СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Выпускная работа слушателя курсов повышения квалификации методистов районных (городских) учебно-методических кабинетов (центров).Цель работы: разработка и обоснование модели методического сопровождения деятельности педагогов в обеспечении качества образовательного процесса, а также определение путей реализации данной модели.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГУ ЛНР «НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»
Отдел управления
объектами образования
Методическое сопровождение деятельности педагога
в условиях модернизации образования
Выпускная работа
Рекиян Николая Николаевича,
слушателя курсов повышения квалификации
методистов районных (городских)
учебно-методических кабинетов (центров),
учителя истории и обществознания
ГБОУ «Кировская средняя
общеобразовательная школа №1»
Луганск
2016
Содержание стр.
Введение…………………………………………………………………………….. 3
Глава I. Методическое сопровождение деятельности педагогов как одно из важнейших направлений совершенствования образовательного процесса....…. 8
1.1. Сущность понятий «методическая работа», «методическое сопровождение»........................................................................................................ 8
1.2. Организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка деятельности педагогов в условиях модернизации образования...................... 14
1.3. Значение методической работы на современном этапе развития системы образования ............................................................................................................ 20
Глава II. Особенности и проблемы организационно – методического сопровождения и методической поддержки деятельности педагогов образовательных учреждений г.Кировска ............................................................ 23
2.1. Модель методического сопровождения введения ВГОС ООО в образовательных учреждениях г. Кировска ........................................................ 23
2.2. Методическое сопровождение создания кадрового обеспечения введения ВГОС ....................................................................................................................... 26
2.3. Методическое сопровождение разработки ООП ......................................... 32
2.4. Методическое сопровождение создания информационного обеспечения введения ВГОС ...................................................................................................... 33
Заключение…………………………………………………………………......…. 34
Литература……………………………………………………………...………..... 35
Введение
Процесс длительного реформирования системы образования обусловлен социальными, политическими, экономическими и культурными изменениями, одним из наиболее значимых направлений в его реформировании и модернизации является замена традиционных ценностей обучения ребенка на ценности развития личности. В обществе возникли новые образовательные потребности: внимание к запросам всех участников образовательного процесса, возможности образовательных учреждений. Ключевую роль в условиях модернизации в системе образования призван сыграть кадровый потенциал.
Определились новые требования к профессионализму педагогов, работающих с детьми школьного возраста: коммуникативная компетентность; владение способами личностно ориентированного взаимодействия с детьми; умение реализовать образовательные программы с учетом индивидуальных особенностей детей школьного возраста.
Учитывая то, что на современном этапе система общего среднего образования является одной из первых ступеней в системе непрерывного образования, повышенные требования предъявляются к качеству образования в общеобразовательных учреждениях. Это связано не только с развитием, углублением знаний и умений, полученных раннее, но и с пересмотром ранее усвоенных фактов, понятий, закономерностей, обусловленных развитием науки, появлением новых научных концепций.
Основной путь, существенно влияющий на повышение уровня педагогического мастерства педагогов, – это четкая, на подлинно научной основе, организация методической работы, как на уровне образовательного учреждения, так и в городе в целом. Таким образом, особую актуальность вызывает изучение особенностей организации и понимания методического сопровождения.
В современных условиях методическая служба, с целью повышения профессионального уровня педагогов, обязана отыскать новые возможности своей необходимости, значимости, активности. Для этого, безусловно, необходимы конструктивные изменения содержания и форм работы методического кабинета.
Методическое сопровождение деятельности педагогов является актуальной проблемой на современном этапе так как модернизация школьного образования требует создания и развития различных направлений повышения профессиональной компетентности педагогов ОУ. Поэтому особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога. Во время повышения профессионального уровня происходит осмысление собственного педагогического опыта и выработка своей педагогической позиции.
«Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит нам стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе».
Все сложнее разобраться школьному учителю в потоке инноваций. Профилизация и информатизация образования, ЕГЭ и дистанционные формы обучения, изменение содержания образования и новые требования к его качеству. Актуальность исследования определяется тем, что в условиях модернизации образования в ЛНР важной задачей методической службы образовательного учреждения становится обеспечение реализации новых приоритетов образовательной политики, помощь педагогам в достижении высокого уровня профессиональной деятельности, научно-методическое сопровождение инновационных процессов. Особую актуальность приобретает разработка новых подходов к построению модели методической работы в школе, направленной на повышение компетентности педагогов.
Актуальность проблемы: Исследования показывают, что потребность в организации методической работы сохраняется и так же актуальна, как и прежде, но ощущается необходимость пересмотра содержания и форм деятельности. Методическое сопровождение педагога - важнейший способ организации методической деятельности в образовательной организации, позволяющий максимально удовлетворять потребности педагогов в получении своевременной методической помощи при решении образовательных задач в условиях модернизации образования.
Вместе с тем в условиях модернизации образования, внедрения новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, реализации новых моделей и содержания непрерывного профессионального образования возникли противоречия между:
- необходимостью модернизации системы управления методической работой в образовательном учреждении и отсутствием теоретических основ стратегии и тактики этой модернизации;
- повышенными требованиями к работе педагогов и неготовностью к удовлетворению данных ожиданий общества в силу недостаточности научно-методической и технологической поддержки их деятельности;
- сохранением традиционных подходов в управлении методической работой и неудовлетворенностью педагогов устаревшими формами, методами, содержанием методической работы.
Цель работы: разработка и обоснование модели методического сопровождения деятельности педагогов в обеспечении качества образовательного процесса, а также определение путей реализации данной модели.
