СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое приложение к факультативному курсу " Школа развития интеллекта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятия по формированию и развитию познавательных способностей спланированы на основе специально подобранных задач , заданий и упражнений.

Просмотр содержимого документа
«Методическое приложение к факультативному курсу " Школа развития интеллекта"»










































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Несмотря на интенсивное обновление содержания образования в начальной школе и происходящие в образовательной среде инновационные процессы, остаётся устойчивой тенденция снижения качества образования учащихся при переходе во вторую ступень обучения.

Возрастает противоречие между требованиями к умственной деятельности учащихся, способностями усваивать и использовать знания и реальными результатами качества образования.

Следовательно, роль учителя заключается в организации благоприятной питательной среды, обеспечивающей оптимальные возможности для саморазвития и самореализации ребёнка в практической деятельности, помогающей:

- овладевать способами познания,

- сосредотачиваться на закономерностях познавательного

процесса,

- соотносить результаты своей деятельности с

предъявляемыми требованиями;

- побуждающей:

к самостоятельному преодолению познавательных

трудностей,

совершенствованию навыков применения знаний в

нестандартных ситуациях;

позволяющей самореализовываться в практической

деятельности.

На первую ступень начального обучения возлагается особая ответственность за развитие познавательных психических процессов: памяти, мышления, внимания, воображения, восприятия, так как именно они являются основой для успешного обучения ребёнка в школе.

Это обусловило возникновение идеи создания факультативного курса «Школа развития интеллекта», который уже прошёл апробацию в нашей школе и используется отдельными учителями других школ.
Задача факультативного курса «ШРИ» - помочь детям в развитии комплекса свойств, входящих в понятие «творческие способности». Это длительная, целенаправленная работа, поэтому эпизодическое использование творческих заданий не принесёт желаемого результата. Необходимо также помнить, что творческие способности рассматриваются как то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Поэтому огромное значение для развития творческих способностей имеет уровень развития мышления, памяти, внимания, воображения и восприятия, что и является целью работы данного факультатива.

Занятия по формированию и развитию познавательных способностей спланированы на основе специально подобранных задач, заданий и упражнений, ориентированных на отработку психических механизмов и расположенных по принципу «от простого к сложному».

Занятия построены таким образом, что на каждом из них
предусматривается работа по развитию всех познавательных процессов.
Для вторых и четвёртых классов дополнительно подобрана интеллектуальная разминка, которая используется с целью быстрого включения учащихся в работу и для развития психических механизмов. Она состоит из серии достаточно лёгких, но интересных вопросов и задач, которые рассчитаны на быстроту реакции, внимание, сообразительность, гибкость, а иногда и на нестандартность мышления. Сразу же проводится самооценка выполненной работы в баллах.

Структура занятий всегда одинаковая.

Первым расположено задание на развитие мышления. Чередование вопросов, заданий и задач из разных областей знаний способствует формированию гибкости, креативности мышления, необходимого для успешного решения учебных и жизненных проблем.

Следующие далее задания развивают внимание, позволяя во многом облегчить ребёнку процесс обучения, когда часто требуется делать не то, что хочется, а то, что необходимо. Чтобы поддерживать интерес

задания подобраны разнообразные и неповторяющиеся.

Далее следуют задания на развитие памяти - основы психических процессов, основы нашего сознания. Современному школьнику на уроках приходится запоминать множество самой различной информации. Поэтому кроме конкретных заданий по развитию различных видов памяти, на занятиях предусмотрена работа и по отработке различных приёмов запоминания. Так, например, чтобы вспомнить разнообразный набор слов и словосочетаний, составленных из разных частей речи, ребёнок рисует картинки-ассоциации. Причём у каждого они свои. Это помогает ему вспомнить конкретное слово, развивает навыки ассоциативного запоминания.

Задания, направленные на развитие и совершенствование восприятия и воображения предлагают ученику найти недостающую часть среди множества заданных частей для составления целого, на глаз соотнести размеры, количество предметов. Большой интерес вызывают у детей задания на преобразование фигур и объектов.

Особого внимания требует развитие воображения и фантазии. И если в период от 5 до 15 лет воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение этой функции, снижается возможность мышления, теряется интерес к учёбе.

Одним из существующих приёмов тренировки воображения являются игры и задачи «открытого типа», т.е. имеющие не единственную версию решения.

