СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания к практическому занятию №2 по БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Тема: Определение категорий и видов пожаров. Специальность:38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт»(по отраслям)

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс тушения огня может быть осложнён некоторыми сопутствующими опасностями, которые возникают в виде основных факторов пожара. К таковым отнесены:

  1. Пламя и искры;
  2. Тепловой поток;
  3. Повышенная температура окружающей среды;
  4. Повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения;
  5. Пониженная концентрация кислорода;
  6. Снижение видимости в дыму.

Просмотр содержимого документа
«Методические указания к практическому занятию №2 по БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Тема: Определение категорий и видов пожаров. Специальность:38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт»(по отраслям)»



Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Печорское речное училище - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О.Макарова»






МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №2

по дисциплине

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(наименование дисциплины)

Тема: Определение категорий и видов пожаров. Составление противопожарных профилактических мер.


Специальность:


38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт»

(по отраслям)











г. Печора

2015г.

СТРУКТУРА

МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЯЮ


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2


Тема: Определение категорий и видов пожаров. Составление противопожарных профилактических мер.

Продолжительность 2 часа


  1. Цель занятия - достижение общих компетенций:


  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

  • ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Задача:

  • Приобрести практические навыки порядка составления инструкции по пожарной безопасности на объекте.



2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.

2.1.Категории сложности пожаров.

Сложность пожара, определяется по трём основным условиям, описанным в Федеральном законе «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»:

1. По виду горючего материала: используется для обозначения области применения средств пожаротушения;

2. По сложности их тушения: используется при определении состава сил и средств подразделений пожарной охраны и других служб, необходимых для тушения пожаров;

3. Опасные факторы, влияющие на сложность пожара: используется при обосновании мер пожарной безопасности, необходимых для защиты людей и имущества при пожаре.


В практике пожарных принято выделять уровни сложности вызовов, которые обозначаются понятием категории сложности пожаров. Всего их шесть, включая ложный вызов – это называется «вызов №0». Далее идёт «вызов №1», в ходе которого поступило сообщение о задымлении или пожаре, на место вызова выехало два отделения на двух основных пожарных машинах; пожар обнаружен и началась операция по тушению. У данной категории сложности пожаров выделяется ещё одна – смежная – «вызов №1 БИС»: пожар обнаружен, и имеется нехватка сил и средств для тушения, в связи с чем дополнительно вызывают еще два отделения (всего работает четыре отделения). При «вызове №2» – подтверждено сообщение о пожаре; имеется большая площадь горения, нехватка сил и средств, отсутствие водоисточников. Соответственно, дополнительно вызывают еще два отделения из соседних районов (всего – 6 отделений).При «вызове №3» на месте пожара, после дополнительного вызова сил, работает 10 отделений. «Вызов №4» - 13 отделений и «вызов №5» - 15 отделений при аналогичных условиях до прекращения горения.



2.2.Основные факторы пожара


Процесс тушения огня может быть осложнён некоторыми сопутствующими опасностями, которые возникают в виде основных факторов пожара. К таковым отнесены:

  1. Пламя и искры;

  2. Тепловой поток;

  3. Повышенная температура окружающей среды;

  4. Повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения;

  5. Пониженная концентрация кислорода;

  6. Снижение видимости в дыму.


Выделяют также сопутствующие проявления основных факторов пожара - это:

  1. Осколки, части разрушившихся зданий, сооружений, строений, транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

  2. Радиоактивные и токсичные вещества и материалы, попавшие в окружающую среду из разрушенных технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

  3. Вынос высокого напряжения на токопроводящие части технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

  4. Опасные факторы взрыва, происшедшего вследствие пожара;

  5. Воздействие огнетушащих веществ.


Типы пожаров


В зависимости от вида горящих веществ и материалов выделяют соответствующие типы пожаров. Они условно обозначаются буквами.

К типу А1 относится горение твёрдых веществ, которое сопровождается тлением – тушатся водой со смачивателями, хладоном, порошками типа АВСЕ;

к типу А2 относится горение твёрдых веществ без тления – тушатся любыми видами огнетушащих веществ.


