Методические рекомендации по проведению анализа внешней среды
образовательной организации
Рыжиков Сергей Николаевич, преподаватель, Г(О)БОУ СПО «Лебедянский торгово-экономический техникум»
В образовательной организации при составлении плана развития необходимо применять инструмент SWOT-анализа. Для этого необходимо, прежде всего, провести анализ внешней среды образовательной организации, что будет способствовать определению стратегии ее развития.
Целью анализа внешней среды является выявление возможностей и угроз, которые образовательная организация должна учитывать при определении своих целей и их достижении.
Возможности - это положительные тенденции и явления внешней среды, формирующие условия для успешного развития образовательной организации. Это, например, совершенствование оплаты труда в соответствии с его качеством, дальнейшая оптимизация сети образовательных учреждений, привлечение внебюджетных средств в образовательную сферу (к примеру, упорядочение родительской платы за услуги в дошкольных образовательных учреждениях);
Угрозы - это отрицательные тенденции и явления, препятствующие успешному развитию ОО. Это, например, снижение количества учащихся во всех типах образовательных учреждений, снижение привлекательности педагогических специальностей на рынке труда [2], невостребованность подготовленных специалистов на рынке труда из-за несовершенства государственного заказа на подготовку кадров в сфере профессионального образования [2].
Для определения возможностей и угроз конкретной организации необходимо определить значимые для ее развития факторы внешней среды. Для повышения объективности анализа необходимо рассмотреть четыре узловых направления, анализ которых получил название PEST-анализ (Р - политика и право, Е -экономика, S - общество, Т – педагогические технологии).
Примерами политико-правовых факторов являются: уровень государственной поддержки образования; поддержка молодых педагогов со стороны государства, изменение законодательства РФ в области образования, государственное влияние в отрасли, включая долю бюджетных образовательных организаций.
В качестве экономических факторов могут быть выделены: общая характеристика экономической ситуации (подъем, стабилизация, спад); уровень инфляции; платежеспособный спрос населения, динамика занятости и безработицы; уровень доходов населения и т.п.
В рамках социокультурного направления (S-общество) могут быть рассмотрены такие факторы, как: уровень образования обществе; половозрастная структура населения; изменения в уровне и стиле жизни, демографические изменения, нехватка квалифицированных кадров, отношение к образованию.
Примерами технологических факторов являются: переход на новые образовательные стандарты, повышение требований к качеству образования, развитие информационных технологий.
При определении факторов внешнего окружения конкретной образовательной организации следует учитывать ее специфику, определяемую, например, отраслевой направленностью, размерами и т.п., и выбирать для последующего изучения те факторы, влияние которых на деятельность образовательная организации может быть определено. Например, для образовательной организации СПО, выпускающей специалистов в области металлургии, важно наличие в регионе металлургических предприятий.
Выявленные с учетом вышесказанного факторы внешней среды исследуемой организации следует отразить в таблице 1.
Таблица 1 — PEST-анализ
Р: Политико-правовые факторы 1. 2. | Е: Экономические факторы 1. 2. |
S: Социокультурные факторы 1. 2. | Т: Технологические факторы 1. 2. |
Например, для государственного образовательного учреждения СПО, реализующего государственный заказ по специальностям в сфере экономики и управления эта таблица может выглядеть следующим образом (таблица 2).
Таблица 2 — Пример PEST-анализа ОО СПО
Р: Политико-правовые факторы 1.Высокий уровень государственной поддержки образования. 3.Поддержка молодых педагогов со стороны государства. 3.Создание оптимальных условий для обеспечения доступного, качественного и конкурентоспособного образования для всех слоев населения области вне зависимости от места жительства и доходов. 4.Стимулирование местных стратегических инициатив, направленных на социально-экономическое развитие территорий. | Е: Экономические факторы 1. Спад в экономике РФ. 2.Средний уровень инфляции. 3.Падение платежеспособного спроса населения. 4.Низкий уровень безработицы в Липецкой области (0,6%). 5.Падение уровня доходов населения. |
S: Социокультурные факторы 1. Высокий уровень образования населения. 2. Повышение престижности высшего образования. 3. Повышение престижности технических специалистов. 4. Сокращение количества выпускников школ, в связи с демографической «ямой» конца 90-х годов. 5. Нехватка квалифицированных кадров. 6.Рост числа негосударственных образовательных организаций. | Т: Технологические факторы 1.Переход на новые образовательные стандарты. 2.Повышение требований к качеству образования. 3.Развитие информационных технологий. |
Далее необходимо рассмотреть сценарий развития факторов, учитывая вероятность наступления событий:
Высокий уровень государственной поддержки образования - вероятность высокая.
