РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА
КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
г. ИРКУТСКА ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
664046, г. Иркутск, б. Постышева, 20
Методическая разработка
«Методическое обеспечение программы
«Хореография в театральной студии»
Разработчик: Саватеева Анна Сергеевна,
педагог дополнительного образования
МБУДО г. Иркутска Центра детского творчества
2016 г., Иркутск
Содержание:
Пояснительная записка
Актуальность занятия хореографией в театральной студии
2.1. Развитие физических данных у детей
2.2. Развитие творческих и актерских способностей
2.3. Репетиционная работа
Проведение тестирования
Список литературы
1.Пояснительная записка
Методическая приложение разработано для дополнительной общеразвивающей программы «Хореография в театральной студии». Программа рассчитана на два года и направлена на выявление и развитие у детей разносторонних творческих возможностей, раскрытие их творческого потенциала и подготовки к выступлениям на зрителя.
Данная методическая разработка позволяет отследить уровень усвоения общеобразовательной программы и дает возможность скорректировать структуру занятия, ориентируясь на результаты группы. А также может стать основанием для разработки индивидуальных маршрутов в обучении как более успешных, так и слабых воспитанников театральной студии. Грамотное педагогическое сопровождение учащихся обеспечивает рост творческого потенциала у детей и дальнейшего развития их творческих способностей в результате участия в пластических этюдах, танцевальных номерах к спектаклям, а также дает им более широкий спектр возможностей для успешного исполнения роли.
Актуальность занятия хореографией в театральной студии
Воспитание пластической культуры актера средствами танца состоит в развитии и расширении выразительности актерского тела, а также в создании возможностей целенаправленного и образного сценического действия.
Один из разделов в воспитании пластической культуры средствами танца является совершенствование психофизического аппарата юного актера. Оно состоит в развитии качеств психики (воли, внимания, памяти), воспитании психофизических качеств (силы, ритмичности, музыкальности и танцевальности), обучении танцевальным навыкам. Другим, не менее значительным разделом развития двигательной культуры является танцевальный экзерсис и его влияние на воспитание гармонично развитого актерского тела (формирование крепкого, сильного, хорошо сложенного тела).
Исходя из этого в программу по хореографии в театральной студии входят следующие разделы:
ОСНОВЫ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
Элементы ритмической гимнастики, партерный тренаж, силовые упражнения на укрепление различных групп мышц, упражнения на развитие эластичности мышц (растяжки), прыжки. Данный раздел направлен на формирование правильной осанки, гибкости, скульптурности тела, воспитание выносливости и силы.
пластические упражнения в характере и темпе музыки, упражнения на развитие координации движения, разучивание танцевальных комбинаций. Данный раздел способствует развитию музыкальности, органичности, смелости, амплитуды движения. Помогает отточить движения, добиться слаженности в исполнении. Знакомит детей с различными стилями и направлениями хореографии. Способствует развитию танцевальности и органичности в каждом из стилистических направлений.
ОСНОВЫ СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ
определение и передача в движении характера и темпа музыки, динамических оттенков, метроритма, пауз; знакомство с различными ритмическими рисунками. Способствует развитию музыкальности и ритмичности. Что позволяет детям легко ориентироваться в музыкальном сопровождении спектакля, двигаться в музыку, а не в разрез с ней. Чувствовать настроение и характер музыки.
различные построения и рисунки танцевальных и пластических этюдов. Учат детей легко ориентироваться на сценической площадке, учитывать ее особенности, ориентироваться друг на друга, соблюдать интервалы, четко перестраиваться из одного положения в другое.
имитация движений различных животных, упражнения на развитие мимики и пантомимики, передача эмоционального состояния в танце, импровизация на заданную тему. Данный раздел не ограничивает творческие возможности детей, позволяет им быть свободными, раскованными, быть создателями своего творческого «Я», учит искать белее интересные и яркие варианты отражения роли.
РЕПЕТИЦИОННАЯ РАБОТА
импровизация, пробные этюдные зарисовки, работа по подбору музыкального материала, выбор характера хореографических картинок. Данный раздел не исключает участия детей над творческим процессом, наоборот, мотивирует их к творческому поиску. Очень важно не подавить инициативу и заинтересованность детей, навязыванием своего видения замысла, дабы не подавить в них интерес к выбранному материалу.
поэтапное разучивание танцевальный и пластических зарисовок, этюдов и номеров к спектаклям. Очень важно отметить ПОЭТАПНОЕ разучивание от простого к сложному. Методично излагаем и показываем каждый элемент, следим за тем, чтобы дети точно поняли, что от них требуется.
отработка и повторение танцевального и пластического материала, с целью улучшения результата. Данный раздел может включать в себя съемку и просмотр рабочего материала, анализ работы группы и каждого в отдельности.
прогоны, генеральные репетиции, сдача спектаклей, показ спектаклей на зрителя. Очень важно правильно настроить детей перед показом, чтобы для них выступление не стало стрессовой или шоковой ситуацией, от этого будет зависеть успешность спектакля и каждого из актеров.
