СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания по организации самостоятельной работы учебной дисциплины "История"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе изучения дисциплины «История» каждому обучающемуся выдаются  задания по основным темам, которые выполняются самостоятельно.

Выполненные решения ситуационных задач, составленные опорные конспекты, подготовленные рефераты и доклады по темам обязательно защищаются устно на занятиях и консультациях.

Просмотр содержимого документа
«Методические указания по организации самостоятельной работы учебной дисциплины "История"»













МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«ИСТОРИЯ»


Специальность: 09.02.02 «Компьютерные сети»

15.01.25 «Станочник»











Преподаватель

Л.Б.Козырь















В процессе изучения дисциплины «История» каждому обучающемуся выдаются задания по основным темам, которые выполняются самостоятельно.

Выполненные решения ситуационных задач, составленные опорные конспекты, подготовленные рефераты и доклады по темам обязательно защищаются устно на занятиях и консультациях.

Выполнение и защита всех заданий, а также положительная оценка при выполнении контрольных работ являются обязательным условием допуска студента к сдаче зачета. Систематическая добросовестная работа обучающегося, высокие оценки по контрольным работам и промежуточным аттестациям могут служить основанием для получения оценки по результатам автоматом.

Общие рекомендации обучающемуся по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ

  1. Внимательно выслушайте или прочитайте тему, цели и задачи самостоятельной работы.

  2. Обсудите текст задания с преподавателем и груп­пой, задавайте вопросы – нельзя оставлять невыясненными или непонятыми ни одного слова или вопроса.

  3. Внимательно прослушайте рекомендации преподавателя по выполнению самостоятельной работы.

  4. Ознакомьтесь с графиком самостоятельных работ обучающихся по предмету, если требуется, уточните время, отводимое на выполнение задания, сроки сдачи и форму отчета у преподавателя.

  5. Внимательно изучите письменные методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы («методичку»).

  6. Ознакомьтесь со списком литературы и источников по заданной теме самостоятельной работы.

  7. Повторите весь теоретический материал по конспектам и другим источникам, предшествовавший самостоятельной работе, ответьте на вопросы самоконтроля по изученному материалу.

  8. Подготовьте все необходимое для выполнения задания, рационально (удобно и правильно) расположите на рабочем месте. Не следует браться за работу, пока не подготовлено рабочее место.

  9. Продумайте ход выполнения работы, составьте план, если это необходимо.

  10. Если вы делаете сообщение или доклад, то обязательно прочтите текст медленно вслух, обращая особое внимание на произношение новых терминов и стараясь запомнить информацию.

  11. Если ваша работа связана с использованием ИКТ, проверьте наличие и работоспособность программного обеспечения, необходимого для выполнения задания.

  12. Если при выполнении самостоятельной работы применяется групповое или коллективное выполнение задания, старайтесь поддерживать в коллективе нормальный психологический климат, грамотно распределить роли и обязанности. Вместе проводите анализ и самоконтроль организации самостоятельной работы микрогруппы.

  13. Не отвлекайтесь во время выполнения задания на посторонние, не относящиеся к работе, дела.

  14. При выполнении самостоятельного практического задания соблюдайте правила техники безопасности и охраны труда.

  15. В процессе выполнения самостоятельной работы обращайтесь за консультациями к преподавателю, чтобы вовре­мя скорректировать свою деятельность, проверить правильность выполнения задания.

  16. По окончании выполнения самостоятельной работы составьте письменный или устный отчет в соответствии с теми методическими указаниями по оформлению отчета, которые вы получили от преподавателя или в методических указаниях.

  17. Сдайте готовую работу преподавателю для проверки точно в срок.

  18. Участвуйте в обсуждении и оценке полученных результатов самостоятельной работы (общегруппо­вом или в микрогруппах).

  19. Участвуйте в обсуждении полученных результатов работы.




АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД РЕФЕРАТОМ

I. Определить цель написания
II.Сбор материала:
* Конспектирование литературных источников по данной проблеме,составить их список;
* Обработатьлитературу,т.е. прочитать(выборочно или полностью),сделать закладки и выписать необходимые цитаты;
* Определить, совпадают ли мнения разных авторов;
* Для раскрытия темы выбрать наиболее яркие факты;
*Перечитать материал и составить окончательный план,на основе которого пишется текст реферата.
III.Написание текста по плану:
1.Вступление: раскрывается актуальность темы , место данной проблемы среди других,связанных с нею;история вопроса, указывается, что не решено,а только решается современной наукой .Введение может содержать также краткий обзор используемой в реферате литературы.

2.Основная часть: должны быть представлены в обобщённой форме основные положения реферируемой литературы по проблеме.
3.Заключительная часть : формулируются общин выводы из всего сказанного,указываются вопросы ,раскрытие более или менее полно,и те вопросы ,которые требуют дальнейшей работы.
IV .Ссылки : все термины,используемые в реферате ,требуется обязательно объяснить в специальных сносках вконце страницы или в скобках после процитированного высказывания.
V.В конце реферата приводится список использованной литературы.
Объём работы не должен превышать 20 печатных страниц.

ТРЕБОВАНИЯ КОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА 
1)реферат должен быть написан четко и аккуратно или напечатан.
2)В нем должны соблюдаться правила оформления цитат, эпиграфов,единство стиля .
3)Реферат пишут на одной сторонелиста ,поля –с левой стороны.
4)Титульный лист оформляется по стандарту:
Вверху-название школы;
Ниже – тема;
Справа под темой –ФИО автора работы, ФИО руководителя;внизу –место(город)и год написания.
5)Второй лист –это план(содержание) работы.
6)Последний лист – список использованной литературы (библиографического.


Примерные темы рефератов


Российская история как часть мировой истории.

Образ жизни людей в позднем каменном веке.

Боги и мифы Древнего Египта.

Устройство и жизнь Древних Афин.

Древняя Спарта: государство и традиции.

Боги Древней Греции.

Конфуций и его учение.

Зарождение буддизма и его основные принципы.

Зарождение ислама и его основные принципы.

Великое переселение народов: основные вехи.

Культурное наследие Византии.

Повседневная жизнь западноевропейцев в Средние века.

Крестовые походы и их результаты.

Варяги в истории Древней Руси.

Основные хозяйственные занятия восточных славян в Древности.

Князь и вече в Древней Руси.

Князь и дружина в Древней Руси.

Кочевники в истории Древней Руси: война и мир.

Образование государства Киевская Русь. Норманнская теория.

Характер международных связей и отношений Киевской Руси.

Александр Невский — государственный деятель и полководец.

Борьба русского народа с иноземными агрессорами в ХIII в.

Государственная и политическая деятельность Ярослава Мудрого.

Владимир Мономах и его время.

Город и горожане в Древней Руси.

Империя Чингисхана и нашествие монголо-татар на Русь.

Литература, зодчество, иконописание в Древней Руси.

Новгородская республика в XI—XIII вв.

Общественный строй Древней Руси.

Рождение русской письменности. Кирилл и Мефодий.

Русь и наследие Византии.

Человек Древней Руси в повседневной жизни.

Борьба Руси за свержение ордынского ига: основные вехи.

Дмитрий Донской — государственный деятель и полководец.

Иван III и его роль в российской истории.

Иван Грозный — человек и политический деятель.

Опричнина Ивана Грозного. Причины, сущность, последствия.

Освоение Сибири. Характер русской колонизации.

Борьба русского народа с польской и шведской интервенцией в годы Смуты.

Церковь и государство в России XVII в. Раскол в Русской православной церкви.

Воссоединение России и Украины.

Восстание под предводительством С.Разина.

Государственное устройство России в XVII в.

Титаны эпохи Возрождения.

Реформация и религиозные войны в Германии XVI в.

Герои Великих географических открытий (Колумб, Магеллан и др.).

Английская революция XVII в.: люди и события.

Научная революция XVII в.: основные вехи.

Вольтер — «патриарх» Просвещения.

Монтескье и теория разделения властей.

Руссо и теория «общественного договора».

Промышленная революция в Англии: основные вехи.

Образование США.

Французская революция XVIII в.: причины и результаты.

Террор Французской революции XVIII в.

Великое посольство Петра I в Европу.

