды, подписи данных, линии сетки;
в четвертом окне необходимо указать, где будет располагаться диаграмма: на отдельном или имеющемся листе.
Текст задания.
Выполните вычисления в таблице и постройте диаграммы следующего вида:
Цены на 15” жидкокристаллические мониторы в I полугодие 2003 года.
Производи-тель | Цена в $ | Средняя цена | Минимальная цена | Доля производителей на рынке Санкт-Петербурга в % |
Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | | | |
Belinea | 310 | 330 | 328 | 340 | 352 | 361 | | | 12 |
BenQ | 267 | 350 | 400 | 450 | 500 | 528 | | | 8 |
CTX | 320 | 330 | 340 | 350 | 360 | 365 | | | 4 |
Hansol | 280 | 284 | 288 | 291 | 295 | 294 | | | 2 |
LG | 279 | 287 | 298 | 319 | 325 | 339 | | | 8 |
NEC | 300 | 345 | 340 | 380 | 400 | 417 | | | 19 |
RoverScan | 280 | 360 | 345 | 365 | 400 | 434 | | | 8 |
Samsung | 299 | 370 | 355 | 400 | 450 | 535 | | | 18 |
Sony | 333 | 370 | 365 | 380 | 400 | 435 | | | 6 |
ViewSonic | 294 | 350 | 345 | 380 | 410 | 455 | | | 15 |
![]()
![]()
![]()
![]()
Лабораторная работа № 12
Работа с рабочими листами
Задание. Выполните оформление и произведите вычисления в таблицах, используя возможности работы с рабочими листами:
а) для переименования рабочих листов использовать пункт контекстного меню (вызываемого правой кнопкой мыши на имени рабочего листа) «Переименовать», дав новое имя листа;
б) для создания ссылки на ячейку другого рабочего листа необходимо, находясь в режиме ввода формулы, перейти на нужный лист, выделить ячейку и вернуться в строку формул для продолжения ввода формулы (правильная ссылка выглядит, например, следующим образом: Лист1!C5).
Требования к выполнению задания. Переименуйте рабочие листы: 1-ый – «1 семестр»,
2-ой – «2 семестр»,
3-ий – «Сводная таблица».
Оформите первый и второй листы по образцу. Проставьте любые оценки за экзамены, рассчитайте все остальные значения (функции СРЗНАЧ, СЧЁТЕСЛИ). В столбце «Отметки о стипендии» выполните проверку условий и вывод соответствующего текста (функция ЕСЛИ):
если все оценки «5» – «Повышенная»,
если все оценки «4» и «5» – «Стипендия»,
если все оценки ниже «4» – «Нет стипендии».
В ячейке «Количество получающих стипендию» вычислите количество студентов, получающих повышенную или обычную стипендию (функция СЧЁТЕСЛИ).
Оформите третий лист по образцу. Заполните 3-ий, 4-ый и 5-ый столбцы, используя данные первых двух листов. В столбце «Отметки о стипендии за год» выполните проверку условий и вывод соответствующего текста (функция ЕСЛИ):
если оба семестра «Повышенная» – «Повышенная»,
если оба семестра была стипендия (оба семестра была «Стипендия» или один семестр – «Стипендия», другой – «Повышенная») – «Стипендия»,
если хотя бы один семестр не было стипендии – «Нет».
В столбце «Отличники» выполните проверку условий и вывод соответствующего текста:
если за год повышенная стипендия – «Да», иначе – «Нет».
В ячейке «Количество отличников» произведите подсчет отличников (функция СЧЁТЕСЛИ).
Текст задания.
Образцы таблиц, размещаемых на 1-ом и 2-ом рабочих листах.
№ | ФИО | Экзамены | Средний балл | Кол-во 4 | Кол-во 5 | Отметки о стипендии |
Математика | Физика | История | Информатика |
1 | Иванов А.Д | | | | | | | | |
2 | Мироненко Л.Ю. | | | | | | | | |
3 | Романов Г.Л. | | | | | | | | |
4 | Смирнова Л.Р. | | | | | | | | |
5 | Жирдяев Б.Н. | | | | | | | | |
6 | Курников О.Н. | | | | | | | | |
7 | Васютина Е.Л. | | | | | | | | |
8 | Алексеев Л.Б. | | | | | | | | |
9 | Майорова Н.Г. | | | | | | | | |
10 | Высоцкая М.А. | | | | | | | | |
Средний балл | | | | | | | | Кол-во получающих стипендию |
Образец таблицы, размещаемой на 3-ем рабочем листе.
