СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие «Памятки при работе на уроке истории»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В методическом пособии «Памятки при работе на уроке истории» даются рекомендации как  охарактеризовать историческое событие, учебную картину, анализировать явление общественной жизни и др. исторические явления. Данное пособие предназначенно для преподавателей истории, обучающихся и всех кто интересуется историей.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие «Памятки при работе на уроке истории»»



Как работать на уроке истории

  • На уроке ты должен усвоить материал так, чтобы дома тебе осталось лишь закрепить его в памяти. Слушать учителя – значит работать вместе с ним. Ты должен научиться выделять главное, ставить перед собой проблемы и искать их решение, находить доказательства. Думай, что ты должен, можешь взять для выработки своего мировоззрения.


  • Составить по ходу объяснения учителя план или схему «Как работать над подготовкой домашнего задания».


    • Начни с тетради.

    • Работа с учебником:


      • Ознакомление с содержанием параграфа и заданиями. Прочти названия «фонариков», рассмотри иллюстрации, прочти вопросы и задания.

      • Выделение главного, достижение понимания содержания:


        1. Из каких составных частей состоит параграф, в чем главная мысль какой части? Найди ответ на вопросы задания учебника.

        2. Осмысли, что можешь взять для своего мировоззрения? Что можно взять из материала для воспитания своего характера? Что это дает для понимания современной эпохи?



Запоминание: выдели опорные ключевые слова, даты, названия, дополни схему, запомни последовательность доказательства, изложения, мысленно дай ответ на проблемы, повтори ход изложения.


Помни! Работая с книгой, нужно активно мыслить – задавать себе вопросы и искать на них ответы!




Как работать с историческими письменными документами


  1. прочитай название документа. Установи, кто есть автор. Когда и где написан документ? Где издан? Первичные сведения о документе запиши в тетрадь.


  1. сориентируйся по названию документа, с каким содержанием будешь иметь дело (воспоминание – рассказ о событиях отдельной личности и т.д.; универсал, конституция, устав – законодательный акт, который содержит перечень требований, правил, законов и т.д.; инструкция – перечень обязательных требований для исполнения и т.д. ).


  1. с какой целью работаешь над документом? Какие задания должен выполнить?


  1. внимательно прочитай текст документа.


  1. Выясни понятия, которые ты не понимаешь, значения отдельных слов. Обрати внимание на комментария, которые сопровождают текст.


  1. проанализируй, понял ли ты текст документа. Можешь ли выполнить поставленные задания? Ликвидируй причины, которые мешают тебе это сделать: прочитай еще раз документ, но медленно и вслух; сделай карандашом пометки в процессе чтения; обрати внимание на фрагменты текста, которые дают ответы на вопросы или имеют к ним непосредственное отношение.


  1. Выполни поставленное задание ( для образца дают варианты возможных заданий учителя).


Задания по работе с документом


  • Определи главную идею содержания документа.


  • Дай характеристику (событиям, личностям, историческим явлениям), о которых идет речь.


  • Выдели из содержания документа главное и запиши в тетрадь.


  • Сделай самостоятельные выводы, касающиеся содержания документа.


  • Учитывая содержание параграфа учебника и документа:

    • дай оценку деятелю или событию;

    • сделай выводы;

    • сопоставь текст и сравни выводы.


  • Составь таблицу по схеме, учитывая текст документа.



  • Законспектируй документ в виде:

  • Плана;

  • Тезисов;

  • Хронологической таблицы;

  • Отдельных цитат.




  • Сравни документ с содержанием другого письменного источника и установи:

  • Общее;

  • Разное;

  • Противоречие основных положений.








Как работать с книгой


  • Прочти тему в тетради, основные вопросы темы.

  • Ознакомься с текстом параграфа, выдели непонятное, внимательно еще раз прочти текст.

  • Найди ответы на основные вопросы темы в параграфе. Изучи и перескажи.

  • Закрепи по вопросам и тексту параграфа в учебнике.

  • При работе с параграфом применяй историческую карту, рисунки, иллюстрации к параграфу, документы, схемы, таблицы.

  • Пользуйся опорным конспектом в тетради, если он составлен в классе.



КАК РАБОТАТЬ С КАРТОЙ


  • Прочти название карты.

  • Изучи легенду карты (условные обозначения).

  • Прочти задание данное тебе.

  • Исследуй обозначения по твоему заданию.

  • Сформулируй ответ.



Как составить простой план


  • Прочти внимательно текст.

