СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика анализа периодической печати

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по анализу периодической печати. Дисциплина - источниковедение истории России.

Просмотр содержимого документа
«Методика анализа периодической печати»

При изучении периодического издания сначала необходимо охарактеризовать его в целом: причины, условия его появления и прекращения, источники информации для публикаций, редакторская политика, финансирование, взаимоотношения с цензурой и др. Информация, необходимая для полного описания издания, может быть получена из источников других видов: законодательства о печати, делопроизводства редакции и государственных учреждений, причастных к выпуску газеты или журнала, документов личного происхождения (мемуаров, дневников, писем издателей, редакторов, цензоров, авторов).

Публикации СМИ имеют особенности, которые следует учитывать при использовании их в качестве исторического источника. Одной из главных является "относительная достоверность" медиаматериалов, обусловленная субъективизмом журналистов или недостаточным уровнем их профессиональной подготовки, влиянием на творческий и публикационный процесс различных факторов (цензура, давление со стороны учредителей, коммерческий или политический заказ, информационные запросы аудитории и т.д.). Это заставляет историка не только тщательно перепроверять факты, сопоставлять их со сведениями из других источников, но и учитывать авторство материалов, условия их создания, состав учредителей и пр. Игнорирование принципа партийности советской прессы или излишнее акцентирование на нем внимания привело к тому, что среди части исследователей в последние годы стало бытовать мнение о непригодности использования материалов советских СМИ в качестве объективного исторического источника. Однако даже если признать чрезмерную политизацию, идеологизацию, субъективизм, цензуру, историк может использовать периодику, например, для анализа политики властей, направленной на формирование общественного мнения.

Существует также точка зрения, что из-за большого объема публикаций, которые местные газеты перепечатывали из центральных изданий, региональные СМИ не могут рассматриваться в качестве самостоятельного источника. Однако часто информация последних более адресна, гораздо ближе к жизненным реалиям.

В настоящее время для анализа периодических изданий применяются несколько методик.

Историко-типологический анализ включает изучение исторического периода, предшествовавшего возникновению издания, социальных предпосылок формирования изданий (состояние отрасли знания и ее значения в жизни общества), исследование факторов, непосредственно влиявших на выпуск изданий, изучение социально-исторического развития видов изданий, их трансформации, исчезновения и появления новых. Эта методика разрабатывалась и применялась Б. И. Есиным, предлагавшим начинать изучение всякого печатного органа с фронтального просмотра, затем определять рубрики, жанры, авторов, которые (предположительно) выражали суть направления периодического издания наиболее ярко. Таким образом, фронтальный обзор переходил в выборочный, но не случайный. Особое внимание Б. И. Есин рекомендовал обратить на номера, открывавшие издание, начинавшие и закрывавшие календарный год, десятилетие, поскольку они в большей степени отражали характерные черты издания как системы.

Социологический метод анализа прессы может проводиться различными методами (анкетирование, интервью, беседы). Например, в 1960–1970-е гг. под руководством Б. А. Грушина в ряде исследовательских центров проводилась работа над проектом "Общественное мнение", включавшим 76 объединенных единой целью, но относительно самостоятельных исследований. В частности, при изучении феномена СМИ как источника информации проводились анкетные опросы населения и работников местных органов управления, стандартизированные интервью с населением, одно- и двухступенчатые полусвободные интервью с местными журналистами, тестирования читателей газет.

А. И. Акопов для характеристики прессы предлагает проводить типологический анализ. Для этого он выделяет типообразующие признаки (издатель, цели и задачи издания, читательская аудитория), вторичные типообразующие признаки (авторский состав, внутренняя структура) и подчиненные типологические признаки (периодичность, объем и тираж). Сначала следует установить издателя и дать характеристику его статуса в профессиональной, общественно-политической иерархии. Мотивы возникновения издания выявляются с помощью нормативных документов, источников личного происхождения, редакционной статьи первого номера. Выясняются цели и задачи издания: какова программа (из редакционных статей в первых номерах и др.), как издание выполняет задачи и программу фактически (тематика материалов, их содержание, жанры, разделы, авторский состав), какую роль играют жанры, структура, читательский состав. Сведения можно получить из директивных документов правительственных, отраслевых органов, содержания передовых редакционных статей в первых номерах каждого года, материалов читательских конференций, статей к юбилею издания, материалов об этом издании (например, в критико-библиографических журналах). Состав читательской аудитории определяется по материалам читательских конференций (если таковые были), редакционным отчетам или передовым статьям, по письмам читателей, характеру материалов, числу подписчиков. Авторский состав определяется из редакционных отчетов и делопроизводственной документации редакции, выясняется также вопрос частоты пользования услугами внештатных авторов.

