МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТАВРОПОЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.А. ПЕТРОВА»
Цикловая комиссия «Вычислительная техника»
«УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель директора
ГБОУ СПО СКС по УПР
___________/М.Ф. Исаков/
«____»____________2014г
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
по профессиональному модулю
ПМ.01 Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем
для специальности
09.02.03 Программирование в компьютерных системах
студентов заочной формы обучения
Согласовано Методист _______________ И.В.Черкасова «____» ________________ 2014 | Разработчики: Еременко М.П. Секацкая Г.А. Обсуждено на заседании цикловой комиссии «Вычислительная техника» Председатель цикловой комиссии ________________/ И.В.Еремина/ Протокол № __ от «____» ____ 2014г |
Ставрополь, 2014
Методические указания по учебной практике по модулю ПМ.01 "Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем" разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования/ 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В.А. Петрова»
Разработчики:
Еременко Марина Петровна — преподаватель, ГБОУ СПО «Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В.А. Петрова»
Секацкая Галина Александровна — преподаватель, ГБОУ СПО «Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В.А. Петрова»
Рецензент:
__Капшук Сергей Вячеславович__ — преподаватель, ГБОУ СПО «Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В.А. Петрова»
Содержание
| стр |
Цели и задачи учебной практики Тематический план учебной практики Содержание учебной практики Права и обязанности студентов-практикантов Материально-техническое обеспечение практики Учебно-методическое и информационное обеспечение практики Требования к оформлению отчета Приложение1 Приложение 2 | 4 6 6 7 8 8 9 10 13 |
1. Цели и задачи учебной практики
Учебная практика является этапом профессиональной подготовки студентов в части Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах и направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта и реализуется в рамках профессионального модуля ПМ.01 Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности. Целью учебной практики является закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний, полученных при освоении модуля на основе углубленного изучения среды программирования, сопутствующего программного обеспечения и приобретения практического опыта по созданию программных модулей.
Основными задачами практики по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах являются:
формирование у обучающихся практических умений в рамках модуля ПМ 01 Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем;
закрепление и совершенствование приобретенных в процессе обучения знаний студентов;
развитие общих компетенций;
участия в деятельности любых промышленных и коммерческих организаций;
приобретение опыта профессиональной деятельности и самостоятельной работы,
сбор, анализ и обобщение материалов для подготовки отчета по практике;
отладка и тестирование программных модулей.
Учебная практика проводится на утвержденном полигоне ГБОУ СПО «Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В.А. Петрова».
Учебно-методическое руководство учебной практикой осуществляет учебное заведение, общее руководство — заместитель директора ГБОУ СПО СКС по УПР М.Ф. Исаков
Студентам выдаются наборы задач для реализации следующих задач: выполнение разработки спецификаций отдельных компонент; разработка кода программного продукта; выполнение отладки и тестирования программных модулей с использованием специализированных программных средств, разработка компонент проектной и технической документации
Учебная практика по ПМ.01 Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем составляет 216 часов.
Практика направлена на формирование следующих компетенций:
общие компетенции (ОК):
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
профессиональные компетенции (ПК):
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент. |
ПК 1.2. | Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля. |
ПК 1.3. | Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств. |
ПК 1.4. | Выполнять тестирование программных модулей. |
ПК 1.5. | Осуществлять оптимизацию программного кода модуля. |
ПК 1.6. | Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций |
В результате прохождения практики студент должен:
иметь практический опыт:
разработки алгоритма поставленной задачи и реализации его средствами автоматизированного проектирования;
разработки кода программного продукта на основе готовой спецификации на уровне модуля;
использования инструментальных средств на этапе отладки программного продукта;
проведения тестирования программного модуля по определенному сценарию.
уметь:
осуществлять разработку кода программного модуля на современных языках программирования;
создавать программу по разработанному алгоритму как отдельный модуль;
выполнять отладку и тестирование программы на уровне модуля;
оформлять документацию на программные средства;
использовать инструментальные средства для автоматизации оформления документации.