Задачи:
1. Изучить основные подходы к организации методического сопровождения педагогов в условиях модернизации образования.
2. Определить сущность понятия «методическое сопровождение»;
3. Изучить особенности психолого-педагогического сопровождения педагогов ОУ;
4. Рассмотреть практические возможности методического сопровождения в процессе непрерывного совершенствования профессиональной компетенции педагогов.
Обзор литературы по вопросу:
Анализ исследований по проблеме сопровождения (Н. Г. Битянова, О. С. Газман, Г. А. Давыдова, Е. И. Казакова, М. С. Полянский, И. П. Соловьёва и др.) позволил установить, что сопровождение является самостоятельной сферой педагогической деятельности, порожденной гуманизацией образования.
Согласно «Словарю русского языка», сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого [1]. Понятие «сопровождение» используется по отношению к человеку, которому нужна помощь, поддержка в преодолении возникающих (возникших) трудностей (проблем) в процессе самореализации, достижения жизненно важных целей [2].
В педагогической науке к проблемам сопровождения педагога обращались многие ученые. Так, А. В. Мудрик трактует сопровождение как особую сферу деятельности педагога, направленную на приобщение подростка к социально-культурным и нравственным ценностям, необходимым для самореализации и саморазвития [3].
М. Р. Битянова считает, что сопровождение — это система профессиональной деятельности педагогического сообщества, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия [4].
Сопровождение в педагогике рассматривается как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на решение жизненных проблем сопровождаемого (Е. И. Казакова [5], А. П. Тряпицына [6]). В трудах ученых рассматриваются также различные виды сопровождения: психологическое, социально-педагогическое, научно-методическое и др. Э.
Ф. Зеер рассматривает психологическое сопровождение профессионального становления личности[7]. В основе социально-педагогического сопровождения — содействие тому, чтобы человек в возникшей (возникающей) проблемной для него ситуации умел осмысливать ее существо, определять способы целесообразного преодоления и реализации себя в ней, обеспечивая самореализацию [2]. Научно-методическое сопровождение профессионального роста учителя рассматривается как научно обоснованный способ взаимодействия сопровождающего (наставника, опытного специалиста, талантливого сотрудника) и сопровождаемого (учителя), направленный на непрерывное саморазвитие учителя в профессии, обусловленный количественными и качественными, содержательными и структурными преобразованиями личности учителя, что ведет к усовершенствованию природного, к поступательному восхождению в профессии [8].
Можно сделать вывод, что под сопровождением в педагогике понимается особый вид взаимодействия с целью создания благоприятных условий развития субъектов взаимодействия, а его сущностными признаками являются помощь в принятии решений, взаимодействие.
Глава I. Методическое сопровождение деятельности педагогов как одно из важнейших направлений совершенствования образовательного процесса.
1.1. Сущность понятий «методическая работа», «методическое сопровождение».
Методическая деятельность изначально организовывалась как помощь и поддержка педагогам различного уровня квалификации. В настоящее время модернизация системы образования, характеризуется вариативностью программно – методического обеспечения, технологиями организации педагогического процесса в ОУ, разнообразием возможностей и запросов субъектов педагогического процесса, что приводит к усложнению контекста современной методической деятельности.
Понятие «методическая работа», «методическая служба», «методист» появились менее ста лет назад, - в начале ХХ века, хотя материалы о зарождении организационных форм методической деятельности можно найти еще в ХIХ веке. Так, Положение о гимназиях 1828 года рекомендовало создавать педагогические советы для обсуждения вопросов содержания и методов преподавания.
Во второй половине ХIХ века получает распространение практика проведения съездов учителей. К ним готовились выставки педагогической литературы и дидактических материалов, сделанных учителями и учащимися. На съездах анализировались уроки, посещенные попечителем учебных заведений, зачитывались рефераты о своих успехах и недостатках. Таким образом, уже тогда определились важные составляющие методической работы: посещение и анализ уроков, самоанализ, обобщение личного опыта, обмен педагогическим опытом. Тогда же стали возникать и прообразы современных методических объединений - предметные секции при обществах взаимопомощи учителям. Знаменательным для развития методической работы событием стал I Всероссийский съезд по вопросам народного образования, который проходил 5-16 января 1914 г. Именно на нем и было впервые указано на необходимость создания службы учителей-инструкторов, теоретически и практически подготовленных и избираемых учительскими организациями. В их обязанности входили разъезды по школам с целью демонстрирования перед учителями на образцовых уроках новейших приемов и методов постановки учебного дела, чтение докладов по этому вопросу и проверка достигнутого результата.
В 1920-е годы в связи с ликвидацией неграмотности в школы пришло много учителей-неспециалистов, и методическая работа вновь приобрела особую актуальность. Ею стали руководить «методические бюро», позднее преобразованные в педагогические или методические кабинеты, а некоторые в институты усовершенствования учителей. В 30-х годах в первых Положениях о педагогических кабинетах нашли свое отражение обязанности методистов: посещение и анализ уроков учителей, оказание им консультативной помощи, планирование и проведение заседаний методических объединений, обзор литературы, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
К 60-м годам сложились практически все ставшие традиционными формы методической работы. Этот же период характерен и появлением первых серьезных научно-теоретических исследований, посвященных методической работе. Так, в своем диссертационном исследовании В.Т. Рогожкин определил три основные организационные формы методической работы: педагогический совет, методическое объединение, самообразование.
