изучение способности к обобщению у младших школьников (приложение 1).
Лампа, фонарь, солнце, свеча.
Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
Собака, лошадь, корова, лось.
Стол, стул, пол, кровать.
Сладкий, горький, кислый, горячий.
Очки, глаза, нос, уши.
Трактор, комбайн, машина, сани.
Москва, Киев, Волга, Минск.
Шум, свист, гром, град.
Суп, кисель, кастрюля, картошка.
Береза, сосна, дуб, роза.
Абрикос, персик, помидор, апельсин.
Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.
Обработка и анализ результатов.
Ключ к оценке результатов. Высокий уровень – 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший – 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний – 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий – 1-6 рядов с одним родовым понятием.
Методика «Сравнение понятий» Л.С. Выготского
Сравнение понятий.
1. Ботинок – карандаш
2. Ветер – соль
3. Вечер – утро
4. Волк – луна
5. Ворона – воробей
6. Голод – жажда
7. Девочка – кукла
8. Дождь-снег
9. Дуб – береза
10. Золото – серебро
11. Картина - портрет
12. Корзина – сова
13. Корова – лошадь
14. Кошка – яблоко
15. Летчик – танкист
16. Лыжи – коньки
17. Маленькая – большая
18. Молоко – вода
19. Обман – ошибка
20. Озеро – река
21. Ось - оса.
22. Очки – деньги
23. Поезд – самолет
24. Река – птица
25. Сани – телега
26. Сказка – песня
27. Стакан – петух
28. Трамвай – автобус
29. Утро – вечер
30. Яблоко - вишня
В списке имеются и «несравнимые понятия» (река - птица; стакан - петух; ботинок - карандаш; волк - луна; ветер - соль; очки - деньги; кошка - яблоко). Предъявляя такую пару, не надо спешить с разъяснениями. Если ребенок растерян, то ему можно подсказать, что здесь встречаются слова, которые не сравнимы. В дальнейшем такие пояснения не делаются. Дело в том, что эти пары слов подобраны так, что провоцируют конкретное «ситуативное» высказывание. Помимо конкретности мышления, можно увидеть еще и «соскальзывание», что свидетельствует о неустойчивости ума. Если ученик настаивает на сравнимости несравнимых понятий и придумывает неестественные объяснения - есть основание предполагать резонерство, склонность к демагогии.
Сводная таблица изучения младших школьников по методике «Исключение лишнего» (Р. Амтхауэр)
Сводная таблица изучения младших школьников по методике «Сравнение понятий» Л.С. Выготского
№ | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Даты проведения (даты по неделям) | Оборудование занятия |
1. | Что дала математика людям? Зачем её изучать? | 2ч | | |
1.1 | Математика вокруг нас. | 1ч | 2.09 – 3.09 | |
1.2 | Занимательная математика в доме и квартире. | 1ч | |
2. | Из истории математики. | 8ч | | |
2.1 | Старинные системы записи чисел | 1ч | 6.09 - 10.09 | |
2.2 | Из истории чисел и цифр | 1ч | |
2.3 | Как люди учились считать | 1ч | 13.09 –17.09 | |
2.4 | Удивительное рядом или старинные меры длины. | 1ч | ТСО Презентация «Старинные меры длины» |
2.5 | Из истории математических открытий. | 1ч | 20.09 –24.09 | |
2.6 | Архимед – гений математики и изобретений | 1ч | Портрет Архимеда |
2.7 | Научный мир Пифагора | 1ч | 27.09 – 1.10 | Портрет Пифагора |
2.8 | Первые учебники | 1ч | Тесты |
3. | Развитие познавательных способностей. | 34ч | | |
3.1 | Тренировка внимания. | 10ч | | |
3.1.1 | Развитие концентрации внимания. Логические задачи. | 1ч | 4.10- 8.10 | Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания». |
3.1.2 | Тренировка внимания. Логически – поисковые задания. | 1ч | Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания». |
3.2 | Тренировка памяти. | 10ч | | |
3.2.1 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи. | 1ч | 11.10-15.10 | |
3.2.2 | Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания. | 1ч | Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания». |
3.3 | Поиск закономерностей. | 5ч | | |
3.3.1 | Поиск закономерностей. Логические задачи. | 1ч | 18.10-22.10 | Диск 1.12 «Несерьёзные уроки. Учимся мыслить логически». |
3.4 | Совершенствование воображения. | 5ч | |
3.4.1 | Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Ребусы. | 1ч | Ребусы. |
3.5 | Развитие быстроты реакции. | 4ч | | |
3.5.1 | Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания. | 1ч | 25.10-29.10 | Диск 1.13 «Несерьёзные уроки. Развиваем реакцию». |