знать:
основные этапы разработки программного обеспечения;
основные принципы технологии структурного и объектно-ориентированного программирования;
основные принципы отладки и тестирования программных продуктов;
методы и средства разработки технической документации
Результатом прохождения учебной практики является зачет, который выставляется руководителем практики от учебного заведения на основании наблюдений за самостоятельной работой практиканта, оформления отчета, а также отзыва и оценки руководителя практики.
2.Тематический план учебной практики
№ п/п | Наименование тем | Количество часов |
Системное и прикладное программирование |
1 | Разработка математической модели (алгоритм) решения поставленных задач (Приложение 1 и Приложение 2). | 24 |
2 | Разработка программного кода для каждого задания на выбранном языке программирования. | 96 |
3 | Отладка программных модулей | 48 |
4 | Тестирование программных модулей | 12 |
5 | Оптимизация программного кода | 12 |
6 | Разработка условия практической задачи | 24 |
Всего | 216 |
3. Содержание учебной практики.
Системное программирование
Раздел 1. Разработка математической модели (алгоритм) решения поставленных задач.
Изучить Приложение 1 (перечень задач по Системному программированию). Разработать математическую модель (алгоритм) решения поставленных задач. Разработать и согласовать с руководителем практики спецификации программных продуктов.
В отчете для каждой задачи по Разделу 1:
1.1 Дать подробное описание входящих и исходящих данных;
1.2. Описать основные структуры данных (списки, массивы, стеки), которые можно использовать в задаче.
1.3. Описать основные управляющие структуры (циклы, условия, безусловные переходы) алгоритма.
Раздел 2. Разработка программного кода для каждого задания на выбранном языке программирования.
Выбрать язык реализации программных продуктов, исходя из разработанной спецификации. Разработать программный код для каждого задания на выбранном языке программирования. Проверить соответствие кода спецификации программного продукта.
В отчете для каждой задачи по Разделу 2:
2.1. Разместить программный код задачи на выбранном языке программирования.
Раздел 3. Отладка программных модулей.
Выполнить отладку разработанных программ. В случае найденных несоответствий спецификации, исправить выявленные ошибки и дефекты. Провести автоматическую отладку средствами выбранной автоматизированной системы.
В отчете для каждой задачи по Разделу 3:
3.1. Перечислить основные ошибки, допущенные при составлении программного кода.
Раздел 4. Тестирование программных модулей.
Разработать план тестирования программных модулей. Исправить выявленные при тестировании ошибки.
В отчете для каждой задачи по Разделу4:
4.1. Указать тестовые варианты входящих данных, которые позволяют охватить все возможные ошибки программного кода.
Раздел 5. Оптимизация программного кода.
Оценить программные модули с точки зрения эффективности использования ресурсов. При выявленной необходимости предложить пути оптимизации.
В отчете для каждой задачи по Разделу5:
5.1. Указать другие возможные способы решения задачи (если есть) или аргументировать свой способ решения как единственный.
Раздел 6. Разработка условия практической задачи.
Разработать техническую документацию (техническое задание, условие задач) для готовых программных модулей.
В отчете для каждой задачи по Разделу 6:
6.1. Составить условие задачи практической направленности, при решении которой можно было бы использовать данный программный код.
4. Права и обязанности студентов-практикантов
В период прохождения учебной практики студенты обязаны:
1. Выполнять правила внутреннего распорядка;
2. Соблюдать правила техники безопасности;
3. Выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики;
4. Добросовестно и творчески относиться к выполнению порученных заданий;
5. Представить отчет по практике и защитить его.
Студенты имеют право по всем вопросам, возникшим во время прохождения практики, обращаться к администрации учебного заведения, руководителям практики, преподавателям, вносить предложения по совершенствованию и организации учебной практики.
5. Материально-техническое обеспечение практики
Материально-техническое обеспечение учебной практики:
Интегрированная среда разработки программных продуктов Visual Studio Express Edition 2008 (2010, 2012, 2013).
Язык программирования С++, С#.
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики
Основные источники:
Побегайло А. Системное программирование - СПб: БХВ-Петербург, 2006.- 1056 с.
C# для школьников: Учебное пособие / М. Дрейер. Перевод с англ. под ред. В. Биллига, М.: Интернет-Университет Информационных Технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. — 128 с.
