Новосветское дошкольное образовательное учреждение общеобразовательного типа «Берёзка» Старобешевского района
Методическое пособие
для центра природы
2016
Авторы:
Зауэр Анна Георгиевна, практический психолог, Новосветское ДОУ ОТ «Берёзка» Старобешевского района.
Петренко О.А., воспитатель, Новосветского ДОУ ОТ «Берёзка» Старобешевского района.
Рецензенты:
Введение.
Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. В современном мире проблемы экологической среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения. Первоначальное значение при этом должно придаваться экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе (живой и неживой), основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Данное методическое пособие разработано нами с целью активации знаний детей об окружающем мире- мире природы.
Задачи:
Расширять представления детей о природе.
Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы (с золотыми рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасем и др
Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).
Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик и др.), овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодами (малина, смородина, крыжовник и др.), с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.).
Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях знакомить со способами ухода за ними.
Учить узнавать и называть 3–4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.).
Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой.
Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).
Учить сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению.
Учить детей понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки.
Расширять круг представлений о зимующих и перелётных птицах, домашних и диких животных, о растениях, фруктах и овощах.
Воспитывать интерес к окружающей природе, бережное, заботливое отношение к живой и неживой природе.
Расширять и активизировать словарь.
При использовании данного методического пособия дети овладеют понятийным аппаратом по теме «Живая и неживая природа», «Дикие и домашние животные», «Зимующие и перелётные птицы», «Фрукты-овощи» свободно овладеют умением классифицировать, сравнивать и группировать предметы по внешнему признаку и назначению. Научаться понимать взаимосвязь живой и неживой природы.
Дети 4—5 лет любопытны, задают множество вопросов, с интересом знакомятся с различными предметами, их качествами и свойствами, с окружающей природой и явлениями общественной жизни. Внимание детей этого возраста становится более устойчивым. Им уже доступно понимание простейших связей в наблюдаемых явлениях. Исходя из этого, решаются новые задачи в ознакомлении детей с природой. Ребята учатся видеть в предметах характерные свойства, сравнивать и группировать предметы по этим свойствам, формирует первые элементарные обобщения, подводит к установлению простейших связей между некоторыми явлениями.
1.Основная часть.
1.1. Теоретическое обоснование пособия.
Дошкольное учреждение является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому. Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства.
Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности, формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой.
Ознакомление с природой родного края в детском саду требует постоянного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация уголка природы в группе. Уголок природы – одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. В течение всего дня дети имеют возможность подходить к животным и растениям, рассматривать их вести за ними длительное наблюдение. Календарь природы позволяет вести наблюдение ежедневно, отмечать изменения, происходящие в природе, делать выводы.
В связи со спецификой дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) нами был разработан уголок природы, при работе с которым дети учатся самостоятельно ухаживать за рыбками, цветами, познают мир природы более глубоко. При помощи плаката «В мире животных» дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки, расширяют и активизирую словарь. При рассматривании гербария « Растения Родного края» дети запоминают названия многих растений произрастающих в Родном посёлке, учатся угадывать деревья по листьям, плодам, внешнему виду, закрепляют названия деревьев. При изучении энтомологической коллекции ( собранной совместно с детьми и родителями) воспитанники знакомятся с живой природой непосредственно, на собственном опыте. Из всех классов многоклеточных животных насекомые — самый разнообразный (науке известно более миллиона видов).
1.2. Практическое описание алгоритма изготовления пособия.
На первых этапах создания Уголка природы мы создали гербарий «Растения Родного посёлка», который состоит из 4 разделов (деревья, травы, луговые и полевые цветы, ядовитые растения, цветы нашего края). Дети, рассматривая гербарий, запоминают названия растений, ориентируются какие из них ядовитые, какие лечебные, где растут (в поле, на лугу, в саду), учаться определять название растения по заданной части (листику, цветку, ветке).
На прогулке собирали листики, веточки, цветы с клумб, во время пешего похода собилуговые травы и цветы.






Во время прогулок с детьми на участке проводились наблюдения за насекомыми (муравьи, клопы-солдатики, жуки, пчёлы, осы). Нами собрана небольшая энтомологическая коллекция (богомол, саранча, кузнечик, жук носорог (самка), стрекоза, пчела, оса, шмель, трутень, муха, маленькая змейка, паучок). Во время работы с коллекцией насекомых дети учатся определять какие опасны (приносят неудобство) для жизни человека, чем питаются, какую приносят пользу. В коробку с ячейками уложили поролон, нарезанный кубиками, сверху засушенных насекомых. Насекомых находили на улице, приносили дети, змейку нашли на тропинке по дороге на водоём уже сухую, саранча залетела в группу, засушена в группе (пронаблюдали и сравнили с кузнечиком)
Пластиковая коробочка с ячейками.
Ячейки для насекомых заполнили поролоном, что бы лучше было наблюдать их. В свободных ячейках минералы, полезные ископаемые и плоды деревьев
В последствии, был изготовлен плакат «В мире животных» и прилегающие к нему дидактические карточки (домашние животные, дикие животные, фрукты-овощи, растения, насекомые, жильё для животных и птиц, детёныши животных).

Плакат изготовлен на ватмане, раскрашен зелёным и желтым цветом для лучшей ориентации во время дидактической игры по классификации, обобщению.

На плакате имеются кармашки, в которые воспитанник вставляет карточки согласно заданию. Кармашки пластиковые на липкой основе по краям, могут добавляться, менять место положения.