  • при повторном чтении выделяй главную мысль каждого абзаца или двух абзацев.

  • Кратко ее сформулируй, запиши в тетрадь под номерами.

  • Это и будет простой план.


памятка на сравнение исторических

событий и явлений


  1. Проанализируйте событие или явление, выделите линии сравнения.


  1. Определите черты сходства и различия.


  1. если возможно, выделите этапы в явлении, определите, что изменилось в этапах, а что осталось без изменений.


  1. Сделайте все необходимые выводы из проведенного сравнения.


  1. Свои действия можно оформить в текстовую таблицу:




Линии сравнения

Общее

Различное









памятка – алгоритм


по формированию (развитию) умения доказывать


  1. проанализируйте задание, уясните, что требуется доказать.

  2. Определите вывод, который будете доказывать.

  3. Определите источник, каким будете пользоваться для аргументации своих выводов.

  4. Выделите существенные факты, подтверждающие ваш вывод, и систематизируйте их.

  5. логично выстройте свои доказательства, свяжите их с выводами.

  6. Выясните, все ли аргументы исчерпаны.


карта самоконтроля учащегося


Тема

урока

Момент урока,

вызвавший

интерес

Что

не понравилось

на уроке

Моя активность

Само-

оценка

Предложения

по уроку








Требования к учащимся по конспектированию


  1. Заглавия всех тем выполнять ярким, выделяющимся цветом.

  2. Подзаголовки подчеркивать.

  3. На каждой странице слева или справа оставлять свободные поля (ширина полей до 1/3 ширины стра-ницы) для записи даты конспекти-рования, заметок преподавателя, а также для последующей проработки конспекта.

  4. Весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль. Абзац должен начинаться с «красной» строки. Между абзацами оставлять чистую строку.

  5. Главное, ключевое слово каждой отдельной мысли выделять подчер-киванием или иным способом.

  6. Каждый учебный вопрос по необходимости, а тему каждого урока обязательно завершить обоб-щением (выводом), начиная словами: «итак», «таким образом» или «вывод».

  7. Несколько листов в конце тетради следует отвести для справочного материала.



  1. В тетради для конспектов недопус-тимы посторонние записи, рисунки, чертежи, наклейки и т.п., не отно-сящиеся к изучаемому предмету.

  2. Следует помнить: конспект в значительной степени отражает возможности, способности и даже характер учащегося, его отношение к предмету обучения; он является не только отчетным ученическим доку-ментом, но и источником знаний, индивидуальным учебником.


памятка-алгоритм характеристики исторической личности


  1. Исторические условия, в которых происходит деятельность историчес-кой личности.


  1. Задачи, которые стремится решить исторический деятель, методы их решения.


  1. ИНТЕРЕСЫ какого класса выражает исторический деятель?


  1. Значение его личных качеств.


  1. Оценка результатов деятельности исторической личности.




Методические рекомендации

по работе со схемами

опорных сигналов


  1. Внимательно ознакомься со схемой опорных сигналов.


  1. Прочитай учебный материал и расшифруй каждый символ схемы.


  1. На чистом листе бумаги воспроизведи схему, при этом перескажи исторический материал и зашифруй его с помощью символов.


  1. Повтори материал, который вызвал затруднения при пересказе.


  1. Дополни схему необходимости, на твой взгляд, символами, обозначающими соответствующие исторические события и факты.


  1. При работе со схемой обращайся к дополнительной литературе.


Целесообразно сочетать работу со схемой опорных сигналов и составлением краткого опорного конспекта.





памятка-алгоритм

требования к качеству речи


  1. Содержательность, т.е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение темы.


  1. логичность: последовательность изложения, его пропорциональ-ность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формирование выводов.


  1. Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путем использования различных языко-вых средств, выбора точных слов, эпитетов.


  1. Правильность и чистота речи.


  1. Овладение стилем изложения, исторической терминологии.


  1. Использование лексики, позволя-ющей характеризовать историчес-кую эпоху.










алгоритм

анализа политических событий и явлений


  1. Каковы причины политического события или явления?


  1. Кто заинтересован в данном политическом событии, явлении?


  1. Какую цель преследовали участники события, явления?


  1. Какими способами добивались выполнения поставленной цели?


  1. Каковы положительные и отрицательные последствия данного события, явления?


  1. Как можно в целом оценить данное событие, явление развитию свободы и демократии?


  1. Способствует ли данное событие, явление развитию свободы и демократии?


  1. Какие исторические уроки можно извлечь из данного события, явления?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!