Лабор В. В. Си Шарп: Создание приложений для Windows/ В. В. Лабор.— Мн.: Харвест, 2003. - 384 с.
Дополнительные источники:
Вильямс А. Системное программирование в Windows 2000 для профессионалов - СПб: Питер, 2001. – 624 с.
Гордеев Ф., Молчанов А. Системное программное обеспечение - СПб: Питер, 2001. – 736 с.
Джо Майо C# Builder. Быстрый старт – М, 2005
Жарков В. А. Компьютерная графика, мультимедиа и игры на Visual C# 2005. - М., 2005. – 812 с.
Климов А. П. C#. Советы программистам – СПб., 2008. – 544 с.
Петцольд Ч. Программирование для Microsoft Windows на C#. Том 1 - Русская Редакция, 2002
Стефан Рэнди Дэвис, Чак Сфер C# для чайников 2005 – М, 2005
Троелсен Э. C# и платформа . NET - Питер Пресс, 2007
Троелсен Э. Язык программирования С# 2005 и платформа .NET 2.0 – М: Вильямс, 2007
Шилдт Г. C#. Учебный курс – СПб, 2003
Электронные ресурсы:
1. Марченко А.Л. Введение в программирование на C# 2.0. // сайт ИНТУИТ – национальный открытый университет
(http://www.intuit.ru/department/pl/csharp20)
2. Кариев Ч.А. Создание Windows-приложений на основе Visual C# // сайт ИНТУИТ – национальный открытый университет (http://www.intuit.ru/department/pl/visualcsharp)
3. Снетков В.М. Разработка приложений на C# в среде Visual Studio 2005 // сайт ИНТУИТ – национальный открытый университет (http://www.intuit.ru/department/se/csharpvs2005)
4. Снетков В.М. Практикум прикладного программирования на C# в среде VS.NET 2008 // сайт ИНТУИТ – национальный открытый университет (http://www.intuit.ru/department/se/prcsharp08)
5. Снетков В.М. Практикум прикладного программирования на C# в среде VS.NET 2005 // сайт ИНТУИТ – национальный открытый университет
(http://www.intuit.ru/department/se/prcsharp)
6. Дрейер М. C# для школьников // сайт ИНТУИТ – национальный открытый университет (http://www.intuit.ru/department/school/cs4kids)
7. Кариев Ч.А. Технология Microsoft ADO .NET // сайт ИНТУИТ – национальный открытый университет (http://www.intuit.ru/department/se/msadonet)
8. Городняя Л.В. Парадигмы программирования http://www.intuit.ru/department/se/paradigms/
9. Чеповский А.М., Макаров А.В., Скоробогатов С.Ю. Common Intermediate Language и системное программирование в Microsoft .NET
http://www.intuit.ru/department/pl/cil/
7. Требования к оформлению отчета
Отчет по учебной практике представляет собой комплект материалов, включающий в себя материалы, подготовленные практикантом и подтверждающие выполнение заданий по практике. Объем отчета – не менее 15 листов.
Отчет оформляется в строгом соответствии с требованиями, изложенными в настоящих методических рекомендациях.
Каждый отчет выполняется индивидуально.
Отчет пишется:
от первого лица;
оформляется на компьютере шрифтом Times New Roman;
поля документа: верхнее – 2, нижнее – 2, левое – 3, правое – 1;
отступ первой строки – 1,25 см;
размер шрифта – 12 - 14;
межстрочный интервал - 1,5;
расположение номера страниц – снизу справа;
нумерация страниц на первом листе (титульном) не ставится;
Приложение 1.
Перечень задач по Системному программированию.
Задача 1.
Создайте приложение, запрашивающее у пользователя 5 целых чисел, и для каждого числа выводящее на экран положительное оно или отрицательное.
Задача 2.
Написать программу, которая вводит с клавиатуры одномерный массив из 10 целых чисел, после чего выводит количество ненулевых элементов. Перед вводом каждого элемента должна выводиться подсказка с номером элемента.
Задача 3.
Написать программу, которая сортирует по убыванию введенный с клавиатуры одномерный массив.
Задача 4.
