СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика "Исключение лишнего"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одно из приоритетных направлений - достижение качества современного образования, отвечающего актуальным потребностям личности, общества и госудаоства.

Просмотр содержимого документа
«Методика "Исключение лишнего"»

Приложение 1

Методика «Исключение лишнего» (Р. Амтхауэр) направлена на изучение способности к обобщению у младших школьников (приложение 1).

Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:

  1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.

  2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.

  3. Собака, лошадь, корова, лось.

  4. Стол, стул, пол, кровать.

  5. Сладкий, горький, кислый, горячий.

  6. Очки, глаза, нос, уши.

  7. Трактор, комбайн, машина, сани.

  8. Москва, Киев, Волга, Минск.

  9. Шум, свист, гром, град.

  10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.

  11. Береза, сосна, дуб, роза.

  12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.

Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.

Обработка и анализ результатов.
  1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).

  2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя «кастрюля» – это посуда, а остальное – еда).

  3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.

  4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).

Ключ к оценке результатов. Высокий уровень – 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший – 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний – 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий – 1-6 рядов с одним родовым понятием.














Приложение 1

Методика «Сравнение понятий» Л.С. Выготского

Сравнение понятий.

1.       Ботинок – карандаш

2.       Ветер – соль

3.       Вечер – утро

4.       Волк – луна

5.       Ворона – воробей

6.       Голод – жажда

7.       Девочка – кукла

8.       Дождь-снег

9.       Дуб – береза

10.   Золото – серебро

11.   Картина - портрет

12.   Корзина – сова

13.   Корова – лошадь

14.   Кошка – яблоко

15.   Летчик – танкист

16.   Лыжи – коньки

17.   Маленькая – большая

18.   Молоко – вода

19.   Обман – ошибка

20.   Озеро – река

21.   Ось - оса.

22.   Очки – деньги

23.   Поезд – самолет

24.   Река – птица

25.   Сани – телега

26.   Сказка – песня

27.   Стакан – петух

28.   Трамвай – автобус

29.   Утро – вечер

30.   Яблоко - вишня

  В списке имеются и «несравнимые понятия» (река - птица; стакан - петух; ботинок - карандаш; волк - луна; ветер - соль; очки - деньги; кошка - яблоко). Предъявляя такую пару, не надо спешить с разъяснениями. Если ребенок растерян, то ему можно подсказать, что здесь встречаются слова, которые не сравнимы. В дальнейшем такие пояснения не делаются. Дело в том, что эти пары слов подобраны так, что провоцируют конкретное «ситуативное» высказывание. Помимо конкретности мышления, можно увидеть еще и «соскальзывание», что свидетельствует о неустойчивости ума. Если ученик настаивает на сравнимости несравнимых понятий и придумывает неестественные объяснения - есть основание предполагать резонерство, склонность к демагогии.


Приложение 3

Сводная таблица изучения младших школьников по методике «Исключение лишнего» (Р. Амтхауэр)

№ п/п

До эксперимента

После эксперимента

2 «а» класс

2 «а» класс

2 «а» класс

2 «а» класс

1

1

2

5

2

2

5

10

5

10

3

1

5

4

5

4

6

3

6

3

5

1

5

5

9

6

2

6

4

6

7

2

3

6

3

8

6

5

6

6

9

1

5

4

5

10

2

6

5

6

11

5

6

6

6

12

1

4

4

4

13

5

5

5

5

14

5

5

6

6

15

11

6

12

6

16

5

5

5

5

17

5

6

10

6

18

10

6

12

6

19

5


5


20

6


11


Ср.знач.

4,8

5,2

5,9

5,2



















Приложение 4

Сводная таблица изучения младших школьников по методике «Сравнение понятий» Л.С. Выготского

№ п/п

До эксперимента

После эксперимента

2 «а» класс

2 «а» класс

2 «а» класс

2 «а» класс

1

2

5

6

6

2

25

26

28

27

3

18

18

27

25

4

5

4

18

9

5

28

25

29

25

6

20

19

23

20

7

4

26

19

26

8

24

20

30

21

9

3

10

15

12

10

18

27

23

28

11

28

18

28

19

12

20

19

23

20

13

5

25

14

25

14

27

18

27

19

15

20

26

23

26

16

10

27

16

28

17

19

18

22

19

18

28

25

30

25

19

21


22


20

19


28


Ср.знач.

17,2

19,8

22,5

21,1



















Приложение 5

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ


Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Даты проведе­ния

(даты по неделям)

Оборудование занятия

1.

Что дала математика людям? Зачем её изучать?



1.1

Математика вокруг нас.

2.09 – 3.09



1.2

Занимательная математика в доме и квартире.


2.

Из истории математики.