Необходимо в классе создать такую образовательную среду, чтобы дети работали с увлечением и удовольствием, помогая друг другу, были довольны проведённым учебным днём и ждали с нетерпением завтрашнего. Создание ситуации успеха является ведущей мотивационной функцией обучения. Нам, учителям, не следует забывать слова В.А.Сухомлинского: «Есть успех - есть и желание учиться. Особенно это важно на первом этапе обучения -в начальной школе, где ребёнок только учится преодолевать трудности, где неудача приносит настоящее горе...».

Создание такой образовательной среды на уроке, когда внимание учителя сосредоточенно не на ошибках и промахах, а на удачах и победах ученика, рождает чувство успеха в учении, желание и готовность решать всё более трудные задачи. Это непременное условие работы по «ШРИ».

Обязательным элементом работы по факультативному курсу «Школа развития интеллекта» является мониторинг. Он не только отражает результат деятельности учащихся, уровень их обученности, но также представляет основу для корректировки и дальнейшего совершенствования учебных навыков и умений. Строгий учёт индивидуальных достижений каждого ученика, определение зоны ближайшего развития даёт возможность планирования дальнейшего обучения, направленного на повышение его уровня.

Для определения уровня развития познавательных процессов в конце каждого учебного года на занятиях по «ШРИ» предусмотрена диагностическая работа, которая проводится индивидуально с каждым учащимся.

Подобранные в данной тетради задания и упражнения предусматривают на каждом занятии работу по развитию всех познавательных психических процессов. Конечно, нельзя сказать, что конкретное задание воздействует только на определенный процесс, например, на внимание. К решению задания подключаются все психические процессы, но профилирующим будет являться внимание.

Для более легкого ориентирования на страницах тетради предусмотрены значки-символы, которые указывают порядок расположения заданий:




- МЫШЛЕНИЕ


- ВНИМАНИЕ


- ПАМЯТЬ


ВОСПРИЯТИЕ - - ВООБРАЖЕНИЕ


- ОРИЕНТИРОВКА НА ПЛОСКОСТИ ЛИСТА (З КЛ.)


Примечание: Так как многие задания предусматривают кратковременное восприятие объекта, тетрадь выдаётся ученикам только на время занятий и хранится у учителя.
















МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ.

1 КЛАСС

.ЗАНЯТИЕ 1.

1. Шляпа – головной убор, растения; матрёшка – игрушка, школьные принадлежности; яблоко - фрукт, инструменты; машинка – игрушка, мебель.

2. Буква И.

3. Инструкция: дети в течение 10 секунд рассматривают листок, затем по памяти находят и раскрашивают.

4. При дорисовывании учитывается творчество, оригинальность, нестандартность выполнения задания.


ЗАНЯТИЕ 2.

1. 2 фигуры – прямоугольник (квадрат) и треугольник.

4. - Квадратный, бывает круглый, прямоугольный и даже овальный. Он деревянный, бывает металлический, пластмассовый. У него 4 ножки, бывает 3. Человеку он по пояс. Бывает ниже, бывает выше. (Стол).

- Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка. (Матрёшка).

- Большая, гудит, фыркает, из железа, помогает людям. (Машина).

- Этот дом не деревянный, не из камня этот дом. Он прозрачный, он стеклянный. Нету номера на нём. И жильцы в нём не простые, не простые, золотые.

Эти самые жильцы знаменитые пловцы. (Аквариум).

- Она мохнатенькая, полосатенькая, у неё 6 лапок, 2 крылышка. Она приносит пользу людям, очень много трудится и любит цветы. (Пчела)

- Вид я строгий напускаю. Дальше ехать не пускаю. Как мигну, тогда скажу:"Ехать можно, не держу!" (Светофор).

- У неё есть пятачок, на ногах, копытца.

Ест и пьёт она прямо из корытца. (Свинья).

- Его звонкий и громкий голос в школе слышат все. (Звонок).



ЗАНЯТИЕ 3.

2.а/ Закрась чёрным карандашом клеточку, отмеченную звёздочкой. Клеточку снизу закрась зелёным карандашом, клеточку сверху-жёлтым. Красным карандашом закрась клеточку так, чтобы жёлтая клеточка находилась между чёрной и красной.

б/ Зелёным карандашом закрась клеточку, расположенную на пересечении двух полосок, клеточку справа от зелёной - красным, клеточку

слева - жёлтым, клеточку, следующую за красной,- синим, клеточку, находящуюся перед жёлтой - чёрным, клеточку над зелёной - коричневым, а клеточку под зелёной - голубым.