Создайте стек из 10 элементов на базе массива (Используйте структуру FIFO (first in – first out) «первый пришел – первый вышел». Первый введенный элемент массива должен иметь последний номер, а последний введенный элемент начальный номер). Выведите его на экран. Найдите максимальный элемент стека.
Задача 5.
Разработать программу, которая принимает от пользователя два одномерных произвольных целочисленных массива, а затем выводит на экран сумму и произведение всех элементов этих массивов.
Задача 6.
Разработать две программы. Первая вычисляет факториал числа, введенного пользователем, по формуле N ! = N * ( N – 1)* (N - 2)*..., и выводит его на экран. Вторая программа запускает первую в качестве вновь созданного процесса.
Задача 7.
Напишите универсальную программу тестирования. Количество вопросов теста неограничено (но не менее 5). Тест должен содержать вопросы и предлагаемые варианты ответов для выбора.
Программа должна выставлять оценку по следующему правилу: ОТЛИЧНО — за правильные ответы на все вопросы, ХОРОШО — если испытуемый правильно ответил не менее чем на 80% вопросов, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО — если правильных ответов более 60%, и ПЛОХО — если правильных ответов меньше 60%.
Ниже приведена примерная структура вопросов теста. Не исключены свои варианты вывода вопросов и ответов!
Сейчас Вам будет предложен тест.
К каждому вопросу дается несколько вариантов ответов.
Вы должны ввести номер правильного ответа и нажать клавишу
Вопрос 1
Архитектор Исаакиевского собора:
1. Доменико Трезини
2. Огюст Монферран
3. Карл Росси
Вопрос 2
Архитектор Зимнего дворца:
1. Франческо Бартоломео
2. Огюст Монферран
Вопрос 3
Невский проспект получил свое название:
1. По имени реки, на которой стоит Санкт-Петербург.
2. По имени близко расположенного монастыря, Александро-Невской лавры.
3. В память о знаменитом полководце — Александре Невском.
Ваша оценка ОТЛИЧНО!
Для завершения работы программы нажмите
Пример оформления задачи по системному программированию:
Задача.
Создайте приложение, которое запрашивает у пользователя N целых чисел, находит среднее арифметическое этих чисел и выводит на экран те из них, которые окажутся больше среднего арифметического.
Входные данные: N целых чисел. Исходящие данные: S дробное (среднее арифметическое), Q целых чисел, больших среднего арифметического.
В задаче используется массив.
Используются управляющие структуры условие и циклы.
2.1. Программный код задачи:
#include
#include
#include
#include
using namespace std;
void main()
{
setlocale (LC_ALL, "Rus");
int N, i;
cout "Введите количество элементов массива \n";
cinN;//задание размерности массива
int *a = new int[N];//выделение памяти для массива
float S=0;
cout "Введите элементы массива и нажмите Enter\n"
for ( i = 1; i
{
cin a[i];//ввод элементов массива
S+= a[i];// суммируем элементы массива
}
S=S/N;//нахождение среднего арифметического
for (i = 1; i
{
if (a[i]S) //сравнение всех элементов массива
// со средним арифметическим
cout " больше среднего\n";
}
cin.get();
}
3.1. Неверно был задан тип переменной S(был int, нужно float), синтаксические ошибки.
4.1. Тестовые варианты:
А) N=5, массив 1, 2, 3, 4, 5. Результат: 4 больше среднего, 5 больше среднего.
Б) N=0. Результат: окончание работы.
В) N=-4. Результат: Ошибка!
5.1. Использование динамического массива в данной задаче - это наиболее рациональный способ решения задачи, т.к. заранее неизвестно число элементов массива. В этом случае нужно выделить необходимую память для создаваемого массива.
6.1. Условие практической задачи: «Написать программу, которая определяет количество учеников в классе, чей рост превышает средний».
Приложение 2
Перечень задач по Прикладному программированию
Все проекты разрабатываются в среде Visual Studio C# (2008-2010)
1. Создайте консольное приложение. Разработайте класс Point, разработав следующие элементы класса:
- Поля int x, y;
- Конструктор, позволяющий создать экземпляр класса с заданными координатами;
-Метод, позволяющий, вывести координаты точки на экран.
2. Создайте консольное приложение. В нем разработайте абстрактный класс Книга с методом позволяющим вывести на экран информацию об издании.