В 70-80-е годы стали появляться серьезные исследования, затрагивающие различные аспекты методической работы. При этом следует отметить, что для указанного периода было характерно ее отождествление с системой работы по обобщению и внедрению в школьную практику передового педагогического опыта и повышением квалификации педагогов. В это же время объектом детального изучения становится методическое объединение как одна из важнейших организационных форм методической работы. В последние годы интерес к методической работе в педагогике и школоведении значительно вырос. Вопросы о том, что такое методическая работа, каковы ее функции, содержание и формы деятельности, каково вообще место методиста в школе, неоднократно и достаточно широко рассматривались как с теоретических, так и с научно-практических позиций в трудах В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, И.В. Жуковского, Л.П. Ильенко, В.М. Лизинского, А.М. Моисеева, Н.В. Немовой, М.М. Поташника и др.
Традиционно методическая деятельность или методическая работа предполагает подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров по всем аспектам преподаваемых предметов и по всем видам педагогической деятельности. В изданной в 1988 г. под редакцией Ю.К. Бабанского книге «Методическая работа в школе: организация и управление» собственно методическая работа определяется как «целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя (включая и меры по управлению профессиональным самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием педагогов), на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, а в конечном счете - на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных школьников».
М.М. Поташник (1993 г.) рассматривает методическую работу в качестве части системы непрерывного образования педагогических работников в целях «освоения наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся, повышения уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы, обмена опытом между членами педагогического коллектива, выявления и пропаганды актуального педагогического опыта».
Н.В. Немова (1999 г.) определяет методическую работу как «деятельность по обучению и развитию кадров; выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса». В.П. Симонов (1999 г.) отмечает, что «методическая работа - это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого преподавателя. Этот комплекс ориентирован, прежде всего, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете - на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития учащихся».
По определению В.И. Андреева (2000 г.), «методическая работа в школе - это разнообразная деятельность учителей, которая направлена на изучение, овладение и распространение передового педагогического опыта, на повышение профессиональной квалификации и мастерства, на непрерывную работу по самообразованию и профессиональному саморазвитию». Как один из видов гностической деятельности педагогического коллектива школы, способствующей профессиональному росту учителей и развитию учебно-воспитательного процесса, рассматривают методическую работу Л.А. Байкова и Л.К. Гребенкина. Методическая работа рассматривается и как «управление процессом профессионального и личностного развития педагогических кадров, развертывание творческого потенциала и педагогической индивидуальности каждого учителя».
Т.Н. Макарова (2002г.) считает, что методическая работа является «основным видом образовательной деятельности, представляющим собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями и воспитателями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса».
В конце XX - начале XXI века методической работе отводится значительная роль в осмыслении инновационных идей, в сохранении и упрочении педагогических традиций, в стимулировании активного новаторского поиска и совершенствования педагогического мастерства. Процесс, связанный с педагогической деятельностью сегодня, в условиях модернизации образования, достаточно многогранен: это и эксперимент по ЕГЭ, и введение профильного обучения, и эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего среднего образования. Одним из ключевых аспектов можно назвать и процесс психологизации профессиональной деятельности педагога, а в результате этого можно говорить о взаимодействии психологической и методической службы.
Анализ историко-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что система методической работы имеет глубокие корни. Она всегда ставила и решала вопросы, исходя из потребностей системы образования и, прежде всего, учителей. Современная практика показывает, что вопросы, решаемые в рамках методической работы, сегодня оказываются практически теми же самыми, только чуть иначе поставленными: проблема совершенствования профессионального уровня учителя была и остается важной социально-педагогической проблемой конца XX - начала XXI века; основной задачей методической работы и прошлых лет, и сегодня остается проведение в жизнь новых программ, связанных с реформированием общего образования. На основании этого мы можем утверждать, что содержание методической работы и ее организационные формы не остаются стабильными, а постоянно видоизменяются от складывающейся ситуации в системе образования.
На сегодняшний день остается действующей структура методической работы, сложившаяся еще в 70-е годы XX века, но жизнь показывает, что необходима ее модернизация в соответствии с модернизацией системы образования в целом.
Термин «сопровождение» появился в педагогике относительно недавно, с конца 90-х гг. XX века. В современной литературе не существует единого подхода к определению самого понятия, его педагогического и методического содержания.
Обращение к толковому словарю С.И. Ожегова разрешает определить сущность понятия «сопровождать» следующим образом: «сопровождать – следовать рядом, вместе с кем-нибудь, ведя куда-нибудь или, идя за кем-нибудь...».
В педагогической науке к проблемам сопровождения педагога обращались многие ученые.
Так, А. В. Мудрик трактует сопровождение как особую сферу деятельности педагога, направленную на приобщение ребенка к социально-культурным и нравственным ценностям, необходимым для самореализации и саморазвития [8,с.21].
Утверждается, что слово «сопровождение» употребляется в значении «следовать рядом».
Вместе с тем, это сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение или действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.
Таким образом, делается вывод о необходимости определения нового способа организации методической деятельности в условиях современного образования. Анализ современных психолого-педагогических исследований показал, что в качестве наиболее оптимального способа методической деятельности и наиболее эффективного способа обогащения профессиональной компетентности педагога в условиях образовательного учреждения может выступать методическое сопровождение педагога.
1.2. Организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка деятельности педагогов в условиях модернизации образования.
Образование сегодня должно строиться на основе требований и прогнозов будущего, а образовательная система должна успешно решать задачи новой общественной и экономической формации молодого государства, Луганской Народной Республики, должна быть «встроена» в новую экономику и, по сути, в новую социально-экономическую формацию. Образовательная система должна формировать и развивать личностные качества и ценности, учить способности мыслить, жить в новых условиях рыночной экономики, учить толерантному мышлению и коммуникативности, что определено в новых образовательных стандартах.