в/ Синим карандашом закрась второй домик слева, красным - третий домик справа, зеленым - домик, который находится перед синим, жёлтым - такой домик, чтобы красный оказался между синим и жёлтым, коричневым - домик, который следует за жёлтым.


3. Приложение №3. Время запоминания – 15 секунд

. 4. Инструкция: Дорисуй фигурку так, чтобы получилась картинка. (Отмечать оригинальные рисунки).

ЗАНЯТИЕ 4.

3.Квадраты вынести на доску. Нарисовать соответствующие образцу цветные точки на домино.

к




к

з

к


с

к

с


к

к

к


с




з







з

з

з



к






с

к

с


к

к

к

Время запоминания – 1 мин.

4. б), г), в), а).


ЗАНЯТИЕ 5.

1. 2 камешка.

3. Приложение №4

Инструкция: Внимательно посмотри на рыбок. (30 секунд). Теперь вспомни и запиши: 1.Сколько рыбок? Сколько рыбок плывут справа налево и слева направо? (По 4 рыбки в каждую сторону).

ЗАНЯТИЕ 6.

1 .



2. Задание: найти и закрасить одинаковые предметы (ножницы).

3. Приложение №5. Дети запоминают образец – 30 сек., затем в каждый сектор вносят изменения.


ЗАНЯТИЕ 7.

1. Инструкция. а/Закрась длинный карандаш так, чтобы синяя полоска находилась выше красной, а жёлтая - выше синей.

б/ Закрась короткий карандаш так, чтобы жёлтая полоска находилась между красной и синей, а синяя - выше жёлтой.

в/ Грифели закрась цветом средней полоски каждого карандаша.

2. Чтобы не заблудиться и найти дорогу к дому, надо найти начало пути, затем, не отрывая карандаша от бумаги, точно по клеточкам прово­дить линию:

вверх - 1 клеточку и вправо - 2 клеточки; вниз - 4 клеточки и вправо - 2 клеточки; вверх - 2 клеточки и влево - 1 клеточку; вверх - 2 клеточки и вправо - 4 клеточки; вниз - 3 клеточки и вправо - 2 клеточки.

3. Дети вначале отгадывают загадки, затем через 15 минут рисуют отгадки .

а/ Есть у нас в квартире робот, у него огромный хобот. Любит робот чистоту и гудит, как лайнер ТУ. /Пылесос/

б/ Растут – зеленеют, упадут – пожелтеют, полежат – почернеют. /Листья/

в/ Пушистой маленькой хозяйке морозы не страшны: приберегла она на ветках сушёные грибы.

/Белка/

г/ Чернокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют. Не боится он простуды: с первым снегом тут как тут /Снегирь

/

ЗАНЯТИЕ 8.

2.





3. См. приложение №6.Дети находят и раскрашивают увиденные предметы только через 30 минут после просмотра.

4. Плитка №6

.

ЗАНЯТИЕ 9.

1. 3 длинных карандаша и один короткий.

2. Инструкция. а/ От звёздочки по линии отступи вправо 5 клеточек и поставь точку. От точки, не отрывая фломастера. проведи линию сначала вверх и вправо по одной клеточке, затем вниз и влево также по одной клеточке.

б/ От звёздочки проведи линию:

вниз - 2 клеточки и вправо - 4 клеточки, вверх - 4 клеточки и вправо - 4 клеточки, вниз - 1 клеточку и влево - 1 клеточку,

вниз - 3 клеточки и влево - 3 клеточки.

в/ От звёздочки проведи линию

вправо – 2 клеточки и вверх – 2 клеточки,

влево – 1 клеточку и вниз – 2 клеточки.

г/ От звёздочки отступи вниз 3 клеточки и поставь точку. От точки проведи линию вправо длиной в 7 клеток. Над этой линией нарисуй 4 кружка /каждый размером в 1 клеточку/ так, чтобы между кружками оставалось по одной пустой клеточке.

д / Дорисуй всё необходимое, чтобы рисунок стал законченным.






3. Приложение №7. Задание: отремонтировать машину.

4. Кенгуру.


ЗАНЯТИЕ 10.

1. Очки. Солнце. Нога. Ножницы.

3. В течение 10 секунд дети рассматривают приложение №8, затем ищут портрет к раскрашивают его.

4. Учитываются оригинальные, неповторяющиеся рисунки.


ЗАНЯТИЕ 11.

