ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕЛГОРОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по выполнению самостоятельной работы
ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
МДК.01.02 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»
Раздел 2 «Технология обслуживания и ремонта автомобильного транспорта»
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» МДК.01.02 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» составлены на основе рабочей программы и предназначены для реализации Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Учебной программой предусмотрено 17 часов на самостоятельную подготовку студента.
Дидактические цели самостоятельной работы состоят в том, чтобы:
научить студентов самостоятельно добывать знания из различных источников;
способствовать формированию навыков и умений, необходимых будущим специалистам;
повысить ответственность студентов за свою профессиональную подготовку, формирование личностных и профессионально – деловых качеств;
формировать у студентов профессиональное мышление на основе самостоятельной работы над выполнением индивидуальных творческих заданий
По дидактической цели выделяем три типа самостоятельных работ:
формирование у студентов умений выявлять во внешнем плане то, что от них требуется на основе данного им алгоритма деятельности и посылок на эту деятельность, содержащихся в условии задания. В качестве самостоятельных работ этого типа чаще всего используются домашние задания – работа с учебником, конспектом, лекцией и др.
формирование знаний – копий и знаний, позволяющих решать типовые задачи. К самостоятельным работам такого характера относятся отдельные этапы лабораторных работ и практических занятий и т.д.
создание предпосылок для творческой деятельности. Этот тип самостоятельных работ реализуется обычно при выполнении заданий научно – исследовательского характера.
Самостоятельная работа призвана выполнять следующие функции:
- образовательную (систематизация и закрепление знаний студентов);
- развивающую (развитие познавательных сил студентов – их внимания, памяти, мышления, речи);
- воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности – честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и др.).
Внеаудиторная самостоятельная работа по ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» МДК.01.02 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» направлена на закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений и выполняется в написания конспектов, отчетных работ, а также составления схем и сравнительных таблиц.
Темы, вынесенные на самостоятельную учебную деятельность студентов
ПМ.01. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
МДК.01.02. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
№ | Тема | Вид, назначение, краткое содержание | Цель работы | Кол-во часов | Форма отчетности | Сроки отчетности |
Раздел 2. Технологии обслуживания и ремонта автомобилей |
1 | Тема 2.2. Система технического обслуживания и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта | Самостоятельная работа №1 Корректирование нормативов для конкретных условий эксплуатации автомобиля. | Изучить факторы, влияющие на периодичность проведения технического обслуживания | 1 | Проверка, оценка | 1 неделя |
2 | Тема 2.3. Основы диагностирования технического состояния автомобилей | Самостоятельная работа №2 Место диагностирования в системе технического обслуживания и ремонта подвижного состава. | Изучить цели диагностирования технического состояния автомобиля | 1 | Проверка, оценка | 1 неделя |
3 | Тема 2.5. Оборудование для уборочных, моечных и очистных работ | Самостоятельна работа №3 Назначение и конструктивные особенности уборочно-моечного оборудования для мойки кузовов легковых автомобилей и автобусов; струйной мойки низа шасси. | Знать назначение и конструкцию уборочно-моечного оборудования для мойки кузовов автомобильного транспорта | 1 | Проверка, оценка | 1 неделя |
4 | Тема 2.6. Осмотровое и подъемно-транспортное оборудование | Самостоятельная работа №4 Перспективы развития механизации и автоматизации производства технического обслуживания и ремонта. | Узнать пути развития механизации и автоматизации производства ТО и ремонта автомобильного транспорта | 1 | Проверка, оценка | 1 неделя |
5 | Тема 2.8. Оборудование, приспособления и инструмент для разборочно-сборочных работ | Самостоятельная работа №5 Оборудование для разборочно-сборочных работ. Изучение конспекта и технической литературы | Знать оборудование, применяемое для выполнения разборочно-сборочных работ | 1 | Проверка, оценка | 1 неделя |