Одним из ключевых направлений системы повышения квалификации сегодня является развитие профессионально-педагогической компетентности педагогов, что обусловлено происходящими изменениями в их педагогической деятельности. Перед учителем стоят сложные задачи по обновлению содержания образования, проектированию образовательного процесса, выбору способов достижения всеми обучающимися образовательных результатов. Поэтому одной из основных форм повышения квалификации педагогов в межкурсовой период становится методическая работа, которая включает все содержательные и организационные формы оказания методической помощи учителям. Методическая работа рассматривается нами как часть системы непрерывного повышения квалификации педагогов.
Организационно-методическое сопровождение деятельности педагога будем рассматривать как целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются условия для профессионального роста педагога, развития его профессионально-педагогической компетентности, т.е. как управленческую технологию организации сотрудничества субъектов образования.
Понимание сопровождения как управленческой технологии позволяет решить проблему организационно-методической деятельности в обучении педагогов, как в курсовой, так и межкурсовой период.
Анализ теории и психологии управления (В.С. Лазарев, М.М. Поташник, В.Ю. Кричевский, А.И. Китов, В.Д. Шадриков, М.Марков) позволил уточнить компонентный состав (структуру) и содержание организационно-методического сопровождения: диагностико-аналитический, ценностно-смысловой, методический, прогностический. В методическом блоке выделяется три модуля: информационно-методический, организационно-методический и практический (опытно-внедренческий). Организационно- методический модуль направлен на организацию и проведение системы различных методических мероприятий по повышению квалификации педагогов: семинаров (проблемно-целевых, научно-методических, проектировочных и др.), «круглых столов», стажировок, тематического индивидуального и коллективного консультирования. К принципам сопровождения относятся: ответственность субъекта за выбор решения (тот, кто сопровождает, имеет только совещательные права); приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность и системность сопровождения; индивидуальный подход, приоритетность самостоятельного обучения, востребованность результатов обучения в практической деятельности.
Содержанием организационно-методического сопровождения является оказание помощи и поддержки педагогам в педагогической деятельности. Необходимо определить отличие организационно- методического сопровождения от другого распространенного способа оказания помощи субъектам образования — методической поддержки, который, как и организационно-методическое сопровождение, реализуется в сфере образования и является частью непрерывного повышения квалификации.
Под методической поддержкой понимаются разные виды методической работы по достижению поставленной цели. Цель методической поддержки — освоение содержания обучения на основе рациональных методов обучения; повышение уровня общедидактической и научно-методической подготовленности обучающихся к реализации задач новых образовательных стандартов; обмен опытом между обучающимися, выявление особенностей, специфики, рисков реализации стандартов и разработка мер по их предупреждению.
На мой взгляд, очевидны разные акценты в определении понятий методической поддержки и организационно-методического сопровождения. Можно сделать вывод, что методическая поддержка связана, прежде всего, с преодолением конкретных проблем обучающегося и реализуется педагогами в проблемной ситуации. Организационно-методическое сопровождение предполагает непрерывную (заранее спланированную) деятельность, направленную на предотвращение трудностей или освоение нового. Исходя из определения организационно-методического сопровождения, субъекту образования предоставляется большая самостоятельность в плане принятия решения о необходимости оказания ему помощи. Кроме того, «создание условий» говорит о свободе выбора субъектом образования того или иного пути решения проблемы.
Методическая поддержка предполагает оказание помощи всем субъектам образования, в независимости от того, какова потребность в этой помощи; самостоятельность субъекта образования проявляется в том, в какой мере он воспользуется этой помощью. Методическая поддержка, на мой взгляд, занимается типичными для образовательного процесса проблемами. В отличие от этого, организационно-методическое сопровождение помогает решать проблемы, связанные с самореализацией субъекта образования, которые не обязательно будут характерны для данного периода обучения, то есть предполагается, что помощь в решении проблемы может быть оказана только тогда, когда субъект образования сам заявит об этом.
Программа организационно-методического сопровождения в педагогике рассматривается через последовательную реализацию следующих шагов:
— диагностики сути проблемы;
— информационного поиска методов для ее решения;
— обсуждения вариантов решения проблемы и выбора наиболее целесообразного пути ее решения;
— оказания первичной помощи на этапе реализации плана решения [4, 6].
В качестве способов и средств организации такой деятельности могут использоваться: современные технологии обучения, в том числе информационно-коммуникационные, дистанционное обучение, игра, диалог, фокус-группы, тьюторство, командообразование и другие [8, с. 175–178]. Для методистов важно, что эти способы содержат в себе рефлексивную основу как необходимый элемент и показатель качества взаимодействия в системе непрерывного повышения квалификации.
Кроме того, к формам организационно-методического сопровождения педагогов относят:
— организацию методической поддержки (консультирование, тьюторство, помощь в работе творческих групп, общешкольные семинары, педагогические советы). Это направление носит в основном характер передачи информации, но формы здесь могут быть самыми разнообразными. Их можно разделить на активные (дискуссии, деловые игры, тренинги и т.д.) и пассивные (выступление на педсовете, конференции; анкетирование (другие формы опроса); ознакомление с печатной информацией (книги, учебные пособия) и т. д.);
— создание организационных (работа ресурсных кабинетов или информационных центров) и методических (консультирование) условий для участия педагогов в различных мероприятиях: курсы, конференции, методические объединения, круглые столы, семинары практикумы и т. д.;
— оказание методической поддержки (тьюторство) для педагогов, ведущих свою научно-исследовательскую деятельность, педагогический эксперимент;
— информационная поддержка участия педагогов в различных педагогических мероприятиях (конференции, мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства) по представлению, обобщению своего опыта.
