СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания к рактическому занятию №6 по БОРЬБЕ ЗА ЖИВУЧЕСТЬ СУДНА-ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОТСТЬ (ПРАКТИКА) Тема:Системы пожаротушения на судах. Проверка пожарных кранов.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия - достижение общих компетенций:

  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Задача:

  • Приобрести навыки в проверке пожарных кранов.
  • Ознакомиться с системами стационарного пожаротушения на судах и порядком их эксплуатации.

Просмотр содержимого документа
«Методические указания к рактическому занятию №6 по БОРЬБЕ ЗА ЖИВУЧЕСТЬ СУДНА-ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОТСТЬ (ПРАКТИКА) Тема:Системы пожаротушения на судах. Проверка пожарных кранов.»



Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Печорское речное училище - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О.Макарова»





МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №6

по дисциплине

БОРЬБА ЗА ЖИВУЧЕСТЬ СУДНА-ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОТСТЬ (ПРАКТИКА)

(наименование дисциплины)

Тема: Системы пожаротушения на судах. Проверка пожарных кранов.


ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ:

26.02.03 «Судовождение»

26.02.05 «Эксплуатация судовых энергетических установок»

26.02.06. "Эксплуатация судового электрооборудования и

средств автоматики








г. Печора

2016г.

СТРУКТУРА

МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЯЮ


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6


Тема: Системы пожаротушения на судах. Проверка пожарных кранов.

Продолжительность 3 часа


1. Цель занятия - достижение общих компетенций:

  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Задача:

  • Приобрести навыки в проверке пожарных кранов.

  • Ознакомиться с системами стационарного пожаротушения на судах и порядком их эксплуатации.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.


Системы пожаротушения на судах. Проверка пожарных кранов.


Стационарные установки и системы пожаротушения. Основная цель борьбы с пожаром - быстрое взятие его под контроль и тушение, что возможно только в том случае, если огнетушащее вещество доставлено к пожару быстро и в достаточном количестве.

Это можно обеспечить с помощью стационарных систем пожаротушения. Некоторые из стационарных систем могут подавать огнетушащее вещество непосредственно на пожар без участия членов экипажа.

Стационарные системы пожаротушения ни в коем случае не являются заменой необходимой конструктивной противопожарной защиты судна. Конструктивная противопожарная защита обеспечивает достаточно длительную защиту пассажиров, экипажа и оборудования ответственного назначения от пожара, что позволяет людям эвакуироваться в безопасное место.
Противопожарное оборудование предназначено для защиты судна. Судовые системы пожаротушения проектируются с учетом потенциальной пожарной опасности, существующей в помещении, и назначения помещения.

Как правило:

вода используется в стационарных системах, защищающих районы, в которых находятся твердые горючие вещества, — общественные помещения и коридоры;

пена или огнетушаший порошок применяются в стационарных системах, защищающих районы, где могут возникнуть пожары класса В; для тушения пожаров воспламеняющихся газов стационарные системы не используются;

углекислый газ, галлон (хладон) и соответствующий огнетушащий порошок входит в состав систем, обеспечивающих защиту от пожара класса С;

не существует стационарных систем для тушения пожаров класса D.

 На судах, плавающих под флагом РФ, устанавливается девять основных систем пожаротушения:

1) водопожарная;

2) автоматическая и ручная спринклерная;

3) водораспыления;

4) водяных завес;

5) водяного орошения;

6) пенотушения;

7) углекислотные;

8) система инертных газов;

9) порошковая.

В первых пяти системах используются жидкие огнетушащие вещества, в следующих трех применяются газообразные вещества, в последней -твердые. Каждая из этих систем будет рассмотрена ниже.

 Водопожарная система

Водопожарная система - это первоочередное средство защиты от пожара на судне. Ее установка требуется независимо от того, какие еще системы устанавливаются на судне. Любой член экипажа, согласно расписанию по тревогам, может быть приписан к противопожарному посту, поэтому каждый член команды должен знать принцип работы и пуска судовой водопожарной системы.

Водопожарная система обеспечивает подачу воды во все районы судна. Понятно, что запас воды в море безграничен. Количество подводимой воды к месту возникновения пожара ограничивается только техническими данными самой системы (например, производительностью насосов) и влиянием количества подаваемой воды на остойчивость судна.

