СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания к самостоятельной внеаудиторной работе №9 по БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Тема:Выполнение тестового задания по темам: 3.1. Общие понятия о здоровье.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Цель:
  • активизировать индивидуальную деятельность, направленную на закрепление;
  • расширение и систематизацию пройденного материала по темам дисциплины ОП. 10 «Безопасность жизнедеятельности»;
  • формирование общих компетенций, умений и навыков быстро решать поставленные задачи:
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Методические указания к самостоятельной внеаудиторной работе №9 по БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Тема:Выполнение тестового задания по темам: 3.1. Общие понятия о здоровье.»


Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Печорское речное училище - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О.Макарова»












МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА

по дисциплине


ОП. 10. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Специальность:


38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"













г.Печора

2016г.

СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 9


Тема: Выполнение тестового задания по темам:

3.1. Общие понятия о здоровье.

3.2. Общие правила оказания первой медицинской помощи.

3.3. Оказание первой медицинской помощи.


Продолжительность 2 часа


  1. Цель:

  • активизировать индивидуальную деятельность, направленную на закрепление;

  • расширение и систематизацию пройденного материала по темам дисциплины ОП. 10 «Безопасность жизнедеятельности»;

  • формирование общих компетенций, умений и навыков быстро решать поставленные задачи:

  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.


2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.


2.1. Общие понятия о здоровье.


Определение понятия здоровье человека. Что такое здоровье?

Сегодня существует целый ряд определений здоровья, которые как правило, содержат пять критериев, определяющих здоровье человека:

  • отсутствие болезни;

  • нормальное функционирование организма в системе «человек – окружающая среда»;

  • полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;

  • способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;

  • способность к полноценному выполнению основных социальных функций.


В Уставе Всемирной организации здравоохранения определено, что здоровье – это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».


Здоровье каждого человека является не только индивидуальной ценностью, но прежде всего общественной.


Общественное здоровье складывается в конечном итоге из здоровья членов общества. Общественное здоровье и индивидуальное здоровье каждого человека неразрывно взаимосвязаны и одно зависит от другого.


Человек в отличие от остального животного мира наделен творческим разумом, а значит, обладает биологическим (физическим) и духовным здоровьем.


Духовное и физическое здоровье – это две неотъемлемые части человеческого здоровья, которые должны находится постоянно в гармоничном единстве, что и обеспечивает высокий уровень здоровья. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь, и духовный контроль дает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья. Духовное здоровье обеспечивается системой мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий.


2.2. Общие правила оказания первой медицинской помощи


Основная цель первой медицинской помощи — оказание помощи человеку, получившему травму или страдающему от внезапного приступа заболевания, до момента прибытия квалифицированной медицинской помощи, такой как, например, бригада скорой помощи либо доставления (на попутном транспорте) пострадавшего (заболевшего) в ближайшее медицинское лечебное учреждение. Время от момента травмы, отравления и других несчастных случаев до момента получения первой медицинской помощи должно быть предельно сокращено (Правило «золотого часа»).


В настоящее время различают три вида медицинской помощи: первая медицинская помощь, доврачебная медицинская помощь, первая врачебная помощь.


Первая медицинская помощь - это комплекс медицинских мероприятий, выполненных на месте поражения самим населением преимущественно в порядке само- и взаимопомощи, а также участниками аварийно-спасательных работ с использованием табельных и подручных средств.


Доврачебную медицинскую помощь оказывает фельдшер.


Первая врачебная помощь - это комплекс лечебно-профилактических мероприятий, выполняемый врачами и направленный на устранение последствий поражения.


Таким образом, человек оказывающий первую медицинскую помощь может быть посторонним человеком, который владеет навыками в оказании первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь - это оперативная помощь пострадавшему при получении травмы или внезапном приступе заболевания, которая оказывается до тех пор, пока не появится возможность в оказании квалифицированной медицинской помощи (до прибытия бригады скорой помощи).


Своевременное оказание первой медицинской помощи может оказать решающее значение в сохранении жизни и здоровья пострадавшего.


По мнению специалистов, общий порядок действий, оказывающего первую медицинскую помощь, включает в себя:


  • определение неотложной ситуации и необходимости в оказании первой медицинской помощи;

  • принятие решения на оказание первой медицинской помощи;

  • вызов скорой медицинской помощи;

  • оказание пострадавшему первой медицинской помощи до прибытия бригады скорой помощи.


