Методика обучения аудированию
Аудирование – это перцептивная мыслительно-мнемическая деятельность, в ходе кт. Выполняется ряд сложных логических операций. Существуют факторы, определяющие успешность ауд-я и затрудняющие восприятие.
Факторы, затрудняющие процесс ауд-я:
направленность внимания на общее содержание и неумение понять второстепенную информацию
слишком быстрое переключение внимания с язык. формы на содержание
забывание текста в ходе слушанья (линейное забывание)
Факторы, определяющие успешность аудирования:
установка, даваемая перед прослушиванием
Темы речи (140-150 слов в минуту средний темп англ.речи)
!!!Нельзя искусственно замедлять темп речи если он сложный и !!!вместо замедления необходимо удлинять паузы между предложениями
количество предъявлений (мин.2-макс.3 раза вкл.запись)
продолжительность звучания текста ( для нач.школы это 1-2 мин, для средней-до 5 мин, старше 8-9 кл от 5-7 мин, продвинутый этап-10 мин)
существует ряд требований к текстам для ауд-я и они д\соблюдаться:
а) соответствие возр.особенностям,
б) текст д\содержать какую-то проблему, вызывающую интерес
в) требование касается ауд-я д\развития умения и слушания, т.е желателдьно чтобы текст был написан не от первого лица (это не касается тестовых заданий и ЕГЭ)
г) текст д\содержать избыточную информацию, т.е это переформулир.предложений, паузы, ввод.слова, повторы, ритор.вопросы.
Методика работы с текстом д\ауд-я:
Включ.3 этапа:
предтекстовый ( этап перед прослушиванием – PRELISTENING) –здесь происх.введение в проблему и в тему текста ( вопросы предтекстовые общего плана по теме) , снятие язык.трудностей лексических и грамматических, прогнозирование содерж.текста( в основном по заголовку). Здесь дается 1 установка для слушания.
Тестовый этап (while-listening) –происходит прослуш.текста несколько раз с разными заданиями, но во время прослуш. м\б след.задания: направлены на поиск инфы – поисковое аудир-е. Напимер: прослуш.текст, в ходе слушания найдите какие-то слова и отметьте их в таблице. Или в ходе прослушивания надо найти ответ на вопрос.
Послетекстовой этап (post reading)- здесь происходит контроль понимания текста.
Виды заданий:
- matching (напр.номер говорящего с кусочком текста, имя говорящего с кусочком речи)
- gap filling – заполнение пропусков, т.е. дается текст
- multipal choice test – множ.выбор одного из нескольких заданных вариантов.
- true-false statements
-выборы по тексту (они м\касаться основного содержания на проверку общего понимания, а также м\касаться деталей текста на проверку полного понимания(т.е детального)
- пересказ текста (устный) или письменный пересказ т.е изложение
-выделение основной идеи текста
-задания д\контроля критического понимания, т.е обсуждение действий героев, сюжета
-придумывание различных продолжений к тексту
Уровни понимания текста при аудировании
1.Фрагментарное понимание (этот уровень не контролируется)
2.Уровень общего понимания
3.Уровень детального (полного) понимания
4.Уровень критического понимания