6 | Тема 2.9. Диагностическое оборудование | Самостоятельная работа №6 Цель и задачи диагностических работ. Система диагностирования и её виды. | Знать цели и задачи проведения диагностических работ, а также оборудование, применяемое для диагностических работ | 1 | Проверка, оценка | 1 неделя |
7 | Тема 2.11. Диагностирование двигателя в целом | Самостоятельная работа №7 Средства диагностирования двигателя и его систем. | Знать виды диагностического оборудования для диагностирования двигателя и его систем | 1 | Проверка, оценка | 1 неделя |
8 | Тема 2.13. Техническое обслуживание и текущий ремонт систем охлаждения и смазки | Самостоятельная работа №8 Методы диагностирования систем охлаждения и смазки. Работы, выполняемы при ТО и ТР систем. | Знать диагностические параметры и перечень работ при ТО и ТР системы охлаждения двигателя | 1 | Проверка, оценка | 1 неделя |
9 | Тема 2.14. Техническое обслуживание и текущий ремонт системы питания бензиновых двигателей | Самостоятельная работа №9 Причины технической неисправности систем питания бензиновых двигателей. Поиск и их устранение. | Знать устройство и основы диагностирования систем электронного управления работой двигателя | 1 | Проверка, оценка | 1 неделя |
10 | Тема 2.15. Техническое обслуживание и текущий ремонт системы питания дизельных двигателей | Самостоятельная работа №10 Отказ и технические неисправности, методы и способы устранения. Диагностирования систем питания дизельных двигателей. | Знать устройство и основы диагностирования системы питания дизельного двигателя | 2 | Проверка, оценка | 1 неделя |
11 | Тема 2.16. Техническое обслуживание и текущий ремонт системы питания двигателей, работающих на газовом топливе | Самостоятельная работа №11 Меры безопасности, принимаемые при работе системы питания на газовом топливе. Преимущества и недостатки. Диагностирование. Поиск и устранение технических неисправностей. | Знать устройство и основы диагностирования системы питания двигателя с газовой системой питания | 1 | Проверка, оценка | 1 неделя |
12 | Тема 2.18. Техническое обслуживание и текущий ремонт трансмиссии | Самостоятельная работа №12 Диагностирование приборов электрооборудования. Общая и поэлементная диагностика электрооборудования. | Знать диагностические параметры приборов электрооборудования и способы их считывания | 1 | Проверка, оценка | 1 неделя |
13 | Тема 2.19. Техническое обслуживание и текущий ремонт ходовой части и автомобильных шин | Самостоятельная работа №13 Диагностирования элементов трансмиссии. Причины, вызывающие технические неисправности и их устранение. | Знать основные неисправности элементов трансмиссии, их проявление, выявление и устранение | 1 | Проверка, оценка | 1 неделя |
Самостоятельная работа №14 Диагностирование ходовой части автомобильных шин. Устранение технической неисправности ходовой части и автомобильных шин. Безопасность труда при проведении ТО и ТР ходовой части и автомобильных шин. | Знать основные неисправности элементов ходовой части, их проявление, выявление и устранение | 1 | Проверка, оценка | 1 неделя |
14 | Тема 2.21. Техническое обслуживание и текущий ремонт кузовов, кабин и платформ | Самостоятельная работа №15 Диагностирование кузовов и платформ. Методы борьбы с коррозией. Лаки и краски, применение для окраски поверхности кузовов легковых автомобилей и автобусов. Технология выполнения окрасочных работ. | Знать основные неисправности элементов кузова, их проявление, выявление и методы устранения | 1 | Проверка, оценка | 1 неделя |
15 | Тема 2.22 Диагностирование автомобилей на постах общей и поэлементной диагностики | Самостоятельная работа №16 Устройство стендов с беговыми барабанами для проведения общей Д1 диагностики и Д-2 поэлементной диагностики. Техника безопасности при проведении диагностических работ на стендах с беговыми барабанами. | Знать общее устройство и типы стендов с беговыми барабанами для проведения диагностических работ | 1 | Проверка, оценка | 1 неделя |
Итого: | 17 | | |
Критерии оценки
выполнения самостоятельных работ ПМ.01 МДК.01.02 Раздел 2 «Технология обслуживания и ремонта автомобильного транспорта»
Виды работы | Критерии |
«5» | «4» | «3» |
Самостоятельная работа | Самостоятельная работа выполнена верно, в полном объёме, правильно оформлена | Самостоятельная работа выполнена верно, в полном объёме, есть не точности в правильности оформления | Самостоятельная работа выполнена с отклонениями от требований оформления (без таблиц), небрежно |
Самостоятельная работа №1 Корректирование нормативов для конкретных условий эксплуатации автомобиля
Цель работы – Изучить факторы, влияющие на периодичность проведения технического обслуживания.