1. а/ 2 девочки, б/ 3, в/ 4.

3. Приложение №9. Время запоминания – 10 сек.

ЗАНЯТИЕ 12.

2. Приложение №10.


ЗАНЯТИЕ 13.

1. а/ Нет. б/ 6 листов.

2. Мама, папа, сын, дочь, дед, брат - семья /родственники/. Нос, уши, глаз, лицо, лоб, рот - голова.

3. Приложение №11. Время на запоминание – 10 секунд.

4. Белка, медведь, кот, заяц.

З АНЯТИЕ 14.

1.




2. Добро побеждает зло.

3. Артемону снится сон: Буратино шлёт поклон.



4.




ЗАНЯТИЕ 15.

1. Мальчик разделил еду так, чтобы каждой кошке досталось по половинке сосиски и по половинке кусочка колбаски.

2. 1 - 4 дом, 2-5дом, 3-2дом, 4-1дом, 5 – 3 дом, 6 – 6 дом

3. Приложение №13. 1 минута.


ЗАНЯТИЕ 16.

1 .



2. Приложение №14. 30 секунд.

3 .


4. Время выполнения задания - 5 минут. Одинаковые фигуры: 2,1,3,1,2,1,1.4.


ЗАНЯТИЕ 17

. 2. Треугольников одинаковое количество - по 7.

Прямые надо провести по диагоналям квадрата.

3. Приложение №15 рассматривается в течение I

минуты.

4. Рыба, кораблик, петух.


ЗАНЯТИЕ 18.

1.




2. Слон, парусник, револьвер, гаечный ключ, воздушный

шар, плоскогубцы, кофейник; конь-качалка, рыба,

барабан, гитара, мяч, труба.

3. Приложение №16. Время восприятия - 5 секунд.

ЗАНЯТИЕ 19.

1. Нож, банка. Ножницы, гвоздь, игла, цоколь лампочки.

Рыба, собака.

2. Одинаковые стороны имеют второй и третий кубики.

3. Приложение №17. 10 секунд.

4. Инструкция. а/Проведи воображаемые прямые линии

от 3-го кружочка к 7- му, от 5-го ко 2-му, от 5-го к 3-му,

от 2-го к 7-му. Запиши, какая получилась фигура.

/Прямоугольник/

б/ Проведи воображаемую прямую линию от 1-го кружочка

к 5-му, от 5-го к 6- му, от 6-го к 1-му. Запиши, какая фигура

получилась. /Треугольник/


ЗАНЯТИЕ 20.

1. а) Сестра. б) 7 картинок. в) Расположение грядок:

горох, лук, морковь, свёкла.

2. а/ Из восьми кубиков, б/ из 27 кубиков.

3. Приложение №18. На рассматривание и запоминание даётся

20 секунд. Через полчаса после просмотра дети по памяти

рисуют предметы.


ЗАНЯТИЕ 21.

1. Главные слова: голос, вода, зверь, продавец, земля, больной.

3. Детям предлагается запомнить 10 слов. записанных на доске: НОЧЬ, ЛЕС, ДОМ, ОКНО, КОТ, СТОЛ, ПИРОГ, ЗВОН, ИГЛА, ОГОНЬ. Для лучшего запоминания слов предложить детям применить смысло­вую систему,

т.е. попробовать объединить эти слова одним содер­жанием. Через 20 минут попросить записать слова, которые запомнили. Обязательно спросить, какой смысловой системой пользовался ребёнок.


ЗАНЯТИЕ 22.

1. Грустный, полный, лежать, трусость, зло; медленный, глупый, найти, грусть, враг; полный, чёрный, молчать, взрослый, тишина.



2. Всего должно быть 10 дополнений к рисункам.





3. Приложение №19. На запоминание даётся 1 минута. Задание: распо­ложить предметы в таком же порядке.


ЗАНЯТИЕ 23.

1. Попросить детей принести на занятие зеркальце, чтобы с его помощью проверить правильность ответа. Затем дети могут поупражняться в зеркальном написании слов. Слова художника: Тот прочтёт, кто грамотен.

2. Г.

3. Приложение №20. Время запоминания - 15 секунд.


ЗАНЯТИЕ 24.

1. Кто сегодня именинник? дочка Лена.

2. В лесу на ветках средь цветов росло семь крупных огурцов. Из них сорвали только два, потом двоих "сожгла" жара, Один ужасно перезрел, один, признаться, не дозрел. Куда деваться, правда, жаль, пропал богатый урожай!

