СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое сообщение на тему: "Развитие творческих способностей учащихся через наглядно – образное восприятие интервалов"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

Методическое сообщение

 на тему:

 

«Развитие творческих способностей учащихся через наглядно – образное восприятие интервалов»

 

 

Составитель: преподаватель теоретических

дисциплин и сольного пения Шинкаренко И.Н.

 

 

2014 г

          Работа с интервалами на уроках сольфеджио преследует одну общую цель, стоящую в основе изучения курса предмета «Сольфеджио», в рамках дополнительного образования в ДМШ и ДШИ – развитие музыкального слуха. Изучение данной темы включает поэтапное освоение, касающееся различных сторон интервала. От общих теоретических сведений, переходя к конкретным слуховым представлениям в практической работе с интервалами, осуществляется приобретение интонационных навыков в воспроизведении, умение применять знания в работе с музыкальными произведениями на уроках по специальности, написании диктантов, пении с листа на уроках сольфеджио. При изучении темы «интервал», происходит активное действие в работе над развитием музыкального слуха учащегося, но важно, чтобы этот процесс был строго разграничен на постепенное усвоение материала. Для этого нужно грамотно ставить задачи и цели в изучении данной темы.

Развитие музыкального слуха невозможно без долгой и кропотливой работы над интервалами, начинающейся уже в подготовительном или 1 классе ДМШ, ДШИ и продолжающейся на протяжении всех лет занятий по курсу предмета «Сольфеджио», потому что роль интервала, его выразительных возможностей в музыке огромна. Как говорил американский композитор, пианист и дирижер Леонард Бернстайн: «Интервал составляет сердце и душу музыки», а Г. Виноградов утверждал: «Интервал - это поистине живая клеточка музыки. В нем часто заключена самая соль гармонии».

          Б.В. Асафьев писал о роли интервалов в музыке: «Всюду, где речь идет об интервале, я трактую этот важнейший элемент музыки как выразительный и считаю, что интервал – одна из первичных форм музыки… Мелодия, в сущности, есть выявление интервалов».

          Поэтому следует работать над двумя основными сторонами в освоении этого элемента музыкального языка: первая должна быть направлена на изучение гармонического свойства  интервала как основы «фонизма», одновременного звучания двух звуков и их выразительных свойствах консонантности и диссонантности; а вторая – на изучение мелодического свойства интервала – основы строения, выразительности мелодической линии. Поэтому при изучении и освоении мелодического и гармонического интервала необходимо ставить следующие задачи:

1)     Гармонический интервал трактовать как созвучие, обладающее тембровой и функциональной характеристикой, как одно из средств развития гармонического и тембрового слуха;

2)     Мелодический интервал изучать «как интонацию, как наименьшую выразительную ячейку», «измеритель эмоционального строя звукопроизнесения» (Б. Асафьев).

Умение слышать гармонический интервал дает возможность впоследствии структурировать аккорды, а умение воспроизводить, слышать мелодические интервалы открывает возможность точного, осмысленного воспроизведения мелодии.

Работа над интервалами позволяет одновременно активизировать многие процессы слухового, зрительного, голосового, тактильного, образного восприятия. Умение правильно пользоваться полученными знаниями по этой теме дает возможность приобретения, развития интервального слуха, то есть осознанных интервальных представлений.