В каких случаях следует вызывать скорую помощь?


Скорую помощь рекомендуют вызывать в следующих ситуациях:


  • пострадавший находится в бессознательном состоянии;

  • у пострадавшего затрудненное дыхание или дыхание отсутствует;

  • у пострадавшего непрекращающиеся боли в груди или ощущение давления в груди;

  • сильное кровотечение;

  • сильные боли в животе;

  • отравление и другие неотложные состояния.


В других случаях, когда трудно определить необходимость вызова скорой помощи, полагайтесь на свою интуицию. Помните, что лучше бригада скорой помощи сделает вывод, что в вызове скорой помощи не было нужды, чем пострадавший не получит своевременную медицинскую помощь, когда это было необходимо.


Первая медицинская помощь — это комплекс простейших медицинских мероприятий с использованием лекарственных средств, выполняемых медицинским работником (врачом, фельдшером, медсестрой (медбратом) или, как в некоторых странах, парамедиком) либо человеком, не имеющим медицинского образования, но обладающим навыками оказания первой медицинской помощи, на месте получения травмы и/или возникновения какого-либо острого или обострения хронического заболевания в порядке само- и взаимопомощи, а также участниками аварийно-спасательных работ с использованием табельных и подручных средств.


Этого делать нельзя!


•Если кто-то подавился — нельзя стучать его по спине.

•Нож или любой другой объект в ране — нельзя вынимать.

•При ожоге - нельзя наносить масло, крем, мазь. Мочиться на ожог.

•Если человек замерз — нельзя давать водку или кофе.

•Обморожение — нельзя растирать, нельзя отогревать до приезда врачей.

•Вывихнутую руку — нельзя самим вправлять.

•Сломанные кости — нельзя самим совмещать кости, накладывать шину.

•При укусах змеи — нельзя делать надрез на месте укуса, высасывать яд, перетягивать укушенную конечность жгутом.

•Обморок — не надо хлопать по щекам, подносить к носу нашатырный спирт и плескать в лицо холодную воду.

•Кровотечение из носа — не советуйте пострадавшему откинуть голову назад или лечь, не затыкайте его нос ватой.

•При сердечном приступе - нельзя давать валидол, корвалол


Юридическая сторона оказания первой медицинской помощи


•Оказание первой помощи - это Ваше ПРАВО, а не обязанность!

•Исключение составляют медицинские работники, спасатели, пожарные, милиция.

•Человеку без сознания можно оказывать помощь

•Если человек в сознании – необходимо спросить (- Вам помочь?). Если он отказывается, помогать нельзя. Если ребенок до 14 лет без близких – можно оказывать, иначе спросить согласия у близких.

•Если пострадавший представляет опасность – помощь лучше не оказывать

•Не нужно получать согласие при суицидальных попытках

•Нельзя превышать свою квалификацию: нельзя давать (назначать) любые медикаменты, нельзя производить любые медицинские манипуляции (вправлять вывихи и т.п.)

•Существует статья об «Оставление в опасности». Подразумевает ответственность ГРАЖДАНИНА, не сообщившего о случившемся, и прошедшего мимо пострадавшего.


Значение первой медицинской помощи


Задача первой медицинской помощи состоит в том, чтобы путем проведения простейших мероприятий спасти жизнь пострадавшему, уменьшить его страдания, предупредить развития возможных осложнений, облегчить тяжесть учения травмы или заболевании.


Правила оказания первой помощи - это простые и необходимые каждому знания, которые помогут произвести немедленную помощь пострадавшим прямо на месте происшествия. Бывают ситуации, когда знания о первой медицинской помощи приходится применять самому пострадавшему. По статистике до 90% погибших могли бы остаться в живых в случае оказания своевременной и квалифицированной первой помощи в первые минуты после происшествия.