ВОПРОС: Сколько всего огурцов можно было собрать?

ОТВЕТ: На ветках огурцы не растут, поэтому ни одного.

3. Приложение №21.Время запоминания - 30 секунд.

4. Оцениваются только оригинальные неповторяющиеся ответы.


ЗАНЯТИЕ 25.

2.Горилла.

3. (Приложение №22). Дети в течение 15 секунд читают и запоминают слова, затем ищут потерявшегося детёныша. (Бобрёнок).


ЗАНЯТИЕ 26.

1. Обезьянка будет на расстоянии 15,5 см.

2. Ответ: Не старик ли это опять меня ищет?

3. А.Милн. Винни-Пух и все-все-все. Колобок. С.Козлов. Зимняя сказка. Маша и медведь.

ЗАНЯТИЕ 27.

I. Мороз, угольки, зверь, булка, тигр, радуга, ток, знание, дерево, весна, ромашка.

3. Приложение №23. Время запоминания-30 секунд.

Найди фигуры, которые были в приложении и

закрась их.

4. Узор №4.


ЗАНЯТИЕ 28.

I. Злой, огурец, лето, хлеб, сумка, метла, земляника, книга.

3. Вид сверху пирамидки №2.

4. Детям даётся задание: к каждому из названных слов или слово­сочетаний сделать какой-либо рисунок, который затем поможет вспомнить названные слова. Проверка через 20 минут.

ВЕСЁЛАЯ ИГРА БОЛЕЗНЬ

НАКАЗАНИЕ КАПРИЗНЫЙ РЕБЁНОК

УМНАЯ КОШКА ТЁМНЫЙ ЛЕС

СМЕЛОСТЬ ДЕНЬ

ИНТЕРЕСНАЯ СКАЗКА ХОРОШИЙ ТОВАРИЩ


ЗАНЯТИЕ 29.

I. Варианты слов: рак, нос, сор, оса; кран, коса, роса, срок.

2 .



3. Приложение №24. (10 секунд)


ЗАНЯТИЕ 30.

1. а/У Ани. б/Толя. в/Катя.

2. Инструкция к рисованию: От звёздочки вниз прямо проведите линию длиной 8 клеточек. Найдите середину получившейся линии. От се­редины линии влево и вправо проведите прямые линии длиной по 5 клеточек.

Вернуться опять на середину линии, отступить вниз 2 клетки и поставить точку. От точки в обе стороны провести линии, каждая длиной на 1 клеточку больше, чем половина длины средней пере­кладины.

Вернуться на середину линии. Отступить 1 клетку вверх и поста­вить точку. От точки в обе стороны провести линии длиной по 2 клеточки.

Над верхней перекладиной нарисовать 4 кружочка: по 2 с каждой стороны от средней линии.

Под средней перекладиной слева нарисуйте 5 кружков, а справа – на 2 меньше. Под нижней перекладиной с левой стороны нарисуйте столько кружков, сколько их останется, если вычесть из кружков средней перекладины слева кружки верхней перекладины слева.

А с правой стороны нарисуйте столько кружков, сколько их останется, если из числа кружков правой части средней перекладины вычесть число кружков правой части верхней перекладины.

А теперь вернёмся к нижней части средней линии. Влево от конца линии проведите прямую через 6 клеток, а вправо - через 8. Справа от конца отступить 2 клеточки вниз и 2 влево, поставить точку. От точки провести влево линию через 10 клеток. Соединить слева нижнюю и верхнюю линии.

В ы уже догадались, что получилось? Это парусный кораблик. На мачте корабля нарисуйте флажок по своему желанию.

ОБРАЗЕЦ

ВЫПОЛНЕНИЯ

ЗАДАНИЯ.



3. Приложение №25. (20 секунд).

4 .Диагностика воображения.

Материал: лучше дать ребёнку отдельный лист бумаги, набор фломастеров или цветных карандашей.

Задание: нарисуй что-нибудь. (На выполнение задания даётся 4-5 минут).

Качество рисунка оценивается по следующим критериям:

10 баллов - ребёнок за отведённое время придумал и нарисовал нечто необычное, свидетельствующее о незаурядной фантазии, богатом вообра­жении. Детали и образы рисунка тщательно проработаны.

8-9 баллов - ребёнок придумал и нарисовал что-то достаточно ори­гинальное, красочное, эмоциональное. Детали рисунка проработаны неплохо.