В последнее время получила распространение такая форма организационно-методического сопровождения, как скайп-сопровождение. Это форма удаленного пошагового индивидуального обучения через скайп, одна из форм организации дистанционного обучения. Благодаря скайпу есть возможность общаться в режиме реального времени, независимо от места нахождения. В отличие от скайп-консультирования скайп-сопровождение не ограничено количеством скайп-сеансов. Каждый новый сеанс происходит после проверки выполнения домашнего задания. Если учебные задачи, поставленные ранее, не выполнены или выполнены неправильно, то дальнейшее скайп-сопровождение не проводится.
Основными условиями, обеспечивающими эффективность реализации организационно-методического сопровождения деятельности педагога, являются:
— включение педагога в событийные общности, в которых происходит не только профессиональное, но и духовное его развитие;
— содействие профессиональной идентичности педагога в процессе принятия и освоения профессиональных ценностей;
— использование возможностей гуманитарной экспертизы в познании личности педагога во всех ее проявлениях и создании педагогических ситуаций, способствующих развитию внутреннего потенциала;
— совершенствование механизмов управления, направленных на мотивацию профессионального роста педагога: психологических (система вызовов; накопительная система оценки достижений; карьерный рост педагога) и экономических (бонусная система денежного вознаграждения, компенсационный пакет, социальное партнерство) [9].
При реализации организационно-методического сопровождения профессионального роста педагогов выявлены следующие проблемы:
1. Отсутствие развитой структуры организации деятельности института по организационно-методическому сопровождению учителей различных категорий и уровня квалификации.
2. Разработанные системы контрольно-диагностической и мониторинговой деятельности.
3. Недостаточно отработанные формы взаимодействия с другими организациями в системе повышения квалификации.
4. Становление взаимосвязей и взаимодействия с методическими службами школ, районов города и области по организации повышения квалификации.
5. Организация площадок «демонстрации» продуктивности проектов учителя в виде методических конкурсов, творческих смотров, фестивалей, совместных выставок учителей и учащихся, презентаций и др.
Таким образом, анализ имеющихся подходов к пониманию организационно-методического сопровождения позволяет сделать следующие выводы:
1) сопровождением в педагогике считается особый вид взаимодействия, имеющий целью создание благоприятных условий развития субъектов взаимо- действия;
2) организационно-методическое сопровождение представляет собой целостную, системно организованную деятельность в системе непрерывного повышения квалификации;
3) цель организационно-методического сопровождения — способствовать самостоятельному поиску оптимальных решений, опираясь на уже имеющийся опыт;
4) организационно-методическое сопровождение в системе непрерывного повышения квалификации характеризуется полифункциональностью.
1.3. Значение методической работы на современном этапе развития системы образования.
В условиях реформирования системы образования методическая работа имеет особую ценность. Воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения, его установки.
На развитие всего перечисленного выше направлена методическая деятельность в ОУ. Важно, чтобы в ходе этой деятельности педагог стал самым активным субъектом процесса совершенствования. Уже одно это требует не эпизодического, а комплексного подхода к многогранной научно- методической работе. По отношению к учителю научно-методическая работа выполняет ряд важных функций. Прежде всего, это функции адаптации и социализации. Так, благодаря активному участию в научно-методической работе учитель приобретает и закрепляет за собой определенный статус, меняя статус учителя со "знаньевым" уровнем компетенции на статус учителя - исследователя, совершенствуя учебно-воспитательный процесс, широко вводя инновации, способствуя повышению качества образования в соответствии с государственным образовательным стандартом (ГОС). С возрастом участие в ней способствует решению проблемы профессионального самосохранения, преодоления возможного отставания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к образовательному процессу. Методическая работа помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность.
Главное в методической работе - оказание реальной, действенной помощи педагогу. Методическая работа - это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового, педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя. Этот комплекс ориентирован на повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете - на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития учащихся.
Модернизация образования в ЛНР, обновление всех компонентов образовательного процесса повысили планку требований к педагогическим работникам. Сегодня педагог должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, а именно:
- диагностировать уровень развития учащихся, выстраивать реальные цели и задачи своей деятельности и деятельности обучающихся;
- отбирать целесообразные содержание, способы и средства с учетом развития познавательных и социальных характеристик учащихся, отслеживать результаты своей деятельности и достижения обучающихся;
- разрабатывать и реализовывать вариативные образовательные программы, творчески применять известные и разрабатывать авторские образовательные идеи, технологии, методические приемы;
- организовывать познавательную деятельность, быть проводником в огромном «море» информации в условиях современности.
Эти требования определяют значимость современного учителя не просто как «предметника-урокодателя», по определению В.И. Андреева, а как педагога – исследователя, педагога – психолога, педагога – технолога. В этой связи особое значение приобретает методическая работа в школе, способствующая развитию педагогического мастерства. Поскольку методическая работа может существенно влиять на качество обучения и воспитания, на конечные результаты работы образовательного учреждения, можно рассматривать ее как важный фактор управления образовательным процессом, а также необходимость управления методической работой в ОУ.
Глава II. Особенности и проблемы организационно – методического сопровождения и методической поддержки деятельности педагогов образовательных учреждений г.Кировска.