Типы пожаров категории В1 и В2 – это горение жидких веществ, не растворимых и растворимых в воде, соответственно – тушатся при помощи установок пенного пожаротушения, мелкораспыленной водой, хладонами, порошками типа АВСЕ и ВСЕ.


Категория С – горение газообразных веществ, например, бытового газа, пропана – тушатся объемным способом и флегматизацией газовых составов, порошками типа АВСЕ и ВСЕ, водой для охлаждения оборудования.


Горение металлов относится к типу пожаров категории D: D1 – лёгкие металлы (алюминий, магний); D2 – щелочные металлы (натрий, калий); D3 – горение металлосодержащих соединений ( металлоорганические соединения, гидраты металлов).


Класс Е – горение электрооборудования под напряжением до 10 000 Вольт.


2.3. Требования к инструкции о мерах пожарной безопасности

 

 Инструкция о мерах пожарной безопасности разрабатывается на основе настоящих Правил, нормативных документов по пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.

 

В инструкции о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:

а) порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, в том числе эвакуационных путей;

б) мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;

в) порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;

 

г) порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы;

 

д) расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта и проведения огневых или иных пожароопасных работ;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.02.2014 N 113)

(см. текст в предыдущей редакции)

е) порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;

ж) допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

з) порядок и периодичность уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;

и) предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;

 

к) обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, аварийной остановке технологического оборудования, отключении вентиляции и электрооборудования (в том числе в случае пожара и по окончании рабочего дня), пользовании средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации горючих веществ и материальных ценностей, осмотре и приведении в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения);

 

л) допустимое (предельное) количество людей, которые могут одновременно находиться на объекте.

(пп. "л" введен Постановлением Правительства РФ от 17.02.2014 N 113)

 

В инструкции о мерах пожарной безопасности указываются лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, в том числе за:

а) сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства и дежурных служб объекта;

 

б) организацию спасания людей с использованием для этого имеющихся сил и средств, в том числе за оказание первой помощи пострадавшим;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.02.2014 N 113)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);

г) отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), остановку работы транспортирующих устройств, агрегатов, аппаратов, перекрывание сырьевых, газовых, паровых и водных коммуникаций, остановку работы систем вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях, выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания;

д) прекращение всех работ в здании (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;

е) удаление за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара;

ж) осуществление общего руководства по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта) до прибытия подразделения пожарной охраны;

з) обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;

и) организацию одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей;

к) встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;

л) сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения безопасности личного состава, о перерабатываемых или хранящихся на объекте опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах;

м) по прибытии пожарного подразделения информирование руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара;

н) организацию привлечения сил и средств объекта к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.

 

3. Перечень средств обучения, используемых на занятии.

  1. Методические рекомендации по теме;

  2. ПК и видеопроектор;

  3. Презентация по теме.




4. Порядок выполнения работы.

4.1. Изучить краткий теоретический материал по теме (см.2.1-2.3).

4.2.Разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности на соответствующий объект с учётом Правил противопожарного режима в Российской Федерации (ст.460-462).



5. Контрольные вопросы, тесты, задания по теме занятия.


Вопросы и задания:

  1. По каким условиям определяется сложность пожара?

  2. Раскрыть содержание № вызовов пожарной охраны в зависимости от сложности пожара.

  3. Перечислить основные факторы пожара.

  4. Перечислить сопутствующие проявления основных факторов пожара.

  5. Перечислить типы(категории) пожаров.


6. Задания студентам для самостоятельной работы.

1. Ознакомиться с методическими рекомендациями.

2. Изучить рекомендуемую литературу.

3.Решить тест в СДО «Фарватер» по данной теме.


    1. Учебная и специальная литература.

1.Безопасность жизнедеятельности. Учебник для учреждений сред. проф. Образования, Э. А. Арустамов, Н. В. Косолапова,2013.

2.Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для ссузов. Косолапова Н.В. 2014.

3. Правила противопожарного режима в Российской Федерации. (Утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации

от 25 апреля 2012 г. N 390)

4. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. (N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22 июля 2008 года).



Преподаватель-организатор ОБЖ И. И. Митяев


Печорское речное училище-филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ им.адмирала С.О.Макарова»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!