СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие для уголка природы

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическое пособие разработано для уголка природы

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие для уголка природы»

Новосветское дошкольное образовательное учреждение общеобразовательного типа «Берёзка» Старобешевского района













Методическое пособие

для центра природы





2016



Авторы:

Зауэр Анна Георгиевна, практический психолог, Новосветское ДОУ ОТ «Берёзка» Старобешевского района.

Петренко О.А., воспитатель, Новосветского ДОУ ОТ «Берёзка» Старобешевского района.

Рецензенты:

















































Введение.

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. В современном мире проблемы экологической среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения. Первоначальное значение при этом должно придаваться экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе (живой и неживой), основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

     Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Данное методическое пособие разработано нами с целью активации знаний детей об окружающем мире- мире природы.







Задачи:

  • Расширять представления детей о природе.

  • Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы (с золотыми рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасем и др

  • Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).

  • Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик и др.), овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодами (малина, смородина, крыжовник и др.), с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.).

  • Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях знакомить со способами ухода за ними.

  • Учить узнавать и называть 3–4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.).

  • Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой.

  • Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).

  • Учить сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению.

  • Учить детей понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки.

  • Расширять круг представлений о зимующих и перелётных птицах, домашних и диких животных, о растениях, фруктах и овощах.

  • Воспитывать интерес к окружающей природе, бережное, заботливое отношение к живой и неживой природе.

  • Расширять и активизировать словарь.

При использовании данного методического пособия дети овладеют понятийным аппаратом по теме «Живая и неживая природа», «Дикие и домашние животные», «Зимующие и перелётные птицы», «Фрукты-овощи» свободно овладеют умением классифицировать, сравнивать и группировать предметы по внешнему признаку и назначению. Научаться понимать взаимосвязь живой и неживой природы.

Дети 4—5 лет любопытны, задают множество вопросов, с интересом знакомятся с различными предметами, их качествами и свойствами, с окружающей природой и явлениями общественной жизни. Внимание детей этого возраста становится более устойчивым. Им уже доступно понимание простейших связей в наблюдаемых явлениях. Исходя из этого, решаются новые задачи в ознакомлении детей с природой. Ребята учатся видеть в предметах характерные свойства, сравнивать и группировать предметы по этим свойствам, формирует первые элементарные обобщения, подводит к установлению простейших связей между некоторыми явлениями.




1.Основная часть.

1.1. Теоретическое обоснование пособия.

Дошкольное учреждение является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому. Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства.

Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности, формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой.

Ознакомление с природой родного края в детском саду требует постоянного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация уголка природы в группе. Уголок природы – одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. В течение всего дня дети имеют возможность подходить к животным и растениям, рассматривать их вести за ними длительное наблюдение. Календарь природы позволяет вести наблюдение ежедневно, отмечать изменения, происходящие в природе, делать выводы.

В связи со спецификой дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) нами был разработан уголок природы, при работе с которым дети учатся самостоятельно ухаживать за рыбками, цветами, познают мир природы более глубоко. При помощи плаката «В мире животных» дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки, расширяют и активизирую словарь. При рассматривании гербария « Растения Родного края» дети запоминают названия многих растений произрастающих в Родном посёлке, учатся угадывать деревья по листьям, плодам, внешнему виду, закрепляют названия деревьев. При изучении энтомологической коллекции ( собранной совместно с детьми и родителями) воспитанники знакомятся с живой природой непосредственно, на собственном опыте. Из всех классов многоклеточных животных насекомые — самый разнообразный (науке известно более миллиона видов).

1.2. Практическое описание алгоритма изготовления пособия.

На первых этапах создания Уголка природы мы создали гербарий «Растения Родного посёлка», который состоит из 4 разделов (деревья, травы, луговые и полевые цветы, ядовитые растения, цветы нашего края). Дети, рассматривая гербарий, запоминают названия растений, ориентируются какие из них ядовитые, какие лечебные, где растут (в поле, на лугу, в саду), учаться определять название растения по заданной части (листику, цветку, ветке).

На прогулке собирали листики, веточки, цветы с клумб, во время пешего похода собилуговые травы и цветы.




Во время прогулок с детьми на участке проводились наблюдения за насекомыми (муравьи, клопы-солдатики, жуки, пчёлы, осы). Нами собрана небольшая энтомологическая коллекция (богомол, саранча, кузнечик, жук носорог (самка), стрекоза, пчела, оса, шмель, трутень, муха, маленькая змейка, паучок). Во время работы с коллекцией насекомых дети учатся определять какие опасны (приносят неудобство) для жизни человека, чем питаются, какую приносят пользу. В коробку с ячейками уложили поролон, нарезанный кубиками, сверху засушенных насекомых. Насекомых находили на улице, приносили дети, змейку нашли на тропинке по дороге на водоём уже сухую, саранча залетела в группу, засушена в группе (пронаблюдали и сравнили с кузнечиком)


Пластиковая коробочка с ячейками.


Ячейки для насекомых заполнили поролоном, что бы лучше было наблюдать их. В свободных ячейках минералы, полезные ископаемые и плоды деревьев



В последствии, был изготовлен плакат «В мире животных» и прилегающие к нему дидактические карточки (домашние животные, дикие животные, фрукты-овощи, растения, насекомые, жильё для животных и птиц, детёныши животных).

Плакат изготовлен на ватмане, раскрашен зелёным и желтым цветом для лучшей ориентации во время дидактической игры по классификации, обобщению.

На плакате имеются кармашки, в которые воспитанник вставляет карточки согласно заданию. Кармашки пластиковые на липкой основе по краям, могут добавляться, менять место положения.