2.1. Модель методического сопровождения введения ВГОС ООО в образовательных учреждениях г.Кировска
Схема методического сопровождения введения ВГОС ООО в образовательных учреждениях города Кировска
В основе модели методического сопровождения введения ВГОС ООО лежат следующие принципы:
личностно-ориентированный характер взаимодействия всех участников образовательного процесса;
активность и самостоятельность основных субъектов процесса внедрения ВГОС ;
проблемность и диалогичность содержания и характера взаимодействия;
систематичность и целенаправленность деятельности;
осознанность педагогами содержания, способов деятельности и собственных изменений и др.
Данная модель методического сопровождения введения ВГОС в образовательных учреждениях состоит из четырёх основных блоков: «Методическое сопровождение создания организационно-управленческих условий введения ВГОС», «Методическое сопровождение создания кадрового обеспечения введения ВГОС», «Методическое сопровождение разработки ООП», «Методическое сопровождение создания информационного обеспечения введения ВГОС». Модель имеет описание содержания деятельности, форм деятельности, планируемых результатов, а также информацию об ответственном исполнителе и/или ответственном организаторе.
Реализация мероприятий, содержащихся в блоке «Методическое сопровождение создания организационно-управленческих условий введения ВГОС» позволит обеспечить введение стандарта в образовательном учреждении необходимой нормативно-правовой базой на первом этапе.
Следующий блок предложенной модели («Методическое сопровождение создания кадрового обеспечения введения ВГОС») направлен на решение задач повышения профессиональной компетентности педагогов ООУ города в условиях перехода образовательных учреждений на ВГОС.
Блок «Методическое сопровождение разработки ООП» направлен на решение задач, связанных с созданием основных компонентов программы и соблюдения преемственности с программой начальной ступени образования.
Реализация мероприятий блока «Методическое сопровождение создания информационного обеспечения введения ВГОС» осуществляется через системное взаимодействие всех субъектов реализации ВГОС, в т.ч. родителей (законных представителей), обучающихся, педагогов дополнительного образования, методического кабинета, отдела образования и общественности. Реализация мероприятий данного блока обеспечивает соблюдение законодательства в области доступности и открытости информации по вопросам введения и реализации ВГОС.
Более подробное описание модели методического сопровождения введения ВГОС в образовательных учреждениях представлено в таблице «Дорожная карта методического сопровождения введения и реализации ВГОС в образовательных учреждениях г.Кировска» (Приложение).
Считаю, что реализация данной модели методического сопровождения введения ВГОС в образовательном учреждении позволит повысить компетентность педагогических кадров образовательного учреждения и создать другие условия для введения ВГОС в образовательном учреждении, что в свою очередь позволит достичь новых образовательных результатов.
Представленная модель методического сопровождения внедрения ВГОС в образовательном учреждении не требует особых ресурсных затрат. Методические службы любого образовательного учреждения, внеся коррективы с учетом особенностей своего ОУ, смогут использовать данную модель для работы в указанном направлении.
2.2. Методическое сопровождение создания кадрового обеспечения введения ВГОС.
В соответствии с приказом Министерства образования, науки и культуры ЛНР №72 от 26.12.2014 г. «Об утверждении и поэтапном переходе образовательных учреждений ЛНР на временный государственный образовательный стандарт», с целью обеспечения организованного поэтапного перехода образовательных учреждений ЛНР на временный государственный образовательный стандарт (ВГОС), Кировский методический кабинет осуществляет методическое сопровождение введения ВГОС.
Методическое сопровождение введения ВГОС в образовательных учреждениях г. Кировска осуществляется по модели, утвержденной на заседании совета методического кабинета (пр. № 3 от 25.03.2015 г.), созданной с учетом запросов педагогов и определяющей взаимодействие и взаимосвязь ее структурных компонентов: целевого, функционального, содержательного и результативного. В данной модели нашли отражение вопросы планирования работы Кировского методического кабинета по обеспечению условий введения ВГОС.
Данная модель методического сопровождения введения ВГОС в образовательных учреждениях состоит из четырёх основных блоков: «Методическое сопровождение создания организационно-управленческих условий введения ВГОС», «Методическое сопровождение создания кадрового обеспечения введения ВГОС», «Методическое сопровождение разработки ООП», «Методическое сопровождение создания информационного обеспечения введения ВГОС».
Цель методического сопровождения - обеспечение необходимых условий введения ВГОС в пилотном режиме с марта 2015 года и в штатном режиме в 2015-2016 учебном году.
Остановлюсь на блоке «Методическое сопровождение создания кадрового обеспечения введения ВГОС». Данный блок предложенной модели направлен на решение задач повышения профессиональной компетентности педагогов ООУ города в условиях перехода образовательных учреждений на ВГОС. И цель деятельности методического кабинета – оказание помощи всем категориям педагогических работников
в освоении и принятии идеологии ВГОС и концептуальных подходов к её построению;
в создании мотивационных условий, благоприятных для профессионального развития педагогов учреждений города и решения задач реализации стандартов;
в развитии компетентности педагогов в условиях реализации ВГОС НОО и введения ВГОС ДО и ООО.
С целью определения кадрового обеспечения ОУ города, работниками методического кабинета был проанализирован качественный состав педагогических коллективов по итогам аттестации за последние 3 года.
Из диаграммы видно, что вдвое уменьшилось количество педагогов с І категорией, примерно на 30% - с высшей, да и общее число педработников сократилось практически на треть (по итогам 2013-2014 уч.г. – 281 педагог, по итогам 2014-2015 уч.г. – 158). Город лишился 9-ти «учителей-методистов», 7-и «старших учителей». Но по итогам аттестации 2015-2016 уч.г. – есть положительная динамика, количество педработников (188) увеличилось на 16% и 19 находятся в декретном отпуске, (т.е. статистически – это 207 педработников), что также дает надежду на увеличение численного (и, будем думать, качественного) состава к новому учебному году.