Однако, в случае неправильного оказания первой доврачебной помощи, Вы сами можете стать виновником трагедии, со всеми вытекающими последствиями в соответствии с законами РФ. Поэтому, первое что нужно сделать в случае чрезвычайной ситуации - это вызвать скорую помощь или спасателей. Не пытайтесь делать серьезные вмешательства, исключаются медикаменты и оперативные вмешательства, делайте лишь необходимое для спасения жизни, об остальном позаботятся врачи. Оцените ваши возможности по оказанию первой медицинской помощи: возможно, Вам угрожает серьезная опасность.


2.3. Общие правила оказания первой медицинской помощи


Первая медицинская помощь может быть оказана на месте поражения самим пострадавшим (самопомощь), его товарищем (взаимопомощь), санитарными дружинницами. Мероприятиями первой медицинской помощи являются: временная остановка кровотечения, наложение стерильной повязки на рану и ожоговую поверхность, искусственное дыхание и непрямой массаж сердца, введение антидотов, дача антибиотиков, введение болеутоляющих (при шоке), тушение горящей одежды, транспортная иммобилизация, согревание, укрытие от жары и холода, надевание противогаза, удаление пораженного из зараженного участка, частичная санитарная обработка.


Оказание первой медицинской помощи в возможно более ранние сроки имеет решающее значение для дальнейшего течения и исхода поражения, а иногда и спасения жизни. При сильном кровотечении, поражении электрическим током, утоплении, прекращении сердечной деятельности и дыхания, и ряде других случаев первая медицинская помощь должна оказаться немедленно.


При оказании первой медицинской помощи используются табельные и подручные средства. Табельными средствами оказания первой медицинской помощи являются перевязочный материал — бинты, перевязочные пакеты медицинские, большие и малые стерильные повязки, и салфетки, вата и др. Для остановки кровотечения применяют кровоостанавливающие жгуты — ленточные и трубчатые, а для проведения иммобилизации (обездвиживания) специальные шины — фанерные, лестничные, сетчатые и др. При оказании первой медицинской помощи используют некоторые медикаменты — раствор йода спиртовой 5%-ный в ампулах или в флаконе, 1—2%-ный спиртовой раствор бриллиантового зеленого во флаконе, валидол в таблетках, настойка валерианы, нашатырный спирт в ампулах, гидрокарбонат натрия (сода пищевая) в таблетках или порошке, вазелин и др.


Что человек может сделать в промежуток между обнаружением пострадавшего и приездом «скорой»? Он может не навредить и сделать так, чтобы состояние пострадавшего на момент появления врача не ухудшилось. Как уже было сказано, в основе программы – четкий и понятный алгоритм поведения на месте происшествия, позволяющий быстро оценить угрозы, опасности и состояние потерпевшего. Человек, знающий алгоритм, не тратит время на пустые размышления и не впадает в панику. На уровне подсознания в голове его забиты простые действия:


1.Осмотреть место происшествия, убедиться, что угрожает мне и потом - что угрожает пострадавшему.

2.Осмотреть пострадавшего и постараться понять, есть ли угроза его жизни и если да, то от чего он может умереть прямо сейчас.

3.Вызвать специалистов

4.Оставаться с пострадавшим до приезда специалистов, стараясь сохранить или улучшить его состояние доступными методами.


Именно в таком порядке и никак иначе. Психологически понять это довольно сложно – такая постановка вопроса не вяжется со всеми понятиями о долге, чести и совести. И тут очень важно довести до понимания слушателя, что, поставив под угрозу собственную жизнь, он в результате не сможет спасти другого. А действия, связанные с риском для жизни – удел специалистов – пожарных, спасателей и т.п.


Первичный осмотр пострадавшего не требует глубоких медицинских знаний. Тут надо ответить на простые вопросы: есть ли у пострадавшего признаки жизни (сознание, дыхание, пульс), и есть ли у него травмы, от которых он умрет прямо сейчас. К примеру – артериальное или просто сильное венозное кровотечение, травмы позвоночника и основания черепа, открытые черепно-мозговые травмы. Нет – отлично! Вызывается скорая и до ее приезда пострадавшему оказывается психологическая помощь – простая забота о нем. Поговорить, согреть, посадить поудобнее. Эти на первый взгляд простые действия крайне эффективно снижают последствия шока – состояния, серьезность которого до сих пор недооценена.