Водопожарная система включает пожарные насосы, трубопроводы (магистраль и ответвления), клапаны управления, рукава и стволы.

 Пожарные краны и трубопроводы

По трубопроводам вода движется от насосов к пожарным кранам, установленным на пожарных постах. Диаметр трубопроводов должен быть достаточно большим для распределения максимально требуемого количества воды от двух насосов, работающих одновременно.
Давление воды в системе должно составлять примерно 350 кПа у двух наиболее удаленных или высоко расположенных пожарных кранов (в зависимости от того, что дает наибольший перепад давления) для грузовых и других судов и 520 кПа для танкеров.
Это требование обеспечивает выбор достаточно большого диаметра трубопроводов для того, чтобы давление, развиваемое насосом, не снижалось за счет потерь на трение в трубопроводах.

Система трубопроводов состоит из магистрали и ответвлений из труб меньшего диаметра, отходящих от нее к пожарным кранам. К водо­пожарной системе не разрешается присоединять никаких трубопроводов, кроме предназначенных для борьбы с пожаром и мойки палуб.

Все участки, водопожарной системы на открытых палубах должны быть защищены от замерзания. Для этого они могут снабжаться отсечным и спускным клапанами, позволяющими спускать воду в холодное время года.

 

Существует две основные схемы водопожарной системы: линейная и кольцевая.

Линейная схема. В водопожарной системе, выполненной по линейной схеме, вдоль судна, обычно на уровне главной палубы, прокладывается одна магистраль. За счет горизонтальных и вертикальных труб, отходящих от этой магистрали, система разветвляется по всему судну (рис. 3.1). На танкерах водопожарная магистраль обычно прокладывается в диаметральной плоскости.

Недостаток этой схемы состоит в том, что она не дает возможности подать воду далее того места, где возникло серьезное повреждение системы.

Кольцевая схема. Система, выполненная по этой схеме, состоит из двух параллельных магистралей, соединенных в крайних носовых и кормовых точках, образуя тем самым замкнутое кольцо (рис.3.2). Ответвления соединяют систему с пожарными постами.
В кольцевой схеме участок, где произошел разрыв, может быть отключен от магистрали, а магистраль может продолжать использоваться для подвода воды ко всем другим частям системы. Иногда на магистрали за пожарными кранами устанавливают разобщительные клапаны. Они предназначены для контроля потока воды при появлении разрыва в системе.
В некоторых системах с одной кольцевой магистралью разобщительные клапаны предусматри­ваются только в кормовой и носовой частях палуб.
Береговые соединения. На каждом борту судна должно быть установлено, по крайней мере, одно соединение водопожарной магистрали с берегом. Каждое береговое соединение следует располагать в легкодоступном месте и снабжать запорными и контрольными клапанами.

Судно, совершающее международные рейсы, должно иметь, по крайней мере, одно переносное береговое соединение с каждого борта. Это дает возможность судовым экипажам пользоваться насосами береговой установки или прибегать к услугам береговых пожарных команд в любом порту. На некоторых судах требуемые международные береговые соединения установлены постоянно.

 Пожарные насосы. Это единственное средство обеспечения движения воды по водопожарной системе при нахождении судна в море. Требуемое количество насосов, их производительность, местоположение и источники питания регламентируются Правилами Регистра. Ниже кратко изложены требования к ним.

Количество и расположение. На грузовых и пассажирских судах вместимостью 3000 рег.т и более, совершающих международные рейсы, должны быть установлены два пожарных насоса с автономными приводами. На всех пассажирских судах валовой вместимостью до 4000 рег.т должно быть установлено не менее двух пожарных насосов, а на судах валовой вместимостью более 4000 рег.т - три пожарных насоса, независимо от длины судна.

Если на судне требуется установка двух насосов, их надо располагать в различных помещениях. Пожарные насосы, кингстоны и источники энергии следует размещать так, чтобы пожар в одном помещении не вывел из строя все насосы, оставив, таким образом, судно без защиты.