Проведение тестирования
Чтобы определить уровень развития каждого учащегося в освоении учебного материала, педагогу целесообразно проводить текущий контроль или промежуточную аттестацию учащихся. По программе «Хореография в театральной студии» аттестация проходит 2 раза в год: за первое полугодие – промежуточная и итоговая за весь учебный год. Данные могут фиксироваться в таблице:
№ п/п | ФИО учащегося | Уровень прохождения промежуточной (итоговой) аттестации (кол-во баллов) | Уровень освоения учащимися содержания образовательной программы |
| | | |
Формой промежуточной и итоговой аттестации является – спектакль. Участие детей в спектакле оценивается по следующим уровням и соответствует определённому количеству баллов
Высокий – исполнение главных ролей в спектаклях, полное погружение в образ (соответствие пластики, мимики, настроения, темпоритма). С легкостью справляется с сольными танцевальными партиями. Легко справляется с пластическими и танцевальными этюдами. Показывает высокий результат в исполнении: техничен, органичен, эмоционален, не допускает сбоя. На него легко могут ориентироваться другие участники спектакля. Инициативен, предлагает новые интересные варианты исполнения. «Не отпускает» зрителя до конца действия. На сценической площадке занимает передний план. Оценка 8-10 баллов
Допустимый – справляется с заданием с небольшими затруднениями, которые в результате репетиционной работы может преодолеть. С каждым разом улучшает свой исполнительский результат. На сцене чувствует себя уверенно, но не готов к выходу на передний план. Оценка 5-7 баллов
Минимальный – постоянно требуется помощь педагога, не достаточно исполнительского мастерства: молоэмоционален, физически скован, движения исполняются не уверенно, необходимо видеть перед собой другого участника группы. К выступлению на зрителя еще не готов. Оценка 1-4 балла
Графа «уровень освоения программы» заполняется в соответствии с уровневыми характеристиками:
Минимальный – Презентация результатов образовательной деятельности на уровне объединения и учреждения отсутствует (в спектакле не участвовал).
Допустимый – Результаты личностных достижений представлены на уровне объединения, учреждения (участие в спектакле в массовке)
Высокий – Представляет результаты образовательной деятельности на окружном и муниципальном уровне (например, участие в городском фестивале «Иркутск. Театр + Апрель»)
Оптимальный - Результаты образовательной деятельности представлены учащимся на областном, региональном, федеральном и международном уровнях (победитель, призер, лауреат, дипломант)
Результаты некоторых участников объединения
Группа № 2 (второй год обучения)
№ п/п | ФИО учащегося | Уровень прохождения промежуточной (итоговой) аттестации (кол-во баллов) | Уровень освоения учащимися содержания образовательной программы |
1 | Шмидт Валерия | 9 б | высокий |
2 | Бизимов Даниил | 6 б | допустимый |
3 | Толстошеева Евгения | 8 б | оптимальный |
4 | Толстошеева Анастасия | 10 б | оптимальный |
5 | Герцун Карина | 6 б | допустимый |
6 | Алдамова Любовь | 5 б | допустимый |
7 | Гилева Кристина | 10 б | оптимальный |
8 | Григорьев Никита | 8 б | оптимальный |
9 | Бадмаев Арсалан | 9 б | оптимальный |
10 | Сафонова Виктория | 9 б | оптимальный |
11 | Носова Камила | 9 б | оптимальный |
12 | Костюкова Софа | 8 б | оптимальный |
Группа № 4 (первый год обучения)
№ п/п | ФИО учащегося | Уровень прохождения промежуточной (итоговой) аттестации (кол-во баллов) | Уровень освоения учащимися содержания образовательной программы |
1 | Николаева Мэри | 9 б | оптимальный |
2 | Кизельбашев Антон | 7 б | допустимый |
3 | Дашинимаева Арюна | 3 б | минимальный |
4 | Большедворская Олеся | 7 б | допустимый |
5 | Анциперович Екатерина | 2 б | минимальный |
6 | Прорубщикова Ксения | 1 б | минимальный |
7 | Артемьев Илья | 1 б | минимальный |
8 | Халапханова Камилла | 2 б | минимальный |
9 | Леонова Виктория | 2 б | минимальный |
10 | Трифонова Диана | 1 б | минимальный |
11 | Крутикова Алиса | 1 б | минимальный |
12 | Ледащева Алина | 1 б | минимальный |
13 | Николаева Ольга | 6 б | допустимый |
14 | Жолонова Нурдан | 1 б | минимальный |
15 | Козленков Всеволод | 9 б | оптимальный |
Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что дети первого года обучения Большедворская Олеся, Кизельбашев Антон, Николаева Ольга, Козленков Всеволод, Николаева Мэри могут заниматься совместно с детьми второго года обучения. Они легко включаются в работу, экспериментируют, стремятся улучшить свой результат. Могут справиться с поставленной перед ними задачей и не бояться показать свои достижения зрителю.
А таким учащимся как: Жолоновой Нурдан, Ледащевой Алине, Крутиковой Алисе, Трифоновой Диане и другим, (имеющим минимальное количество баллов), необходима дополнительная работа и мотивация, чтобы повысить свои результаты.
Систематическая работа педагога по мониторингу освоения учащимися дополнительной общеразвивающей программы позволяет определить наиболее эффективные методы, приемы и формы работы с учащимися, своевременно осуществлять корректировку профессиональной деятельности, определять способы мотивации и педагогической поддержки воспитанников.
Список литературы:
1. Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика: учеб.пособие. – СПб.: СПбГУП, 2006.
2. Л.М. Адеева. Пластика. Ритм. Гармония. – СПб., 2006.
3. В.Ю. Никитин. Модерн – Джаз танец История. Методика. Практика. Театральный web-узел "Тип сцены" (http://artclub.sarbc.ru)
4.. А. Круглова. Сценическое движение. Педагогика телесного воспитания актера. Новости. 2008.
5.. А. Немеровский. Пластическая выразительность актера.