№ | ФИО | Ср. балл за год | Отметки о стипендии за 1 семестр | Отметки о стипендии за 2 семестр | Отметки о стипендии за год | Отличники |
1 | Иванов А.Д | | | | | |
2 | Мироненко Л.Ю. | | | | | |
3 | Романов Г.Л. | | | | | |
4 | Смирнова Л.Р. | | | | | |
5 | Жирдяев Б.Н. | | | | | |
6 | Курников О.Н. | | | | | |
7 | Васютина Е.Л. | | | | | |
8 | Алексеев Л.Б. | | | | | |
9 | Майорова Н.Г. | | | | | |
10 | Высоцкая М.А. | | | | | |
Средний балл | | | Кол-во отличников |
Лабораторная работа № 13
Выполнение вычислений над массивами.
Решение систем линейных уравнений. Решение уравнений.
Задание. Выполните задания, используя возможности MS Excel для работы с массивами и средствами подбора параметра для решения уравнений:
а) для выполнения вычислений над массивами:
исходные массивы разместить на рабочем листе по одному элементу в каждой ячейке;
выделить диапазон ячеек нужного размера под результат. При этом необходимо помнить, что в результате умножения матрицы размерностью NxM на матрицу размерностью MxK получится матрица размерностью NxK. (например, умножая матрицу размерностью
на матрицу размерностью
, получится матрица размерностью
);
в строке формул после знака “=” написать нужную формулу, используя знаки арифметических операций: «+», «-», «*» и возможности вставки встроенных функций работы с массивами:
математическая функция МУМНОЖ(массив1;массив2) –перемножение двух матриц;
математическая функция МОБР(массив) – обратная матрица;
функция ТРАНСП(массив) категории «Ссылки и массивы» - транспонированная матрица;
для получения результата вычислений, необходимо нажать одновременно {Shift} + {Сtrl} + {Еnter}.
б) для решения систем линейных уравнений:
ввести на рабочий лист матрицу коэффициентов при неизвестных, столбец правых частей системы уравнений;
выделить диапазон ячеек под результат такого же размера, как и столбец правых частей;
ввести в строку формул выражение: =МУМНОЖ(МОБР(массив1);массив2)
(решение системы уравнений ищется в следующем виде: Х=А-1*В);
для получения результата нажать одновременно {Shift}+{Ctrl}+{Enter};
в) для решения уравнений вида F(X)=0:
построить таблицу значений X и F(X) (для полинома n-ой степени диапазон значений Х выбирается из условия [-k;k], где
/a1 (
- коэффициенты уравнения; a1 – коэффициент при старшем члене уравнения);
выделить полученную таблицу значений и построить график функции (тип – «Точечная»);
найти приближенные значения корней уравнения (точки пересечения графика с осью ОХ) и записать их в свободные ячейки (например, уравнение имеет два пересечения и приближенные значения корней запишем в ячейки С2 и С3);
в ячейках рядом находим значение функции Y в найденных приближенных значениях корней (например, D2 и D3);
5) для уточнения корней использовать средства подбора параметра (пункт меню Сервис- Подбор параметра), заполнить диалоговое окно для первого приближенного значения корня:
«Установить в ячейке» - D2
«Значение» - 0
«Изменяя значение ячейки» - С2.
6) аналогично уточняются все остальные корни уравнения.
Текст задания.
Даны

Вычислить:
а) 6A+3B;
б) (AB)Т;
в) A-1+B2;
г) A3-5BТ.
Выполните вычисления со следующими массивами:

Найти 
Решите системы уравнений:
а)
б) Для массивов
решите A2X=B.
Решите уравнения:
а) х2 + 7х + 3 = 0
б) x3 – 12x +1 = 0.