Экипаж не несет ответственности за установку на судне необходимого числа насосов, за правильность их размещения и наличие соответствующих источников энергии. Судно проектируется, строится и при необходимости переоборудуется в соответствии с Правилами Регистра, но экипаж непосредственно отвечает за содержание насосов в исправном состоянии. В частности, в обязанность механиков входит техническое обслуживание и испытание судовых пожарных насосов для обеспечения их надежной работы в случае аварии.

 Расход воды. Каждый пожарный насос должен обеспечивать подачу не менее двух струй воды от пожарных кранов, имеющих максимальный перепад давления от 0,25 до 0,4 Н/мм2 для пассажирских и грузовых судов, в зависимости от их валовой вместимости.

На пассажирских судах валовой вместимостью менее 1000 рег.т и на всех прочих грузовых судах валовой вместимостью 1000 рег.г и более .дополнительно должен быть установлен стационарный аварийный пожарный насос. Суммарная подача стационарных пожарных насосов, кроме аварийного, может не превышать 180 м^/ч (за исключением пассажирских судов).

 Безопасность. На нагнетательной стороне пожарного насоса может быть предусмотрен предохранительный клапан и манометр.

К пожарным насосам могут подсоединяться другие системы пожаротушения (например, спринклерная система). Но в этом случае их производительность должна быть достаточной для того, чтобы они могли одновременно обслуживать водопожарную и вторую систему пожаро­тушения, обеспечивая подвод воды под соответствующим давлением.

 Использование пожарных насосов для других целей. Пожарные насосы могут использоваться не только для подачи воды в пожарную магистраль. Однако один из пожарных насосов следует постоянно держать готовым к использованию по прямому назначению. Надежность пожарных насосов повышается, если их время от времени использовать для других нужд, обеспечивая соответствующее техническое обслуживание.
Если клапаны управления, позволяющие использовать пожарные насосы для других целей, установлены на коллекторе рядом с насосом, то, открыв клапан на пожарную магистраль, работу .насоса по иному назначению можно немедленно прервать.

Если особо оговорено, что пожарные насосы могут использоваться для других нужд, например, для мойки палуб и танков, то такие подсоединения должны быть предусмотрены только на нагнетательном коллекторе у насоса.

 Пожарные краны. Назначение водопожарной системы заключается в подводе воды к пожарным кранам, расположенным по всему судну.

Размещение пожарных кранов. Пожарные краны должны быть расположены так, чтобы струи воды, подаваемые, по крайней мере, от двух пожарных кранов, перекрывали друг друга. На всех судах пожарные краны должны быть окрашены в красный цвет.

Если на судне перевозится палубный груз, он должен быть размещен с таким расчетом, чтобы не загромождать доступ к пожарным кранам.

Каждый пожарный кран должен быть оборудован запорным клапаном и стандартной соединительной головкой быстросмыкающегося типа в соответствии с требованиями Правил Регистра. Согласно требованиям Конвенции СОЛАС-74 допускается применение соединительных гаек с резьбой.

Пожарные краны должны быть размещены на расстоянии не более 20 м внутри помещений и не более 40 м - на открытых палубах.

 Рукава и стволы (относятся к противопожарному снабжению).

Рукав должен иметь длину 15+20 м у кранов на открытых палубах и 104-15 м - у кранов в помещениях. Исключение составляют рукава, устанавливаемые на открытых палубах танкеров, где длина рукава должна быть достаточной для того, чтобы его можно было спускать через борт, направляя струю воды по борту перпендикулярно поверхности воды.

К пожарному крану должен быть всегда присоединен пожарный рукав с соответствующим стволом. Но на сильном волнении рукава, установленные на открытой палубе, могут временно отсоединяться от пожарных кранов и храниться поблизости в легкодоступном месте.

Пожарный рукав - наиболее уязвимая часть водопожарной системы. При неправильном обращении он легко повреждается.

Волоча рукав по металлической палубе, его легко повредить - порвать наружную облицовку, погнуть или расколоть гайки. Если перед укладкой рукава из него не слить всю воду, оставшаяся влага может привести к появлению плесени и гниению, что в свою очередь, приведет к разрыву рукава под давлением воды.

Укладка и хранение рукава. В большинстве случаев рукав для хранения на пожарном посту должен быть уложен в бухту.