Во время дидактических игр на плакате, дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, учатся понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки, расширяют круг представлений о зимующих и перелётных птицах, домашних и диких животных, о растениях, фруктах и овощах. На изготовление уголка природы ушло 1 месяц.







1.3.Презентация методического пособия



Энтомологическая мини-коллекция.



Мини-коллекция минералов и полезных ископаемых.



Рассматривать с детьми, находить общие признаки, отличия.

Аквариум с золотыми рыбками, гуппи .

Ежедневное наблюдение за жизнью обитателей аквариума, уход за ними (кормление, смена воды, уборка лишних водорослей)

Коллекция карточек для дидактических игр с плакатом «Вмире животных»

Ёжик на полянке. Создание совместно с детьми композиции из природного материала.

Гербарий «Растения Родного края». Знакомство с различными видами растений Родного края.









Дидактическая часть.

1.«Кто, где живет?»

Цель: закрепить знания детей о диких и домашних животных.

Дидактический материал: плакат « В мире животных», карточки животных.

Задание: выбрать из данных животных домашних и диких и вставить в кармашки. Домашних в зелёной зоне, диких в жёлтой.

2. «С какого дерева листок?»

Цель: учить угадывать деревья по внешнему виду, закреплять названия деревьев, особенности коры, листьев плодов.

Дидактический материал: гербарий «Растения родного края»

Задания 1: указать на лист из гербария и сказать, с какого растения.

Задание 2: воспитатель описывает растение, которое надо найти.

3. «Кто где живет?» 

Цель: дать детям представление, что у разных животных разные домики, закрепить их названия. Учить называть их жилища (логово, берлога, нора, гнездо и т. д.). Активизировать и обогащать речь детей.

Дидактический материал: плакат «В мире животных», карточки дикие животные, жилища животных (логово, берлога, нора, гнездо, дупло)

4.«На птичьем дворе».

Цель: закрепление знаний о перелётных и зимующих птицах, воспитание правильного звукопроизношения, речевой активности.

Дидактический материал: карточки птиц нашей местности.

Задание: классифицировать птиц (перелётные- зимующие). В зелёной зоне –перелётные, в желтой- зимующие.

5.«Что сажают в огороде?»

Цель: классификация растений по месту их произрастания; воспитание внимания, сообразительности, речи.

Дидактический материал: карточки фруктов и овощей.

Задание: из данных карточек выбрать только овощи и вставить во все кармашки (посадить огород).

6.«Птицы (звери, насекомые)»

Цель: упражнение в группировке животных, птиц и насекомых; закрепление знаний о них.

Добавить столбик из 4 кармашков.

Дидактический материал: карточки-насекомых, птиц, животных.

Задание: даны карточки разложить по столбикам 1-животные,2-птицы, 3-насекомые.

7.«В саду или в огороде?»

Цель: закреплять знания детей об овощах и фруктах, учить классифицировать их и распределять на деревья или грядку.

Дидактический материал: плакат «В мире животных», карточки фруктов, овощей.

Задание: в зелёной зоне посадить сад (всё что растёт в саду), в желтой зоне посадить огород ( всё что растёт в огороде).

Организация целевых прогулок и экскурсий позволяет наблюдать красоту и многообразие природы во все времена года, изменения природы влияет на эмоциональное состояние детей, вызывает у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза) дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д.

Целевые прогулки и экскурсии:

  • в парк;

  • к фонтану и др.



Заключение .

Основы экологической культуры закладываются в семье, поэтому вся организация детской деятельности в группе происходит при непосредственном участии наших родителей. В своей работе педагоги используют различные формы и методы работы с родителями для вовлечения их в образовательный процесс.

Усилия дошкольного образовательного учреждения малоэффективны, если родители не станут единомышленниками и помощниками в экологическом воспитании детей.

Формирование основ экологических знаний невозможно без интеграции различных образовательных областей, что предусматривает взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Работа по данной системе дает положительный результат психолого-педагогической деятельности

Дети не только сами стали бережнее относиться к природе родного края, но и стали привлекать к этому окружающих их людей.

Построенная система работы по формированию основ экологических знаний позволит подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за землю, и каждый может сохранять и преумножать ее красоту.

Данное методическое пособие многофункционально, детям очень нравятся дидактические игры на плакате «В мире животных», с удовольствием изучают гербарий и дополняют коллекции новыми растениями и насекомыми.



























Содержание.

Введение

Воспитание экологической культуры дошкольника

С чего всё начиналось

Уголок природы «В мире животных»

Дидактические игры в Уголке природы «В мире животных»

Заключение

Содержание

Литература







Литература

1.Иванова А.И. Естественно- научные наблюдения и эксперименты в детском саду: Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004.-224 с.-(Серия «Программа развития»).

2.Иванова А.И.Экологические наблюдения в детском саду: Мир растений.- М.: ТЦ Сфера,- 2004.-240 с. .-(Серия «Программа развития»).

3.Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: Книга для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение,1989.-144 с., ил.

4.Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей.- Минск: «Асар».-1996.-128 с., ил.

5.Рыжова Н.А. Воздух- невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС,1998.- 128 с., ил.

6.Скоролупова О.А. Вода. .Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста.-М.: ООО»Издательство Скрипторий 2000»,2003.-96 с., ил.

7.Смирнова В.В.и др. Тропинка в природу: Экологическое образование в детском саду. Программа и конспекты занятий.- СПб.: Изд. -во РГПУ им. А.И. Герцена,2001.-208 с.

9. Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу!: Путешествие в мир природы и развитие речи. Кн.для воспитателей, гувернеров и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.- 96 с.




8