3.1.3 | Развитие концентрации внимания. | 1ч | Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания». |
3.1.4 | Тренировка внимания. Логические задачи. | 1ч | 8.11-12.11 | Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания». |
3.2.3 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи. | 1ч | |
3.2.4 | Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания. | 1ч | 15.11-19.11 | Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания». |
3.3.2 | Поиск закономерностей. Логические задачи. | 1ч | Диск 1.12 «Несерьёзные уроки. Учимся мыслить логически». |
3.4.2 | Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек. | 1ч | 22.11-26.11 | |
3.5.2 | Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания. | 1ч | Диск 1.13 «Несерьёзные уроки. Развиваем реакцию». |
3.1.5 | Развитие концентрации внимания. | 1ч | 29.11 - 3.12 | Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания». |
3.1.6 | Тренировка внимания. Логические задачи. | 1ч | Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания». |
3.2.5 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи. | 1ч | 6.12-10.12 | |
3.2.6 | Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания. | 1ч | Диск 1.20 «Супердетки. Тренировка памяти». |
3.3.3 | Поиск закономерностей. Логические задачи. | 1ч | 13.12-17.12 | Диск 1.12 «Несерьёзные уроки. Учимся мыслить логически». |
3.4.3 | Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Ребусы. | 1ч | Ребусы. |
3.5.3 | Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания. | 1ч | 20.12-24.12 | Диск 1.13 «Несерьёзные уроки. Развиваем реакцию». |
3.1.7 | Развитие концентрации внимания. | 1ч | Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания». |
3.1.8 | Тренировка внимания. Логические задачи. | 1ч | 10.01-14.01 | Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания». |
3.2.7 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи. | 1ч | |
3.2.8 | Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания. | 1ч | 17.01-21.01 | Диск 1.20 «Супердетки. Тренировка памяти». |
3.3.4 | Поиск закономерностей. Логические задачи. | 1ч | Диск 1.12 «Несерьёзные уроки. Учимся мыслить логически». |
3.4.4 | Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Ребусы. | 1ч | 24.01-28.01 | |
3.5.4 | Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания. | 1ч | Диск 1.13 «Несерьёзные уроки. Развиваем реакцию». |
3.1.9 | Развитие концентрации внимания. | 1ч | 31.01-4.02 | Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания». |
3.1.10 | Тренировка внимания. Логические задачи. | 1ч | Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания». |
3.2.9 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи. | 1ч | 7.02-11.02 | |
3.2.10 | Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания. | 1ч | Диск 1.20 «Супердетки. Тренировка памяти». |
3.3.5 | Поиск закономерностей. Логические задачи. | 1ч | 14.02-18.02 | Диск 1.12 «Несерьёзные уроки. Учимся мыслить логически». |
3.4.5 | Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Ребусы. | 1ч | Ребусы |
4. | Занимательная геометрия. | 5ч | | |
4.1 | Наглядная геометрия. | 2ч | 21.02-25.02 | |
4.2 | Занимательная геометрия. | 2ч | 28.02-4.03 | Диск 1.27 «Занимательная математика». |
4.3 | Турнир по геометрии | 1ч | 7.03-11.03 | |
5. | Олимпиадные задания по математике. | 13ч | | |
5.1 | Занимательные задачи. | 2ч | 7.03-11.03 14.03-18.03 | Диск 1.27 «Занимательная математика». |
5.2 | Логические задачи для юных математиков. | 2ч | 14.03-18.03 21.03-25.03 | |
5.3 | Задачи повышенной трудности. | 2ч | 21.03-25.03 4.04-8.04 | |
5.4 | Решение нестандартных задач. | 2ч | 4.04-8.04 11.04-15.04 | |
5.5 | Математические тренажёры. | 3ч | 11.04-15.04 18.04-22.04 | Диск 1.9 «Несерьёзные уроки. Учимся считать». |
5.6 | Блиц - турнир по решению задач | 1ч | 25.04-29.04 | |
5.7 | Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки» | 1ч | |
6. | Очень важную науку постигаем мы без скуки. | 6ч | | |
6.1 | Задачи в стихах. | 1ч | 9.05-13.05 | |
6.2 | Экспромт - задачки и математические головоломки. | 1ч | |
6.3 | Логические математические задачки-шутки. | 1ч | 16.05-20.05 | |
6.4 | Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-сосчиталки» | 1ч | |
6.5 | Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал» | 1ч | 23.05-25.05 | |
6.6 | Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики» | 1ч | |
| Всего | 68ч | | |