Военная реформа Петра Великого.

Северная война (1700—1721). Причины, ход событий, историческое значение.

Государственные и социальные реформы Петра I, их историческое значение.

Культурные преобразования в Петровскую эпоху.

Споры о Петре I: личность в оценках современников и потомков.

Государство и церковь в XVIII в.

Дворцовые перевороты в России ХVIII в. Причины, механизм, итоги.

Елизавета I. эпоха и личность.

Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.

М.В.Ломоносов. Становление отечественной науки.

Реформа управления (губернская, городская, местная) второй половины XVIII в.

Россия в конце ХVIII в. Павел I.

Россия в эпоху «просвещенного абсолютизма».

Споры о Екатерине II: личность в оценках современников и потомков.

Наполеоновские войны: ход и результаты.

Отечественная война 1812 г. и ее последствия для России.

Объединение Германии в XIX в.: основные вехи.

Объединение Италии в XIX в.: основные вехи.

Гражданская война в США: причины, ход и результаты.

Революция Мэйдзи в Японии: причины, ход и результаты.

Реформы Александра I.

Внешняя политика Николая I: успехи и неудачи.

Крымская война и ее значение для России.

Александр II: человек и государственный деятель.

Реформы Александра II и их значение.

Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.

Повседневная жизнь дворян в России XIX в.

Повседневная жизнь крестьян в России XIX в.

Повседневная жизнь разночинцев в России XIX в.

Русско-японская война 1904—1905 гг.

Революция 1905—1907 гг. в России.

Политические партии в России начала ХХ в.

Столыпинская реформа: ход, результаты, значение.

Первая мировая война: причины, основные вехи, результаты.

Версальско-вашингтонская система мирового устройства.

Россия в Первой мировой войне: фронт и тыл.

Политические партии в Февральской революции 1917 г.

В.И.Ленин: человек и политик.

Двоевластие в России 1917 г.

Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде 1917 г.: ход и результаты.

Идеология и организация «белого» движения в России 1918–1922 гг.

Гражданская война в России: ход и последствия.

«Красный террор» в воспоминаниях современников и оценках историков.

Нэп: причины, содержание, результаты.

Первые пятилетки в СССР: достижения и их цена.

Крах Веймарской республики и приход к власти нацистов.

Англо-французская политика умиротворения агрессора и ее последствия.

ГУЛАГ и его роль в жизни СССР.

Пакт Молотова—Рибентропа: причины его заключения и последствия.

Советско-финляндская война: причины, ход, значение.

Начальный период Великой Отечественной войны: причины неудач Красной Армии.

Битва под Москвой 1941—1942 гг.

Сталинградское сражение 1942—1943 гг.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 1943 г.

Освобождение Советской армией Восточной Европы от нацистов и его последствия.

Тегеранская, Крымская и Потсдамская конференции: послевоенное устройство Европы.

«Холодная война»: причины и основные вехи.

Корейская война: ход и результаты.

СССР после Великой Отечественной войны: противоречия общественного развития.

Советская культура в эпоху «оттепели».

ХХ съезд КПСС и его значение.

Состязание капиталистической и социалистической систем: основные вехи и итоги.

«Перестройка» в СССР: причины, ход, последствия.

Самостоятельная работа № 1,2,3

Проанализировать вопросы и написать эссе: Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.

Самостоятельная работа № 4,5,6

Проследить по карте события: 1.Нашествие на Русь. 2.Экспансия с Запада. 3.Борьба с крестоносной агрессией.

Русь в XIIIв. Борьба с иноземными нашествиями.

  1. В чем особенности природных условий, в которых создавалось Монгольское государство, в устройстве жизни и занятиях его жителей?

  2. Расскажите о битве на Калке. Чем, на ваш взгляд, можно объяснить трагический для Руси исход битвы?

  3. Расскажите о завоевании Руси монголами. Покажите на карте, как монгольское войско осуществляло завоевание Руси.

  4. Расскажите о последствиях монгольского завоевания для Руси.

  5. Расскажите о битве на Чудском озере. В чем проявилось полководческое искусство Александра невского в ходе сражения на Неве и чудском озере?