Вид работы – таблица.
Студент должен: иметь представление:
- о периодичности выполнения различных видов технического обслуживания;
- о факторах, повышающих периодичность проведения ТО;
- о факторах, снижающих периодичность проведения ТО.
Методические указания:
Работа выполняется каждым студентом индивидуально. Студенту необходимо познакомиться с «Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» и составить таблицу факторов, влияющих на периодичность проведения ТО.
Работу оформить в лекционной тетради.
Самостоятельная работа №2 Место диагностирования в системе ТО и ремонта подвижного состава
Цель работы – Изучить цели диагностирования технического состояния автомобиля.
Вид работы – устный доклад.
Студент должен: иметь представление:
- о системе технического обслуживания и ремонта подвижного состава;
- о видах диагностирования;
- о методах диагностирования.
Методические указания:
Работа выполняется каждым студентом индивидуально. Студенту необходимо познакомиться с дополнительной литературой и составить устный отчет о месте диагностирования в системе технического обслуживания и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта.
Отчет предоставляется в устной форме.
Самостоятельная работа №3 Назначение и конструктивные особенности уборочно-моечного оборудования для мойки кузовов легковых автомобилей и автобусов и струйных моек для шасси
Цель работы – Знать назначение и конструкцию уборочно-моечного оборудования для мойки кузовов автомобильного транспорта.
Вид работы – таблица.
Студент должен: иметь представление:
- об особенностях мойки кузовов легковых, грузовых автомобилей и автобусов;
- об уборочно-моечном оборудовании, применяемом при мойке различного автомобильного транспорта;
- конструктивные особенности различного уборочно-моечного оборудования.
Методические указания:
Работа выполняется каждым студентом индивидуально. Студенту необходимо познакомиться с дополнительной литературой и составить таблицу видов, назначения и конструктивных особенностей уборочно-моечного оборудования.
Работу оформить в лекционной тетради в виде таблицы.
Вид уборочно-моечного оборудования | Конструктивные особенности | Применение для автотранспортных средств |
| | |
| | |
Самостоятельная работа №4 Перспективы развития механизации и автоматизации производства ТО и ремонта
Цель работы – Узнать пути развития механизации и автоматизации производства ТО и ремонта автомобильного транспорта
Вид работы – устный доклад.
Студент должен: иметь представление:
- о методах механизации и автоматизации производства ТО и ремонта;
- о наиболее применяемых на сегодняшний день методах механизации и автоматизации производства ТО и ремонта;
- о перспективных методах механизации и автоматизации ТО и ремонта.
Методические указания:
Работа выполняется каждым студентом индивидуально. Студенту необходимо познакомиться с дополнительной литературой и предоставить устный доклад о перспективных методах механизации и автоматизации производства ТО и ремонта.
Работу оформить в виде устного доклада.
Самостоятельная работа №5 Оборудование для разборочно-сборочных работ. Изучение конспектов и технической литературы
Цель работы – Знать оборудование, применяемое для выполнения разборочно-сборочных работ.
Вид работы – устный доклад.
Студент должен: иметь представление:
- о проблемах, связанных с проведением разборочно-сборочных работ;
- о назначении стендов для проведения разборочно-сборочных работ по агрегатам;
- о применяемых для разборочно-сборочных работ специализированных приспособлениях и инструменте.
Методические указания:
Работа выполняется каждым студентом индивидуально. Студенту необходимо познакомиться с дополнительной литературой и составить устный доклад о применяемых на сегодняшний день стендах, приспособлениях и специализированных инструментах для проведения разборочно-сборочных работ.
Работу представить в форме устного доклада на уроке.
Самостоятельная работа №6 Цель и задачи диагностических работ. Система диагностирования и его виды
Цель работы – Знать цели и задачи проведения диагностических работ, а также оборудование, применяемое для диагностических работ.