Внутренняя структура – способ распределения публикуемого материала внутри издания (журнальной книжки, газетных полос), постоянные или временные разделы и рубрики, специальные выпуски. Отмечают их повторяемость, как распределяется обычно объем журнала (газеты) по разделам и рубрикам. Также дается оценка внешнего оформления, как оно служит целям и задачам издания. Определяется, насколько периодичность соответствует задачам и типу издания и выдерживается ли фактически. Для исследования обычно применяется понятие разового тиража одного номера как среднего показателя из выходных сведений по всем номерам года или месяца, или недели.

Помимо явной фактологической информации в каждом источнике содержится латентное (скрытое) содержание. При проведении анализа историк обычно преследует три цели: установление подлинности источника, определение достоверности имеющихся фактов и выводов, обоснованность интерпретации текста (с учетом исторических реалий и условий создания текста). Один источник может быть исследован относительно различных исторических периодов или один источник при выходе на разные аудитории (одинаковая реклама в разных изданиях). При анализе текста обычно применяется качественный (содержательный) анализ, в рамках которого исследователь последовательно и детально отражает явления общественной жизни в историческом контексте. Во избежание иллюстративности качественный анализ текста дополняется применением математико-статистических методов, в том числе контент-анализа, который российский социолог А. Г. Здравомыслов назвал "научно обоснованным методом чтения между строк".

Считается, что напоминающая контент-анализ методика впервые была применена в Швеции в XVIII в. в ходе исследования содержания сборника 90 церковных гимнов. В сборнике подсчитывалось число упоминаний имени Христа и религиозных символов, а затем данные сопоставлялись с запрещенными текстами, которые по итогам анализа были признаны еретичными. На рубеже XIX–XX вв. стали проводиться контент-аналитические исследования СМИ для выявления тенденций "пожелтения" нью-йоркской прессы. Наибольшую известность в 1930–1940-х гг. приобрели исследования Г. Лассуэлла, объектом которых стали политика и пропаганда. В начале 1960-х гг. французский журналист Ж. Кайзер разработал систему изучения больших текстовых массивов, с учетом расположения текстового материала, оглавления, оформления и т.д.

Сущность методики контент-анализа сводится к тому, чтобы найти такие легко подсчитываемые признаки, свойства документа (например, частота употребления определенных терминов), которые отражали бы существенные стороны его содержания. Полученные количественные характеристики дают возможность сделать выводы о качественном (в том числе скрытом) содержании документа. В связи с этим контент-анализ нередко обозначается как качественно-количественный анализ.

Контент-анализ (от англ. contents – содержание) – метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления и измерения отраженных в них явлений и тенденций.

На первом этапе составляют список интересующих исследователя индикаторов или символов (первичных понятий). Символами являются относящиеся к теме слова и словосочетания, термины, имена людей, названия организаций, упоминание исторических событий и пр. Затем вводят категории – более укрупненные смысловые единицы, представляющие классы символов. Так, при изучении политических текстов смысловые единицы могут включать международные события, фамилии политических лидеров, отношение к событиям (за – против, хорошо – плохо), интересы (политические, экономические, партийные). Категории контент-анализа должны быть исчерпывающими (охватывать все части содержания, определяемые задачами данного исследования), взаимоисключающими (одни и тс же части нс должны принадлежать различным категориям), надежными (не должно быть разногласий по поводу того, какие части содержания следует относить к той или иной категории) и уместными (соответствовать поставленной задаче и исследуемому содержанию).

Основные процедуры контент-анализа:

1) формирование выборки (с учетом того, чтобы отбор единиц для наблюдения обеспечил получение результатов, присущих явлению в целом);

2) выявление смысловых единиц контент-анализа (символов и категорий);

3) интерпретация полученных данных (перевод количественной информации в качественное представление рассматриваемого результата);

4) перепроверка результатов исследования.

Не все текстовые источники могут стать объектом контент-анализа. Содержание документа должно обеспечить возможность задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также то, чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной полнотой (принцип статистической значимости). Успешнее всего контент-анализ применяется в отношении источников, обладающих постоянностью, однородностью, одномасштабностью. В качестве объектов исследования могут выступать сообщения печати, радио, телевидения, листовки, а также протоколы собраний, тексты речей, воспоминания, официальные документы, изобразительный материал и др.

Следует помнить также, что не все многообразие содержания документа может быть измерено с помощью формальных показателей, а полученные с применением контент-анализа данные могут оказаться неверными (если применен некорректный подход к формированию набора смысловых единиц текста).



Скачать

© 2016, 5646 16

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!