Содействие трудоустройству безработных - вероятность высокая.
Стимулирование местных стратегических инициатив, направленных на социально-экономическое развитие территорий – вероятность средняя.
Возможность доступа к новым образовательным технологиям – вероятность средняя.
Возможность привлечения в образование молодых педагогов – вероятность средняя.
Повышение престижности высшего образования - вероятность высокая.
Высокий уровень образования населения будет способствовать желанию выпускников школ получить высшее образование- вероятность высокая.
Спад в экономике РФ, средний уровень инфляции и падение платежеспособного спроса населения приведут к возрастанию потока студентов на бюджетные места.
Повышение требований к качеству образования - вероятность высокая.
Переход на новые образовательные стандарты - вероятность высокая.
Развитие информационных технологий - вероятность высокая.
Отток студентов в негосударственные образовательные организации - вероятность низкая.
Анализ внешнего окружения рекомендуется заканчивать составлением списка возможностей и угроз с учетом степени их значимости для образовательной организации. Для этого используют метод позиционирования путем составления матрицы возможностей и матрицы угроз, что предполагает выполнение следующих действий:
Во-первых, необходимо выявить (по возможности, аргументировано) тенденции развития внешней среды ОО по каждому из указанных в матрице PEST-анализа факторов и определить, что они будут формировать для него - угрозу или возможность.
Во-вторых, необходимо уточнить формулировки по каждому из факторов внешней среды, отразив выявленную тенденцию ее изменения, например: «Недостаточная эффективность научно-исследовательской деятельности в ВУЗах», конкретизируя «Снижение эффективности научных разработок в высшей школе, «Высокая стоимость образования в частных образовательных учреждениях», конкретизируя «Рост стоимости образования в частных образовательных учреждениях».
Пример, построим таблицу 3, в которой определим, какие факторы будут являться возможностями для осуществления стратегии, а какие угрозами для государственного образовательного учреждения СПО.
Таблица 3 — Возможности и угрозы
Возможности | Угрозы |
В 1 Высокий уровень государственной поддержки образования В 2 Поддержка молодых педагогов со стороны государства В 3 Создание оптимальных условий для обеспечения доступного, качественного и конкурентоспособного образования для всех слоев населения области вне зависимости от места жительства и доходов В 4 Стимулирование местных стратегических инициатив, направленных на социально-экономическое развитие территорий В 5 Нехватка квалифицированных кадров В 6 Средний уровень инфляции В 7 Падение платежеспособного спроса населения, В 8 Низкий уровень безработицы в Липецкой области (0,6%) В 9 Переход на новые образовательные стандарты В 10 Развитие информационных технологий. | У 1 Высокий уровень образования населения У 2 Повышение престижности высшего образования У 3 Повышение престижности технических специалистов У 4 Сокращение количества выпускников школ, в связи с демографической «ямой» конца 90-х годов У 5 Рост числа негосударственных образовательных организаций У 6 Падение уровня доходов населения У 7 Повышение требований к качеству образования У 8 Спад в экономике РФ |
Таким образом, может быть сформирован список возможностей и угроз образовательной организации.
В-третьих, каждая возможность ОО должна быть оценена по двум параметрам - степень ее влияния на организацию (сильное, умеренное, малое) и вероятность ее использования (высокая, средняя, низкая) - и занесена в соответствующее поле матрицы возможностей (позиционирована) (таблица 4).
Таблица 4 — Матрица возможностей
Вероятность использования возможности организацией | Степень влияния возможности на организацию |
Сильное влияние | Умеренное влияние | Малое влияние |
Высокая вероятность | ПОЛЕ «+» | ПОЛЕ «+» | ПОЛЕ «-» |
Средняя вероятность | ПОЛЕ «+» | ПОЛЕ «-» | ПОЛЕ «х» |
Низкая Вероятность | ПОЛЕ «-» | ПОЛЕ «х» | ПОЛЕ «х» |
Итогом позиционирования возможностей должен стать вывод об их значении для ОО, для чего следует учитывать следующее:
возможности, попадающие на поля «+», имеют большое значение для организации, и их надо обязательно использовать;
возможности, попавшие на поля «-», следует использовать, если у организации имеется достаточно ресурсов;
возможности, попадающие на поля «х», практически не заслуживают внимания организации.