2.1

Старинные системы записи чисел

6.09 - 10.09



2.2

Из истории чисел и цифр


2.3

Как люди учились считать

13.09 –17.09



2.4

Удивительное рядом или старинные меры длины.

ТСО Презентация «Старинные меры длины»

2.5

Из истории математических открытий.

20.09 –24.09



2.6

Архимед – гений математики и изобретений

Портрет Архимеда

2.7

Научный мир Пифагора

27.09 – 1.10


Портрет Пифагора

2.8

Первые учебники

Тесты

3.

Развитие познавательных способностей.

34ч



3.1

Тренировка внимания.

10ч



3.1.1

Развитие концентрации внимания. Логические задачи.

4.10-

8.10


Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.1.2

Тренировка внимания. Логически – поисковые задания.

Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.2

Тренировка памяти.

10ч



3.2.1

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи.

11.10-15.10



3.2.2

Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания.

Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.3

Поиск закономерностей.



3.3.1

Поиск закономерностей. Логические задачи.

18.10-22.10


Диск 1.12 «Несерьёзные уроки. Учимся мыслить логически».

3.4

Совершенствование воображения.


3.4.1

Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Ребусы.

Ребусы.

3.5

Развитие быстроты реакции.



3.5.1

Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания.

25.10-29.10


Диск 1.13 «Несерьёзные уроки. Развиваем реакцию».

3.1.3

Развитие концентрации внимания.

Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.1.4

Тренировка внимания. Логические задачи.

8.11-12.11


Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.2.3

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи.


3.2.4

Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания.

15.11-19.11


Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.3.2

Поиск закономерностей. Логические задачи.

Диск 1.12 «Несерьёзные уроки. Учимся мыслить логически».

3.4.2

Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек.

22.11-26.11



3.5.2

Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания.

Диск 1.13 «Несерьёзные уроки. Развиваем реакцию».

3.1.5

Развитие концентрации внимания.

29.11 - 3.12


Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.1.6

Тренировка внимания. Логические задачи.

Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.2.5

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи.

6.12-10.12



3.2.6

Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания.

Диск 1.20 «Супердетки. Тренировка памяти».

3.3.3

Поиск закономерностей. Логические задачи.

13.12-17.12


Диск 1.12 «Несерьёзные уроки. Учимся мыслить логически».

3.4.3

Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Ребусы.

Ребусы.

3.5.3

Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания.

20.12-24.12


Диск 1.13 «Несерьёзные уроки. Развиваем реакцию».

3.1.7

Развитие концентрации внимания.

Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.1.8

Тренировка внимания. Логические задачи.

10.01-14.01


Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.2.7

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи.


3.2.8

Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания.

17.01-21.01


Диск 1.20 «Супердетки. Тренировка памяти».

3.3.4

Поиск закономерностей. Логические задачи.

Диск 1.12 «Несерьёзные уроки. Учимся мыслить логически».

3.4.4

Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Ребусы.

24.01-28.01



3.5.4

Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания.

Диск 1.13 «Несерьёзные уроки. Развиваем реакцию».

3.1.9

Развитие концентрации внимания.

31.01-4.02


Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.1.10

Тренировка внимания. Логические задачи.

Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.2.9

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи.

7.02-11.02


3.2.10

Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания.

Диск 1.20 «Супердетки. Тренировка памяти».

3.3.5

Поиск закономерностей. Логические задачи.

14.02-18.02


Диск 1.12 «Несерьёзные уроки. Учимся мыслить логически».

3.4.5

Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Ребусы.

Ребусы

4.

Занимательная геометрия.



4.1

Наглядная геометрия.

21.02-25.02


4.2

Занимательная геометрия.

28.02-4.03

Диск 1.27 «Занимательная математика».

4.3

Турнир по геометрии

7.03-11.03


5.

Олимпиадные задания по математике.

13ч



5.1

Занимательные задачи.

7.03-11.03

14.03-18.03

Диск 1.27 «Занимательная математика».

5.2

Логические задачи для юных математиков.

14.03-18.03

21.03-25.03


5.3

Задачи повышенной трудности.

21.03-25.03

4.04-8.04


5.4

Решение нестандартных задач.

4.04-8.04

11.04-15.04


5.5

Математические тренажёры.

11.04-15.04

18.04-22.04

Диск 1.9 «Несерьёзные уроки. Учимся считать».

5.6

Блиц - турнир по решению задач

25.04-29.04



5.7

Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки»


6.

Очень важную науку постигаем мы без скуки.



6.1

Задачи в стихах.

9.05-13.05


6.2

Экспромт - задачки и математические головоломки.


6.3

Логические математические задачки-шутки.

16.05-20.05


6.4

Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-сосчиталки»


6.5

Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал»

23.05-25.05


6.6

Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики»



Всего

68ч