  6. Расскажите о том, как появилась Монгольская держава. Есть ли общее в причинах и процессе появления Монгольского и русского государства?

  7. Расскажите о Чингисхане. Сравните его как правителя с одним из известных правителей Руси.

  8. Расскажите о завоевании Руси монголами. Покажите на карте, как монгольское войско осуществляло завоевание Руси.

  9. Расскажите о невской битве.

  10. Расскажите о битве на Чудском озере. В чём проявилось полководческое искусство Александра невского в ходе сражений на Неве и чудском озере.

Самостоятельная работа № 7,8,9

Проанализировать вопросы и написать эссе: 1.Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. 2.Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Великое княжество Московское в системе международных отношений.

Возвышение Москвы. Княжение Дмитрия Донского. Куликовская битва.

  1. Можно ли процесс объединения русских земель назвать закономерным?

  2. Расскажите о собирании земель при Иване Калите.

  3. По схеме расскажите о Куликовской битве.

  4. Какие существуют точки зрения о причинах возвышения Москвы? Какова ваша точка зрения?

  5. Почему Русь смогла одолеть противника в Куликовской битве? В чем проявился военный талант Дмитрия Ивановича? Каково значение Куликовской битвы? Почему Куликовская битва не положила конец зависимости Руси от монголов?

  6. Что явилось причинами феодальной войны второй четверти XVв.? Охарактеризуйте цели враждующих сторон? Чем завершилась феодальная война? Какое значение для дальнейшей судьбы страны имел ее результат?

Становление русского единого государства.

  1. Охарактеризуйте правление Василия I.

  2. Дайте характеристику Ивану III.

  3. Докажите, что в XVв. Образовалось единое государство – Россия. Какие признаки единого централизованного государства вам известны? Были ли они в России изучаемого периода?

  4. Какие выводы о характере общественных отношений, о государстве, жизни людей можно сделать на основании содержания Судебника 1497 г.?

Внутренняя политика во второй половине XVI в.

  1. Как формировался характер Ивана IV в годы боярского правления?

  2. В чем проявилось укрепление центральной власти во времена Ивана Грозного? Какое значение имело венчание на царствование Ивана Васильевича?

  3. Расскажите о реформах Избранной рады.

  4. Расскажите об опричнине.

  5. Можно ли назвать опричнину реформой? Если да, то чем опричнина отличается от всех других преобразований, проведенных Иваном Грозным? Если нет, то почему?

  6. Расскажите об оценке опричнины в исторической литературе. Какова ваша точка зрения по этому вопросу?

Самостоятельная работа № 10,11,12,13

Сделать презентацию на тему: Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Москва как центр развития культуры великорусской

Самостоятельная работа № 14,15,16

Проанализировать вопросы и написать эссе: Мировые войны в истории человечества: экономические, политические, причины и последствия. Складывание международно-правовой системы. Лига наций и ООН. Развертывание интеграционных процессов в Европе.

Самостоятельная работа № 17,18

Проанализировать вопросы и составить логическую схему: 1. «Новые индустриальные страны» (НИС) Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: экономические реформы.

Самостоятельная работа № 19,20,21

Написать конспект на тему: Духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира.


Самостоятельная работа № 22

Проанализировать вопросы и написать конспект на тему: Мобилизация страны на войну.

Самостоятельная работа № 23

Найти информацию в источниках различного типа по вопросам: Партизанское движение и его вклад в Победу.

Самостоятельная работа № 24

Проанализировать вопросы: Перевод экономики СССР на военные рельсы. Идеология и культура в военные годы.


Самостоятельная работа № 25

Сделать презентацию на тему: СССР в антигитлеровской коалиции. .Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира.

Самостоятельная работа № 26

Проанализировать на основании учебной литературы вопросы: Мировоззренческие основы «неоконсервативной революции».


Самостоятельная работа № 27

Проанализировать на основании учебной литературы вопросы: Современная социал-демократическая и либеральная идеология.

Самостоятельная работа № 28

Найти информацию в источниках различного типа по вопросам: Религия и церковь в современной общественной жизни.

Самостоятельная работа № 29

Проанализировать на основании учебной литературы вопросы: Изменения в научной картине мира.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!