С уверенностью можно заявить, что творческий потенциал педагогов ОУ города достаточно велик. Согласно приказу отдела образования №161 от 17.09.2015 г. «Об организации учебно-методической работы в 2015-2016 учебном году», работа методического кабинета в новом учебном году приобрела новые акценты.
В августе 2015 года молодые педагоги были организованы для работы по проблеме «Особенности организации работы молодого педагога в период перехода на временные государственные образовательные стандарты». Работа с молодыми специалистами – одно из приоритетных направлений в деятельности методического кабинета.
Согласно плану работы, прошло 3 заседания, в период между которыми педагоги проводили т.с. «показательные уроки», взаимопосещали друг друга, посещали уроки опытных педагогов, делали анализ и самоанализ уроков. На последнем заседании была проведена диагностика уровня педагогического мастерства и диагностика творческого подхода к работе. Руководитель группы Филинская М.Ю. (СОШ №1) обработала результаты диагностирования и на заседании в мае будут подведены промежуточные итоги работы и я считаю необходимым продолжить работу с молодыми специалистами и в новом учебном году.
Качественное образование граждан - залог успешного развития каждой страны. Современная школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Проблема качества образования является достаточно важной, ее решение - необходимое условие конкурентоспособности человека в обществе.
Постоянный мониторинг качества учебного процесса, результатов обучения становится особенно актуальным в условиях реформирования образования, обновления его содержания и перехода на Временные государственные образовательные стандарты.
Повышение квалификации учителей всегда актуальная проблема, тем более, если мы говорим о методическом сопровождении создания кадрового обеспечения введения ВГОС. Анализ прохождения курсов повышения квалификации педработниками ОУ города проводится и по итогам учебного, и по итогам календарного года. Как видно из диаграммы :
В 2013 году курсы повышения квалификации прошли 102 педагога :
Дневная форма – 47;
Заочная форма – 26;
Дистанционная – 29.
В 2014 году курсы повышения квалификации прошли 65 педагогов(на 46 %
Дневная форма – 58;
Заочная форма – 6;
Дистанционная – 1.
В 2015 году курсы повышения квалификации прошли 38 педагогов(на 42 %
Дневная форма – 20;
Заочная форма – 9;
Дистанционная – 9.
Исходя из заявки, поданной на 2016-2017 учебный год, город выполнит 20% показатель (по заявке – 43 педработника).
Говоря о методическом сопровождении создания кадрового обеспечения введения ВГОС, на научно-методических и практических мероприятиях, проведенных работниками методического кабинета:
семинар-практикум для учителей начальных классов «Механизм формирования УУД на основе дидактической системы деятельностного метода обучения» (отв. Мудрак Н.В.) октябрь,2015;
семинар-практикум для зам.директоров по УВР «Оптимизация работы зам.директора ОУ с применением Excel. Контрольно-аналитическая деятельность администрации образовательного учреждения. Анализ урока в соответствии с требованиями ВГОС» (отв. Курасова Т.В., Мудрак Н.В.) октябрь, 2015;
мастер классы для учителей начальных классов, учителей – предметников «Работаем по новым стандартам» (отв. Лужеренко И.А., Мудрак Н.В., Дорохина Л.Н.) январь, март, 2016;
научно-практический семинар «Что такое УУД? Формирование УУД» (отв. Шумская И.М.) январь,2016;
инструктивно - методический семинар для экспертов аттестационной комиссии II уровня «Кодекс профессиональной этики при проведении экспертизы профессиональной деятельности и оценки уровня профессиональной компетентности педагогических работников» (отв. Лужеренко И.А.) февраль, 2016;
информационно - методический семинар для руководителей ОУ «Создание единого научно-методического пространства системы образования. Информационно-методическое сопровождение профессио- нального развития педагогов» ( отв. Мудрак Н.В.), февраль 2016г;
семинар – практикум на базе СОШ №3 «Библиотечно-библиографические занятия, как одна из форм работы школьных библиотек, направленная на повышение уровня информационной культуры учащихся» (отв. Талимончук Е.Ю.) февраль, 2016;
практический семинар «Портфолио педагога как визитная карточка специалиста» (отв. Лужеренко И.А.) март, 2016;
семинар-практикум «Педагогические приемы формирования УУД на уроках гуманитарного цикла» (отв. Дорохина Л.Н.) март, 2016;
заседание «круглого стола» «Как повысить орфографическую зоркость» (отв. Дорохина Л.Н.) март, 2016;
семинар-практикум для учителей начальных классов, методистов ДОУ «ТРИЗ-педагогика для реализации ВГОС или как сделать уроки интересными и продуктивными» ( отв. Мудрак Н.В., Шпота А.И.), март 2016г;
заседание «круглого стола» «Панорама творческих педагогических достижений» для учителей иностранного языка, художественно-эстетического цикла и предмета «Основы православной культуры» (отв. Сафонова М.Л.) март, 2016;
инструктивно-методический семинар «Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе» (отв. Ремская Л.И.) март, 2016;
тематическая дискуссия «Наша новая школа» для учителей физической культуры, технологий и ОБЖ (отв. Болотская С.В.) март, 2016;
обработка диагностических методик, развивающих и коррекционных программ для экспертизы на базе НМЦРО психологами и социальными педагогами (отв. Задорожняя Т.В.) январь-апрель, 2016.
2.3. Методическое сопровождение разработки ООП.