5-7 баллов - ребёнок придумал и нарисовал то, что не является новым, но несёт в себе элементы творческой фантазии. Рисунок оказы­вает на зрителей определённое эмоциональное впечатление.

3-4 балла - ребёнок нарисовал что-то очень простое, неоригинальное, фантазия просматривается слабо. Детали не очень хорошо проработаны.

0-2 балла - за отведенное время ребёнок так и не сумел ничего придумать, и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Выводы об уровне развития.

10 баллов - очень высокий; 8-9 баллов - высокий; 5-7 баллов - средний; 3-4 балла - низкий; 0-2 балла - очень низкий.


ЗАНЯТИЕ №31.

I. Диагностика развития логического мышления.

За каждый правильный ответ начисляется один балл: книга,

электро­плитка, трактор, мотоцикл, мост, бабочка, учитель, серенький, вечер, Иванов.

10-8 баллов - высокий уровень развития обобщения;

7-5 баллов - средний уровень развития обобщения, не всегда может выделить существенные признаки предметов;

4 и менее баллов - способность к обобщению развита слабо.

2,3. Инструкция: Посмотрите внимательно на задание. Вам даны три строки геометрических фигур. Теперь найдите приложение №26. Запомните, какие знаки в каких геометрических фигурах надо поставить и на какой строке Время выполнения задания - 1 минута.

4. Примерное составление загадки.

ЛЁД ПЛАМЯ ЗВЁЗДЫ
Холодное, как лёд, горячее, как пламя, но не звезда. (Сердце).


ЗАНЯТИЕ 32.

1.

3 . Диагностика логической памяти. Читаются пары слов с интервалом
между парой - 5 секунд.

Кукла - играть, бабочка - муха

курица – яйцо, щётка - зубы

ножницы – резать, снег - зима

лошадь – сани, корова - молоко

книга – учитель, барабан - ребёнок

После 10-секундного перерыва читаются левые слова, а дети записывают запомнившиеся слова правой половины ряда. Обработка результатов проводится по данной таблице.

4. Отмечается беглость, скорость выполнения задания, а также оригинальность предложенных способов использования предмета.


ЗАНЯТИЕ 33.

1. Нос, дуб, мир, рот, сыр; море, каша, рука, небо, коса; пенал, ручка, сачок, пирог, город.

2. Диагностика развития внимания. Методика используется для определе­ния объёма внимания - по количеству просмотренных букв, и его кон­центрации - по количеству сделанных ошибок.

Норма объёма внимания для детей 6-7 лет - 400 знаков и выше, кон­центрации - 10 ошибок и менее.

Время работы - 5 минут.

Инструкция: Посмотрите внимательно на данные ряды букв. Обратите внимание на то, какая буква стоит в ряду первой. Ваша задача: про­сматривая ряды букв слева направо, вычёркивать такие же буквы, как и первые.

Работать надо быстро и точно. Время работы – 5 минут.

П ример: Е К Р Н С О А Р Н Е С В А Р К В Р Е

3. Диагностика механической памяти. Читаются пары слов с интервалом между парой - 5 секунд.

жук - кресло ботинки - самовар

компас - клей спичка - графин

колокольчик - стрела шляпа - пчела

синица - сестра рыба - пожар

лейка-трамвай пила-яичница

Коэффициент механической памяти высчитывается по

формуле:

С = В.100%, где А - общее количество слов,

А В - количество запомнившихся слов,

С - коэффициент механической

памяти.

Результаты интерпретируются следующим образом:

75-100% - высокий уровень;

50-75% - средний уровень;

30-35% - низкий уровень;

ниже 30% - очень низкий уровень.


ЗАНЯТИЕ 34.

2. "Засели дом". Инструкция: В доме 6 этажей. На каждом этаже 3 комнаты. Живут такие жильцы: Точка, Галочка и Палочка. Посели на остальных эта­жах жильцов так, чтобы порядок их заселения ни разу не повторился.

3. Диагностика долговременной памяти.

Инструкция: Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постарайтесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно:

СТОЛ, МЫЛО, ЧЕЛОВЕК, ВИЛКА, КНИГА, ПАЛЬТО, ТОПОР, СТУЛ, ТЕТРАДЬ, МОЛОКО.

Ряд слов зачитывается для запоминания несколько раз. Проверка происходит через 7-10 дней. Коэффициент долговременной памяти высчитывается так же, как и в предыдущем занятии.