Если состояние пострадавшего более серьезное – включается правило, которое формулируется просто: «Что видим, с тем и боремся». Нет сознания – нестрашно. Контролируем дыхание и пульс. Нет дыхания – начинаем искусственную вентиляцию легких и так далее. Все очень просто, и после отработки на ролевых играх запоминается до автоматизма.


Признаки жизни


Оказывающий помощь должен суметь отличить потерю сознания от смерти. При обнаружении минимальных признаков жизни необходимо немедленно приступить к оказанию первой помощи.


Признаками жизни являются:


1.Наличие сердцебиения (его определяют рукой или ухом на грудной клетке в области левого соска);

2.Наличие пульса на артериях (его определяют на шее — сонная артерия, в области лучезапястного сустава — лучевая артерия, в паху — бедренная артерия);

3.Наличие дыхания (его определяют по движению грудной клетки и живота, увлажнению зеркала, приложенного к носу и рту пострадавшего, движению кусочка ваты или бинта, поднесенного к ноздрям;

4.Наличие реакции зрачков на свет. Если осветить глаз пучком света (например, фонариком), то наблюдается сужение зрачка — положительная реакция зрачка. При дневном свете эту реакцию можно проверить так: на некоторое время закрывают глаз рукой, затем быстро отводят руку в сторону, при этом заметно сужение зрачка.

Следует помнить, что отсутствие сердцебиения, пульса, дыхания и реакции зрачков на свет еще не означает, что пострадавший мертв. Подобный комплекс симптомов может наблюдаться и при клинической смерти, когда пострадавшему также необходимо оказать помощь в полном объеме.


Признаки смерти


Оказание первой помощи бессмысленно при явных признаках смерти:


1.Помутнение и высыхание роговицы глаза;

2.Наличие симптома «кошачий глаз» — при сдавлении глаза зрачок деформируется и напоминает кошачий глаз;

3.Похолодание тела, появление трупных пятен и трупного окоченения.


Трупные пятна сине-фиолетового или багрово-красного цвета выступают на коже при положении трупа на спине в области лопаток, поясницы, а при положении на животе — на лице, шее, груди, животе. Трупное окоченение — этот бесспорный признак смерти — начинает появляться через 2—4 часа после смерти.


  1. Практические задачи, задания, упражнения для самостоятельной работы студента.


Решить тестовые задания:

  1. http://farvater.gumrf.ru/mod/quiz/view.php?id=4260

  2. http://farvater.gumrf.ru/mod/quiz/view.php?id=4268

  3. http://farvater.gumrf.ru/mod/quiz/view.php?id=4281

  4. http://farvater.gumrf.ru/mod/quiz/view.php?id=4282



4. Порядок выполнения работы.

  1. Перейти по ссылке http://farvater.gumrf.ru/course/view.php?id=259 на учебный электронный курс (далее УЭК) «Безопасность жизнедеятельности» в СДО «ФАРВАТЕР».

  2. Ознакомиться с аннотацией к УЭК http://farvater.gumrf.ru/mod/page/view.php?id=4099 .

  3. Ознакомиться с содержание Учебной рабочей программы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» http://farvater.gumrf.ru/mod/page/view.php?id=4102 или http://farvater.gumrf.ru/mod/folder/view.php?id=4101

  4. Изучить содержание учебного материала (п.2.1-2.3).



5. Вид контроля.

Тест в СДО «ФАРВАТЕР»

1. http://farvater.gumrf.ru/mod/quiz/view.php?id=4260

2. http://farvater.gumrf.ru/mod/quiz/view.php?id=4268

3. http://farvater.gumrf.ru/mod/quiz/view.php?id=4281

4. http://farvater.gumrf.ru/mod/quiz/view.php?id=4282



6.Правила оформления работы.


Правильно завершить тест по соответствующему алгоритму:












6. Учебная и специальная литература.



  1. Конституция Российской федерации

  2. Федеральный закон «Об обороне»

  3. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»

  4. БЖД (для ссузов)_Косолапова,2012-192 с.pdf

  5. БЖД. Учебник (для ссузов)_Косолапов_2013-176 с.pdf

  6. БЖД. Учебник для ССУЗов_Сапронов Ю.Г_2012 -336с.pdf

  7. ОБЖ. Учебник для ссузов_Косолапова Н.В_2014 -336с.pdf


Печорское речное училище-филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адмирала С.О.Макарова»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!