Блок «Методическое сопровождение разработки ООП» направлен на решение задач, связанных с созданием основных компонентов программы и соблюдения преемственности с программой начальной ступени образования.
В августе 2015 года была проведена серия инструктивно-методических семинаров «Особенности учебно-воспитательного процесса в условиях перехода на временные государственные образовательные стандарты», на которых освещались вопросы составления ООП учреждения, РП по предметам, внеурочной деятельности.
Работники отдела образования, методического кабинета, руководители методических объединений учителей-предметников в течении всего сентября оказывали консультативную помощь всем категориям педагогических работников в вопросах составления рабочих программ по предметам и внеурочной деятельности.
В октябре 2015 года на базе многопрофильной гимназии прошло расширенное заседание Совета методического кабинета «Планирование и организация внеурочной деятельности начального общего образования в ОУ г.Кировска в 2015-2016 учебном году» (Лужеренко И.А.). С целью подготовки основного вопроса, а также с целью оказания методической помощи, были просмотрены рабочие программы по внеурочной деятельности учителей гимназии, СОШ № 1,СОШ № 2 (Лужеренко И.А.), СОШ №3 (Мудрак Н.В.), УВК № 18 (Слободян Л.Я.). По итогам заседания было принято решение: разработать программу внеурочной деятельности (декабрь 2015 г.) и на заседании совета МК в январе 2016 г. Программа была рассмотрена и передана на утверждение начальнику отдела образования.
2.4. Методическое сопровождение создания информационного обеспечения введения ВГОС.
Реализация мероприятий блока «Методическое сопровождение создания информационного обеспечения введения ВГОС» осуществляется через системное взаимодействие всех субъектов реализации ВГОС, в т.ч. родителей (законных представителей), обучающихся, педагогов дополнительного образования, методического кабинета, отдела образования и общественности. Реализация мероприятий данного блока должна обеспечить соблюдение законодательства в области доступности и открытости информации по вопросам введения и реализации ВГОС.
Информационное обеспечение работы отдела образования, методического кабинета осуществляется мною, методистом по компьютерным технологиям. Оно включало в себя создание и наполнение сайта отдела образования http://kirovsk-goroo.klasna.com; посещение методобъединений, заседаний творческих объединений педработников, аттестуемых педагогов и подготовка фото-отчёта; помощь в подготовке документации отдела образования; курирование группы «Отдел образования Администрации г. Кировска ЛНР» в социальной сети http://ok.ru/otdelobraz; размещение в группе информационных материалов и фотовыставок.
Еще очень рано говорить о каких-либо результатах по реализации ВГОС. Я, на мой взгляд, достаточно емко описал механизм методического сопровождения внедрения и реализации ВГОС.
Более подробное описание модели методического сопровождения введения ВГОС в образовательных учреждениях представлено в таблице «Дорожная карта методического сопровождения введения и реализации ВГОС в образовательных учреждениях г. Кировска» (Приложение 1).
Заключение
Представленная модель методического сопровождения внедрения ВГОС не требует особых ресурсных затрат. Методические службы образовательных учреждений г.Кировска, внеся коррективы с учетом особенностей своего учреждения, используют данную модель для работы в указанном направлении.
Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Конечно, это очень серьезная и ответственная работа, в ходе которой могут возникнуть трудности и проблемы. Но ее конечный результат, принесет радость и удовлетворение всем участникам образовательного процесса. А главное — мы вырастим образованного и достойного человека.
Любое изменение подразумевает переход из одного состояния в другое. Другое по качеству, другое по уровню, другое по степени соответствия внешней системе требований и нашей системе ценностей.
Если изменениями не управлять, они все равно произойдут, независимо от того, хотим мы этого или нет. Вот только совсем не факт, что они будут именно такими, как нам хочется. Управление предназначено именно для того, чтобы перевести систему в желательное для нас состояние. Чтобы работать в таких условиях, которые нам подходят. Чтобы делать то, что нам нравится. Чтобы получать от своей работы удовлетворение, а не изматывающую усталость и раздражение.
Литература
1. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : Азбуковник, 1999. – 944 с.
2. Мардахаев, Л. В. Социально-психологическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации / Л. В. Мардахаев // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 6. – С. 7–10.
3. Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2000. – 200 с.
4. Битянова, М. Р. Практическая психология в школе / М. Р. Битянова. – М. : Совершенство, 1997. – 296 с.
5. Казакова, Е. И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационный подход) : автореф. дис. … пед. наук / Е. И. Казакова. – СПб., 1995. – 32 с.
6. Радионова, Н. Ф. Исследование проблем высшего педаго- гического образования как путь совершенствования много- уровневой подготовки специалиста в сфере образования / А. П. Тряпицына, Н. Ф. Радионова // Подготовка специалиста в области образования: Научно-исследовательская деятельность в совершенствовании профессиональной подготовки: коллек- тивн. моногр. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999.
7. Зеер, Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. – 2-е изд., перераб., доп. – М. : Академический Проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2003. – 336 с.
8. Милованова, Н. Г. Продуктивность образования: поиски и решения / Н. Г. Милованова // Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе : материалы 14-й Междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред. Н. Н. Суртаева, А. А. Макареня, С. В. Кривых. – СПб. : Экспресс, 2013. – 365 с.
9. Кирдянкина, С. В. Научно-методическое сопровождение профессионального роста учителя : автореф. дис. … канд. пед. наук / С. В. Кирдянкина. – Хабаровск, 2011. – 24 с.
10. Решетников, В. Г. Омский научный вестник, № 5 (122), 2013. – С.174 – 176.
13