Вид работы – таблица.
Студент должен: иметь представление:
- о целях и задачах диагностических работ;
- о системе диагностирования и его видах;
- о приспособлениях, применяемых для диагностирования.
Методические указания:
Работа выполняется каждым студентом индивидуально. Студенту необходимо познакомиться с дополнительной литературой и составить таблицу приспособлений, применяемых для диагностических работ.
Работу оформить в лекционной тетради в форме таблицы.
Вид диагностических работ | Применяемое диагностическое оборудование |
| |
| |
Самостоятельная работа №7 Средства диагностирования двигателя и его систем
Цель работы – Знать виды диагностического оборудования для диагностирования двигателя и его систем.
Вид работы – таблица.
Студент должен: иметь представление:
- о диагностических параметрах двигателя и его систем;
- о средствах считывания диагностических параметров двигателя и его систем;
- о применении средств самодиагностирования двигателя.
Методические указания:
Работа выполняется каждым студентом индивидуально. Студенту необходимо познакомиться с дополнительной литературой и составить таблицу средств диагностирования технического состояния двигателя и его систем.
Работу оформить в лекционной тетради в виде таблицы.
Средства диагностирования | Диагностические параметры |
| |
| |
Самостоятельная работа №8 Методы диагностирования систем охлаждения и смазки. Работы, выполняемые при ТО и ТР систем
Цель работы – Знать диагностические параметры и перечень работ при ТО и ТР систем охлаждения и смазки двигателя.
Вид работы – схема.
Студент должен: иметь представление:
- об устройстве систем смазки и охлаждения;
- об основных диагностических параметрах систем;
- о методах выявления неисправностей по диагностическим параметрам.
Методические указания:
Работа выполняется каждым студентом индивидуально. Студенту необходимо познакомиться с дополнительной литературой и составить схему воздействий при ТО и ТР систем и влияния их на различные диагностические параметры.
Работу оформить в лекционной тетради.
Самостоятельная работа №9 Причины технической неисправности систем питания бензиновых двигателей. Их поиск и устранение. Датчики и измерительные механизмы систем питания с впрыском бензина. ТО систем питания дизельных двигателей
Цель работы – Знать устройство и основы диагностирования систем электронного управления работой двигателя.
Вид работы – таблица.
Студент должен: иметь представление:
- об основных компонентах электронной системы управления двигателем (ЭСУД);
- об основных неисправностях ЭСУД;
- об устройстве ЭСУД.
Методические указания:
Работа выполняется каждым студентом индивидуально. Студенту необходимо познакомиться с дополнительной литературой и составить таблицу основных неисправностей ЭСУД и методах их устранения.
Работу оформить в лекционной тетради.
Признак неисправности ЭСУД | Возможная причина неисправности | Метод устранения неисправности |
| | |
| | |
Самостоятельная работа №10 Отказы и технические неисправности систем питания дизельных двигателей. Диагностирование и методы их устранения
Цель работы – Знать устройство и основы диагностирования системы питания дизельного двигателя.
Вид работы – таблица.
Студент должен: иметь представление:
- об основных компонентах системы питания дизельного двигателя;
- об основных неисправностях системы питания дизельного двигателя;
- об устройстве системы питания дизельного двигателя.
Методические указания:
Работа выполняется каждым студентом индивидуально. Студенту необходимо познакомиться с дополнительной литературой и составить таблицу основных неисправностей системы питания дизельного двигателя и методах их устранения.
Работу оформить в лекционной тетради.
Признак неисправности системы питания дизельного двигателя | Возможная причина неисправности | Метод устранения неисправности |
| | |
| | |
Самостоятельная работа №11 Меры безопасности при работе с газовыми системами питания двигателей. Диагностирование систем.
Цель работы – Знать устройство и основы диагностирования системы питания двигателя с газовой системой питания.
Вид работы – таблица.
Студент должен: иметь представление:
- об основных компонентах газовой системы питания двигателя;
- об основных неисправностях газовой системы питания двигателя;
- об устройстве газовой системы питания двигателя;
- о мерах безопасности при обслуживании газовой системы питания.