Пример матрицы возможностей для государственного образовательного учреждения СПО в таблице 5.
Таблица 5 — Матрица возможностей
Вероятность использования возможности организацией | Степень влияния возможности на организацию |
Сильное влияние | Умеренное влияние | Малое влияние |
Высокая вероятность | В 9 | В 3 | В 6 |
Средняя вероятность | В 5 | В 10 | В 7 |
Низкая вероятность | В 1 | В 4 | В 2 |
Таким образом, при построении стратегии образовательной организации необходимо использовать следующие возможности:
Создание оптимальных условий для обеспечения доступного, качественного и конкурентоспособного образования для всех слоев населения области вне зависимости от места жительства и доходов.
Нехватка квалифицированных кадров.
Переход на новые образовательные стандарты.
Развитие информационных технологий.
Похожая матрица составляется для позиционирования угроз (таблица 3). Для этого они также оцениваются по двум параметрам: возможные последствия для образовательной организации, к которым может привести реализация угрозы (разрушение, критическое состояние, тяжелое состояние, «легкие ушибы»), вероятность реализации угрозы (высокая, средняя, низкая).
Таблица 3 - Матрица угроз
Вероятность реализации угрозы | Последствия реализации угрозы для организации |
Разрушение | Критическое состояние | Тяжелое состояние | «Легкие ушибы» |
Высокая вероятность | ПОЛЕ «+» | ПОЛЕ «+» | ПОЛЕ «-» | ПОЛЕ «х» |
Средняя вероятность | ПОЛЕ «+» | ПОЛЕ «-» | ПОЛЕ «х» | ПОЛЕ «-» |
Низкая вероятность | ПОЛЕ «-» | ПОЛЕ «х» | ПОЛЕ «-» | ПОЛЕ «-» |
Итогом позиционирования угроз также должен стать вывод об их значении для образовательной организации, для чего следует учитывать следующее:
угрозы, которые попадают на поля «+», представляют очень большую опасность для организации и требуют немедленного и обязательного устранения;
угрозы, попавшие на поля «-», также должны находиться в поле зрения администрации учебного учреждения и быть устранены в первостепенном порядке;
угрозы, находящихся на полях «х», требуют внимательного и ответственного подхода к их устранению;
угрозы, попавшие на поля «-», также не должны выпадать из поля зрения администрации образовательной организации. В этом случае должно осуществляться внимательное отслеживание их развития, хотя при этом не ставится задача их первостепенного устранения.
Посмотрим на примере, как работают приведенные формы анализа.
Таблица 3 - Матрица угроз государственного образовательного учреждения СПО, реализующего государственный заказ по специальностям в сфере экономики и управления
Вероятность реализации угрозы | Последствия реализации угрозы для организации |
Разрушение | Критическое состояние | Тяжелое состояние | «Легкие ушибы» |
Высокая вероятность | У 3 | У 2 | У 7 | У 5 |
Средняя вероятность | - | У 4 | У 6 | - |
Низкая вероятность | У 1 | - | У 8 | - |
В приведенном примере образовательной организации необходимо избежать следующих первоочередных угроз:
повышение престижности технических специалистов;
повышение престижности высшего образования;
сокращение количества выпускников школ, в связи с демографической «ямой» конца 90-х годов;
повышение требований к качеству образования
падение уровня доходов населения.
Для рассматриваемого государственного образовательного учреждения СПО, реализующего государственный заказ по специальностям в сфере экономики и управления будут актуальны следующие сценарии:
Введение технических специальностей СПО.
Расширение количества бюджетных мест.
Маркетинг рынка образовательных услуг с целью выявления специальностей, востребованных на рынке труда.
Применение информационных технологий (дистанционного обучения) для обеспечения доступного, качественного и конкурентоспособного образования для всех слоев населения области вне зависимости от места жительства и доходов.
Углубление работы по повышению качества образования.
Приведенные элементы возможностей и угроз являются основанием для составления SWOT-анализа образовательной организации.
Список использованной литературы
Закон Липецкой области Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года. Принят постановлением Липецкого областного совета депутатов от 19 декабря 2066 г№60 пс.
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент, Издательство: Экономистъ, 2004 г. – 528 с.
Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. – Москва - Новосибирск: ИНФРА-М, Сибирское соглашение, 1999. – 288 с.
6