При этом необходимо выполнить следующее:

1.Проверить, чтобы из рукава была полностью спущена вода. Сырой рукав нельзя укладывать.

2. Уложить рукав в бухту так, чтобы конец ствола мог быть легко подан к пожару.

3. Закрепить ствол на конце рукава.

4. Установить ствол в держатель или уложить его в рукав, чтобы он не упал.

5. Скатанный рукав следует связать, чтобы он не потерял форму.

 

Стволы. На торговых морских судах используются комбинированные стволы с запорным устройством. Они должны быть постоянно присоединены к рукавам.

Комбинированные стволы должны снабжаться органом управления, позволяющим отключать подачу воды и регулировать ее струю.

Речные пожарные стволы должны иметь насадки с отверстиями 12, 16 и 19 мм. В жилых и служебных помещениях нет нужды применять насадки диаметром более 12 мм.


«Методика испытаний внутреннего противопожарного водопровода» разработана ФГУ ВНИИПО МЧС России (кандидаты технических наук  Л.М. Мешман, В.А. Былинкин, инженер Р.Ю. Губин).

Согласно Методический рекомендаций МЧС России по испытанию ВПВ, испытания состоят из двух частей: испытания на водоотдачу – сравнивается количество воды, которое выдает водопровод за определенный промежуток времени и сравнивается с нормативным значением и испытания на исправность – предполагают испытание каждого крана на исправность, на свободность его открывания без дополнительных приспособлений.

Испытания на водоотдачу проводят только для диктующих пожарных кранов – крайних на стояке. То есть последний в стояке пожарный кран должен выдавать допустимую норму воды для тушения пожара.

А на исправность проверяют уже все остальные краны. Диктующие по сути уже были проверены во время испытаний на водоотдачу. В случае если хотя бы один кран не будет работоспособным, то вся система ВПВ признается неработоспособной и необходимо принять меры по ее ремонту.

И если с проверкой свободного открывания пожарных кранов все понятно, то о испытаниях ВПВ на водоотдачу стоит поговорить более подробно, чтобы разложить информацию по полочкам. Итак, приступим?

Испытания на водоотдачу

Испытания на водоотдачу, как я уже говорил, проводятся дважды в год – весной и осенью, при этом температура при испытаниях должна быть выше 5 градусов по шкале Цельсия. Во время испытаний измеряется давление у ручного пожарного крана или у клапана диктующего пожарного крана. То есть на самом конце стояка ВПВ.

Помимо давления измеряется общая масса воды, которую способен выдать ВПВ для тушения пожара в единицу времени и высота компактной части водяной струи. Эти показатели должны соответствовать нормам или должны быть согласованы с органами Государственной противопожарной службы.

3. Перечень средств обучения, используемых на занятии.

  1. Методические рекомендации по теме;

  2. АДА ПТС ФАРВАТЕР

  3. Боевая одежда пожарного;

  4. ПК;

  5. Проектор;

4. Порядок выполнения работы.

  1. Изучить методические рекомендации.

  2. Просмотреть видеофильм.

  3. Приступить к отработке нормативов.

5. Контрольные вопросы, тесты, задания по теме занятия.

Вопросы и задания:

  1. Перечислить порядок выполнения нормативов.

6. Задания студентам для самостоятельной работы.

1. Ознакомиться с методическими рекомендациями.

Учебная и специальная литература.

Основные источники:

  1. И.С.Крымов. Борьба за живучесть судна и спасательные средства.- ТРАНСЛИТ, 2011

  2. Наставление по борьбе за живучесть судов Министерства речного флота РФ. - Моркнига, 2007

  3. Ю.Г. Глотов. Безопасность жизнедеятельности человека на морских судах. Справочник.- Транспорт, 2000

Дополнительные источники:

  1. А.Г. Карпенко, В.И.Дмитриев. Рекомендации экипажам судов по действиям в аварийных ситуациях.- РКонсульт, 2004

  2. Правила противопожарного режима в Российской Федерации.-Омега-Л, 2015



Преподаватель-организатор ОБЖ И. И. Митяев

Печорское речное училище-филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ им.адмирала С.О.Макарова»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!