Во время дидактических игр на плакате, дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, учатся понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки, расширяют круг представлений о зимующих и перелётных птицах, домашних и диких животных, о растениях, фруктах и овощах. На изготовление уголка природы ушло 1 месяц.
1.3.Презентация методического пособия
Энтомологическая мини-коллекция.
Мини-коллекция минералов и полезных ископаемых.

Рассматривать с детьми, находить общие признаки, отличия.
Аквариум с золотыми рыбками, гуппи .
Ежедневное наблюдение за жизнью обитателей аквариума, уход за ними (кормление, смена воды, уборка лишних водорослей)
Коллекция карточек для дидактических игр с плакатом «Вмире животных»
Ёжик на полянке. Создание совместно с детьми композиции из природного материала.
Гербарий «Растения Родного края». Знакомство с различными видами растений Родного края.




Дидактическая часть.
1.«Кто, где живет?»
Цель: закрепить знания детей о диких и домашних животных.
Дидактический материал: плакат « В мире животных», карточки животных.
Задание: выбрать из данных животных домашних и диких и вставить в кармашки. Домашних в зелёной зоне, диких в жёлтой.
2. «С какого дерева листок?»
Цель: учить угадывать деревья по внешнему виду, закреплять названия деревьев, особенности коры, листьев плодов.
Дидактический материал: гербарий «Растения родного края»
Задания 1: указать на лист из гербария и сказать, с какого растения.
Задание 2: воспитатель описывает растение, которое надо найти.


3. «Кто где живет?»
Цель: дать детям представление, что у разных животных разные домики, закрепить их названия. Учить называть их жилища (логово, берлога, нора, гнездо и т. д.). Активизировать и обогащать речь детей.
Дидактический материал: плакат «В мире животных», карточки дикие животные, жилища животных (логово, берлога, нора, гнездо, дупло)
4.«На птичьем дворе».
Цель: закрепление знаний о перелётных и зимующих птицах, воспитание правильного звукопроизношения, речевой активности.
Дидактический материал: карточки птиц нашей местности.
Задание: классифицировать птиц (перелётные- зимующие). В зелёной зоне –перелётные, в желтой- зимующие.
5.«Что сажают в огороде?»
Цель: классификация растений по месту их произрастания; воспитание внимания, сообразительности, речи.
Дидактический материал: карточки фруктов и овощей.
Задание: из данных карточек выбрать только овощи и вставить во все кармашки (посадить огород).
6.«Птицы (звери, насекомые)»
Цель: упражнение в группировке животных, птиц и насекомых; закрепление знаний о них.
Добавить столбик из 4 кармашков.
Дидактический материал: карточки-насекомых, птиц, животных.
Задание: даны карточки разложить по столбикам 1-животные,2-птицы, 3-насекомые.
7.«В саду или в огороде?»
Цель: закреплять знания детей об овощах и фруктах, учить классифицировать их и распределять на деревья или грядку.
Дидактический материал: плакат «В мире животных», карточки фруктов, овощей.
Задание: в зелёной зоне посадить сад (всё что растёт в саду), в желтой зоне посадить огород ( всё что растёт в огороде).
Организация целевых прогулок и экскурсий позволяет наблюдать красоту и многообразие природы во все времена года, изменения природы влияет на эмоциональное состояние детей, вызывает у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза) дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д.
Целевые прогулки и экскурсии:
Заключение .
Основы экологической культуры закладываются в семье, поэтому вся организация детской деятельности в группе происходит при непосредственном участии наших родителей. В своей работе педагоги используют различные формы и методы работы с родителями для вовлечения их в образовательный процесс.
Усилия дошкольного образовательного учреждения малоэффективны, если родители не станут единомышленниками и помощниками в экологическом воспитании детей.
Формирование основ экологических знаний невозможно без интеграции различных образовательных областей, что предусматривает взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Работа по данной системе дает положительный результат психолого-педагогической деятельности
Дети не только сами стали бережнее относиться к природе родного края, но и стали привлекать к этому окружающих их людей.
Построенная система работы по формированию основ экологических знаний позволит подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за землю, и каждый может сохранять и преумножать ее красоту.
Данное методическое пособие многофункционально, детям очень нравятся дидактические игры на плакате «В мире животных», с удовольствием изучают гербарий и дополняют коллекции новыми растениями и насекомыми.
Содержание.
Введение
Воспитание экологической культуры дошкольника
С чего всё начиналось
Уголок природы «В мире животных»
Дидактические игры в Уголке природы «В мире животных»
Заключение
Содержание
Литература
Литература
1.Иванова А.И. Естественно- научные наблюдения и эксперименты в детском саду: Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004.-224 с.-(Серия «Программа развития»).
2.Иванова А.И.Экологические наблюдения в детском саду: Мир растений.- М.: ТЦ Сфера,- 2004.-240 с. .-(Серия «Программа развития»).
3.Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: Книга для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение,1989.-144 с., ил.
4.Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей.- Минск: «Асар».-1996.-128 с., ил.
5.Рыжова Н.А. Воздух- невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС,1998.- 128 с., ил.
6.Скоролупова О.А. Вода. .Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста.-М.: ООО»Издательство Скрипторий 2000»,2003.-96 с., ил.
7.Смирнова В.В.и др. Тропинка в природу: Экологическое образование в детском саду. Программа и конспекты занятий.- СПб.: Изд. -во РГПУ им. А.И. Герцена,2001.-208 с.
9. Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу!: Путешествие в мир природы и развитие речи. Кн.для воспитателей, гувернеров и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.- 96 с.
8