Данное методическое пособие раскрывает технологию работы учителя по развитию навыков самостоятельной работы учащихся на уроках и во внеурочное время. В данном пособии представлено несколько разновидностей самостоятельной работы. Среди них:
· наблюдение над стихотворениями разных авторов,
· сравнительный анализ авторских стихотворений,
· сопоставление эпизодов фильма и текста художественного произведения,
· подбор картин и иллюстраций к различным художественным произведениям и их эпизодам,
· анализ критической статьи и собственная интерпретация текста.
Знакомя учащихся с разнообразными приемами, учитель предлагает различные варианты заданий, которые помогут не только глубже понять изучаемый текст, но и развить навыки самостоятельной работы. Строя всю работу по принципу «от простого к сложному», педагог постепенно и целенаправленно ведет своих подопечных от восприятия к глубокому пониманию авторского замысла. В методическом пособии представлены разные виды самостоятельной внеурочной работы: сочинение, библиографический реферат, проблемный реферат, исследовательский реферат, конспект. . В данной работе представлены варианты памяток по анализу разных текстов, поэтических и прозаических.
Предлагаемый материал - это опыт работы по организации самостоятельной работы студента на уроке и во внеурочное время. Он имеет очень большую значимость в процессе преподавания литературы и может оказать действенную помощь учителю-словеснику в преподавании предмета.