Просмотр содержимого документа
«Методика Фидлера.»
Методика оценки психологической атмосферы на уроках информатики в 9 классах по Фреду Фидлеру и адаптированная Николаевой Н.Ю.
Описание методики
Методика была разработана двумя учеными один из них А.Ю. Ханин, а другой неизвестный для меня ученый – А.Ф. Фидлер, в сети существует лишь история, что его имя связанно с данным тестом, а также что в разных работах фигурируется как Федор Фидлер, а иногда Аркадий Фидлер, является уроженцем Польши. (Поэтому не стоит путать Фреда Фидлера с А.Ф.Фидлером).
На рисунке 1 вы можете увидеть книгу в которой используется данная методика, собственно, в данной работе оно и было опубликовано. Книга была опубликована в 2002 году. Авторы книг - Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.
Рис. 1
Описание методики
Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность. Надежность увеличивается в сочетании с другими методиками (например, социометрией).
Инструкция по использовании методики
В предложенной таблице приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в вашей группе, коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поставите знак X, тем более выражен этот признак в вашем коллективе.
- Обработка результатов
- Ответ по каждому из 10 пунктов оценивается слева на право от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак , тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего.
- 1. Для каждого опрошенного вычисляется субъективная оценка психологической атмосферы в коллективе (Ксо): складываются баллы по всем 10 пунктам таблицы.
- 2. Вычисляется средний коэффициент субъективных оценок психологической атмосферы в коллективе (Кср): складываются коэффициенты субъективных оценок всех членов группы, полученная сумма делится на количество опрошенных.
- Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная оценка). Чем ниже коэффициент, тем благоприятнее оценка психологической атмосферы в коллективе.
- 3. Для получения вывода о наиболее выраженных признаках в коллективе, вызывающих трудности в его становлении, вычисляются средние коэффициенты субъективных оценок для каждого из 10 пунктов таблицы: К пр.1, К пр.2, К пр.3 и т.д.
- Для этого необходимо суммировать показатели по каждому признаку и разделить на количество опрошенных в коллективе.
Обработка и анализ данных
Ответ по каждому из 10 пунктов оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак , тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).
На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе.
Результаты анализа
Было опрошено 51 человек.
По данному анализу можно сказать, что по уровню ответов индивидуального профиля, создаем средний профиль.
Наиболее часто выбираемые уровни эмоциональной атмосферы колеблется в следующих показателях.
Результаты анализа
Как мы можем наблюдать из результатов, можно увидеть следующую тенденцию: 6 пунктов из 10 колеблется вокруг среднего значения, можно теоретически предположить, что там могла находится сугубо нейтральная позиция, но от ее отсутствия выбор нес отстраненный от объективной эмоциональной оценки.
Результаты анализа
По результатам анализа можно сказать также следующее. Т.к. оценка любой эмоциональной атмосферы в определенных группах имеет сугубо ситуационную природу, а именно формируется благодаря тем или иным ситуациям, которые происходят на протяжении активности группы, то можно установить, что исходя из динамики активности группы, будет зависеть изменение эмоциональной атмосферы. Мы знаем, что в группах часто происходят эмоциональные столкновения, будь то позитивные или негативные столкновения, т.к. эмоциональная атмосфера будет иметь чрезмерно большую частоту колебаний в позитивную или негативную сторону, то частота необходимости выявления определенной эмоциональной атмосферы увеличится, а значит данная методика не продуктивна.
Также было ранее установлено, что динамика изменения эмоциональной атмосферы не имела среднего, нейтрального значения, а следовательно, методика является не дополненной и не может отображать полноценную картину атмосферы.
Выводы
- Мое мнение указывает на недостатки данной методики.
- Методика является эффективной лишь на момент ее составления, а именно, на момент написания данного теста.