Создать производные классы: Книга (название, фамилия автора, год издания, издательство), Статья (название, фамилия автора, название журнала, его номер и год издания) со своими методами вывода информации на экран. Создать каталог (массив) из n изданий, вывести полную информацию из каталога.
Создайте приложение WindowsForm, позволяющее по данным трапеции (длины оснований и высоты) вычислять площадь трапеции. За основу взять класс «Трапеция» с соответствующими полями и методами.
Создайте приложение WindowsForm, позволяющее по данным сторонам треугольника вычислять площадь. За основу взять класс «Треугольник» с соответствующими полями и методами.
Создайте приложение WindowsForm, позволяющее рисовать (одним цветом) во окне формы при помощи мыши.
Создайте приложение WindowsForm. Используя метод ADO .NET создать в приложении базу данных «Библиотека», состоящую из двух таблиц: «Читатели», «Книги» (строки таблиц, ключевые поля определить самостоятельно). Указать связь между таблицами и заполнить по 10 строк.
Пример оформления задачи по прикладному программированию:
Задача.
Создайте приложение WindowsForm, позволяющее по данным сторонам прямоугольника вычислять площадь. За основу взять класс «Прямоугольник» с соответствующими полями и методами.
Входные данные: a и b – целочисленные переменные, стороны прямоугольника. Выходные данные: Текстовая информация о фигуре, Sq - челочисленная переменная, площадь прямоугольника.
В задаче используется класс «Прямоугольник» с полями a, b и методами Show() – выводит текстовую информацию о фигуре;
Sq () – вычисляет площадь прямоугольника.
Используются обработчики событий.
2.1. Программный код задачи:
Листинг 1. Исходный код класса «Прямоугольник»
using System;
using System.Collections.Generic;
using System.Linq;
using System.Text;
namespace Square
{
class Прямоугольник
{
int a, b;//стороны прямоугольника
public Прямоугольник()//Конструктор по умолчанию
{
a = 1;
b = 1;
}
public Прямоугольник(int a, int b)//Конструктор с параметрами
{
this.a = a;
this.b = b;
}
public string Show()//Метод вывода информации о прямоугольнике на экран
{
return "Приямоугольник со сторонами а= "+Convert.ToString(a)+" b= "+Convert.ToString(b);
}
public int Sq()
{
return a * b;
}
}
}
- Листинг 2. Исходный код формы Form1.cs.
using System;
using System.Collections.Generic;
using System.ComponentModel;
using System.Data;
using System.Drawing;
using System.Linq;
using System.Text;
using System.Windows.Forms;
namespace Square
{
public partial class Form1 : Form
{
public Form1()
{
InitializeComponent();
}
private void Create_Click(object sender, EventArgs e)
{
int a = Convert.ToInt32(tba.Text);
int b = Convert.ToInt32(tbb.Text);
Прямоугольник Ob = new Прямоугольник(a, b);
lblShow.Text = Ob.Show();
lblSq.Text = "Площадь прямоугольника равна "+Convert.ToString(Ob.Sq());
}
private void Clear_Click(object sender, EventArgs e)
{
tba.Clear();
tbb.Clear();
lblSq.Text = "";
lblShow.Text = "";
}
private void btnClose_Click(object sender, EventArgs e)
{
this.Close();
}
}
}

Рисунок 1. Внешний вид формы
3.1. Не использовался метод Convert.ToInt32 содержимого textbox1 и textbox2, синтаксические ошибки.
4.1. Тестовые варианты:
А) a = 10; b=20. Результат: Прямоугольник со сторонами 10 и 20. Площадь прямоугольника равна 200.
Б) a = 10; b=-20. Результат: Прямоугольник со сторонами 10 и 20. Площадь прямоугольника равна -200. Логическая ошибка! Необходимо ввести ограничения на входные данные.
В) a= «Сто»; b=200; Результат: Ошибка! Неверный тип входных данных.
5.1. Использование класса «Прямоугольник» является наиболее эффективным для решения данной задачи, использование методов Show() и Sq() – оптимизирует программный код.
6.1. Условие практической задачи: «Написать программу, которая площадь земельного участка прямоугольной формы».
15