Методика использования приёмов инсценирования на
уроках литературы
Ещё в начале 20 века многие передовые учителя на уроках чтения начали использовать активные творческие приёмы: рисование, лепку и драматизацию. Даже в Программах по русскому языку, выпущенных в 1920 году, был самостоятельный раздел «Драматизация». В то же время несколькими педагогами под руководством Е. Соловьёвой вышли методические рекомендации «Игра – драматизация в школе». Исключительное значение авторы данных рекомендаций придавали драматизации всего прочитанного детьми произведения, так как «драматизация есть последствие того психологического процесса, при котором всё виденное, слышанное и прочитанное вновь продумывается, переживается и воспроизводится при помощи слова, интонации, жеста, мимики, позы, группировки».
Ценность приема драматизации (инсценирования), по мнению ученых-методистов, определяется тем, что он помогает учащимся зримо увидеть содержание литературного произведения, развивает воссоздающее воображение школьников, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы. Приём драматизации обеспечивает яркость внешних представлений, которые можно рассматривать как важную форму наглядности. Драматизация для детей, способствуя их отождествлению с героями произведения, служит средством, которое обостряет восприятие морального опыта, отраженного в книге. Участвуя в инсценировании, ученики приобретают опыт не только моральных чувств и оценок, но и поведения.
Инсценирование предлагается использовать на пропедевтическом этапе изучения драматургии, отсутствие опыта чтения драмы в 6-7 классах - не препятствие для инсценировки . Оно возможно и на всех этапах обучения как способ «анализа и обобщения литературных впечатлений». И даже на «завершающих этапах анализа», так как трансформация текста тем успешнее, чем более читатель ориентируется в нем, имеет «осязаемое представление» о героях, задействованы его зрительские впечатления, опыт знакомства с жанром. Нет однозначного мнения и относительно трансформации литературного текста благодаря приемам театральной условности.
Имея литературно-театральную природу, они совмещают репродукцию и творчество (преобразующее воспроизведение); играют важную роль в системе литературной и сценически-игровой деятельности школьников. Читая, учащиеся овладевают комплексом читательских умений. Инсценируя, самостоятельно получают знания, осваивают игровые способы деятельности. Игра родственна учебной деятельности функционально: формирует «новые знания и умения или прежние знания приобретают новые качества». Инсценирование произведений литературы предполагает умение соотносить и понимать художественный язык, содержательные и структурные компоненты произведения, а значит и способствует формированию читательской компетентности. Для перевода повествования в диалог, «писательского идеального образа в читательский идеальный образ» необходимы умения образной конкретизации и образного обобщения.
Подготовка к инсценированию осуществляется в следующем порядке:
- восприятие текста произведения, который предстоит драматизировать;
- проверка качества восприятия;
- характеристика героев произведения с привлечением текста;
- анализ действий и слов одного из героев в названной учителем ситуации;
- демонстрация поведения героя;
- анализ соответствия показа смыслу отрывка из литературного произведения;
- установление и устранение причин несоответствия этюда прочитанному произведению.
Ученые отмечают, что использовать инсценирование необходимо при работе с текстами, насыщенными диалогами, а также при чтении таких жанров, как басня, сказка. Чтобы осуществить этот вид деятельности на уроке, детей надо к нему подготовить: выбрать эпизод, который может быть прочитан детьми по ролям; затем вместе с детьми назвать действующих лиц, участвующих в выбранном эпизоде, определить, сколько нужно учеников, чтобы прочитать сценку по ролям. Только после этого можно предложить детям найти слова каждого персонажа, обсудить интонацию из реплик и подготовиться к чтению. В заключение эпизод читается по ролям учениками, вызванными к доске.
Драматизация развернутой формы – самый сложный вид драматизации. Она содержит в себе все средства драматической выразительности, и поэтому вводится не сразу, а постепенно.
В зависимости от целей урока, этапа обучения, подготовленности класса к развернутой драматизации, учитель может драматизировать один эпизод, несколько эпизодов, связанных между собой или все произведение целиком, если это посильно детям.
Обязательным элементом работы над инсценированием является анализ результатов творческой деятельности. Драматизация, по мнению исследователей, может стать средством формирования коллектива, интересным и полезным мероприятием для воспитания личностных качеств учащихся.
В драматической форме, отмечают ученые, образ, созданный из элементов действительности, воплощается и реализуется снова в действительность, хотя и в условную; стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, находит своё полное осуществление.
Драматизация для детей, способствуя их отождествлению с героями произведения, служит средством, которое обостряет восприятие морального опыта, отраженного в книге. Участвуя в инсценировании, ученики приобретают опыт не только моральных чувств и оценок, но и поведения. Привлекая детей к театральной деятельности, мы развиваем в них активное отношение к миру, создаём базу для действий не только эмоциональных, словесных, но и физических.
Драматизация также способствует развитию речи учащихся, являясь одним из способов воспитания ребёнка. Она влияет на речь детей в силу двух причин:
1) создания на уроке естественной ситуации речевого общения;
2) использования в качестве основы для инсценирования лучших образцов детской литературы.
При использовании приёма драматизации на уроках чтения и литературы нужно иметь в виду, что существуют формы драматизации различной сложности, развивающие творческую деятельность детей, которые следует вводить постепенно, всё более усложняя их с учетом возрастных особенностей учащихся и целей урока. Это:
анализ иллюстраций с точки зрения выразительной мимики и пантомимики изображенных на них героев;
постановка индивидуальных и групповых «живых картин» (эта форма драматизации, известная в методике русского языка ещё с начала 20 века. «Живая картина - это момент из художественного произведения, запечатленный не на полотне, а в позах, выражении лиц, стиле одежды персонажей, реквизите»);
подготовка и произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонационной, но и пластической выразительности;
чтение по ролям;
драматизация развёрнутой формы.
Использование всех этих видов инсценирования предполагает определенные этапы:
1. Восприятие материала, который предстоит драматизировать.
2. Анализ произведения (обстановка, образы героев, их поступки).
3. Постановка исполнительских задач («Что нужно передать, разыгрывая сцену?»).
4. Выбор выразительных средств («Как это сделать?»).
5. Пробы, анализ.
6. Подведение итогов, внесение корректив.
7. Заключительный показ и его анализ.
Ученые выделяют следующие условия эффективного использования приёмов драматизации на уроках литературы:
ясное осознание цели использования на уроках каждого из приёмов драматизации;
соблюдение последовательности (этапов) работы;
использование иллюстративного материала;
проведение распределение ролей сразу после проведения подготовки, перед завершающим этапом инсценировки;
выработка у детей отношения к драматизации как к искусству переживания, а не изображения;
оценка и анализ любого вида драматизации, используемого на уроке, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся;
систематичность использования приемов драматизации в процессе обучения.
Как показывают исследования, учащиеся с увлечением занимаются сценически-игровой деятельностью. 80% учащихся средних классов предпочли сценически-игровой вариант контрольных проверок собственно литературным заданиям, что свидетельствует о стремлении школьников к активным формам учебной деятельности и овладении приемами одной из них.
Таким образом, инсценирование, по мнению исследователей, углубляет восприятие произведения; развивает умение вдумчивого чтения; активизирует творческие способности школьников; приучает их к самостоятельности суждений, поиску собственного видения произведения искусства; расширяет знания о смежном с литературой виде искусства - театре.