Методические указания:
Работа выполняется каждым студентом индивидуально. Студенту необходимо познакомиться с дополнительной литературой и составить таблицу основных неисправностей газовой системы питания двигателя и методах их устранения.
Работу оформить в лекционной тетради.
Признак неисправности газовой системы питания двигателя | Возможная причина неисправности | Метод устранения неисправности |
| | |
| | |
Самостоятельная работа №12 Диагностирование приборов электрооборудования. Общая и поэлементная диагностика электрооборудования. Неисправности системы зажигания, генератора.
Цель работы – Знать диагностические параметры приборов электрооборудования и способы их считывания.
Вид работы – таблица.
Студент должен: иметь представление:
- об основных диагностических параметрах и неисправностях системы зажигания;
- об основных диагностических параметрах и неисправностях системы электропитания.
Методические указания:
Работа выполняется каждым студентом индивидуально. Студенту необходимо познакомиться с дополнительной литературой и составить таблицу основных неисправностей электрооборудования и их причинах.
Работу оформить в лекционной тетради.
Признак неисправности электрооборудования | Возможная причина неисправности | Метод устранения неисправности |
Система зажигания |
| | |
| | |
Система электропитания |
| | |
| | |
Самостоятельная работа №13 Диагностирование элементов трансмиссии. Причины, вызывающие технические неисправности трансмиссии. Их устранение. Техника безопасности при ТО и ТР трансмиссии.
Цель работы – Знать основные неисправности элементов трансмиссии, их проявление, выявление и устранение.
Вид работы – схема.
Студент должен: иметь представление:
- об основных диагностических параметрах трансмиссии;
- о неисправностях элементов трансмиссии;
- о методах выявления неисправного элемента трансмиссии.
Методические указания:
Работа выполняется каждым студентом индивидуально. Студенту необходимо познакомиться с дополнительной литературой и составить схему выявления неисправностей трансмиссии.
Работу оформить в лекционной тетради.
Самостоятельная работа №14 Диагностирование ходовой части автомобилей. Устранение неисправностей ходовой части. Безопасность труда при проведении ТО и ТР ходовой части.
Цель работы – Знать основные неисправности элементов ходовой части, их проявление, выявление и устранение.
Вид работы – схема.
Студент должен: иметь представление:
- об основных диагностических параметрах ходовой части;
- о неисправностях элементов ходовой части;
- о методах выявления неисправного элемента ходовой части.
Методические указания:
Работа выполняется каждым студентом индивидуально. Студенту необходимо познакомиться с дополнительной литературой и составить схему выявления неисправностей ходовой части.
Работу оформить в лекционной тетради.
Самостоятельная работа №15 Диагностирование кузовов и платформ. Методы борьбы с коррозией. Лаки и краски, применяемые для защиты поверхности кузовов автомобилей. Технология окрасочных работ.
Цель работы – Знать основные неисправности элементов кузова, их проявление, выявление и методы устранения.
Вид работы – устный доклад.
Студент должен: иметь представление:
- об основных неисправностях кузовов;
- о материалах, применяемых для устранения различных неисправностей кузовов;
- о методах устранения различных неисправностей кузовов.
Методические указания:
Работа выполняется каждым студентом индивидуально. Студенту необходимо познакомиться с дополнительной литературой и представить устный доклад о методах устранения различных неисправностей кузовов.
Самостоятельная работа №16 Устройство стендов с беговыми барабанами для проведения общей и поэлементной диагностики. Техника безопасности при проведении диагностических работ на стендах с беговыми барабанами.
Цель работы – Знать общее устройство и типы стендов с беговыми барабанами для проведения диагностических работ.
Вид работы – сравнительная таблица.
Студент должен: иметь представление:
- о конструкции различных типов стендов с беговыми барабанами;
- о видах стендов с беговыми барабанами;
- о преимуществах и недостатках различных стендов с беговыми барабанами.
Методические указания:
Работа выполняется каждым студентом индивидуально. Студенту необходимо познакомиться с дополнительной литературой и составить сравнительную таблицу по различным стендам с беговыми барабанами.
Работу оформить в лекционной тетради.